Универсальная...

     Придумал кто-то, что уважающий себя автор должен быть не только писателем, но и читателем. Но читать, в основном,  автор должен для того, чтобы написать рецензию. А для чего автор должен писать рецензии? Неужели только для того, чтобы показать, что он не только участвует в литературном процессе сам, но и следит за тем, как в нём участвуют коллеги?

    Те авторы, у которых нет ни времени,  ни желания писать рецензии о текстах других участников литературного процесса, иногда читают тексты коллег, других участников литературного процесса, но часто не читают тексты других авторов совсем.

     Литературные критики и даже литературоведы раньше внушали авторам, что литературный процесс тогда динамичный и содержательный, когда авторы не только читают тексты своих коллег, но и пишут на чужие тексты рецензии.

     Литературным критикам раньше совсем не обязательно было писать "своё о своём", им достаточно было писать, "своё о чужом". Чужим, в уходящие или ушедшие времена, было для литературных критиков участие других авторов в литературном процессе.

     Литературные критики, и в прошлом, не отвечали за наполненность или содержание литературного процесса. Если за что и отвечали раньше, в литературном процессе, литературные критики, то исключительно за его, процесса, динамику.

      Такие литературные критики, как "Неистовый Виссарион" (В. Г. Белинский) сыпали, как в стоящее на раскалённой плите варево,  в литературный процесс, перец,  и добавляли в него "огонька". Своим огоньком литературные критики освещали тексты одних авторов, чтобы другие авторы читали эти тексты и равнялись, в литературном процессе, на тексты освещённых критиками авторов.

     А другим авторам, неистовые литературные критики "жгли пятки", чтобы те стали быстрее поворачиваться в литературном процессе и старались бы быстрее бежать за теми, чьё литературное творчество, с добром и пониманием,  осветили, своим огоньком, литературные критики.

    Была ли от литературных критиков действительная польза? О пользе от литературных критиков могли бы говорить и писать, как сами авторы-сочинители, так и литературоведы. Литературоведы, как и литературные критики писали, в основном, "своё о чужом", но "своё" включало в себя больше того, что было в "своём" у литературных критиков.

     Долгим и тщательным наблюдением литературоведы установили, что литературный процесс включает в себя создание (написание или сочинительство) "своего о своём" , "своего о чужом", а также присвоение себе "чужого о чужом" и "чужого о своём".

     Именно литературоведы, часто в ночные часы, вдохновлённые своим, сугубо литературоведческим вдохновением,  установили, что "своё о чужом"  литературных критиков,, в литературном процессе, состоит из отзывов, рецензий, критических статей и сборников отзывов, рецензий и статей о критической литературе, а  также они установили, что плагиатом является только присвоение  "чужого о чужом".

     Копаясь в литературном процессе, извините, читательницы и читатели, наблюдая за ним, именно литературоведы сообщили и всему миру, и литературным работникам, что присвоение "чужого о своём" никаким плагиатом не является, а представляет собой вполне законную, точнее, - морально допустимую "халтуру" для литературных работников, которым надо что-то есть, другим словом, питаться.

     Раньше литературный процесс был такой, что не у всех людей, женщин и мужчин, было литературное мастерство, чтобы достойно описать, в литературном тексте, интересное для других, ценное им "своё", то есть свой жизненный опыт, свои взгляды на события, факты, явления, с которыми "вспоминатель"-мемуарист сталкивался в своём богатом прошлом или за которыми просто наблюдал.

    Именно литературоведы придумали и оправдание тем, кто легко, без угрызений своей совестью, присваивал, если конечно, заплатил, "чужое о своём".  И они же, литературоведы, придумали для "чужого о своём"  название:  "литературная запись воспоминаний".

    Сейчас же, в наше время, когда все чувствуют себя грамотными, то есть обладающими достаточным мастерством для литературной записи своих собственных воспоминаний, мемауров и жизненных наблюдений, то есть "своего", данная халтура для литературных работников почти совсем исчезла.

