В чудаковатый Таганрог серебряного века

МНОВЕНИЯ ИЮЛЯ 2021-06-28

 

В чудаковатый  Таганрог эпохи серебряного века

 

 Этот рассказ про поездку в старинный город загадочного исчезновения царя Александра Первого, ироничного писателя Чехова и  сверхэроничной актрисы Фаины Раневской, про сохраненную архитектуру русских патриархальных городков 19 века и про многое чего еще, что не найдете нигде, а только в старинном приморском Таганроге.

Быстрее всего до Таганрога можно добраться от ростовского аэропорта «Платов» ибо советский аэропорт Таганрога существует только на карте и в виде сайта, где телефон дежурного замолчал навсегда. Поезда туда также приказали долго жить и  спасают безлошадных как я путешественников только электрички и автобусы.

И будьте внимательны в казацком аэропорту «Платов», где вас в проходке от самолета к выходу в здании встречают под потолком стихи казацкой песни про вольный Дон, а при выходе автобус до Ростова за 100 рублев и бесшабашные казаки, сменившие коней на авто. Один из таких  автоказаков и налетел на меня, когда я обошел автобус для   уточнения альтернативного транспорта и, повернувшись и ступив шаг назад, был отброшен вдруг ощутимым ударом от борта проезжающего автоконя, «проскакавшего» мимо. Сперва удивился такой встрече и приветствию ударом на донской земле, а потом вспомнил свой гороскоп, который не разрешал  мне в этот период жизни авиаперелеты  и понял, что Бог меня любит  — не стал бросать с неба на землю, а напомнил о себе и звездах только двумя ссадинами от автоудара в аэропорту. Вот так, раздумывая над извечным вопросом – что бы значил этот очередной удар судьбы сразу по прилету на донской земле —  я понял,  что гороскопам верить нельзя, а прислушиваться стоит.  Вывод первый в той поездке – вертите головой на 360 градусов в незнакомых местах перед началом движения и удары судьбы пройдут мимо Вас. В прямом смысле этого слова.

Дорога на автобусе от порта «Платов» до вокзалов Ростова занимает с учетом пробок около часа. Сперва по красивым полям богатой донской земли с казачьими войсками в прошлом и за горизонтом, а потом по одноэтажным предместьям старинного Ростова и его улицам и проспектам с жизнерадостными новостроями города-миллионника.  Со времен 19 века и подведения к Ростову  железных дорог с трех направлений он стал превращаться из оборонительного казачьего форпоста Росси на юге  в купеческий  торгово-контрабандный город с перевалкой грузов богатого юга России и от всех ее пространств севернее на корабли, плывущими с миллионами тонн грузов через рукава-гирлы дельты Дона в Таганрогский лиман и далее по Азову, Боспорскому проливу и Черному морю и проливы турецкие в Средиземноморье и на просторы Мирового океана. Два столетия уж минуло после начала этой логистики грузоперевозок, а грузы все плывут и плывут по тому же маршруту «из варягов в греки» и нет конца росту богатства и народонаселения столицы казачьего края, отраженной в вывесках на улицах и рекламе товаров: «Шахтинская плитка», «Академия слуха»…

По приезду на главную транспортную площадь с паровозиком в центре у речки Темерник и у проспекта  красного командира Сиверса  вы будете перед выбором проезда к Таганрогу между двумя вокзалами – автобусным и железнодорожных электричек (не спутайте с третьим вокзалом там же для поездов!).   Смело делайте выбор в пользу электрички, ибо она имеет ряд преимуществ доставки ваших тел в жару и холод: регулярность каждые полтора часа, кондиционеры, туалеты, не жесткие сиденья и прекрасные виды из окон. И ни одной пробки в пути ! Посидев в пробках Ростова по пути из порта вы оцените мой совет и выберете только электрических коней.

В привокзальном кафе можно не спеша сесть плов или салат под шубой. Но мне более понравился местный компот.

Когда в электричке город уедет в стороны и раствориться вдали ему на смену придут прибрежные зеленые поля, холмы над ними   справа и прибрежные  полукурортные дачные  поселки вдоль рукава Дона, переходящего в  расширяющийся лиман-залив Азовского моря, который будет преследовать вас почти до самого прибрежного Таганрога. По мере приближения к нему салон будет  пустеть выходящими, а вы наполняться ощущениями путешествия по местам старинных лихих мест прибрежного юга России, где народы сменяли друг друга до тех пор пока наш Петр Первый не взял приступом крепость Азов на другой стороне Таганрогского лимана и не сделал се места частью России окончательно и бесповоротно. Северная Архангельская Двина и  старинный южный Дон с казацкими челнами и петровскими кораблями русскими от Воронежа это места зарождения новой небывалой молодой России, которая расширялась веками во все стороны и вы будете на стратегических путях этого расширения.

Но будьте бдительны в конце  расслабляющего полуторачасового путешествия на электричках от Ростова, так как в Таганроге есть такой типовой розыгрыш  для неискушенных туристов – кондуктора заявляют им,  что они прибыли на станцию Таганрог  и это будет подтверждать настоящий старый жд вокзал  с вывеской «Таганрог». Но не верьте им и требуйте продолжения поездки, ибо без предупреждения о втором и окончательном вокзале Таганрога вам предложат высадиться в его предместье и так я оказался по наивности не в центре города, а на его окраине. Сфоткал вокзал, спросил как пройти к улице Кузнечной и был ошарашен новостью, что мне надо снова на поезд и ехать далее,  а тем временем  поезд уже весело уезжал опять вдаль, но без меня и впереди него виднелись еще какие то далекие рощи, а не жд тупик как на порядочных вокзалах.

