Забытая стройка Сталина. К 90-летию БАМЛага
Забытая стройка Сталина (к 90-летию БАМЛага)
5 апреля 1972 года от станции БАМ Транссиба были отсыпаны первые кубометры грунта на очередной «Великой стройке» СССР. Этот день до сих пор официально считается началом строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМа).
Между тем, в действительности оно началось на 40 лет раньше этой даты. Постановление Совет Народных Комиссаров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» было принято ещё 13 апреля 1932 года. Одновременно с прокладкой новом магистрали предполагалось провести и реконструкцию старой, то есть Транссиба, заодно добавив к нему вторые пути (железная дорога там была однопутной).
17 июня 1932 г. определились с местом примыкания Байкало-Амурской железнодорожной магистрали к Транссибу. Им стал нулевой пикет трассы в 250 метрах от входной стрелки разъезда Тахтамыгда. Тогда-то будущая новая станция здесь и получила своё название БАМ (Бамовская).
Первоначально строительство решено было вести обычным способом – руками вольнонаёмных рабочих, однако очень скоро выяснилось, что в условиях Дальнего Востока это невозможно. Достаточного для этого количества свободных рабочих рук здесь не было, а вербовать китайцев, как это делали власти Российской империи, стало невозможно из-за оккупации Манчжурии войсками императорской Японии в 1931 году и созданием на этой территории враждебного СССР марионеточного государства Маньчжоу-Го. Вот тогда Политбюро ЦК ВКП(б) (проще говоря – Сталин) и приняло решение передать строительство БАМа и реконструкции Транссиба Объединенному государственному политическому управлению при СНК СССР, т.е. ОГПУ, которое оформило затем соответствующим секретным Постановлением СНК СССР №1650/340с. Для исполнения этого постановления, 10 ноября 1932 года Приказом ОГПУ № 1020/с был создан Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (БАМЛАГ). С 15 ноября ему передавались все строительные работы по БАМу и вторым путям Транссиба.
В августе 1933 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение назначить начальником Управления строительства БАМа Нафталия Ароновича Френкеля, а со 2 марта 1934 года становится и начальником БАМЛАГа.
Именно Френкель, ещё будучи заключённым Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), подсказал Сталину в 1927 году идею эффективного использования труда заключённых на важнейших стройках страны. Суть её заключалась в привязке лагерного пайка заключённого к количеству и качеству произведённой им работы, что полностью соответствовало основному принципу большевистского социализма, гласившему, что «Кто не работает, тот не ест». Другими словами: выполнил норму – получай пайку, нет - только воду и 300 граммов хлеба. Выполнил две нормы – получай в два раза больше. Этот принцип и лёг в основу лагерной системы эксплуатации заключённых в сталинском СССР.
В этом же 1927 году Н.А.Френкеля освобождают от нар, и назначают начальником производственного отдела управления Соловецких лагерей ОПТУ (г. Кемь в Карелии).
В мае 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) (читай, Сталин) рассмотрело вопрос “Об использовании труда уголовных арестантов”, а 27 июня того же года выпустило постановление “Об использовании труда уголовно-заключенных”, которое предписывало: “именовать в дальнейшем концентрационные лагеря исправительно-трудовыми лагерями”.
В 1930 году, Френкеля назначают начальником представительства УСЛОНа ОГПУ в г. Москве. В 1931году он уженачальник производственного отдела Управления лагерей ОГПУ (г. Москва). В 1933 - начальник работ, помощник начальника строительства Беломорстроя, затем помощник начальника строительства канала «Москва - Волга». И наконец, в 1933 году - начальником БАМЛАГа.
Свою идею Френкель опробовал и обкатал на строительстве Беломо;рско-Балти;йского кана;ла, а довел до совершенства уже в БАМЛАГе.
По его системе, существовали так называемые хлебные пайки и шкала приварка. Кто работал, тот получал в день от 500 граммов до килограмма хлеба и суп из солёной или мороженой рыбы, мороженого картофеля, а иногда и капусты. Кто не мог работать, получал 200-300 граммов хлеба без супа. За перевыполнение нормы увеличивали выдачу продуктов, которые разрешалось получать в лагерной лавке.
