Галилейская дилемма
Книгоиздатели также постарались внести свой вклад в дело «библейского просвещения» современных читателей. В 2004 году московское Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации» реанимировало, выпустив в свет на русском языке (впервые в России), книгу американского философа Джекоба Коннера под названием «Христос не был евреем», которая была издана в США еще в начале 30-х годах прошлого века. Другое московское издательство - «Алгоритм», в 2011 году напечатало сочинение немецкого философа английского происхождения Хьюстона Чемберлена с очень похожим заглавием «Христос не еврей», что вышла впервые в Германии также в начале 30-х годов прошлого века. Издательство «Эксмо» (Москва) выпустило по очереди две книги Юлии Латыниной «Иисус. Историческое расследование» и «Христос с тысячью лиц», увидевших свет (соответственно) в 2018 и 2019 годах.
Публикации исследователей Нового Завета (современных и более ранних), обычно, сводятся к вопросам установления подлинных фактов из биографии, Иисуса из Назарета, и поискам обоснований в определении его национальной принадлежности. Интерес к проблеме определения этнического происхождения Иисуса возник давно, как минимум, два столетия назад, породив в среде поисковиков множество жарких споров, догадок, гипотез и версий, ведущих порой не только к заблуждениям, но и к сознательным фальсификациям. В большом количестве статей, касающихся этничности Иисуса, вплетены такие модные ныне термины как «генотип» и «гаплогруппа», понятия о которых изложены в науках с названием генетика и ДНК-генеалогия.
Однако, несмотря на многочисленные попытки разных авторов, проблему поиска и определения необходимых достаточных обоснований (доказательств) по тем или иным событиям земной биографии Иисуса, до сих пор окончательно решить не удалось. Суровый закон достаточного обоснования требует, чтобы все суждения о предмете и его свойствах были не голословными, а базировались на достоверных фактах и аргументах, истинность которых доказана или очевидна.
Теологи и христианские фанаты могут сказать: «У бога нет национальности!» Так то, господа, - у бога. Мы же считаем, что Иисус (греческое прозвание Христос) является вполне реальной исторической личностью, рожденной самым естественным способом от обычных родителей, проживавших в центре Палестины, в Галилее. В наше время это утверждение не вызывает сомнения даже среди серьезных ученых-академистов.
Личность – это отдельный человек. В евангелиях Иисус сам себя постоянно называл «сыном человеческим», а это, очевидно и однозначно, указывает на то, что любой человек всегда рождается от людей, принадлежащих к тому определенному этносу, к которому отнесла их судьба.
В работе «Хронология жизни Иисуса из Назарета» (www. proza,ru) мы постарались показать свой взгляд на установление этнической принадлежности бродячего галилейского проповедника и определили, что по национальности Иисус был ГАЛИЛЕЯНИНОМ. Базой для доказательств этого вывода стали тексты евангелий, где Иисуса неоднократно называют галилеянином, а также то, что во времена его жизни население Палестины, включая Иудею, Самарию и Галилею, говорило на арамейском языке (или его диалектах). Большинство жителей этих исторических областей происходило из разных семитских, этнически близких племен и народностей, проникших разными путями и в разное время в Палестину из Финикии, Египта, Месопотамии, Сирии и других территорий в III-I тысячелетиях до н. э. Долгие годы совместного проживания представителей различных этносов на одной территории обусловили естественное создание смешанных семей, а первоначальные племенные этно-культурные и религиозные различия между народностями постепенно нивелировались, что привело в конце I тысячелетия до н.э. к полной и взаимной ассимиляции их потомков. В число старожилов древней Галилеи входило также определенное количество насельников, предки которых имели явно другое, вовсе несемитское происхождение (хетты, хурриты, ассирийцы, греки и др.), но их потомки смогли пройти через галилейский многовековой плавильный котел семитизации и, в конечном счете, стать, полноценными галилеянами. Однако, в статье «Хронология жизни Иисуса» аспект ассимиляции несемитских земляков Иисуса детальному анализу в свете достижений внезапно возникшей новой (пока еще спорной) науки с названием «ДНК-генеалогия», практически, не подвергался. Поэтому некоторые аргументы в перечне доказательств этнического происхождения Иисуса нами, возможно, были упущены, а окончательный вывод, следовательно, был смещен в пользу упомянутых семитов.
С целью проверки правильности (или ошибочности) ранее сделанных выводов, рассмотрим повторно вопрос о национальной принадлежности Иисуса из Назарета, но уже в разрезе понятий, которыми оперируют наука о генетике человека и ее ответвление - ДНК-генеалогия. Основы этой новой науки подробно изложены ее учредителем А. А. Клесовым в книгах «ДНК-генеалогия от А до Т», вышедшей в подмосковном издательстве ООО «Неформат» в 2016 году и «Практическая ДНК-генеалогия для всех» (Москва, «Концептуал», 2019).
Для начала придется усвоить некоторые научные термины, используемые в генетике и ДНК- генеалогии. С точки зрения обычного человека терминология указанных наук вызывает поначалу некоторое замешательство от обилия созвучных определений, тонкости понятий и детальных подробностей, а также двоякости принятых маркировок. Однако, без знания этих терминов найти ответ на интересующий нас вопрос о связи этнической принадлежности человека с его генетическим происхождением просто невозможно.
ГЕНЕТИКА человека - раздел биологии, изучающий закономерности наследования и изменения признаков, определяющих врожденные свойства и характеристики человека, передаваемых, как правило, через гены. К ней относят - популяционную генетику (попгенетику), генетическую генеалогию, молекулярную генеалогию.
ГЕН (греч. genos – род, происхождение), единица наследственного материала, ответственная за формирование каких-либо признаков. У высших организмов гены входят в состав хромосом. Каждый ген ответствен за синтез определенного белка (фермента или др.). Контролируя их образование, гены управляют всеми химическими реакциями организма, определяя, таким образом, его признаки. Уникальным свойством генов является их высокая стабильность (способностью сохранять свою структуру) в сочетании с большой лабильностью (способностью вызывать в своей структуре мутации, т. е. изменения). Химической основой гена человека является молекула ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). Структура гена представляет собою последовательность четырех нуклеотидов: аденина (А), гуанина (G), цитозина (С) и тимина (Т), с помощью которых выстраиваются гены. Последовательность указанных нуклеотидов бывает разной (например, AGAT, ТСТG, ТСТА, ТАGА и т. д.). Большая часть генов имеет два и более вариантов (называемых в генетике аллелями), которые, в свою очередь, делятся на рецессивные (подчиненные) и доминантные (главенствующие). Гены у всех людей одинаковы, независимо от их места проживания, расы, стиля жизни, языка и национальной принадлежности. Следовательно, ген не может указать этничность
ГЕНОМ - это набор генов, отвечающих за специфические признаки организма, который характеризует человека как биологический вид. Геном человека насчитывает 3 миллиарда пар оснований ДНК. «Чистота генома» наблюдается только в выбранном поколении людей. Следующему поколению (ребенку) передается по 50% генетического материала матери и отца, но какое (в процентном отношении) количество генов ребенок получит от своих бабушек и дедушек - неизвестно. Предположение, что ребенок получает по 25% генов от каждого дедушки и каждой бабушки по материнской и отцовской линиям, является ложным. Геном, по определению, не имеет отношения к этничности человека.
ГЕНОТИП - набор всех генов организма одного человека (особи), образующих специфические признаки, которые характеризуют эту особь. Как и геном, с этничностью не связан.