Но мне тут же радушные мужчина с женщиной предложили альтернативу – выйти на привокзальную площадь и автобусом спокойно проехать куда надо.

Совет бывалого туриста: если  НЕ можете изменить ситуацию – меняйте точку зрения на нее. И это  было классно вдвойне – увидеть город с двумя жд вокзалами и проехать от его дальней окраины к центру на автобусе и увидеть настоящую жизнь наших русских аборигенов без глянцевости туристического центра. Ну как еще узнать правду жизни и добросердечие местных – только сбиться с маршрута и обратиться как руссо туристо в кинокомедии «Бриллиантовая рука» в городе контрабандистов за советами как проехать. В автобусе я тут же оказался в окружении добрых тетенек, которые весь путь минут в тридцать опекали меня и подробно объясняли где лучше сойти, чтобы попасть на улицу Кузнечную, где я договорился о комнате на сутки за смешную цену в 500 рублев.

В каждом путешествии своя изюмина. Эта поездка была удивительна еще тем, что  я с ужасом ожидал по прилету обещанных ливней, но Бог то меня  любил и ниспослал мне отсрочку грозового фронта на сутки, отдалил его во времени и в пространстве и  я оказался в промежутке между ливнями, сияло солнце почти тропическое и из под колес проезжающих авто огромными волнами с брызгами разносились вокруг массы воды и я как бы плыл в автобусе по уличной реке. Еще не видя лимана и просторов Азова я уже почти плыл и всюду была вода или ее недавние признаки ниспосланные небом, что сбивало жару и делало воздух чистым и прозрачным. И вам того же желаю.

Наконец после осмотра пригородов с признаками пятиэтажек я въехал в центр патриархального колониального городка, утопающего в садах и с улочками старинной архитектуры. Мне посоветовали сойти у  единственного огромного торгового центра в виде многоэтажного куба на улицы Чехова со сладким    названием «Мармелад».

И повернуть сразу направо, откуда до улицы Кузнечной была пара сотен метров.

Таким образом, благодаря  не правильному сошедствию с электрички  за полчаса я успел осмотреть три разных архитектурных Таганрога – малоэтажных домов советского предместья и рабочих кварталов, немного купеческого центра и оказался в районе одноэтажных усадеб советского периода, утопающих в садах.

Улица Кузнечная  оказалась  уникальной улицей без автомашин вообще ! Она была зеленой  в луговой траве полностью. И причина  проста – трамвайные рельсы явно указывали кто тут хозяин и что предпочитают экологически просвещенные ее жители. Трамвай тут явно был в почете. Нужный мне дом 108 с комнатами обнаружился сразу на перекрестке и звонок работал в нем, но меня там явно не ждали – телефон не отвечал и дверь не открывали. Но у опытных туристов как я всегда есть запасные варианты и, позвонив по другому адресу в том же районе, но подальше, я получил добро на приют в таком же домике с садиком.

Хотя душа рвалась в культовые места самого центра с музеями, старинными наикрасивейшими домами  19 века и памятниками, но мой Путь в тот день, что по японски зовется Сатори, лежал в те садовые микрорайоны, где живет простой люд и где тоже пребывает живая душа города.  У каждого города есть своя живая душа и не в одном месте. Это те места, где живут  издавна местные селяне и где они строят свой нехитрый быт. Это место живой души Таганрога было прекрасно свисающими к головам прохожих вдоль тротуаров темно-красными гроздьями спелой вишни и разбросанными в изобилии желтыми пятнами созревшими абрикосами на земле и на клумбах между разноцветными цветами. Если плоды божьи сами и бесплатно идут к вашему рту, то не надо  противиться воле Божьей. Откушайте  что Бог послал и я с упоением ел спелую мокрую от дождя вишню горстями и собирал по пути абрикосы. Об ужине можно было не беспокоиться даже если кафе и магазины мне откажут в гостеприимстве.

Путь по одноэтажным улицам и переулкам  в садах Таганрога был приятен  и не быстр и когда я почти  уже почти вышел к нужному адресу в  Первомайском переулке меня нагнал звонок и  женский голос в трубке с улицы Кузнечной извинился за отсуствие ответа на мои звонки (были в магазине и забыли телефон дома) и изьявил готовность приютить снова. Так как Кузнечная была ближе к центру, то я вернулся тем же маршрутом и обрел временный покой в домике, умно   увеличенному за счет пристроек и надстроек для путников.

Дарю вам секрет  не хитрого бизнеса  в старинных городках – нарастите несколько комнат вокруг основного строения, давайте объявы на Авито, Яндекс-недвижимости и на других  ресурсах инета в половину цены ваших конкурентов и отбоя не будет – загрузка в сезон под 100% а если городок как Таганрог с фишками особого лица, то и в не сезон.

До заката еще оставалась пара часов и  я смело устремился из сельского вишнево-абрикосового города в третью часть самого главного центрального Таганрога с ее особняками багатеев  былых  эпох, кафе-шантанами  и милыми тихими провинциальными музеями.   16-ый переулок вывел меня с луговой Кузнечной на старинную Александровскую (в честь почившего тут  царя) и вскоре меня на ней ожидала круглосуточная пекарня с соблазнительными мучными  вредными изделиями и рядом гостеприимный разлив пивона.  Но не на того напали – не за тем я  прилетел в такую даль, не за плотскими радостями, а ради ощущений ароматов давно забытого в крупных городах времени неспешных  веков, где еще было время для не спешных чувств, отраженной в великой русской литературе 19 века.