Использовались в системе Френкеля и другие стимулы, например, обещание сокращать срок за ударный труд.
«Ведь только в начале тридцатых годов был решен этот главный вопрос. Чем бить – палкой или пайкой, шкалой питания в зависимости от выработки. Выяснилось, что с помощью шкалы питания, обещанного сокращения срока можно заставить и «вредителей», и бытовиков не только хорошо, энергично, безвозмездно работать даже без конвоя, но и доносить, продавать всех своих соседей ради окурка, одобрительного взгляда концлагерного начальства». (Варлам Шаламов. «Колымские рассказы»).
Особенно эффективной такая мотивация была в сочетании с принципом круговой поруки. Отряду заключённых от 250 до 500 человек (фаланга, колонна, командировка) давалось определённое задание, за перевыполнение которого обещалось не только повышение пайки, но и сокращение срока всем (Ударные зачёты). Это действовало безотказно. Заключённые сами следили, чтобы никто не отлынивал и все работали на износ. Правда, когда стал подходить к концу срок по ударным зачётам, приказов на освобождение не последовало.
Столицей БАМЛага стал г. Свободный.
На этот выбор повлияло его удачное местоположение. Он находится на пересечении большой сплавной реки Зеи с реконструируемым участком Транссиба почти в его середине. По Зее существовала возможность транспортировать грузы и к центральному участку трассы строящегося БАМа (Тында-Зея-Нора). Это позволяло сделать Свободный центром снабжения всей стройки.
Ещё в 1931 году по р. Зее выше Свободного началось создание спецпосёлков репрессированных крестьян, выселенных из южных районов Дальневосточного края и западных регионов страны. Главным занятием их жителей с самого начала стала лесозаготовка. Для того их и селили сюда, в малопригодные для земледельческого хозяйства места.
Чтобы превращать древесину в стройматериалы, существовавший в пригороде Свободного лесозавод был в 1929-1931 гг. капитально реконструирован. В следующем году на базе использования части его продукции была пущена в эксплуатацию судоверфь, строившая самоходные и несамоходные деревянные баржи, лодки и катера для сплавных контор и других предприятий водного транспорта. К декабрю 1932 г. рядом с первым лесозаводом заработал ещё один - одно из предприятий Управления строительством БАМ.
Так подневольный труд спецпереселенцев на реке Зее в 30-е годы стал главной предпосылкой формирования целого комплекса лесных и деревообрабатывающих промышленных предприятий в г. Свободном.
Быстро росла численность контингента самого БАМЛага. 1 февраля 1933 г. в нём числилось 11 330 человек, 1 мая – 32 411, 1 января 1934 г. – 62 130, 1 января 1935 г. – 153 547, 1 января 1936 г. – 180 067, 1 января 1937 г. – 127 483, 1 января 1938 – 200 907. Всего же через БАМЛаг и его лагеря-наследники в период сталинщины прошло около 2 миллионов человек.
Поскольку объёмы поставки древесины из Зейской тайги были недостаточно велики, БАМЛаг стал широко использовать на лесных работах своих заключённых. Уже к декабрю 1932 года он пустил в работу не только свой лесозавод, но и механические ремонтные мастерские – зародыш будущего завода «ЦАРЗ» (позже «Автозапчасть», пущен в 1935 году), строил бараки для заключённых, склады и кирпичный завод. В 1933-1935 гг. руками заключённых были достроены 2-й, 3-й и 4-й этажи переданного к тому времени под Управление БАМЛага бывшего здания Управления Уссурийской ж.д.
Труд бамлаговцев (тогда их называли «бамовцы») был использован и при строительстве цехов образованного в ноябре 1933 года Вагоноремонтного завода (ВРЗ).