ХРОМОСОМА (от греч. chroma – цвет, краска и soma – тело) является структурным элементом ядра клетки, содержащим ДНК. Самоудвоение и закономерное распределение хромосом при клеточном делении обеспечивает передачу наследственных свойств организма от поколения к поколению. Каждая хромосома имеет специфический вид и форму. Вне зависимости от расы, места рождения и языка, стандартный набор человека вида Homo Sapiens насчитывает 46 , т.е. 23 пары, хромосом. 22 пары из них одинаковы у женщин и мужчин (они называются аутосомами) и не участвуют в процессе размножения. Пары аутосом под микроскопом имеют вид прямых и изогнутых палочек разной длины и конфигурации. 23-я пара называется половой хромосомой . Женская хромосома имеет вид ХХ (сдвоенный «андреевский крест»). Мужская хромосома имеет вид ХY (сочетание «андреевского креста» и прямой короткой палочки, увенчанной двумя усиками). Хромосомы у людей одинаковы и не определяют этничность.
КАРИОТИП – это нормальный (стандартный) набор хромосом человека, состоящий из 22 пар аутосомных хромосом и пары половых хромосом. Встречаются, однако, люди, имеющие в своем кариотипе меньшее или большее количество аутосомных хромосом (21 или 23 пары), что однозначно указывает на наличие в их организме определенной генетической болезни. Стандартный кариотип, таким образом, наблюдается у любого народа, а значит, не может использоваться для категоризации человечества по каким-то другим признакам, в том числе и этническим.
ФЕНОТИП - это специфические внешние признаки человека: пол, рост, цвет кожи, цвет глаз, цвет и тип волос, строение скелета, и другие генетически-врожденные признаки. Фенотип указывает на особенности строения и жизнедеятельности организма, обусловленные взаимодействием его генотипа с условиями среды обитания, от влияния которых фенотип может изменяться, но только в пределах допустимых реакций. В фенотипе (т. е. наружно) могут проявляться признаки доминантного гена или же проявление двух аллельных генов может быть смешанное. Большое влияние на образование отличий среди фенотипов оказывает историко-эволюционный фактор, который возникает в результате миграций, войн и смешения с другими этносами. Этничность людей фенотип указать не может.
ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ. Как наука ДНК- генеалогия стала известна в 2011 году. По мнению ее отца-основателя А. А. Клесова ДНК-генеалогия - это «область естествознания, молекулярная история человечества» (https://marafonec .livejournal.com/2658887.html). Используя количественные и другие методы химической и биологической кинетики, ДНК-генеалогия изучает динамику накопления мутаций в ДНК человека (в Y-хромосоме), выявляет места и даты их образования, а также пути дальнейшего распространения этих мутаций. После анализа полученных результатов ДНК-генеалогия подвергает их СВОЕЙ интерпретации. Иногда, ДНК-генеалогия анализирует результаты исследований других ученых (обычно попгенетиков), но в этом случае ее выводы могут сильно отличаться от толкований, выдвигаемых популяционной генетикой.
Вот пример. Исследования образцов ДНК людей, проживающих на разных континентах, выполненные популяционными генетиками в 80-х годах прошлого века, позволили им сделать вывод, что все ныне живущие люди разных рас и континентов являются потомками одного мужчины и одной женщины, которых генетики условно назвали гипотетическими Адамом и Евой, чьи дети появились на свет в Африке около 220 тысяч лет назад. Это, отнюдь, не значит, что во времена жизни гипотетических прародителей не было других людей, также имеющих детей. Просто археологи не сумели найти их костные останки. По мнению популяционных генетиков, с течением времени потомки упомянутых гипотетических Адама и Евы стали расселяться из Африки и формировать отдельные ветви человечества (популяции). Однако, А. А. Клесов утверждает , что предки нынешних европейцев и жителей других континентов из Африки не выходили, поскольку в древности существовала другая, полностью независимая от первой, неафриканская ветвь человечества, возникшая (пока неизвестно где) около 60 тысяч лет назад и распространившаяся на различные территории разных континентов по путям своих миграций (www.7isskusnv.com. А. Клесов. Не выходили наши предки из Африки).
Из поколения в поколение в мужской и женской ДНК потомков этих мигрантов происходили необратимые изменения (мутации) в генах, позволяющие в наше время ученым с помощью специальных научных методов отличать одну линию (ветвь) от другой. На сегодня известны 22 основных мужских линий человечества, которые называют гаплогруппами и обозначают их заглавными латинскими буквами от А до Т, при этом гаплогруппа А Y-хромосомы гипотетического Адама считается самой древней. Известны также 30 основных женских гаплогрупп, называемых мтДНК (митохондриальной ДНК) и обозначаемых также латинскими буквами от А до Z.
ГАПЛОТИП - это набор определенной последовательности чисел, характеризующий количество повторов одинаковых тандемных (сдвоенных) нуклеотидов в каждом из участков Y-хромосомы отдельной особи, а также количество мутаций, произошедших на этих участках. Представляет собой методологический научный термин. По заявлению А. А. Клесова «гаплотип не указывает на этносы», поскольку определенные мутации в генах возникли так давно, что встречаются у всех народов .
ГАПЛОГРУППА является ключевым термином в ДНК- генеалогии и считается не индивидуальной, а групповой характеристикой ее носителей. Это набор гаплотипов , объединенных групповой необратимой мутацией. Является методологическим научным термином, следовательно, не может (как и гаплотип) каким-либо образом указывать на принадлежность носителя к какому-либо этносу. Например, в гаплогруппе поляка (славянина- индоевропейца) доминирует R1a в размере 56%, а у монголоида киргиза содержание той же R1a в его гаплогруппе доходит до 63%. В состав каждой гаплогруппы входят ее субклады, т. е. нижестоящие (дочерние) по возрасту генеалогические ветви в пределах указанной гаплогруппы, все члены которых имеют не только мутацию основной гаплогруппы, но и дополнительную, общую для каждой дочерней ветви. В последнее время были обнаружены субклады африканской гаплогруппы А, которые генетики нестандартно обозначили как А0 и А00, указав этим то, что они намного древнее своей основной гаплогруппы.
МИТОХОНДРИИ находятся в небольших образованиях (органеллах) цитоплазмы клеток и составляют до 25% объема клетки. Митохондрии - это своеобразная «энергетическая машина», которая путем разложения глюкозы производит, хранит и распределяет всю энергию, необходимую для работы клетки. Благодаря наличию собственной ДНК (мт-ДНК) митохондрии размножаются независимо от деления клетки. В первом поколении мт-ДНК матери передается всем детям (и мальчикам и девочкам). В последующих поколениях она наследуется только по женской линии (мать-дочь-внучка и т.д.). В Y-хромосоме (в ее сперматозоидах) также имеется небольшое количество митохондрий, однако, на сыновьях передача мт-ДНК обрывается..
Причина биологического наследования мт-ДНК по материнской линии заключается в том, что сперматозоид, достигнув яйцеклетку, отбрасывает свою среднюю часть (жгутик), которая содержит митохондрии, полученные мужчиной от своей матери, и только после этого головка сперматозоида с ядром, содержащим полный набор 23 пар хромосом, проникает в яйцеклетку. Таким образом, сперматозоид не передает свои митохондрии оплодотворенной яйцеклетке. Внесенный в яйцеклетку головкой сперматозоида набор аутосомных хромосом будет многократно смешиваться, «перетасовываться» (этот процесс называется рекомбинацией) в женской Х-хромосоме, а вот ее молекулам мт- ДНК в этом случае «перетасовываться» не с чем, поскольку все отцовские митохондрии Y-хромосомы «самоликвидировались» при оплодотворении. Базовая материнская мт-ДНК в Х-хромосоме всегда остается (и будет оставаться) без изменений в той же гаплогруппе , к которой принадлежала прапрабабушка матери ребенка . Определить этничность по мт-ДНК нельзя.
