Павел Крусанов. Самострел. Рассказ
Передо мной книга Павла Крусанова «Все рассказы», открываемая циклом 80-х годов «Уездное». Первый рассказ «Самострел» переносит читателя в начало 20 века, в неглухой уезд где-то на северо-западе, явно воссоздавая романную топологию Фёдора Сологуба.
Сюжет тоже почти что сологубовский: старший гимназист-барчонок без ума влюбляется в странную, но «типичную» для наших уже 80-х годов утончённо-рафинированную, но страшно гулящую девушку, и, увидев её «без грима», будучи зазван на похабное парти (тоже параллель с нашей юностью), будучи оскорблённым ей и другими, маниакально стремится к самоубийству. Он сооружает поджигу (см. 80-е!) и стреляется, к счастью – неудачно!
Обращу ваше внимание на то, как издевательски моделирует этот процесс автор: барчонок, юный ещё, напивается вусмерть, поджигу разрывает от выстрела, ватный пыж герметично затыкает неопасную, «мягкую» рану, «поехавший» гимназист оказывается на улице в компании с пьяными попрошайками. Отец-медик, оказывая первую помощь сыну-самострельщику (термин опять же из армейского лексикона наших 80-х!), болезненно-бодро шутит: надо было, мол, вату-пыж сразу йодом пропитать, чтобы исцеляющий эффект надежней был.
Отнюдь не случайны совпадения, «объективно» препятствующие самоубийству гимназиста: этот «огарочник» времён Сологуба как бы переносится в 1984 году из советской эпидемию юношеских самоубийств 80-х годов заклинательно, магически, если Павел не обидится на это слово, что очевидно и совпало с нужным эффектом. На следующий же год грянул Горбачёв, пришла Перестройка и конец «холодной войне», забрезжила перспектива.
Удивительный творческий акт, актуальный и в наши дни 21 века.
Счастья Вам, Павел Васильевич!
А. Михаил. 13 ноября 2022 года.
Свидетельство о публикации №222111301689