С начала 1933 года руководство БАМЛага озаботилось скорейшим созданием сельскохозяйственной базы для обеспечения стремительно растущего контингента лагеря продовольствием. Из заключённых формировались для этого специальные подразделения – сельхозы. В целях обеспечения сельхозов необходимыми орудиями и механизмами в Свободном построили завод сельхозорудий, на котором тоже работали заключённые. Изготовленная на нём сельскохозяйственная техника поставлялась в 30-е годы не только сельхозам БАМЛага, но и обычным совхозам и колхозам по всему Дальнему Востоку.
БАМЛаг выполнял в те годы и роль строительного подрядчика при возведении в Свободном кирпичных зданий общественного назначения, в первую очередь школ. Руками заключённых, по проекту заключённого-архитектора Л.Стукачёва, построены памятник партизанам (1937 г.) и ресторан «Амур» (1939 г.), ставшие с тех пор главными достопримечательностями этого города. В послесталинские времена по проекту Л.Стукачёва сооружён памятник «Три сестры» на границе России, Украины и Белоруссии. Из дерева бамовцами были выстроены: первый железнодорожный вокзал на станции Свободный (1937 г.) и оба городских стадиона (1934, 1937 гг.).
Главным участком строительства БАМЛАГа в 1932-1933 гг., была ветка БАМ – Тында. К началу работ там почти не было ни жилья, ни дорог. В непролазной тайге, силами самих заключенных, из неошкуренных лиственниц, в страшной спешке стали строить бараки, смотровые вышки, вкапывать в вечную мерзлоту столбы, на которые крепили рядами колючую проволоку. До окончания постройки бараков заключенных селили в дырявых палатках, списанных из имущества Красной армии, и в шалашах. Смертность была очень велика.
«От разъезда БАМ в тайгу погнали этап за этапом. К 1 мая 1933 года на строительстве БАМа работали 32 411 человек (из них 31 415 з/к). … В течение первых полутора лет зэки размещались под открытым небом у костров. Паек — 400 г хлеба в сутки. В бумагах УРЧ (учетно-распределительной части) БАМлага есть такая цифирь: на отсыпке полотна головного участка БАМ — Тында на 1 марта 1934 года работали 14 956 з/к; на 1 января 1935-го их осталось 6487…» («Дорогу строили из человеческого материала» Александр Меленберг).
Спецодежды не было никакой, работали в той одежде, в которой были арестованы. Отсутствовали постельные принадлежности. О банях не было и речи.
Из заметок начальника управления НКВД СССР по Дальневосточному краю Т.Д. Дерибаса, в августе 1934 года побывавшего на строительстве ветки БАМ - п.Тындинский: «Первое, что бросается в глаза, - это совершенно нечеловеческие условия труда. Корчевку мелкого кустарника, пней люди вели «голыми руками и босыми ногами, и без рубашек, в одних трусах, без единой рукавицы».
В архивах сохранился номер лагерной газеты «Строитель БАМа» от 04.01. 35г., орган культурно-воспитательной части (КВЧ) и штаба («О») 1-го отделения БАМЛАГа. Вот что там пишут: «…жилые бараки представляли из себя ледники; стены их покрыты толстым слоем инея, в углах горы льда; вокруг бараков - рассадники нечистот (не было уборных). Не меньше холода и грязи в больницах для заключенных. Больные не имели постельных принадлежностей, спали на полу».
Все самые тяжёлые земляные работы на трассе производились вручную.
По воспоминаниям бывшего заключенного Тайшетлага И.П. Айтуганова, «тачки катали по шестьдесят метров по узкой дощатой дорожке, трапам», причем для получения дневной нормы питания требовалось, погрузить, отвезти и разровнять не менее восьми кубометров земли. (Афанасов О. В. «К истории довоенного строительства Западного участка БАМа (Тайшет – Братск – Лена»).
«Через несколько дней повели на работу. В двух километрах от зоны располагался карьер, где мы добывали глину для кирпичного завода. … Действующая в лагере система оплаты труда заставляла "шевелиться", ибо тот, кто не вырабатывал 100% нормы, получал 500 грамм хлеба и три раза по ковшику баланды. Выполняющим от 100 до 125% выдавали хлеба 800 грамм и к баланде на обед чечевичную кашицу».