Знакомство с азами генетики и ДНК-генеалогии привело нас к однозначному выводу: с помощью этих наук определить национальность (этничность) человека НЕВОМОЖНО. Следовательно, опознавательные признаки этничности необходимо искать не в молекулах ДНК, а, возможно, в каких-то других науках, описывающих жизнедеятельность национальных сообществ человека. Этносы, например, изучает наука ЭТНОЛОГИЯ (русск. - «народоведение»), которую у нас часто отождествляют с ЭТНОГРАФИЕЙ (русск. - «народоописание»), несмотря на то, что первая носит теоретическо-аналитический характер, а вторая - описательный.
Одним из родоначальников российской этнологии по праву считается Л. Н. Гумилев (1912-1992 гг.) - ученый, этнолог, историк, географ, археолог, востоковед, писатель и переводчик, автор знаменитой монографии «Этногенез и биосфера Земли», где он представил перед публикой оригинальную, разработанную им теорию пассионарности этносов. Рукопись была закончена к 1976 году, но, по разным причинам, впервые была издана в Ленинграде лишь в 1989 году. Книга, написанная простым и понятным языком, имела успех у читателей, а выдвинутая автором теория была поддержана рядом ведущих отечественных и зарубежных ученых.
В своих работах по этнологии, а их более десятка, Л. Н. Гумилев, излагая свое видение законов возникновения и развития этногенеза, не приводит каких-либо критериев, по которым можно установить национальное происхождение (этничность). В отношении понятия «этнос» в одной из своих последних книг «Конец и начало» (www. ezobox.ru) ученый постулирует такие установки: этнос – это не раса; этнос – это не популяция; этнос – это не биологическое явление; этнос – это не социальное явление.
В. Л. Махнач (1948-2009 гг.) - историк, философ, публицист и один из последователей Л. Н. Гумилева в своей лекции «Основы этнологии» легко и блестяще доказал постулаты Гумилева и, развивая его мысли далее, определил, что «этнос - категория природная» (www.my.mail.ru). О критериях этничности в своих работах В. Махнач не упоминает.
В одной из современных работ связь этничности и этноса была все-таки указана. Известный российский этнолог Ю. В. Любимов (кандидат исторических наук, преподаватель МГУ им. Ломоносова) в статье 2018 года, названной «Этнос и/или этичность: к постановке проблемы» (www.ciberleninka.ru) изложил такую мысль, расставив в тексте свои акценты : «Существенно то, что этничность представляет собой развитие БИОЛОГИИ человека, заключающееся в ОСОБОМ «ГЕНОТИПЕ», развертывающем субъективную природу человека в форме этноса». Вот это да! В небольшой, но мутной, наукообразной фразе все сразу сбито в одну кучу: и «мухи» и «котлеты». Ведь Л. Н. Гумилев четко указывает, что этнос (а значит и этничность) - «не биологическое явление». Популяционные генетики многие годы искали этот «особый генотип», который бы мог связать этничность с генетикой человека. Не нашли, поскольку его не существует, а единые фундаментальные законы природы неизменны и не зависят от желаний людей. Возможно, что автор указанной статьи не является сторонником теории Гумилева и, допустим, не знаком с ДНК-генеалогией. Для настоящего ученого это не может служить оправданием, поэтому в армейской среде Ю. В. Любимову, прочитав его фразу, сразу бы сказали: «Парень, иди, изучай матчасть!».
Поиски признаков этничности в науках, изучающих народы, видимо, стоит прекратить по причинам банальной нецелесообразности и экономии времени. Но на вопрос «Что такое этничность и как она появляется в этносе?», так или иначе, все равно придется ответить. Как известно, человек – это часть животного мира. Существует наука, изучающая поведение животных в естественных условиях и называется она ЭТОЛОГИЯ (от греч. ethos - «обычай, нрав» и logos - «учение»). Поскольку этнос является природной категорией, а человек – это своеобразное животное, то аналоги этноса будем искать в природе, в мире животных.
Очевидно, что первоосновой этноса служит некая природная группировка, сформированная людьми на заре их истории по типу тех образований, которые наблюдаются в дикой природе у разных видов животных: в прайде львов, табуне лошадей, стаде бизонов и др. Эти образования необходимы животным для инстинктивной реализации присущих им природных жизненных процессов: добывания пищи, защиты от хищников (от врагов и захватчиков), миграций, размножения, воспитания молодняка (потомства). В естественной среде обитания эти процессы позволяют животным обеспечить стабильность сохранения своей популяции, а при благоприятных условиях - увеличить ее. Нюансировка понятий применительно к человеку помещена в скобки.
Этнологи дают этносу такое определение: это системное целое людей, развивающихся в историческом времени, объединенных единым поведенческим стереотипом и специфическим поведенческим языком, которые передаются потомчтву . Развивая далее это определение, можно сказать, что этнос - это форма существования биологического вида Homo Sapiens. Каждый этнос имеет свое самоназвание (этноним), которое может отличаться от названий, присвоенных ему другими народами. Например, этнос с самоназванием «иехуди» у русских и сербов именуется «еврей», у поляков и чехов - «zid» (жид), у немцев - «Jude» (юде), а у англичан - «Jew» (джев).
В процессе рождения этноса (в этногенезе) формируются определенные свойства, так называемые этнические стереотипы, составляющие национальный характер. Одни этнологи считают, что принадлежность к этносу (этничность) определяется, врожденным (безусловным) защитным рефлексом, суть которого выражена в усвоении принципа «свой - чужой» (в других трактовках «свой - не свой», «мы - не мы»), воспринимая который этнос приобретает национальное самосознание. По мнению В. Л. Махнача, «этнические стереотипы у ребенка складываются сразу по рождению, задолго до того, как он начнет говорить», и главную роль в их становлении и развитии играет общение новорожденного с окружающими (родителями, братьями, сестрами, бабушками). Ребенок сразу и инстинктивно чувствует, что находится среди «своих».
Другие ученые полагают, что для формирования этничности одного лишь принципа «свой – чужой» явно недостаточно. «С внутригрупповой точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от других групп», пишет В. А. Ташков в книге «Этнология и политика» (М., Наука, 2001). Бесспорно, мысль правильная, но она переводит наши поиски в совсем другую плоскость знаний: в педагогику, поскольку упомянутый комплекс человеку можно «привить» лишь методами воспитания. К комплексу культурных черт относят национальную культуру, религиозные представления, различные предписания, обычаи и традиции быта, а также внешние проявления личностных свойств стереотипа поведения. «Феномен этноса, - говорил Л. Н. Гумилев, - это поведение особей», которое обычно указывает на способность этноса к адаптации в новых условиях существования. Например, у евреев, предки которых сотни лет были кочевниками, эта способность (в сравнении с другими народами) очень высока. Достаточно вспомнить историю жития их мифического патриарха Авраама, который мгновенно приспособился к жизни в Египте (Быт. 12:10-16). Позже Авраам со своими стадами проживал в Ханаане вблизи Хеврона, где быстро наладил связи с окружавшими его язычниками амореями (Быт. 14:13) и хеттами (Быт. 23:3-18).