     Но раньше, помня о халтуре для литературных работников, литературоведы не забывали о себе. Они не только наблюдали за литературным процессом, но и создавали (писали) "своё о чужом", то есть биографические (байопики) статьи и монографии, часто выходившие, в свет, в серии "Жизнь Замечательных Людей" и концептуальные статьи и монографии о литературном процессе, то есть "свои" мало, - в статьях,  и сильно обширные, развёрнутые литературные концепции, - то есть свои собственные взгляды на весь литературный процеес, снизу доверху, справа налево и слева направо, а также по диагоналям.

     И вот пришла пора вернуться к тому вопросу, с которого  автор начал этот свой текст: "Зачем современному автору-сочинителю писать рецензии на тексты своих коллег?" Оказалось всё очень просто: как раньше, для  своих бОльших, чем в прошлом,  самовыражения и самореализации, литературные критики и, тем более,  литературоведы, начинали писать "своё о своём", так и современные авторы-сочинители думают, что смогут больше себя выразить и реализовать, если, кроме "своего о своём" будут писать ещё и "своё о чужом".

      Но так как часто современным авторам не хватает ни времени, ни сил на написание "своего о своём", а им ещё надо заменять собой литературных критиков, - писать отзывы и рецензии на тексты коллег, или освещая, своим огоньком,  их литературные успехи, или "обжигая им пятки", чтобы иинтенсивнее развивались, и литературоведов, придумывая свои взгляды на весь современный литературный процесс, литературные концепции,  то у них нет никаких возможностей писать  ни отрицательные, ни положительные идеальные рецензии.

     Автор данного текста хотел бы облегчить своим коллегам тяжёлый труд по написанию рецензий на тексты своих коллег, но понимает, что научить, кого-либо, написанию идеальных, как отрицательных, так и положительных рецензий, невозможно! Можно только предложить универсальные, подходящие к оценке любого чужого текста, варианты отрицательной и положительной литературной рецензии.

     Автор решил начать с написания универсальной отрицательной рецензии на тексты коллег, и вот, что у него получилось:

     "Какие именно эмоции должно вызывать чтение того текста в художественной литературе, который можно было бы назвать качественным или хорошим? Наверное, точно, - не омерзительнейшие! Какие же эмоции, кроме скуки, вызывает этот текст (упоминается название) данного автора (сообщаются его имя, фамилия, а то ещё и отчество!). Скука, конечно, это не эмоция читательницы или читателя, прочитавших текст,  а полное их, эмоций,  отсутствие у них, - у читательницы и читателя. Какие, вообще эмоции, может вызывать у читателей апатичный герой  и бесцветная героиня, как в этом тексте! Никаких, кроме скуки!

     Автор (упоминаются имя и фамилия) текста (сообщается название) совершено забыл (забыла), что каждый хороший текст художественной литературы должен  укрощать читательниц и читателей, как львиц и львов, оставляя в их душах или сердцах приятные отпечатки в виде светлых эмоций.

     Возникает вопрос: "Можно ли льва, который знает о себе, что он царь зверей, сделать дрессированным? То есть подчинить читательницу или читателя воле автора какого-то текста? Нельзя, если кто-то объяснил, читательницам и читателям, как львицам и львам, что человек, то есть автор, такое же животное, как, например, антилопа, которую и львица, и лев, могут, извините, элементарно "сожрать"!

     Автору (сообщить имя, фамилию) данного текста (назвать) не удалось подчинить себе читательниц и читателей, как львов или тигров, которые не только знают, но и а любой момент могут "сожрать", то есть сложить об авторе мнение, как о том сочинителе, тексты которого никогда больше не нужно читать, даже не нужно больше брать эти тексты в руки или размещать их перед своими глазами, для чтения!

    И хотя автор данной рецензии жалеет, что потратил время и некоторые свои усилия на чтение текста (сообщить название), он хочет пожелать автору (имя, фамилия) больше работать над собой, совершенствовать своё литературное мастерство, и тогда, может быть, появится у текстов этого автора укрощённые им, как львицы и львы, читательницы и читатели!"

     Данная универсальная отрицательная рецензия, может подвергаться, конечно, сокращению и редактированию самими авторами, а автор данного текста решил перейти к универсальному варианту положительной литературной рецензии:

    "Я прочитал текст (название)  автора (имя, фамилия и, может быть, ещё и творчество)  и в сердце у меня светло, а на глазах, - слёзы. Или от радостной грусти, или от грустной радости! Прочитав, испытав  радость или грусть, улыбаясь или вытирая слёзы  на глазах, подумал, почему автору (ей или ему) удалось так на меня подействовать, своим текстом?