По пути уличный стенд напомнил фотографиями великих людей русских кто был  связан с Таганрогом навсегда помимо Чехова, Петра Первого и Александра Первого и Раневской – это П.Чайковский, А.Дуров, поэт М.Танич , актер З.Высоковский (пан Зюзя) , Е.Образцова, актеры П.Деревянко, Н.Добрынин, Ф.Добронравов, режиссер С.Бондарчук и другие менее известные, но не менее достойные живой памяти о них.

Я шел уверенно в центр и сзади меня разгорался пожар прекрасного южного заката. Теплые лучи солнца подталкивали меня в спину по направлению к Смирновскому переулку, который оказался почти проспектом и, свернув налево на нем, я прошел мимо кафетерия с креативным названием «Бабий бунт» напротив  памятника создателю ВДВ генералу Маркелову и, сфотографировав вскоре второй за день ЖД вокзал Таганрога с паровозом на постаменте и часовней рядом вошел таки на старинную улицу Петровскую с дореволюционными домами, полными архитектурных излишеств.

В магазине попутном на Петровской на всякий случай купил дождевик  аж за 50 рублев и литр настоящего  местного пива  из солода, как гласила этикетка. Не удержался, грешен. Но с ним дорога к вечеру как то пошла веселее и девушки навстречу стали приветливее.  Особенно у местного Дома молодежи с кинотеатром.

Петровская привела к парку культуры и отдыха имени подзабытого писателя  Горького. День затух для меня в нем и среди каруселей, кафе и клумб меня встретил светлые летние сумерки теплой южной ночи. В них я вышел сквозь парк на старинную красивую Греческую улицу с еще более красивыми домиками   купцов и дворян.

Греческая вывела на одну их фишек городка – каменную лестницу, сниспадающую к Пушкинской набережной с почти парком у лимана. Но перед ответственным опусканием в темноте к морю я остановил молодую пару мужчины и женщины серьезного вида серьезной любви и испросил их о лучшем и не дорогом кафе-ресторации ближайших окрестностей. И они мне помогли на отлично и я дарю сей адресок и вам  — это будет как раз напротив каменной лестницы к морю в Тургеньевском переулке  справа, в 200 метрах от Греческой. По столикам на улице было легко определить популярное кафе с говорящим названием «Еще и еще» и надписью при входе в полуподвальное помещение цокольного этажа о том,  что в меню есть даже треска и семечки !

Фирменными блюдами были сэндвич «Пьяная птица», сэндвич с устиавшей говядиной, кирпич в беконе, тресочка запеченая с овощами,  нежульен, и даже непонятный экстаз и т.п. Устоять не мог.

Половина небольшого зальчика  была заполнена полусемейными компаниями, где тон задавали женщины и младенцы. Другая половина не занятых столиков имела початые бокалы, что указывало на то, что народная тропа сюда не зарастает и я не верном пути. Заказав два блюда,  в т.ч. с рыбой,  я направился снова к морю через ту самую каменную лестницу и через Пушкинскую набережную с парком оказался  вскоре на песке у плещущихся волн.

Теплопрохладный вечерний бриз ласкал мое лицо и все что было ниже и теплая темнота  далекими огнями  по берегам лимана убеждала меня, что я  в  начале  пути  старинной петровской России к просторам  морей и океанов. Релакс на берегу удался и оставалось его усилить гурманством и кулинарными излишествами наверху, в старинном городке. Как хорошо легко подниматься  от моря  с бризом в спину к кафе в старинном полуподвале, где когда то матросы пили горячий грог и рассказывали в табачном дыму   друг другу о заморских странах и кладах на далеких островах. А ныне за ужином я услышал как  молодая дама почти матросскими солеными словами рассказывала подруге и ее может быть даже мужу о своих запутанных отношениях с  бывшим сожителем  и я ему после этого рассказа не завидовал. Вовремя удрал от такой бойкой и доминирующей. Вспомнилась запись знатока женских душ Чехова  в записной книжке о том, что один любвиобильный имел две семьи в разных городах и метался между ними, а  Чехов юмористически советовал  поселить  всех его  жен в Таганроге, чтобы им было вместе веселее…

 

После ужина по Тургеневском переулку вновь вышел по нему к Петровской, где к моему приезду не успели заменить асфальт, но оголили до бесстыдства улицу и старинные булыжники, помнящие еще сапоги Александра Первого, туфельки молодой Раневской и калоши Антонпалыча Чехова. Афиши извещали что к 125 летию актрисы Раневской  театр имени А.Чехова 28 сентября дает спектакль «Одинокая насмешница» о самых ярких ее образах, самих смешных ее анекдотов, самых метких ее афоризмов, самых трагикомичных моментах ее судьбы. Так что появился еще один повод приехать сюда осенью, когда не так тепло и «листья желтые над городом кружатся».

Дома с лепниной и прочими архитектурными примбамбасами   завораживали. Долго шел по Петровской не спеша в ночи до ее конца, а затем   по полутемному переулку разбойника и вольтерьянца Гарибальди вышел на предлинную ул. Чехова и у здания с колоннами Южного федерального университета, где  поздоровался с лейтенантом Гагариным и создателем космонавтов С.П. Королевым. Они сидели на скамейке, никому не мешали и были явно в начале своих славных планов  покорения Космоса. Они не возражали чтобы я с ними сфотографировался на память. Ибо  были памятником в назидание посетителям Политехнического музея и учебного заведения при нем.