Чтобы окончательно понять механизм возникновения наследственных стереотипов, представим себе табун диких лошадей, направляющийся с пастбища на водопой. Движение табуна всегда целенаправленно, не хаотично и вполне упорядоченное. Какая-то часть табуна следует за вожаком и движется в центре, другие находятся справа или слева от нее, т. е. располагаются на флангах. Встречающиеся на пути препятствия, фланги преодолевают своим маневрированием с помощью рассредоточения и обхода, после чего снова занимают в табуне свое определенное положение. Повинуясь природному инстинкту следовать за матерью и во всем ей подражать, жеребенок всегда оказывается в той части табуна, где находится его родительница. Это будет продолжаться всегда, даже если мать прекратит свою опеку. К моменту взросления жеребенок будет обладать устойчивым условным рефлексом (стереотипом поведения), определяющим порядок его действий как особи во время движения всего табуна. С течением времени этот приобретенный стереотип закрепляется настолько, что превращается в природный инстинкт, передаваемый следующему поколению. Такова модель воспитания животными своего потомства по выработке какого-либо стереотипа у молодняка. Она, конечно, отличается от схемы воспитания потомства у людей, но для нас важным было пояснить принцип обретения стереотипа животными.
Воспитание ребенка в семье продолжается несколько лет и начинается, как было сказано выше, сразу же после его рождения с постоянного общения с ним родителей и ближайших родственников. К трем-пяти годам ребенок усваивает язык, на котором в семье ведется общение. В монозтнической семье, где оба родителя принадлежат к одному этносу, никаких проблем и препятствий в этом вопросе не возникает. Родная речь, песни, легенды, сказки и рассказы создают дополнительные стимулы для формирования принципа «свой - чужой», обеспечивая преемственность между поколениями. К восьми годам жизни ребенок уже хорошо знает этническую среду своего обитания, ее быт, привычки, обычаи и традиции, культуру, религию и обладает четким национальным самосознанием, т. е. пропитывается приобретенным за годы своего воспитания знаниями об этносе, к которому он принадлежит. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, указавший в начале поэмы «Руслан и Людмила» атмосферу, в которой происходит развитие сюжета: «Тут русский дух…». Еще два-три года потребуется на окончательное формирование этнического (национального) характера, который обусловливает специфику национальной манеры поведения. В возрасте 12 лет ребенок уже, имеет полный набор тех национальных черт, которые присущи данному этносу, т. е. у него произошла полная национальная самоидентификация личности.
Отдельно следует сказать о приобретенном рефлексе рассудочности, который начинает формироваться с раннего детства. Рассудочность - это уникальное дарование человека улавливать связи между предметами и явлениями окружающей среды и умении их использовать для своей выгоды. Обладание хорошей рассудочностью (а это дано не каждому) в сочетании с национальной способностью к адаптации, считается высшей формой приспособления особи к условиям существования. Рассудочность присуща всем этносам, она не наследуется, а приобретается человеком по мере накопления жизненного опыта в полном соответствии с его национальным характером. Если верить «Ветхому завету», то еврей Авраам имел высокий уровень рассудочности (Быт. 12:10-16).
В случае межэтнической смешанной семье, где родители представляют разные этносы, может возникнуть вопрос: «К какой национальности следует отнести ребенка, если, к примеру, отец - татарин, а мать - русская?». В большинстве стран, где национальное происхождение определяется по линии отца, скажут: «татарин». В таких обстоятельствах правильным ответом будет: «Смотря на то, в каком ключе будет вестись воспитание - татарском или русском». Но окончательное решение о своей этничности все-таки определяет объект воспитания – повзрослевший ребенок.
Классическим примером этому может быть В. И. Даль, русский писатель, этнограф, лингвист, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», родителями которого были датчанин и обрусевшая немка. В. И. Даль родился в Луганске и был воспитан родителями в русских традициях. Будучи кадетом петербургского Морского корпуса, В. И. Даль во время учебного плавания в 1817 году побывал на родине отца. Позже он вспоминал: «Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Как говорят политики, «Комментарии излишни!». Человек всегда должен принадлежать только одному этносу. В противном случае его жизнь превращается в бесконечный кошмар, вызванный чередой метаний от одного национального стереотипа к другому.
Существует один (возможно, единственный) этнос, который в наше время определяет происхождение своих потомков только по материнской линии. Это - евреи. Следует напомнить, что самоназвание евреев (произносится как «иехуди») и образовано оно от личного имени Иуда. Для еврея понятия «иудей» и «еврей» - суть одно и то же. В древние времена евреи, как и другие народы, тщательно и скрупулезно вели свои родословные строго по отцовской линии, на что указывает большое количество филогенетических списков, встроенных в тексты книг Ветхого и Нового заветов. Жесткая реформа иудейкой религии, проведенная Ездрой и Неемией в 464-424 годах до н. э. неприступной стеной отгородила иудеев от язычников и запретила евреям вступать в смешанные браки с представителями других этносов и иноверцами.
В новозаветные времена после ряда провалившихся антиримских вооруженных мятежей, имевших место в 66-73 (иудейская война) , 115-117 (бунты в диаспоре и в Иудее) и 132-135 годах н. э. (восстание под предводительством Бар-Кохбы) в еврействе, не только в Палестине, но и в диаспоре, резко ухудшилась демографическая ситуация. По сообщению римского историка Диона Кассия, только за время военных действий римлян против мятежников Бар-Кохбы, численность евреев в Иудее сократилась на 580 тысяч человек, а количество захваченных в плен и превращенных в рабов никому неизвестно. Ясно одно: подавляющую часть всех потерь, конечно же, составляли мужчины. Малочисленность мужской части еврейского населения заставила евреек создавать смешанные семьи с гоями (не евреями, язычниками) и христианами.
После разрушения иерусалимского храма и изгнания из Иудеи касты священников, управление религиозной жизнью евреев перехватили раввины, духовные и идейные потомки тех «книжников», с которыми Иисус из Назарета, в свое время, вел полемические диспуты под кровлей храмового Соломонова притвора. К концу II века н. э. раввины сформировали первые книги Талмуда, который в наше время, наряду с Торой, служит основным богословским сборником иудейской «мудрости». Предвидя грядущую катастрофу этноса, рассудительные раввины существенно смягчили жесткие требования Торы к браку. В первой части Талмуда «Мишне», духовные наставники иудеев ввели новый принцип определения еврейства, который мы изложим своими словами, исключив из него религиозную казуистику.
«Если женщина еврейка, то ее ребенок - еврей, независимо от национальности отца. Если женщина не-еврейка, то ее ребенок - гой (не-еврей, иноверец), независимо от национальности отца». Раввины, как и положено, дали новому правилу свое толкование. Вот оно, без изменений: «Тело и душа ребенка формируются в утробе матери. И если мать - еврейка, то ее ребенок получает дополнительную еврейскую душу, наличие которой и отличает еврея от не еврея». Та-ак, понятно, что главной национальной чертой еврея является ДВОЕДУШИЕ, которое и различает его с гоем.
Но, это очень древнее, а значит, устаревшее толкование. Приводим поэтому современную трактовку этого важного вопроса, опубликованную в информационной сети 8 апреля 2009 года (https://narvasadataa.livejournal.com./58780.html) . «Зачатие происходит после проникновения сперматозоида в женскую яйцеклетку. В то мгновение, когда яйцеклетка еврейки только начинает впускать в себя сперматозоид гоя все, что несет в себе сперматозоид гойского, нейтрализуется, «сгорает». Сперматозоид становится только лишь сочетанием химических элементов не несущих в себе ничего гойского. Не потеряв способности к оплодотворению, сперматозоид перестает быть сперматозоидом гоя. Именно в этот момент полностью исчезает всякая кровная связь между зачатым ребенком и гоем, совершающим с еврейкой сношение… Ребенок, уже с момента зачатия, является абсолютно чистокровным евреем или еврейкой. Он не унаследует ничего гойского…». С матерью, с ее душой, утверждают современные раввины, душа ребенка связана наиболее крепкими узами. А это значит, что двоедушие у евреев, все-таки, остается.