«Чем глубже уходил карьер, тем тяжелее становилось вывозить глину в тачках. … Подхлестывание конвоиров: "Давай! Давай!" и мрачная перспектива получить "пятисотку" доводили большинство из нас к концу рабочего дня, который длился 10 часов, до полного изнурения; … Еле-еле приплетались в "зону", съедали баланду без хлеба (пайки хлеба выдавали утром). Валились на свои нары и засыпали как мертвые». (М. Б. Миндлин «Возвращение»).
Существовавшая в лагерях ГУЛАГа норма питания, определенная в 2 тыс. калорий в день, - по признанию самого Л. П. Берии, была рассчитана на сидящих в тюрьме и не работающих. (О. Хлевнюк, «Принудительный труд в экономике СССР : 1929-1941 годы», Свободная мысль: теоретический и политический журнал, 1992, № 13, с. 79). Документы и очевидцы свидетельствуют, что даже столь мизерная норма отпускалась на 65-70 %, остальное попросту разворовывалось обслуживающим персоналом ОГПУ-НКВД.
В 1938 году (до расформирования БАМЛАГА и создании на его базе 8 ж. д. ИТЛ) прокуратурой СССР была произведена проверка условий содержания заключённых. «Условия содержания заключённых в БАМЛАГе неудовлетворительные, в отдельных случаях совершенно нетерпимые. Многие заключённые содержались в холодных, грязных бараках, с грязными нарами; заключённых содержали вперемешку, уголовники существовали в лучших условиях, отбирая пайки и одежду у работающих заключённых. Большинство заключённых не выходят на работу, т.к. совершенно раздеты, среди этой группы имелись настолько обносившиеся и обовшивевшие, что представляли определённую опасность в санитарном отношении».
Прокурор БАМЛАГа т. Димаков сообщал: «в лазаретах спят голые на сплошных нарах, в баню не водят неделями из-за отсутствия белья. В общей палате на нарах нередко больные рожей лежат с больными желудочными, туберкулёзники – с хирургическими больными. Из приходящих этапов снимают мёртвых, замёрзших. Среди прибывших этапов нередки случаи сыпного тифа…».
« …. Положение с питанием катастрофическое. Часто в тайгу отправлялись большие группы заключённых с обеспечением питания всего на 1 месяц».
(Государственный архив РФ, ф. Р-8131, оп. 37, д. 111, л. 5-6)
Когда строительство не укладывалось в сроки, администрация лагеря немедленно увеличивала рабочий день. «Работали по шестнадцать, а то и восемнадцать часов. Не успевали обсыхать. Подымали среди ночи на разгрузку, и не выспавшиеся зеки шли на стройки. У многих появилась «куриная слепота», то есть с наступлением вечера люди переставали видеть. Все больше оставалось больных в бараке: простуда, ревматизм, малярия». (С. Воронин, «Преступление без наказания»)
А кто же отбывал наказание в лагерях БАМа? В своей работе «Строительство железных дорог на востоке России», профессор О.П. Еланцева ссылается на перечень, утвержденный решением Политбюро ЦК ВКП (б) от 1 февраля 1938 года. Этот перечень запрещал наркому внутренних дел осуществлять комплектование Дальневосточных лагерей за счет уголовников-профессионалов, а также, осужденных за повстанчество и бандитизм, измену Родине. Кроме того, не разрешалось посылать лиц; японской, китайской, корейской, немецкой, польской, латышской, эстонской, литовской и финской национальностей.
«В нашей бригаде большинство составляли сельские жители: врачи, учителя, агрономы, почтовые работники, много колхозников и всего несколько москвичей». (М. Б. Миндлин «Возвращение», глава Бамлаг)
В худых, заплатанных бушлатах,
В сугробах на краю страны-
Здесь было мало виноватых,
Здесь было больше без вины.
Анатолий Жигулин«Рельсы»
В январе 1934 года большинство работающих на БАМе подразделений лагеря были переброшены на сооружение вторых путей Транссиба (от Сковородино до Хабаровска). На строительстве ветки БАМ-Тында оставили лишь 1-е отделение БАМЛАГа. В сентябре 1933 г. оно имело 11 179 заключенных, а в 1935 г. - 10 817.
