Живая память о мае 2021г в Старом Крыму

Думал приеду в город Старый Крым как древнюю столицу татарского ханства и наемся национальных блюд до отвала. А как приехал, то  как назло праздник татарский и все кафешки их позакрывались.   Решил было питаться  только духовными ценностями в мечетях и музеях, но русская советская столовка на улице имени Ленина, недалеко от памятника ему, лишила меня этой благодати духовной напрочь. Пришлось заплатить аж сто рублев за котлету и борщ с соком. Еда детства – как в пионерлагере. И картины маслом Айвазовского по стенам. Вот такие ханские обеды там ныне…
Любой новый город лучше начинать изучать с прошлого. А прошлое – на кладбище. И в старом Крыму я начал с него. С поиска там Александра Грина. Благо что от автовокзала  сотня метров. Но там о Грине ничего не напоминало, светило солнце, чирикали птицы и пахла сирень. Весь город с кладбищем на косогоре. В центре косогора я остановил жигуленок старый со стариком осьмидесяти лет и поверг его допросу насчет товарища Грина. Сперва старик задумался крепко и  махнул  неуверенно не в том направлении. Я поспасиболся и пошел снова вверх и далее, а он остался стоять с авто и когда я уже был далеко вдруг окликнул меня, выйдя из авто, и указал правильное направление. Вводы: да здравствует советская взаимовыручка и правильное направление. Даже на кладбище.

Через дорогу от усыпальницы Грина татарская слободка со стендом карты всех улиц и древними камнями под ним. Долго выписывал маршрут, но отвлекала постоянно молодая татарка на авто в платье, что вышла из машины и долго в разных соблазнительных позах вынимала из разных ее мест что то там непонятное. Точнее не вынимала, а делала вид что вынимает. Но меня ей было не соблазнить – вспомнил  о Вас…

Храм святого Пантелеймона, якобы 12 века, хотя блестел как новодел,  был закрыт, а вот старинная мечеть хана Узбека приняла меня как родного – дверь открылась, за ней на ковре меня ждали тапочки…

Внутри мечети было прохладно и одиноко, но хорошо  и спокойно. Вот так становишься мусульманином.

 

Вторая древняя мечеть встретила остатками стен и … отличным домом на продажу напротив.  А может это продавал мусульманин чтобы восстановить мечеть ?

 

Двое русских энтузиастов на ул.Ленина доделывали цоколь нового храма Александра Невского рядом с крестом на поляне и русской березой и 200-летней шелковицей. Цари пытались сделать Старый Крым русским Китаем с производством шелка. Энтузиасты указали верный путь по Ленину в прямом смысле – по одноэтажной ул.Ленина. На ней запомнились сквер в реставрации, небоскреб в виде пятиэтажки и советская столовая, где в прохладе под картинами маринистов хорошо съелась порционная котлета и борщ с соком сладким.

Около несочетаемых – памятника Ленину и названия улицы — Свободы – взметнулась ввысь стелла со скульптурой человека, играющего на дуде. То был памятник не кому то конкретно, но  Музыке в Человеке ! У музыкальной детской школы.


Обаятельная продавщика вредных хлебобулочных изделий так обаяла, что с дуру купил у нее две булки с повидлом  и не знал что с ними делать. Не есть же… В общем с женщинами в Старом и не очень Крыму надо быть бдительными. Или булки продадут, или женят….
 
Литературный музей Старого Крыма оказался краеведческим трехэтажным, с львами у входа в саду и в старинном особняке настоящего купца. Фото старинные по стенам,  картины маслом, люстры, антиквариат и  пианино создавали полное представлении о том, как жила в городе русская интеллигенция во времена Чехова. Проникся духом.

За поворотом купеческого особняка следовал через пару сотен метров музей Паустовского, в домике  в четыре комнаты с верандой среди сада в сиреневых кустах. Кусты цвели. Смотрительницы также и приветливы. Паустовский прожил там 3 дня и его цитаты в саду и со стен звали в  дальние путешествия, в зурбаганы. Он прожил те три дня в доме с любимой женщиной и явно был счастлив.

Музейную улицу товарища Либкнехта к моему приезду стремительно доделывали, но опять не успели. Над ней светило солнце, цвели сады, улиткой шли две татарские девочки с ранцами, а старшеклассники играли во дворе школы в волейбол.

В 50 метрах от дома, где счастливо жил с любимой и умер А.Грин спросил куда идти у хрупкой женщины с фигурой девушки Ассоль, работающей в полисаднике и она показала где жилье автора «Алых парусов». На обратном пути спросил ее как лучше пройти к святому источнику. И она опять ответила приветливо, как Ассоль.

А вдруг это и правда была Ассоль в возрасте, которая все ждет меня, ждет как капитана Грея….

А не купить ли алых парусов, а не нанять ли шхуну в Феодосии  ?…


Часовня над источником святого Пантелеймона находилась за речной зеленой долиной у подножия горы рядом с дорогой, по которой А.Грин ходил через горы в Коктебель к своему другу Волошину. Вода источника еле капала, но источник был богат видами на цветущие горы и долину у старого города. Виды просились на холсты !

В последние полчаса  в Старом Крыму навстречу вышла, как из прошлых веков, миловидная молодая татарка в настоящем одеянии ее предков, которая не знала даже название улицы на коей встретились.

А вдруг она и вправду явилась мне как видение из глубины  веков ?

13 мая 2021г
 

При возвращении к Вам из майского крымского Зурбагана на степной станции в ночи в ожидании поезда пели соловьи под звездами яркими, сладко спала маленькая собачка и на перроне у моих кроссовок лежала бабочка с разноцветными крыльями.

И было ощущение счастья… В ожидании поезда и Вас…)


Рецензии