     Вспомнил о том, что льва или львицу, которые знают о себе, что они царь и царица зверей,  можно сделать укрощёнными, если они знают, что им никак не удастся "сожрать", как дрессировщика, автора. Почему? Да потому-что в этом тексте (название) автора (имя, фамилия) читательнице, как львице, не удалось бы найти то, что бы её раздражало, а читателю, как льву, не удалось бы обнаружить то, к чему можно было бы обоснованно и основательно придраться!

     Я не нашёл в этом тексте (название) того, к чему можно было бы обоснованно и надолго придраться, так, - одни несущественные и мало заметные мелочи, поэтому не буду автору (имя, фамилия)  давать никаких советов, он (она) всё сам (сама) знает о литературном мастерстве. А поэтому хочу пожелать ей (ему) полного отсутствия или очень  коротких, почти совсем незаметных остановок в её (его) литературном творчестве!"

     У кого нет ни времени, ни сил на использование и редактирование даже положительного варианта универсальной литературной рецензии, можно посоветовать сокращать свои рецензии до отзывов: "Это не текст для чтения, а, извините, какая-то хрень!". "Я потрясён, и жду от Вас моих дальнейших потрясений". "Нудяга, конечно, но попадаются в ней интересные мыслишки!" "Так держать, точнее, - и дальше Вам держаться за то, что присутствует у Вас в этом тесте!". "Ничего плохого! Вполне приятное чтение!"

     Автор данного текста сообщает, что читая чужие тексты, тексты коллег, - авторов или сочинителей,  вполне можно отвечать на них короткими отзывами, но тем, кто почувствуют себя литературными критиками или даже литературоведами, тем нужно будет учиться писать "своё о чужом", начиная с самообучения такому, кому, - нужному, а кому и - грустному, нудному делу,  как написание довольно обширных рецензий!..

    


Рецензии
На мой взгляд из современного литературного процесса постепенно исчезают... читатели.
Простые, обычные, "не влитературенные" люди, которые читают что-то исключительно потому, что любят читать, что им интересно.

Писатель хочет быть прочитанным. А читателя нет.

Вот и приходится писателям совмещать функции, становиться "писчитами" - читать друг друга, писать друг другу отклики и рецензии, имитировать искренний интерес.
Ведь иначе никакого интереса к себе любимому почти наверняка не дождаться.
Так думаю.

Павел Лобатовкин   13.11.2022 15:38     Заявить о нарушении
"Влитературенные" - это слово, которое мне очень понравилось. "Пишичитай", - тоже очень интересное слово, означающее, что на "бесчитательском" поле пишущие произведения или просто тексты так называемой, до сих пор, художественной, литературы, вынуждены сами себя читать, сами себя оценивать, то есть рецензировать. Спасибо, Павел, что Вы не имитировали, а искренне проявили интерес к "Универсальной ...", и спасибо за Ваше дополнение к тексту, что пишут рецензии для того, чтобы продемонстрировать наличие, у художественной литературы, читателей. Желаю, несмотря на исчезновение читателей, не останавливаться Вам, Павел, в Вашем авторстве или сочинительстве!

Светлан Туголобов   13.11.2022 16:26   Заявить о нарушении
Искусство нуждается в потребителе.
Без потребителя искусство вырождается в нечто вроде хобби, интересное только тем, кто этим хобби увлекается. Например, спичечные этикетки будут с искренним интересом рассматривать только коллекционеры спичечных этикеток.
Так думаю.

Павел Лобатовкин   13.11.2022 16:32   Заявить о нарушении
Согласен, но если сочиняется, то, всё-равно, даже при отсутствии потребителей, нужно записывать!

Светлан Туголобов   13.11.2022 16:35   Заявить о нарушении
Куда ж деваться?!
Оно ж наружу просится!
Только благоразумно будет, пожалуй, не питать надежд на востребованность.
Чтобы потом не разочаровываться.

Павел Лобатовкин   13.11.2022 16:37   Заявить о нарушении
Согласен с Вами, Павел, полностью!

Светлан Туголобов   13.11.2022 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.