Воспитывая ребенка, еврейская мама, впитавшая менталитет, уклад жизни, традиции и культуру иудеев от своей родительницы, всегда передает их своему малышу (малышке), постепенно формируя из него (нее) еврея. С раннего детства она приучает ребенка вести строгий распорядок жизни, в котором нет места бессмысленной и пустой трате времени. Своего взрослого сына еврейская мама всегда старается женить на дочери еврейки, чтобы родившиеся внуки «автоматически» считались евреями. Если сын еврейской мамы (не дай, бог!) возьмет в жены не- еврейку, то мама примет все возможные и невозможные меры, чтобы поскорее разрушить этот брак и предотвратить рождение внуков-гоев. Свою дочь еврейская мама может выдать за кого угодно, но только не за монголоида или негроида, потому что в этом случае фенотип ее еврейских внуков окажется сильно «испорченным».
Современное толкование раввинов определения еврейства по линии матери, несмотря на его религиозную оболочку, является точным и выглядит вполне научно, поскольку весьма умело и уместно использует законы и понятия биологии, рассмотренные нами выше.
Этничность (национальная принадлежность) - это субъективное понятие, инстинктивно сформированное людьми в рамках этногенеза для выработки оптимальных действий по реализации природных функций путем воспитания у своего потомства характерных признаков, которые отличают один народ от другого. Система воспитания формирует у человека менталитет, психологический склад и специфику мышления. В смешанных семьях в вопросе определения этничности ребенка иногда (когда мама является еврейкой) могут возникнуть некоторые проблемы, но они, обычно, быстро устраняются согласованным решением супругов по выбору пути и методов воспитания новорожденного. В противном случае - семья распадается.
* * *
По сообщению евангелистов родителями Иисуса, прозванного Христом, были простые люди по имени Иосиф и Мария. Мать Иисуса была галилеянкой и поэтому, по словам Э. Ренана, имела «сирийский тип» внешности (Э. Ренан. Жизнь Иисуса. СП «Вся Москва», М.,1991). Иисус был первым ребенком в семье, или «первенцем» (Мф. 1:25; Лк. 2:7), а это значит, что за ним следовали другие дети. Кроме Иисуса, Марии родила еще четверых сыновей и, как минимум, двух дочерей, поскольку о них сообщается во множественном числе (Мф. 13:55-56; Мк. 6:3). То, что все, без исключения, дети Марии были рождены вполне естественным путем от плотника Иосифа, подтверждают тексты евангелий (Мф.13:55; Лк.2:48; 4:22; Ин. 1:45, 6:42), где Иисус называется либо сыном Иосифа, либо сыном плотника. Отсюда вывод: Иосиф и Мария жили нормальной супружеской жизнью. Это было известно и ранним последователям учения Иисуса. Около 320 года Евсевий Кесарийский, автор «Церковной истории» указывал, что первые христианские общины считали Иисуса обыкновенным человеком, который «родился от соединения мужа с Марией». Однако, следуя учению «о непорочном зачатии», Евсевий отнес эти взгляды к числу ересей.
В новозаветных сказаниях Мария упоминается редко и, почти всегда, мимоходом. Более подробно о жизни Марии рассказывают некоторые тайные, или апокрифические, писания христиан, однако, все они выстроены на мифах и поэтому считаются недостоверными.
Сведения евангелистов об Иосифе, земном отце Иисуса из Назарета, скупы, немногословны и противоречивы. Иосиф, как действующее лицо, упоминается только в начальных главах евангелий от Матфея и Луки. Интересно, что в событиях, связанных с беременностью Марии, у одного автора ангел Господень является «с благой вестью» к Иосифу (Мф. 1:18-25), а у другого - к Марии (Лк. 1:26-38), в результате чего Иосифу отведена роль безмолвного статиста. Это противоречие, по нашему мнению, только усиливает уверенность в том, что благовещенье и непорочное зачатие являются типичной легендой и плодом литературной фантазии авторов сказаний. Мимолетные упоминания об Иосифе встречаются у Матфея еще два раза: (Мф. 2:13, 2:19), а у Луки - несколько чаще: (2:4, 2:16,2:33,2:41-48,4:22). Евангелист Иоанн дважды называет Иисуса сыном Иосифа (Ин. 1:45, 6:42).
Иосиф - имя древнееврейское и довольно распространенное. Так называли своих сыновей не только «чистые» евреи (иудеи), но и галилеяне, исповедующие иудейскую религию. Логика подсказывает, что отец Иисуса по своему национальному происхождению к евреям не относился, поскольку был женат на галилеянке Марии, а смешанные браки между иудеями (евреями) и галилеянами были запрещены еще в эпоху Хасмонеев, в 143 году до н. э. Выходит, что Иосиф был галилеянином. Но галилеяне - это полиэтнос, образованный смешением потомков семитов (финикийцев, арамеев, сирийцев и др.) и несимитских народов (хеттов, хурритов , греков и др.). Одни исследователи в Иосифе видят еврея, другие - сирийца, а третьи причисляют к арийцам. Так к какой же народности следует отнести предков Иосифа?
Возможно, разобраться в этом сложном вопросе нам поможет римский философ Корнелий Цельс, стоик и платоник, один из идейных противников христианства. Говорят, будто его полемический трактат «Правдивое слово» (ок. 177-178 гг.), содержащий развернутую критику христианского учения, произвел на публику такое впечатление, что многие христиане из числа римлян отреклись от входящей тогда в моду новой веры. Книга Цельса как самостоятельное литературное произведение не сохранилась. Она была уничтожена христианской церковью в IV веке как опасное и крамольное сочинение. Но, к счастью, многое из содержания «Правдивого слова» сохранилось в апологетическом сочинении «отца церкви» Оригена (185-254 гг.), названном «Против Цельса» (Contra Celsum), в котором автор цитирует (иногда пересказывает) текст Цельса, анализирует его, а затем опровергает доводы своего противника. Число цитат так велико, что можно получить почти полное представление об утраченной книге.
Собирая материал для написания трактата, Цельс (ок. 175 года) совершил путешествие в Палестину, где записал местное предание о рождении Иисуса. «Иисус выдумал свое рождение от девы. Он родился в иудейской деревне от местной женщины, нищей пряхи; уличенная в прелюбодеянии, она была выгнана своим мужем, плотником по ремеслу. (Она была уличена в прелюбодеянии и родила от какого-то солдата по имени Пантера)». (Цит. по А. Б. Ранович «Первоисточники по истории раннего христианства», М., ИПЛ, 1990).
Перед нами образец грязной инсинуации, вышедшей, а это очевидно, из иудейских кругов враждебных христианству, придуманной в I веке целью очернить репутацию Иисуса и заодно опорочить его родителей в глазах других людей. Отголоски этой гнусной сплетни можно найти в «Тосефте» (второй части Тадмуда), редактирование которой было закончено около 200 года, т. е. позже написания книги Цельса.
Если из текста сообщения Цельса исключить слова с негативной семантикой и добавить к нему некоторые имена, можно получить связную реконструкцию первоначального вида базовой информации, на которой иудеи выстроили свою злобную и хитросплетенную ложь. В итоге получаем: «ИИСУС РОДИЛСЯ В ДЕРЕВНЕ ОТ ЖЕНЩИНЫ по имени Мария, МУЖЕМ которой был ПЛОТНИК ПО ИМЕНИ Иосиф ПАНТЕРА». По А. Б. Рановичу, в Тосефте Иисус упоминается трижды под именем Иошуа бен Пандира, т. е. Иисус сын Пантеры (греч. panthir, pantheros - «пантера»), по-русски произносятся как «панфир,панферос»). Такого имени у греков нет, но как воинское прозвище (сегодня сказали бы - «позывной») это слово использовалось с давних пор в армиях греков и римлян. Неужели отец Иисуса в самом деле был солдатом? Не будем, пока, торопиться с выводами.