В ноябре 1937 года от железнодорожного полустанка БАМ (на Транссибе) до поселения Тындинского прошел первый рабочий поезд, в состав которого входили три вагона.
Седьмого ноября в намеченное время поезд подали на станцию Тында. Очевидцы говорят, что это было грандиозное событие. От красных лозунгов, флагов и знамен рябило в глазах. Гремел духовой оркестр. На бампере паровоза стоял огромный портрет Сталина. Состоялся митинг с традиционными выступлениями представителей партийных и советских органов, руководителей БАМЛАГа. Вот только самих строителей, на этом празднике не было.
Из-за недоделок, по трассе было открыто тогда только временное движение, в эксплуатацию она была сдана в 1940 году. В 1941 году 1-е отделение было расформировано, а на его базе создан Тындинский лагпункт по эксплуатации ж. д. линии БАМ-Тында и консервации работ на участках Тында-Зея.
В целом за шесть лет существования БАМЛага (1932-1938) заключённые вручную уложили почти 2700 км железной дороги, реконструировали станции, депо, построили новые рабочие поселки, больницы, школы, клубы, стадионы и т. д.
Послужили бамовцы стране своим трудом и в годы Великой Отечественной войны. В январе 1942 года они, по приказу из Москвы, сняли рельсы с только что построенной дороги БАМ-Тында и вместе с ними поехали строить новую – необходимую фронту «Волжскую рокаду» от Сталинграда до Саратова. Из 982 километров общей длины этой железной дороги, 663 км было построено подразделениями снятыми с БАМа.
Архивные документы свидетельствуют, что во время войны производительность труда у заключенных превзошла довоенный уровень в два раза.
В 1943 году замороженное в связи с войной строительство заключёнными БАМа было частично возобновлено (на восточном участке: Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань), а в 1945 году – в полном объёме. Окончательно первая стройка БАМа остановилась из-за нехватки рабсилы после смерти Сталина и возвращения домой из лагерей большинства узников, несправедливо осуждённых созданной им системой.
Когда едешь по ветке БАМ-Тында, иногда, за окном пассажирского вагона, промелькнет старая, заросшая деревьями и кустарником насыпь, или обросший мхом бетонный мост. Да в городе Тынде, на горе, внизу которой пробегает одноименная речка, стоят и по ныне деревянные бараки, построенные заключенными для офицерских семей НКВД (в них до сих пор живут люди).
Вот и все, что осталось в память о тех несчастных, которые за кусок хлеба, а большая часть, ценой своих жизней произвели полную реконструкцию Транссиба и построили часть знаменитой железной дороги БАМ. Построили десятки заводов, линий электропередач, аэродромов, причалов, шоссейных дорог, которыми мы пользуемся сегодня. Ни одного памятника! Что же мы за люди такие? (В.М.Прядкин)
Статья написана на основе книги Виктора Максимовича Прядкина «Неизвестный БАМ»: http://proza.ru/avtor/viktor9&book=2#2 и некоторых прежних статей автора.
Более полная версия статьи (со всеми 22 иллюстрациями) опубликована на сайте яндекс.дзен, канал: Ю.Тарасов. История от историка.
Свидетельство о публикации №222111300251
Это просто идиотизм - отдых в тюрьме!
Обязательно он должен трудиться и... получать на счёт зарплату. Для того, чтобы выйдя из заключения, имел возможность возвратиться к нормальной жизни, а не опять, для некоторых, в бомжи и...
Но, конечно не так трудиться, как это делалось согласно описанному на БАМе.
А нормально, с получением медицинского обслуживания, возможности получения образования.
Тогда - это будет эффективное трудоисправление не на бюджетные деньги, а за счёт спрокурвившихся особей.
Василий Рябов Слабов 13.11.2022 11:37 Заявить о нарушении
Вот в ней и ядро всех бед. 📉🌐
Сулла Славный 13.11.2022 13:42 Заявить о нарушении