Далее путь мой лежал только прямо по Чехова в ночи, так как время приближалось к полуночи и старинные домики 19 века  заботливо сопровождали меня до самого домика, где родился Антон Палыч и далее до его памятника в сквере у старинных торговых рядов полукругом, где ныне обреталась вездесущая торговая сеть «Пятерочка». И это был символ – гений словесности нашей эпохи родился в городе купеческом, торговом, помогал отцу в лавке в торговле и по капле выдавливал, выдавливал из себя раба, пока окончательно не выдавил и на этом не успокоился, а создал основу современного театра и современной ироничной литературы, кои традиции вы видите и в сем произведении вашего покорного слуги, как писали в 19 веке.

За памятником Чехову его местные полупоклонники по русски на троих тихо уничтожали что то спиртосодержащее и  рады били  любому одинокому прохожему при деньгах. На всякий случай я не стал обсуждать с ними особенности таганрогского периода жизни Чехова, а повернул у магазина с названием «Вершки и корешки», как я думал, в правильном направлении и оказался не прав. Получалось, что одна из длиннющих улиц  Таганрога имени   Чехова была искривлена и  шла какими то полукругами и даже раздваивалась. Улица Чехова, как и собутыльники на ней за памятником писателю, была явно пьяна.  Почуяв, что иду не верной дорогой, спросил у отьезжающего автомобилиста и вовремя. Оказалось что я шел по Чехова, но уже не в том направлении и надо было вернуться назад, повернуть налево и идти снова в том же направлении,  но уже по другой фактически улице, но с тем же названием Чехова !  Ну разве не чудаковатый городок ?

Знакомство с Таганрогом  в первый день началось с двух жд вокзалов и заканчивалось в ночи двумя улицами Чехова.  И эта чудаковатость считалось нормальным. В каждом городе есть какая то чудаковатость и найти ее и подивиться одна из главных целей поездки. И подарить вам.

 

На следующее утро после зарядки и завтрака собранными на садовых улицах абрикосами вышел и пошел по зелено-травяной  Кузнечной с редкими трамваями. Если бы не трамваи, то это была бы  настоящая русская деревня с переулками и даже ручьями в них. Вскоре по пути нарисовался новый объект соблазна – настоящий хлебобулочный заводик «Каравай–Юг» с гостеприимно распахнутой дверью торгового павильончика, где местные закупались вкусно пахнущим хлебом и вредными изделиями из него.  Но начитавшись книг о полезном питании, с трудом отверг даже тортики, но взял сдобную булочку и пирожок. Надо же было заполировать съеденные с утра полезные абрикосы чем то более основательным, для лучшего восприятия города. Чтобы прочувствовать любой новый город надо обязательно попробовать что едят местные. А хлеб на Руси сами знаете – всему голова.

Вот так, не спеша поедая булку, и подводя под это действие глубокое обоснование, солнечным таганрогским утром  дошел по улице Кузнечной как и вчера вечером до Смирновского переулка поперек и, свернув с него на знакомую Александровскую, вскоре  достиг  первого музея на ней –  «Лавка Чеховых»  — Александровская , 100, на перекрестке с Гоголевским переулком. Дом на углу, где не только жила, но и работала семья Чеховых был, как и положено для купцов, двухэтажным, добротным, каменным с вывеской «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары».  С утра в него входили и выходили благодарные потомки индивидуально и коллективно.

Когда подошел к входу, то дорогу к чеховскому быту преградила школьная экскурсия, где главным был взятый напрокат учительницей школяров местный экскурсовод в виде мужчины средних лет и с лицом  уставшего клоуна на пенсии с копной неорганизованных белых волос, то есть с видом человека не от мира сего по его манере  воодушевленно говорить на равных с детьми. Проникнув в чрево легендарного домика, я попал в дореволюционную лавку, где продавали ныне не колониальные товары, хотя они были, а память о них и о самом знаменитом купеческом семействе России. Самого знаменитого торгового семейства помимо семьи друга Чехова – Станиславского-Алексеева. Хотя Станиславский был из промышленников, полюбивших театр до степени его реформирования.

Пропустив выходящую группу других школьников и купив билет в прошлое,   быстро обошел два этажа купеческого быта и сфотографировал как положено все что мог для вас. Могу выслать фотки.

При  выходе не мог удержаться чтобы не залать главный вопрос, который меня давно интересовал – Правда ли что именно Чехову принадлежит известная фраза, что из ста людей едва ли несколько человек умные ?

Хранительница музея средних лет не просто подтвердила это, но показала оригинальный сувенир-магнитик о Таганроге и Чехове, что вешают на холодильники, но в виде  миниатюрной  книжечки и это изречение о числе умных  в ней. Не купить такой оригинальный магнитик я просто не мог. Ибо считал себя относящимся к указанному в книжечке Чеховым  меньшинству. С тех пор, подходя к холодильнику и видя ту нижечку-магнитик на нем, вспоминаю и о пище духовной и о чудаковатостях Таганрога.

Но отзывчивая смотрительница живой памяти о Чеховых, истосковавшаяся среди шальных школьных недорослей  на привязи с учителями по умным людям чеховского типа,  и явно узнав во мне именно них, стала рассказывать мне подробности жизни семьи Чехова и его превращения в личность. Методом выдавливания из себя раба.

А вы раба из себя выдавливаете ? По капле. Как Чехов. То то и оно…

После увлекательной беседы и подсказки как пройти в другим музеям по пути следования по моей карте, распечатанной из Яндекс-карт я покинул намоленный миллионами экскурсантов домик и снова столкнулся с чудаковатым  экскурсоводом-клоуном, который предлагал детишкам коллективные фото на фоне чеховских пенатов и памятника персонажам чеховского рассказа «Толстый и тонкий». Толстый персонаж несомненно принадлежал к умным.

