О преданности. Предок Чeрчилля еврейка Мария де Са

11.10

      О преданности. Предок Чeрчилля еврейка Мария де Салинас.


   Крещёные евреи, муж и жена САЛИНАСЫ,  кастильские дворяне служили при дворе  создателей объединённой Испании королей Фердинанда и Изабеллы из династии Трастамара. Они известны в истории благодаря их дочери Марии и её многочисленному аристократическому британскому потомству.

   Мария де Салинас (Maria de Salinas) (ок. 1490-1539) оказалась в далёком от Испании Лондоне из-за матримониальной дипломатии европейских монархов. Фердинанд и Изабелла выдали замуж свою дочь Екатерину за наследника английского престола Артура из династии Тюдоров. В её свите в Британию прибыла юная красавица, почти ещё ребёнок фрейлина Мария де Салинас. На пути в Англию испанцы немало настрадались. На море часто бушевали свирепые  штормы, швыряя корабль словно щепку в гущу вздыбившихся из бездонной морской пучины огромных волн. Пронзая небо огненными клинками молний, над головами людей сталкивались друг с другом тяжёлые чёрные тучи. Заглушая людские голоса, угрожающе грохотал гром. Нельзя было не испытывать страх, вспоминал один из участников этого плаванья. Бурное море словно предсказывало Екатерине и Марии перепития их жизни в новой стране.

   В Лондоне судьба в начале не благотворила испанкам. Муж Екатерины принц Артур умер через несколько месяцев после свадьбы. Пошли долгие семь лет изнурительных переговоров о браке Екатерины с братом покойного мужа Генрихом. Это было время  неопределённости, сплетней, интриг, споров между испанским и английским дворами о приданном невесты. Тяжелее всего Екатерину и её свиту изнурялo безденежье. Скупец английский король Генрих VII держал вдову своего сына в чёрном теле. Не выдержав убогой жизни в чужой, негостеприимной стране, почти все испанцы вернулись на родину. Мария осталась с Екатериной и стала самым близким к ней человеком. Разлучит их только смерть.

   В конце-концов старый король умер. Принц Генрих унаследовал престол и, став королём Генрихом VIII, женился на вдове брата. Наступила радостная пора. Вместо мрачного двора сухого, расчётливого в каждом своём движении Генриха VII, молодожёны создали роскошный  ренессансный двор. Они и их придворные беззаботно  наслаждались жизнью: непрерывные пиршества, охота, рыцарские поединки-спорт тех времён, иноземные музыканты и повара.

   Устроилась и личная жизнь Марии де Салинас. Она вышла замуж за английского аристократа,  богатого землевладельца барона Уиллоуби де Эрзби. Генрих VIII подарил молодожёнам дворец. Он настолько ценил безупречную службу Марии, что назвал в честь неё корабль английского военного флота. Брак Марии оказался удачным, но счастливые годы трагически прервались. На Марию обрушились удары судьбы. Она рано овдовела, из трёх её детей умерли оба сына, выжила лишь одна дочь. Брат покойного мужа пытался лишить её мужниного наследства, оставить бесприданницей её дочь.

   Безрадостны были и события, связанные с Екатериной. Она не смогла родить Генриху VIII сына и он начал против неё бракоразводный процесс, тянувшийся несколько лет. Екатерина развод ему не давала. Разрыв с Екатериной не был порождён самодурством Генриха VIII, "прославившегося" казнями жён. Династия Тюдоров была молодой. Она утвердилась на троне благодаря "праву меча" - завоевала власть. Страна всё ещё залечивала раны от разрушений долгой Войны алой и белой роз. Отсутствие мужского наследника грозило Англии новой сумятицей и даже гражданской войной между претендентами на престол. Генрих VIII мучался из-за того, что он не выполнил королевский долг: дать Англии и своему роду наследника престола. Проблемы, обступившие его, превратили некогда рыцарственного, доброжелательного к людям принца в злого, жестокого короля.

   Стремясь сломить сопротивление Екатерины, Генрих VIII создал для неё невыносимые условия жизни. Зная как наиболее болезненно ужалить несговорчивую испанку, ещё до официального объявления о разводе он удалил от неё Марию и запретил им встречаться. Екатерину он поместил под стражу в отдалённом замке. Мария смогла лишь обмениваться с ней записками. "Во всех моих страданиях она единственная дает мне утешение", Екатерина сказала о своей верной Марии. В декабре 1535 года пятидесятилетняя Екатерина тяжело заболела. Мария умоляла Генриха VIII разрешить ей посетить бывшую королеву, но получала жёсткие отказы. Нарушение королевского запрета каралось казнью.
 
   На Рождество 1536 года Мария узнала, что Екатерина находится при смерти. Угроза плахи не остановила её, но рисковать она решила лишь своей жизнью. В непроглядную зимнюю ночь Мария оседлала коня и одна, без слуг, поскакала в далёкий замок-без малого 100 километров (60 милей) где умирала Екатерина, а по меркам того времени она была женщиной преклонного возраста. Зимние дороги утопали в замерзающей грязи, конь поскользнулся и сбросил Марию. Она собралась с силами, поднялась, вновь оседлала коня и в кромешной тьме продолжила свой ужасный путь.

   Хранитель замка строго соблюдал приказ короля не допускать никого до Екатерины. Мария обманула его. Пригодилась её перепачканная после падения с коня одежда. Мария заявила хранителю замка, что король выдал ей письменное разрешение на свидание с Екатериной, но по дороге она потеряла его когда упала с коня. Хранитель замка поколебался, но не посмел оспаривать слова одной из знатнейших дам королевства. Да и кто в здравом уме станет врать о документе от самого короля, скорого на расправу?!