Вспоминается речь соседской девочки, в возрасте четырех-пяти лет. Фонетика произношения у нее была правильной, она не картавила, не шепелявила не цокала, но часто и чудным образом коверкала порядок чередования звуков и слогов в словаъ, произнося «губорок» (вместо бугорок), «деверенский» (вместо деревенский), «виторничок» (вместо воротничок), «мулакатура» (вместо макулатура) и т.п. Такое явление лингвисты называют метатезой, которая свойственна всем языкам. Метатезу можно создать намеренно, но обычно ее наблюдают у детей в процессе освоения ими родного языка и при заимствовании иностранных слов, причем в этом случае могут меняться и звуки. Примером может служить русское имя Фрол, образованное от лат. floris - «цветок».
Прозвище Пантера не имеет отношения к древним армейским псевдонимам, оно является намеренным еврейским искажением (метатезой) слова parthenos (в русском произношении парфенос), которое в греческом языке обозначает понятие «дева, девственница». Как говорится, «уже теплее», но выражение «сын девы» выглядит явно неестественным, поскольку ребенок появляется в этот мир только из лона ЖЕНЩИНЫ, которая (с точки зрения анатомии) перестает быть девой. Не совсем понятно, по какой такой причине исследователи долго «топтались» вокруг слова parthenos, принимая во внимание только одно, женское значение этого слова. В русских православных святцах указано мужское крестильное имя Парфений (от греч. parthenios - целомудренный, девственный). Имя имеет народные формы Парфён и Панфёр, которые по-гречески, соответственно, звучат как «партен» и «пантер». Стало «очень тепло», но «не жарко», потому что плотник Иосиф, как и любой человек, имеющий детей, вряд ли мог иметь подобное прозвище. В противном случае евангелисты, как «биографы» Иисуса, обязательно бы сообщили нам эту замечательную подробность.
Во времена жизни родителей Иисуса наряду с Римом, на Востоке (250 г. до н. э. – 224 г. н.э.), существовала еще одна великая держава. Она называлась Парфией и в конце I века до н. э., в расцвете своего могущества, занимала громадную территорию от Двуречья до реки Инд на землях таких современных стран как Армения, Иран, Ирак, Таджикистан, Туркмения, Афганистан и Пакистан. Государство Парфия не следует путать с одноименной персидской cеверо-восточной сатрапией (провинцией) времен Дария III, от которой эта держава взяла себе в наследство ее греческое название. На север от сатрапии Парфия расстилались бескрайние Прикаспийские степи, где, по мнению греческого географа Страбона, кочевали ираноязычные дахи - воинственный союз скифов из родственных народностей парнов (апарнов), ксандиев и писсуров, которые иногда совершали конные набеги на земли своих южных соседей. Кроме греческих сведений, упоминание о дахах встречается в «Авесте», священной книге зороастрийцев, (раздел Фравардин-яшт, 13: 143,144), где авторы писания, считая себя ариями (airiya), выражают свое почтение жителям четырех других иранских земель, но ариями их не называют, а приводят другие названия: туирья (tuirya), саирима(sairima), саини (saini) и дахи (dahya). С дахами все понятно, но первые три названия историкам неизвестны.
Во время войны Александра Македонского с Персией (334 г. до н. э.) дахи сражались против македонян, но после победы Александра признали власть греков и стали их вассалами. Затем в составе царской конницы дахи вместе с греками отправились в индийский поход. После смерти Александра (323 г. до н. э.) его огромная империя была поделена между полководцами царя Селевком и Птолемеем, причем Персия отошла к первому.
В 250 году до н. э. греческий сатрап Парфии Андрагор , воспользовавшись междуусобной войной между Селевком II и его братом Антиохом, провозгласил независимость провинции и объявил себя царем. Следом от македонян отложились и скифы. В 247 году до н. э. дахи под предводительством князя Аршака вторглись в Парфию, свергли Андрагора, установили новую царскую династию Аршакидов и провозгласили создание независимого Парфянского государства (Parthava/Pahlava), которое в разных формах просуществовало почти 500 лет. Объявив себя преемниками персидской династии Ахеменидов, правившей в 559 - 334 гг. до н. э., Аршакиды возобновили проведение политики прежних царей, как внутренней, так и внешней. Постепенно, не торопясь, парфяне расширили территорию своего царства и к 137 году до н.э. отняли у греков-селевкидов все восточные провинции, включая Персию, и почти всю Месопотамию.
Государственным языком страны был парфянский, близкий к персидскому, письмо основывалось на арамейском алфавите, но запись и чтение велись как у греков - слева направо. В месопотамских провинциях, наряду с парфянским, широко использовался арамейский язык, а в эллинизированных полисах общались на койне. По-гречески Парфия - Parthyene, а парфянин - parthios. Не исключено, что в койне, разговорном греческом языке античных времен, словом parthenos могли называть парфянина. Аршакиды старались, чтобы у соседних народов на престолах были их родственники, поэтому, кроме Персии, в Армении, Грузии, Агвании (Кавказской Албании) и у скифов-массагетов всегда царствовали выходцы из дома Аршака.
И. Н. Семенов - писатель, востоковед-иранист, знаток обычаев и традиций кочевых племен, автор книги «Иисус Христос - царь Парфии» (2016) пишет: «У скифов было принято посылать младших сыновей в военные походы для того, чтобы они могли с помощью оружия отвоевать себе новые земли и получить долю в добыче». У дахов эти молодые, не женатые скифы вливались в состав дружины князя и составляли ее большинство, постоянно готовое ради добычи к немедленному набегу, рейду или вторжению на чужую территорию. Свою конницу, хорошо вооруженную и мобильную, князь дахов, по обычаю, комплектовал преимущественно из парнов, представителей самой многочисленной и влиятельной народности тройственного союза скифов. По этой причине все конники князя, несмотря на их национальное происхождение, назывались парнами. Некоторые из них, овладевшие достаточным военным опытом и «отслужив» своему князю положенное время, могли перейти в конницу другого князя, если он не входил в число врагов дахов.
Греки понятие «парны» ассоциировали с глаголом pairno (паирно), что переводится как «захватывать территории (города, крепости)». Термин «Парфия», считают лингвисты, является греческим вариантом записи древнеперсидского топонима «аparthiq» - район, область.
Рассказывая о молодых воинах конницы дахов, И. Н. Семенов, оперирует понятиями «парн» и «парень», и, сближая эти понятия со словом «девственник», делает о парнах следующий вывод: «Ввиду молодости они наверняка являлись девственниками, отсюда и термин - парфяне». Воздержимся, пока, от комментариев и рассмотрим это утверждение с точки зрения логики и здравого смысла. Для начала - несколько толкований.
1. Девственник - молодой человек, достигший половой зрелости, но не состоящий в браке. Короче: не женатый парень.
2. Парн - молодой скифский воин-кавалерист, не состоящий в браке. Не женатый парень.
3. Парень (у В. И. Даля) - молодой человек, молодец, холостой, т. е. - не женатый.