Перейдя Гоголевский переулок    и продолжив путь к таганрогским музеям по Александровской, в ближайшем квартале слева сквозь решетку сада лицезрел классическую старорежимную царскую гимназию желтого цвета в два этажа, где учился Чехов. И учился так хорошо, что получил от городских властей Таганрога именную стипендию на продолжение учебы в Москве в универе. Не все при царизме, как нас учили, было оказывается плохо и бедные люди при желании и тогда могли получать госпомощь и прославлять отечество. Если хотели. Чем не пример и для нас ?

Через десять минут не спешного хода я был у Таганрогского художественного музея по адресу Александровская, 70, на перекрестке с Лермонтовским переулком. И он имел ту же чудаковатость в раздвоенности, что и два вокзала Таганрога и две улицы Чехова –  в бывшем здании банка напротив памятнику императору Александру Первому. в доме 56 была первая часть  художественного музея. Как бы назло императору  Александру Первому, стоящему памятником спиной к музею здесь  демонстрировали и лелеяли картины маслом социалистического реализма времен СССР. В полуподвале была экспозиция  бюстов труженикам и общественным деятелям СССР.

А до второго собрата этого же  музея надо было идти далее по Александровской еще минут 10 до дома № 56, где в старинном особняке находились уже полотна дореволюционных признанных мировым искуством  классиков – Айвазовского, Поленова, Венецианова, Репина, Шишкина и прочих корифеев кисти и масла. Не каждый районный городок может позволить себе такое число музеев с картинами маслом мирового уровня. Таганрог себе это позволял. И делал это хитро – билет в один по сути художественный  музей надо было покупать дважды, хотя  они были по сути одного профиля – картинного. Но это того стоило.

В первом музее  с советским искусством назло царю у его памятника кроме меня посетителей не было и меня встретила целая делегация  смотрителей. Я было обрадовался и подумал – вот, наконец то, и слава пришла заслуженная.. Но они   ждали опять не меня, а было намечено совещание с руководящим работником культуры прямо в первом центральном зале. Но мне так обаятельно уделила внимание  самая красивая блондинистая молодая смотрительница, что советское искусство пошло восприниматься на ура. Весь вид ее, выражение лица и платья, желание сделать мне приятное  было обращено ко мне как бы к главному посетителю в ее жизни и это было сверхприятно и обворожительно. Отпускать на совещание ее не хотелось, но мне дали персональную сопровождающую с видом школьной учительницы без шарма и шансов на замужество и я смирился. Не может быть же все так хорошо и сразу… Увидев в последнем из немногочисленных залов портрет писателя Шолохова я не удержался и рассказал смотрительнице всю правду о том, кто на самом деле написал «Тихий Дон» и с чувством выполненного долга покинул отлично отреставрированный банковский особняк с советским прошлым. На улице перед музеем памятник царю облепили те же школьники с клоунским гидом в тапках и с зонтиком.

Далее на Александровской среди многих интересных домов с архитектурными излишествами обратил на себя внимание двухэтажный домик  за № 62 салатового цвета, на фасаде которого мемориальная доска извещала любознательных о том, что в нем провели детские и юношеские годы представители талантливого семейства Парнах и перечень трех их ФИО – поэты, литературные критики, переводчики, танцоры, создатели первого советского джазового оркестра (вот откуда оказывается сюжет кино «Мы из джаза» !), авторы детских стихов и сказок. Вот только жаль это семейство не успело как участники программы «Живая память малой Родины» присоединиться, что я  предлагаю всем, к написанию историй России в историях россиян и кроме надписи на стене того дома живая память о замечательном семействе не сохранилась. Не повторяйте их ошибки. Присоединяйтесь. Контакты для присоединения в конце рассказа.

Во втором музее в старинном особняке дома за № 56 в 10 минутах пешком от первого по той же улице с более старинными и всемирно известными картинами  классиков живописи  все было не по детски  строго – заставили надеть маску по причине коронобесия и даже на ноги бахилы, ибо старинный паркет  был и помнил еще шаги  дореволюционных вельмож.  И на входе в залы меня встречали преступница и куртизанка Екатерина Вторая, убившая своего мужа и законного царя Петра Третьего  и молодая смотрительница музея. Но упитанная Катька Вторая была на картине, а смотрительница картонной, чем я и был разочарован.     Несколько залов прошел бодро и более не приставая с дурацкими вопросами к смотрительницам. Сфотографировал главные шедевры и могу вам их показать на фотках, если лень ехать в Таганрог.

После такого глубокого погружения в третий музей  оставалось для завершения музейной программы через ближайший переулок  перейти в последний выбранный в тот день музей, по счету четвертый – там где родился самый известный таганрожец, по имени Антоша. И находился он, естественно, на улице сами знаете кого – Чехова, по коей я вчера проезжал на автобусе долго, а потом еще и плутал по ней в ночи и был очарован старинными особняками с  витыми  ажурностями их крылец и теплым ночным  южным городом теней.

Домик рождения Чехова к глубине садика имел набор предметов скромного мещанского быта    с подробным как положено описанием на стене в каждой комнате ее предназначения и жизни обывателей. Но были дотошнее меня посетители,  которым этой инфы  было  мало и они внимательно выслушивали  экскурсоводов, честно отрабатывающих свою трудовую копейку пересказом одного и того же.

