Кто он, Сергей Нилус?

      Российский религиозный писатель, общественный деятель, публицист.
     Сергей Нилус родился в Москве 28 августа 1862 года
в семье Александра Петровича Нилуса.
     Семья была малорелигиозна.
     Детство Нилус провел в Москве, на лето приезжая в родовое имение Золотарёво, Мценского уезда Орловской губернии.   
      По окончании московской гимназии в 1882 году юноша, вслед за старшим братом Дмитрием,  поступил в Московский университет на юридический факультет.
       В 1886 году Нилус окончил университет и был определен кандидатом на судебные должности Симбирского окружного суда.
      А через три года, оставив службу, удалился в своё имение в Золотарёве, в котором жил до 1905 года.
   Он пишет, что сокрушаясь о всеобщем, как ему казалось, оскудении веры в христианском мире, о зле братоубийства и человеконенавистничества, видя, как христианский мир заливает кровь войн и усобиц, при этом видя богоотступничество цвета русского общества, «Я признаюсь, был уверен, что угас уже истинный дух Православия в России.»
    Спустя некоторое время произошёл глубокий внутренний перелом в его мировоззрении.

   В июле 1900 года, Нилус совершил паломничество в Саровскую пустынь и Серафимо – Дивеевский монастырь, где как он думал, исцелился от своей болезни горла.
   Через год болезнь вернулась, но при встрече, его окончательно исцелил от возвратившейся болезни Иоанн Кронштадтский.
   На литературное творчество Сергея Нилуса так же благословил Иоанн Кронштадтский.
   Чуткий к происходящему в стране, Нилус начинает «проповедовать» сперва устно, а затем и печатно о близости явления в мире антихриста и Страшного Суда Господня.
   Летом и осенью 1901года Нилус дважды ездил в Троице-Сергиеву лавру.
 
   Он поведал, что там ему явился Сергий Радонежский и как можно думать – благословил его на писательство.

   О своем приобщении к православию, о монастырях и благочестивых духовных лицах, Нилус начал рассказывать на страницах “Московских ведомостей.” 
   В частности, “О том, как православный был обращен в православную веру”.

   В 1902 году вдова Мотовилова передала Нилусу архив мужа, включавший записи доверительных бесед с Серафимом Саровским.
   По материалам архива и устным свидетельствам Нилус осуществил ряд публикаций, в том числе “Блаженной памяти отца Серафима Саровского, почившего 2 января 1833года”
   Эти и ряд других публикаций на церковные темы вошли в его книгу “Великое в малом (Впечатления от событий своей и чужой жизни).

   В основе мировоззрения Нилуса лежало убеждение в том, что “вся жизнь человека... есть одно сплошное, великое и, без помощи Божественного откровения, неизъяснимое чудо”.
   Он считал, что “или явно, или таинственно-прикровенно чудеса и знамения руководят всею нашею жизнью, не без участия, конечно, нашей воли, принимающей или отвергающей это незримое руководство.

   В июле — августе 1900 года Нилус совершил по обету паломничество в Саровскую пустынь и Серафимо-Дивеевский монастырь.      
   По его словам, это был “год великого внутреннего перелома всего строя его внутренней духовной жизни”.

   Нилус становится верующим, “сердечно обращенным в Православие из душевного язычества, которым в наши времена так глубоко заражен так называемый “интеллигентный” слой русского общества”.
   В том же году он дважды побывал в Оптиной пустыни.
 
   Во 2-е издание книги “Великое в малом” (под назв. “Великое в малом и Антихрист как близкая политическая возможность”, Царское Село, 1905), посвященной Иоанну Кронштадтскому, Нилус включил обширную работу “Антихрист как близкая политическая возможность.”
    
    В 1906 году, 3 февраля, в Петербурге состоялось венчание Сергея Александровича Нилуса с камер-фрейлиной Еленой Александровной Озеровой — дочерью посланника в Афинах, а затем в Берне А.П.Озерова.    

    Супруги поселились в Валдае. А с октября 1907 года по 14 мая 1912 года — в Оптиной пустыни, в «Леонтьевской» усадьбе — двухэтажном доме, где жил ранее писатель Константин Леонтьев.
   
    Результатом разбора скитских рукописей, ознакомлением с духом и строем жизни насельников монастыря стала книга «Святыня под спудом».
    Дневник, который здесь вёл Нилус, печатался в «Троицком слове».

    После революции 1917 года советские власти  начали преследовать Нилуса.
    В 1923 году Нилус с женой переехали в Пирятин, а в 1926 — в Королевец Черниговской губернии.

    Революционные Власти арестовывали писателя и не раз держали по несколько месяцев в заключении в 1924, 1925, 1927, 1928 годах.
    Но после отсидки пока выпускали на свободу.

    Люди боялись пускать Нилусов жить к себе.
    В 1928 году Нилус с супругой перебираются в село Крутец, близь города Александрова, что под Москвой.
 
    Дочь священника рассказывает:
    «14 января 1929 года в доме моего отца, священника Василия Арсеньевича Смирнова, в селе Крутец, Александровского уезда, Владимирской области, скончался Сергей Александрович Нилус.
    Отцу моему выпала честь приютить этого замечательного человека в своем доме, вместе с его женой Еленой Александровной, урожденной Озеровой, в последний год  его жизни, и проводить его в последний путь.»
   
    В селе Крутец есть церковь Успения Божьей Матери и кладбище, на котором по смерти и был похоронен писатель.

    С 2001 года в январе ежегодно проводятся Нилусовские чтения. Почтить его память на его могиле в селе Крутец приезжают паломники из разных стран мира.   

    В 2003—2005 годах выходит полное собрание сочинений Сергея Нилуса.

    Мне очень хочется, читатель, чтобы и ты прикоснулся к творчеству Нилуса и услышал нечто об удивительном, загадочном и прекрасном, существующем в нашей жизни.
     Первое сильное впечатление произвели на меня Дневники игумена Феодосия.
выдержки из которых, с некоторыми комментариями и добавлениями я приведу здесь на сайте.


Рецензии
Наталья Алексеевна, почитаем Нилуса.
Вы не упомянули за что это его так власти притесняли как сильно. Надо полагать, это не что иное как месть за его находку - супер секретные документы "Протоколы сионских мудрецов" и преданием её гласности напечатыванием их в 1905 году.

Тем самым было вскрыто тайное оружие по которому управляется мир тёмными силами.
Его "хозяева этого мира" даже не могли от ненависти называть по имени, а только "неуклюжий русский мужик".

Использовали его труды и в произведении по ссылке "Познаём историю - русский мыслитель С. А. Нилус - http://proza.ru/2021/11/29/553

С уважением.

Василий Рябов Слабов   15.11.2022 17:20     Заявить о нарушении
Василий, большое спасибо за дополнения.
Мне самой ещё читать и читать его книги и о нём.
Сейчас я под впечатлением найденных им в своё время, дневников Игумена Феодосия, которыми
до конца ещё не поделилась с читателями.

Наталья Алексеевна Горенко   15.11.2022 20:23   Заявить о нарушении
Я. извиняюсь, хочу подчеркнуть, что указанное мной http://proza.ru/2021/11/29/553 - это самое общественно значимое у С.А.Нилуса.
Объём небольшой и Вам полезно прочитать бы в числе первых.

Будьте здоровы.

Василий Рябов Слабов   16.11.2022 13:09   Заявить о нарушении
Спасибо Василий. Первым делом прочту, как только от прозы жизни приосвобожусь.

Наталья Алексеевна Горенко   22.11.2022 18:58   Заявить о нарушении