Все толкования содержат одно и то же понятие: молодой и не женатый человек (парень). Очевидно, что слова «парн» и «парень» идентичны. Это понятно, поскольку древние предки иранских скифов и восточных славян 5 тысяч лет назад проживали на общей территории (скорее всего в районе Русской равнины) и говорили на одном языке, который позже разделился на две ветви: индо-иранскую и индо-европейскую. Но, как подметили лингвисты, в лексиконе нового языка всегда остаются слова из прежней речи. Сближать же воинственного скифа, как это делает И. Семенов, с «не женатым девственником», по крайней мере, не правильно и не очень корректно, поскольку свое врожденное целомудрие гипотетический кочевник мог утратить еще в отрочестве, лет в 12-13, а затем, владея необходимым ему количеством наложниц, захваченных в набегах как добычу, до конца своих дней, оставаться формально не женатым (холостяком).
В толковании понятия «парень» В. И. Даль употребляет слово «молодец», которое у русских означает молодого человека, обладающего сметливым умом, находчивостью и удалью, т. е. решительностью, отвагой, смелостью и храбростью. В русском языке слово «молодец» часто фигурирует в пословицах, поговорках и различных присказках: «На что отец, коли сам молодец», «Наш боец - удалой молодец», «Наши храбрецы - добрые молодцы» и т. п.
На основе этого мы можем несколько расширить понятие о парнах. Парны - это молодые воины-кавалеристы в войске дахов, хорошо обученные, обладающие тактическим мышлением, находчивостью, решительностью, отвагой, смелостью, храбростью и готовностью к захвату новых территорий.
Греческое слово parthenos (корень parth- ) в его переносном значении можно понимать как «нетронутый» (www.greekdictionary.ru). Слово Parthava содержит тот же корень parth-, индоевропейский по языковому происхождению. Связь между этими корнесловами можно установить сразу, если допустить, что при учреждении нового государства дахи предпочли не подвергать изменению обычаи, традиции и культуру не только своих предков, но и своих персидских предшественников, а оставить их НЕТРОНУТЫМИ, сохраняя тем самым свой тройственный скифский союз и память о былой славе персидских воинов. Поэтому прежнее греческое название своей страны дахи также решили оставить неизменным. Наше допущение парфяне долгие годы постоянно подтверждали реальной историей своего государства. Парфия - это единственная древняя держава, которая смогла длительное время не только противостоять могучим империям эллинов и римлян, но и сохранять свою независимость. И еще, парфянское государство сумело остановить римскую экспансию на Восток.
Наши рассуждения привели только к одному выводу: отца Иисуса нужно называть не иначе, как «Иосиф Парфянин», и это прозвище ясно указывает на национальную принадлежность его предков. Каким образом парфянин, потомок скифов, мог оказаться в Галилее?
Военные столкновения между Римом и Парфией начались летом 54 года до н. э., когда римский полководец Марк Красс во главе пятидесятитысячного войска вторгся из Сирии на земли Парфии, в Северную Месопотамию. Поход был неудачным: в мае 53 года до н. э. Красс был убит, его армия разгромлена Парфией, а число пленных превысило 40 тысяч человек.
В начале 40 года до н. э. парфяне, воспользовавшись гражданской войной в Риме, вошли в Сирию, заняли ее, и, устремившись к югу, к середине лета были уже в Галилее и Иудее. В Иерусалиме, изгнав римского правителя, парфяне вернули власть ранее отстраненному римлянами иудейскому царю Антигону II из династии Хасмонеев. Собрав силы, римляне под командованием легата В. Басса в 39-38 годах до н. э. с большим трудом вытеснили парфян из Палестины на север, на территорию Сирии, где с парфянами сражались войска Марка Антония. Свой контроль над Сирией римляне смогли восстановить лишь к 36 году до н. э. после подписания мирного договора с парфянами.
Почти 3 года Иудея и Галилея находились в руках парфян. За это время тысячи молодых оккупантов, по своему желанию, неоднократно вступали в «прямой контакт» (в большинстве случаев принудительный) с представительницами местного женского населения. О последствиях таких «контактов» завоеватели не задумываются никогда, они им не интересны. Если захватчиков изгоняют, они уходят с чужой территории, оставив свое потомство чужим женщинам.
Именно такой представляется нам история рождения Иосифа по прозвищу Парфянин, земного отца Иисуса. Свое имя - Иосиф (др. евр. Йосеф - «Яхве воздает») он получил, вернее всего, от матери, галилеянки исповедующей иудаизм. Почему галилеянки? Ответ однозначен: в ортодоксальной Иудее I века до н. э. все еще действовал закон Ездры, поэтому Иосиф, как сын язычника, подлежал немедленному изгнанию из общества иудеев. В Галилее, где подавляющее большинство ее жителей родились в смешанных (межэтнических) семьях, свирепые установки Ездры, практически, не соблюдались. Галилеяне в таких случаях поступали также как русские, провозгласившие в своей поговорке «Чей бы ни был бычок, а теленочек-то - наш». Поэтому в иудейской общине галилеян Назарета , плотника Иосифа Парфянина, многодетного отца, всегда считали серьезным и уважаемым человеком.
Опираясь на хронологию римско-парфянской войны, можно предварительно определить кое-какие даты событий в жизни не только Иосифа, но и его жены Марии. Логика подсказывает, что рождение Иосифа могло произойти не ранее весны 39 года до н. э. и не позднее осени 37 года до н. э. В упомянутой статье «Хронология жизни Иисуса из Назарета» говорится, что первенец в семье Иосифа родился в сентябре 12 года до н. э. На этот момент, по нашему счету, Иосифу было 25-27 лет. Но в брак с Марией он вступил, как минимум, на год раньше, когда ему исполнилось 24-26 лет. Нельзя забывать и того, что у галилеян и иудеев свадьбе предшествовала помолвка (обручение), которая продолжалась ровно один год и давала жениху возможность, в случае необходимости, заработать деньги на «выкуп невесты». Поэтому придется снизить возраст Иосифа еще на один год, который указывает на то, что на момент обручения ему было 23-25 лет.
Проверим, насколько соответствует этот возраст брачным традициям древних народов Ближнего Востока. Информации о галилеянах, к нашему сожалению, найти не удалось, но известно, что в Иудее лучшим возрастом для вступления в брак мужчины считались 18-20 лет, а для женщин - 16-18 лет. В Вавилоне: 18-20 лет для мужчин и 14-16 лет для женщин. В Финикии: 16-30 лет для мужчин и 14-20 лет для женщин. Однако, предел брачного возраста мужчин (за исключением широкополосного финикийского), по разным причинам, обычно увеличивался на 2-4 года, расширяя практическую «вилку» ограничений до 24 лет. В библейской истории женитьбы Иакова, к примеру, такая «вилка» растянулась на 14 лет (Бытие, главы 29-31). Если принять, что отец Иисуса Иосиф Парфянин родился в 37 году до н. э., то все его возрастные параметры, с учетом поправки, идеально и точно вписываются в брачные традиции: обручение в возрасте 23 лет, свадьба в 24 года, рождение первенца - в 25 лет.
Теперь мы можем, наконец, сказать несколько слов о Марии, матери Иисуса. Не будем отступать от вышеуказанных брачных традиций, а примем, что к моменту помолвки (обручения) Марии с Иосифом (в 14 году до н. э.) ей исполнилось 17 лет, т. е. она на 6 лет была моложе своего обручника. Следовательно, мать Иисуса родилась в 31 году до н. э. Ровно через год, в 13 году до н. э., состоялась ее свадьба с Иосифом, а в 12 году до н. э. у них родился первенец (Мф. 1:25; Лк. 2:7), которого назвали Иисусом. Затем в семье, в период с 10 года до н. э. по 3 год н. э., родились еще шесть детей.