Сфотографировал для вас все убранство отчего домика Чеховых, арендованного ими во флигеле местного купца и, отметившись билетом как добросовестный поклонник Антонпалыча, я с чувством исполненного долга перед мировой литературой и искусством и с ощущением легкости в теле и в животе вышел на Чехова и через пару кварталов свернул в Итальянский переулок. Но перед этим поворотом успеть прочитать таблички на двух старинных домиках вблизи чеховского отчего дома: на одном было написано, что в нем жил доктор, ставший прототипом знаменитого чеховского врача Ионыча (в доме № 76), а в другом, на перекрестке с Тургеньевским переулком жил школьный учитель Чехова, высмеянный им в рассказе «Человек в футляре».   Давно обоих знакомых Чехова  нет на свете, а типажи доктора на взятках и чинуши-бюрократа остались на века и в нашей живой памяти об обитателях тех домов.

Вторую часть второго дня осмотра Таганрога, после первой музейной,  я решил посвятить еще нескольким интересным фишкам – креативному району старых рыбацких домов у залива за улицей Шевченко, куда ввел Итальянский переулок и самым интересным домам улицы Фрузце, где меня еще не видели – Дворцу Н. Д. Алфераки с греческими мотивами в архитектуре, где пребывал на Фрунзе, 41 в ремонте краеведческий  музей, интересному дому Рафаиловича на  ул.Фрунзе, 20, и дому несравненной  и самой чудаковатой русской актрисы Фаины Раневской на Фрунзе, 10.

По пути стоило конечно посмотреть в Итальянском переулке дом  № 18 Папанагиоти и дом Поллака —  Итальянский , 19. Но на горизонте уже хмурилось небо, парило  и  в силу всех признаков завершения моей халявной хорошей погоды и неминуемого возмездия  неба в виде обещанных метеорологами ливней я поспешил с грубым ингорированием сих домов  к  таинственному району рыбацких трущоб Богудония. В путеводителях он обозначен как рыбацкий квартал на окраине Таганрога и  я решил добраться из   центра по  Итальянскому  переулку вниз к ул.Шевченко. Богудония  расположена прямо у моря, в южной части города. Поблизости  вы сможете обнаружить площадь Маяковского, Храм Николая Чудотворца, сквер Петра I и Политехнический музей. Район Богудония в Таганроге ограничен ул. Шевченко, Никольской балкой и Рыбным переулком.  Так что после таких точных координат мне оставалось только успеть  скатиться с верхней части города по тенистому тихому переулку и отфоткать для потомков уходящую натуру прошлых веков.

Миновав Итальянский переулок и повернув налево, вышел на улицу Тараса Шевченко и по правой ее стороне стал приближаться к заветной цели.  На всякий случай спросил у дергающей траву на газоне перед домиком пенсионной женщине как пройти в Богудонию и добрая поведала мне на каком перекрестке лучше свернуть и что там можно посмотреть и как. Даже рассказала как найти  тамошнюю художницу, расписавшую красиво развалины тамошних живописных домиков на берегу лимана. А при уточнении — есть ли в рыбацком районе  настоящие рыбки и у них не менее настоящая рыба у них на продажу ?, —  добрая женщина пояснила мне с сомнением, что если браконьеров считать рыбаками, то рыба у них конечно есть.

После таких многообещающих рассказов моему буйному воображению превиделась  красивая художница, живущая,  как гриновская Ассоль в бедном квартале рыбаков у моря и ждущая несомненно меня как капитана Грея, а также  колоритные  браконьеры-контрабандисты пиратского  вида с серебряными серьгами в ушах, как у Джека Воробья из кино «Пираты  Карибского моря» или как у  капитана Флинта из «Острова сокровищ». На худой конец я  готовился к встрече как романтический герой с контрабандистами типа недалекой отсюда  лермонтовской Тамани, которые обязательно попытаются меня утопить как героя Лермонтова в лимане, но у них ничего не получиться. Как в правильных романтических повестях. И ноги сами собой несли меня к приключениям, которые я чувствовал всем своим моим почти молодым еще и способным к разным дерзостям и безумствам  телом.

Но судьба, мой Путь в тот день, что по японски зовется Сатори рассудил за меня иначе и ниспослал мне иные приключения , менее романтические, но не менее опасные. Они начались через несколько минут после доброй жительницы улицы Шевченко, когда я увидел  мемориальную доску на домике за № 67 о том, что в нем жил когда то Герой Советского Союза летчик А.Ломакин и остановился на минуту под деревом напротив у тротуара  для фотографии интересных цветов на фоне моих любимых  сосен. В это время что то зашелестело в ветвях исполинского дерева, под которым я стоял и с неба сперва робко, а потом все сильнее и сильнее полилось то, что не могло не политься в тот грозовой день – ливень.

Сперва я думал, что огромное, обвитое лианами дерево с густой кроной может меня спасти у дома Героя СССР и терпеливо ждал  под ним с надеждой окончания небесной заварушки, сочтя ее недоразумением. О как я ошибался ! И через полчаса пребывания под деревом в позе мыслителя по нарастающим потокам воды, прибывающим все более и более с верхних улиц Таганрога вниз на Шевченко и к лиману я понял,    что по законам физики скоро вода накопиться подо мной в таком количестве на этой нижней улице города, что я буду свободно плавать кролем или брасом, не выходя к лиману и без помощи браконьеров, контрабандистов и воспевающих их  разбойничьих рыбацких кварталов художниц.