   Бдительный служака разрешил Марии короткое свидание с Екатериной. Оказавшись в покоях Екатерины, Мария закрыла двери изнутри и осталась у постели умирающей Екатерины. Растерявшемуся хранителю замка пришлось лишь беспомощно топтаться по ту сторону дверей. Взломать их он не решился. Мария разделила последние часы жизни своей подруги, держала её холодеющую руку в своей руке. Генрих VIII, которому донесли о произошедшем, был достаточно умён и приказал не давать ход делу о "преступлении" Марии. Возможно, в его очерствелой душе сверкнули воспоминания о той невозвратимой поре когда все они трое были молоды и полны счастливых надежд.

   В наше время биографы Марии де Салинас любят писать о том, что её потомок леди Диана, покойная жена английского принца Чарлза, нынешнего короля Карла III,  мать двух сыновей, старший из которых со временем унаследует английский престол. Велика ли честь? Ничем не примечательная, кроме ослепительной красоты и трагической судьбы, молодая женщина, бутафорская  монархия, которую практичные англичане сохраняют лишь для привлечения туристов, и некогда великая страна, ныне отодвинутая на задний план мировой политики новыми сверхдержавами. Зато потомком Марии де Салинас был Уинстон Черчилль, самоотверженно вставший первым из ведущих политиков в мире на пути немецкого нацистского зверя к мировому господству. Между ними множество поколений, но, читая его биографию, невольно думаешь о том, что он унаследовал несгибаемую преданность правому делу от своего далёкого предка Марии де Салинас.

      РОДОСЛОВНАЯ УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ ОТ МАРИИ де САЛИНАС.

   1. Maria de Salinas (ca 1490-1539).
   2/1. Katherine Willoughby. 12th бaroness Willoughby de Eresby (1519-1580) + Richard Bertie (1516-1582).
   3/2. Peregrine Bertie. 13ер бaron Willoughby de Eresby (1555-1601).
   4/3. Robert Bertie. 1st Earl of Lindsey (1583-1642).
   5/4. Montagu Bertie. 2nd Earl of Lindsey (1608-1666). |
   6/5. Elizabeth Bertie (1640-1683) + Baptist Noel. 3rd Viscount Campden (1611–1682).
   7/6. Catherine Wriothesley Noel (1657-1733) + John Manners. 1st Duke of Rutland (1638-1711).
   8/7. Catherine Manners (1675-1712) + John Leveson-Gower. 1st Baron Gower (1675–1709).
   9/8. Gertrude Leveson-Gower (1714-1794) + John Russell. 4th Duke of Bedford (1710-1771).
   10/9. Caroline Russell (1743-1811) + George Spencer. 4th Duke of Marlborough (1739-1817).
   11/10. George Spencer-Churchill. 5th Duke of Marlborough (1766-1840).
George Spencer-Churchill. 6th Duke of Marlborough (1793-1857).
   12/11. John Spencer-Churchill. 7th Duke of Marlborough (1822-1883).
   13/12. Randolph Spencer-Churchill. Lord (1849-1895).
   14/13. WINSTON SPENCER-CHURCHILL. Sir (1874-1965).   
   
      ИСТОЧНИКИ И ПРИМЕЧАНИЯ.
   
   
   Maria was the daughter of Martin de Salinas [Oxford DNB, Maria Willoughby] (d. 1503), and Josepha Gonzaez de Salas, who were employees of the royal household in Castile. The family were formerly Jewish, but had become "converso". [Oxford DNB, Maria Willoughby]
   
   Мария была дочерью Мартина де Салинаса [Oxford DNB, Мария Уиллоуби] (ум. 1503) и Joseфы Гонзаез де Салас, которые были служащими королевского двора в Кастилии. Семья раньше была еврейской, но стала «конверсо». [Оксфорд DNB, Мария Уиллоуби]

   Точнейший перевод слова «конверсо» на русский "выкрест". Конверсо в Испании считали каждого у кого имелись предки выкресты.

Кроме Марии де Салинас у Черчилля было несколько других пращурок из испанских  конверсо. Среди них аристократки с еврейскими и испанскими предками Eleanor de Guzman (1310-1351) родоначальница королевской династии Трастамара, объединившей   Испанию, Maria de Padilla (?-1361), чья дочь стала родоначальницей династии Йорков, из которых происходила мать Генриха VIII,  Inеs de Ayala (?- 1453 ) и дочь крестившихся евреев Giraldona Carlino (1401-1460), мать короля Неаполя Ferdinandа I. Нога ни одной из них вступила на землю Англии. Предками Черчилля стали  оказавшиеся в Англии их потомки.
Peggy K. Liss, "Isabel the Queen," New York, 1992, стр. 165;

   Maria de Salinas, Baroness Willoughby de Eresby (ca 1490 - 1539).
   Tremlett G. Catherine of Aragon: The Spanish Queen of Henry VIII New York. 2010, стр. 62,361.

   Родословная Черчилля. http://roglo.eu/roglo?lang=en;m=DAG;i1=7983338;s1=69062
   
======

Черновик

  В наше время британцы признали Черчилля величайшим британцем в истории. 3-е место в списке величайших земляков они дали леди Диане. 

  The Greatest Britons List - Biography Online.

Hart K. The Mistresses of Hemry VIII. 2009, p.188-198.



   

      
 


Рецензии