Последнее упоминание об Иосифе, как действующем персонаже сказаний (Лк. 2:41-48), упомянутая выше статья «Хронология жизни Иисуса» датирует 1 годом н. э. Позже этой даты отец Иисуса на сцене действий новозаветной истории не появляется. Отсюда можно сделать вывод, что к концу первого десятилетия н. э. отца Иисуса уже не было в живых, он, видимо, рано умер, где-то в 5-7 годах, что соответствуют его 42-44-летнему возрасту. В Талмуде такие годы жизни человека названы «возрастом понимания и мудрости».
Теперь рассмотрим вопрос, где и когда закончила свой земной путь Мария, мать Иисуса. Сказания об ее жизни, приведенные в апокрифических писаниях, содержат, в основном, лишь противоречивую и легендарно-мифическую информацию. По версии одних апокрифов, Мария умерла в Иерусалиме в 48 году (www.rusidea.ru) и была похоронена в Гефсиманском саду, причем, согласно церковному преданию, в ее похоронах участвовали все апостолы Иисуса, кроме Фомы. Другие писания утверждает, что последние годы своей жизни Мария провела в Эфесе, в доме, который принадлежал евангелисту Иоанну. Здесь она умерла и была захоронена неподалеку в том же 48 году (www.dicacademic.ru). Третьи источники, считая местом ее смерти (успения) Иерусалим, приводят целый ряд разноголосых дат ее кончины: 37, 45, 52, 58 и даже 63 год н. э. Мы не будем их рассматривать потому, что они не совместимы с другими версиями. При совмещении одного того же события, произошедшего якобы одновременно в разных местах, главным критерием для датирования этого события будем считать совпадение ответов на вопрос «когда». Но, проблему перемещения места события придется пояснить дополнительно. Очевидно, что дата успения Марии и в Иерусалиме и в Эфесе - одна и та же. Прибавляя к ней годы, прожитые Марией до новой эры (48 + 31), получим возраст - 79 лет, при котором скончалась мать Иисуса. В Талмуде такой возраст называется «преклонной старостью». Мария никогда не бывала в Эфесе, потому что апостол Иоанн, по преданию, прибыл в этот город во время царствования императора Нерона (54-68 гг.), т.е. не ранее 54 года, а значит позже успения Марии. Красивая, но очень недостоверная легенда о проживании матери Иисуса в доме евангелиста была, вернее всего, придумана учениками Иоанна с целью поднятия имиджа своего наставника и создания хоть какой-то правдоподобности явно вымышленному эпизоду в тексте евангелия (Ин. 19:26-27).
Изучив множество аспектов, позволяющих прояснить вопрос с этничностью Иисуса из Назарета, мы, в конечном итоге, столкнулись с дилеммой, с ситуацией, вынесенной в заголовок данной статьи. По какому же принципу стоит определять национальность: традиционному (по отцу) или талмудическому (по матери)?
Человеческая интуиция и элементарная логика подсказывают: по национальности Иисус, конечно же, - галилеянин, поскольку он, как и его отец и мать, родился и проживал в Галилее и воспитан был в галилейских традициях. Однако, возникает один дополнительный вопрос. Можно ли связать происхождение Иосифа, отца Иисуса с так называемыми «ариями», к коим некоторые исследователи относят Иисуса? Для выяснения этого нюанса нам нужно отыскать гаплогруппы Y-хромосомы, которые имелись у парфян, предков Иосифа. Однако, этих сведений в доступных источниках информации найти не удалось. Та же картина наблюдается и в поисках гаплогрупп дахов и других скифов, кочующих на территориях восточнее Каспия и Арала. А. А. Клесов в статье «История скифов глазами геномных попгенетиков» (pereformat.ru, 2021) вносит некоторую ясность с набором гаплогрупп кочевников, указывая, что к скифам относилось множество племен, имеющих в своем генофонде R1a, R1b, N1a, Q1a, J2a, E1b, G, L и другие. Автор делит скифов на две ветви: западную и восточную. Западных скифов, в генофонде которых содержание R1a-Z93 доминирует над R1b1 и отсутствует N2a, А. А. Клесов называет ариями, а скифов, у которых одновременно с R1a и R1b имеются N или Q1a, относит к неарийской, восточной ветви.
Что же, придется искать потомков парфян среди современных народов. Здесь уместно будет привести высказывание «отца русской этнологии» Л. Н. Гумилева о современных туркменах: «Они в древности были известны как парфяне, которые выгнали македонян из Ирана, захватили его целиком, но с персами не слились, составили слой, близкий к феодальным аристократам. А персы были дехканами и составляли пехоту» (Газета «ЭПМ», Баку, 20 мая 1989 года). Обратимся к статье «Гаплогруппы Y-ДНК среди народов мира» и таблице к ней, которые приведены на ru.wikipedia.org. Строчка «Туркмены» дает следующий расклад гаплогрупп: R1b - 36,7%, J - 23,8%, N - 9,5%, R1a - 6,7%. Видно сразу, что перечень этот не совсем полный (сумма составляющих равна 76,7%), поскольку в колонках таблицы, указывающих такие скифские гаплогруппы как Т и G вместо цифр стоят пробелы, а не 0,0, как это отмечается, например, в колонках I и L.
Приведенный генетический портрет туркменов и указания А. А. Клесова позволяют сделать вывод: ираноязычных дахов, предков парфян, нельзя отнести к числу скифов-ариев, потому, что в указанном перечне кроме R1a и R1b присутствует угро-финская гаплогруппа N. Предки дахов принадлежали к неарийской ветви восточных скифов, потомками которой сегодня являются многие народы, чьи предки были в древности кочевниками.
Угро-финская гаплогруппа N была обретена скифами во времена их миграций с Русской равнины на восток, в сторону Уральских гор, где скифы, по мнению А. А. Клесова, появились около 2200 года до н. э. Большая часть миграционного потока направилась далее на юг через Среднюю Азию в Индию. Часть мигрантов осталась в Приуралье и на территориях от средней Волги до Тобола в 2200- 1800 годах до н. э., по мнению ученых, основала грандиозную. Абашевско-Синташтинскую археологическую общность культур древних скифов-индоиранцев, предков современных татар, туркменов, чувашей и башкир, с исконными аборигенами, проживающими на этих землях, пращурами мордвы, мари, удмуртов, коми-пермяков и финнов. В Синташтинской культуре в костных останках мужчин найдена по преимуществу R1a-Z93, а это, по А. А. Клесову, - скифская линия. Встречаются также N и Q1a, что указывает на восточную ветвь этой линии.
Ниже приведены характерные гаплогруппы, свойственные генофондам нынешних потомков восточных скифов и финно-угров (взято из открытых источников). Башкиры: R1b - 47,6%, R1a - 25,6%, N1a1 - 17%. Мордва: R1a - 26,5%, R1b - 13,3%, N1 - 10%. Удмурты: N - 62%, R1b - 21%, R1a - 17%. Финны: N - 63,2%, R1a - 10,5%, R1b - 1,8%.
В заключение можно с уверенностью подтвердить выводы, ранее сделанные в статье «Хронология жизни Иисуса из Назарета» и сказать, что Иисус по своей национальности был галилеянином, хотя и имел по отцовской линии скифских предков, но они НЕ БЫЛИ АРИЙЦАМИ. Попытки некоторых авторов книг и статей в своих выводах представить Иисуса как арийца, на самом деле являются глубоким заблуждением, ведущим к созданию ложных концепций при изучении эпизодов новозаветных писаний. Надеемся, что археологи когда-нибудь все-таки обнаружат костные останки галилеян, хеттов, амореев и парфян, что поможет глубже изучить генофонд и национальное происхождение действующих лиц новозаветных писаний. И тогда… Впрочем, это будет совсем другая история.
;
;
;
Свидетельство о публикации №222111300680