Надо было решаться – либо плыть по течению нарастающих потоков воды под тропическим ливнем вниз мимо Богудонии к заливу без надежды на спасение, либо  назло стихии встретить грудью бегущие почти с гор потоки и наперекор стихии пробиваться к высотам города с их домиками зажиточных греков, евреев и раневских. Я выбрал второе – настоящие герои никогда не плывут по течению, а героически преодолевают его !

Когда вода заполнила улицу и стала переливаться через бордюры и приблизилась к моим ногам, то я снял кроссовки, оделся в купленный вчера за 50 рэ дождевик   и босиком пошел по бордюру с тротуара у дома Героя СССР на улицу. Как герой Нашего времени. И тут Бог ниспослал мне мою мечту – резиновый пляжный тапок, в котором так удобно шагать сквозь все сметающие на своем пути бурные потоки воды. Напрасно я искал глазами долго и второй тапок – Бог решил, что с меня достаточно и одного. И я смиренно принял сей дар небес и, надев единственный тапок, пошел все выше и выше (как герой А.Миронова по морю в кино «Бриллиантовая рука») по Украинскому переулку, переходя с середины улицы на тротуар и обратно, в зависимости от  высоты потоков воды.

Местные аборигены не все трусливо сидели по домом. Наиболее активные старушки и автолюбители оживляли мой креативный путь по внезапно возникнувшей на пути южной «Венеции»  и каждый второй  пешеход норовил задать мне один и тот же дурацкий вопрос – где мой второй тапок ?  Я отвечал уверенно,  что он уплыл в Богудонию к контрабандистам и все делали вид что м6еня понимают.

А между тем таинственная и креативная выдуманная моим воображением страна Богудония все  удалялась от меня и по мере удаления все более погружалась под напором десятков тонн  ниспадающей с верхних улиц дождевой  воды  и сливалась с лиманом, превращаясь в аналог легендарной Атлантиды. А вместе с ней таяли в потоках воды мои надежды   на романтичную встречу с местной Ассоль в лице таинственной обещанной художницы и не менее таинственных браконьеров-контрабандистов.

И не ведал я тогда, что если судьба-Сатори решила одарить меня этими подарками, то они сбудутся если не в Богудонии, то на той улице, к которой стремился и возжелал сделать ее финишем моего суточного погружения в чудаковатости Таганрога.

Преодолев героически под дождем наверх пару километров в водных потоках полубосиком и миновов несколько перекрестков, я вышел таки к скверу в конце улицы Фрунзе, которая одним концом упиралась в так нужный мне в такую погоду ЖД вокзал за № 2, а другим своим окончанием в тот самый сквер, где мне при расспросах одна старушка обещала некий чайный домик.  Во временя Чехова обожали пить чай, так почему же не продолжить традицию, тем более что утренняя булочка с пирожком давно были освоены и воды  сверху и вокруг не помеха принять их и внутрь с чем то более сурьезным чем булочки.

Чайный домик на Фрунзе оказался  одноэтажным круглым домом в сквере, где на радость мне продавали не чай, а был там настоящий ресторан с вешалкой, мягкими диванами, и столами с белыми скатертями. Дождь не прекращался и сквозь стеклянные стены ресторана персонал знал что происходит наводнение и не был удивлен явлению мокрого чучела-посетителя в моем не презентабельном виде с нелепым мокрым детским дождевиком с короткими рукавами и в одном тапке.

Повесив дождевик на вешалку и сев на диван за длинный стол  я осмотрелся и поразился – они меня уже ждали тут:  два настоящих абрека с видом контрабандистов кавказского вида и с  бородами спрятались  с самый дальний угол ресторана, а в его центре меня за накрытым столом с гостями ждали целых две Ассоли !    В этот раз они были одеты в парадную выпускную новенькую форму лейтенантов российской армии  с золотыми погонами и, стоя с бокалами и периодически обходя приглашенных ими гостей из родственников, они праздновали свою первую победу – окончание военной кафедры Таганрогского университета. Настоящие две военизированные казачки в красивой военной форме лейтенантов российской армии,   блондинка и брюнетка, были достоянным ответом на явленных мне судьбою в тот день забившихся в угол контрабандистов, которые не смели показать оттуда и своего носа.

Надо ли вам писать тут,  что мой обед удался на славу  ?  После него я не мог не уйти не спросив блондинку-лейтенанта, когда она потеряла  бдительность и подпустила меня на опасную для нее близость моего обаяния, — какого рода войска у них ?

И девушка ответила мне про те войска, в  которых служила и моя мама – то были войска связи и, как военнообязанная телеграфиста, моя мать имела до пенсии военный билет и военную специальность связиста. Дева была родом из одной из казачьих столиц – Новочеркасска и путь ее лежал после ресторана в Нижний Новгород к месту первой ее службы Родине. И мне. Отныне, где бы я не был, я буду помнить, что на страже Родины меня охраняют на дальних и ближних ее рубежах очаровательные лейтенанты в военных юбках и  у кавказских контрабандистов и разных там мождахедов нет ни одного шанса пересечь границу незамеченными, ибо девы те всегда на связи и не расслабляются даже с бокалами, стоя как на посту в ресторане. Про ситуацию в постели не скажу – чего не знаю, того не ведаю, не проверял.

Покинув гостеприимный «чайный» ресторан и выйдя  снова под дождь в не прикращающиеся потоки воды, я с новыми силами отправился в путь уже по улице Фрунзе к такому знакомому ЖД вокзалу и не преминул поздороваться по пути с Фаиной Раневской, встретившей меня  под зонтом и с никой в руках с распростертыми ко всем руками в виде памятника у ее дома за № 10.  Гостеприимная поза ее памятника была прямо противоположна знаменитой фразе Раневской на приглашение пионеров в гости: «Пионэры, идите в жопу». Да она и Сталину сказала фразу, оот кторой все оторопели – А вы попробуйте, — когда он в разговоре с ней усомнился как и Чехов в интеллекте большинства людей и что умных для общения мало. Побольше бы раневских и чеховых  и жизнь бы в России наладилась…

У Фаины была естественно еврейская фамилия и когда ветер вырвал из ее рук деньги и она отнеслась к их потере спокойно, то  кто то сравнил ее с героиней чеховской пьесы  Раневской, и  поэтому она выбрала именно это псевдоним и всегда следовала этому образу человека не от мира сего, интеллектуалки  с барскими замашками.

Врать не буду — Дом Рафаиловича на  ул.Фрунзе, 20 и Дворец Алфераки на  Фрунзе, 41 меня уже после всего увиденного и пережитого за эти сутки не впечатлили. Просто не обратил внимания. Извиняйте. Был перегружен впечатлениями очень творчески плодотворных суток.

Ах как прекрасно было идти по щиколотку, а где то и по колено в потоках теплой вводы, как в аквапарке,  и с чувством превосходства смотреть на трусливых водителей автомашин и жмущихся к домам прохожих, наивно надеющихся сохранить в стихию сухость ног и одежды. Надежно обернув в целлофан и спрятав в сумку под плащ фотоаппарат, паспорт  и деньги, мне было не страшно преодолевать затопленный Таганрог, тем более, что увидеть тут в самый жаркий месяц июль такие водные потоки не в лимане, а наверху города было редкой редкостью и удачей.

Обсохнув в зале ожидания  электричек и купив пирожок в дорогу, я взобрался с низкой платформы в электричку и устремился в славный город Ростов, минуя станции с актуальными названиями типа  Мокрый Чалтырь, чтобы рассказать вам в таком же рассказе, что и в Ростове стоит посмотреть в течении половины дня и вечера, оставшихся до очередного ночного поезда далее по южным окраинам России.

Но это уже в другом рассказе, который я вам сейчас дописываю.

И если последуете в чудаковатый Таганрог как я за эмоциями, то прошу — посетите мою несбывшуюся Богудонию, передайте местной ее художнице привет, если она существует и пройдя  по перечисленным выше местам моего маршрута попробуйте почтить и те места, кои я и не планировал за сутки достичь, но так и не достиг:  Дворец Александра I – Греческая, 40, Беглицкая коса, Дворец Н. Д. Алфераки: по греческим мотивам Фрунзе, 41 краевед музей !  Дом Рафаиловича: ул.Фрунзе, 20, Дом-музей Чайковских – Греческая, 56, Елисеевский пляж Адмирала Крюйса, 4 – напротив парка Горького, Мемориал Славы на Самбекских высотах Октябрьская, 9, Храм великомученика Георгия Победоносца Машинный пер, 5, Павловская крепость – у лимана где хутор Гаевка, Петрушина коса (западный район) ,   Келья Старца Павла Таганрогского – Тургеневский пер, 82, Дом Папанагиоти, Итальянский пер, 18 и Дом Поллака, Итальянский, 19, Дом учителя в Таганроге – Петровская, 89 и Круглый дом – первый дом необычной формы в СССР, Смирновский переулок, 8.

И не верьте усыпляющему названию в Таганроге слова «переулок». Все переулки Таганрога длинны как проспекты и идти по ним долго, но приятно. Ведь они наполовину все в архитектуре 19 века, зелены, тенисты и немноголюдны.

Что еще надо для прогулок  в прошлое с любимым человеком или без него ?

Вывод из поездки в чудаковатый патриархальный  Таганрог – это город, в который хочется возвращаться.

Не для купания – для окунания в российский юг 19 века, чеховского, не торопливого.

 

Простскриптум:

Вы не поверите – взял в ту дорогу в Таганрог книжку случайную карманную и не успел даже в Таганроге в нее заглянуть, а как покинул и заглянул в ее роман «Кносское проклятие» некоего Дмитрия Петрова о древней минойской цивилизации на Крите (после расцвета она исчезла в 15 веке до н.э., но потомки загадочных минойцев живут среди нас), то прочитал в нем следующее:

«….сокровища кносского царства хранились у Черного моря, недалеко от города, который русские называли Таганрог. Они были привезены сюда еще в первом веке нашей эры, при римлянах, но в тридцатых года 18 столетия, верховная жрица Тини-ит приняла решение переместить 4 сундука с богатствами в более безопасное место. Для того времени это была столица молодого растущего государства. Минойские сокровища были доставлены в Петербург. В городе на берегу Невы, на окраине, среди финских селений строился Храм. Местные жители назвали его во имя иконы Богородицы – Всех Скорбящих Радости. Под фундамент этого храма и были замурованы сундуки, которые были доставлены кружным путем на корабле вокруг Европы из Таганрога…» (конец цитаты).

 

Прочитал и подумал  две мысли.

Первая мысль — опять меня опередили и вывезли золотишко перед моим приездом.

Вторая мысль — а если правда…. ?

Так что, как в кино «Удивительные приключения итальянцев в России» собираюсь теперь в Питер, уже и Яндекс карты распечатал и саперную лопатку отточил для дела. Осталось как в том кино найти команду бесшабашных партнеров — ну, кто со мной за кносскими  сокровищами из Таганрога в Питер ?

 

Москва-Танагрог-Ростов-…Питер ?


Рецензии