Гипноз... Рассказ из цикла Дедушкины рассказы тех

     Курить мы, шестнадцатилетние парни, учащиеся второго курса местного техникума, начали в колхозе, куда нас в сентябре месяце 1970 года послали на сельхозработы. Нас долго везли речным «трамвайчиком» вниз по Каме и высадили на причале неизвестного нам населённого пункта, видневшегося неподалёку.
     Мы расположились на берегу, побросали в кучу свои рюкзаки и собрались пойти к реке. В это время старшая из числа прикреплённых к нам преподавателей сказала девчонкам соорудить что-то типа скатерти-самобранки, куда и мы  поскидывали те продукты, которые взяли с собой, перед тем как уйти на реку.
     За нами долго никто не ехал. Мы поели, поиграли в футбол, кое-кто успел даже выспаться. Девчонки, сидевшие вокруг скатерти-самобранки, делились своими летними похождениями, отпусками, хотя для нас, несостоявшихся девятиклассников, лето — это были просто каникулы, как в школе, только по окончании первого курса обучения в техникуме.
     Часа два с половиной или три мы сидели на берегу и ждали, когда, наконец-то, подъехал автобус на базе ГАЗ-51, в который мы набились с рюкзаками и спортивными сумками, как «сельди в бочке», а нас было двадцать шесть человек вместе со старшей.
     В колхозе нас поделили по домам колхозников, по четыре-пять человек. Девчонок забрали работать на ток, а нас привели на стройплощадку и сказали, что тут будет строится ангар для хранения и ремонта техники, а наша задача по обозначенным колышкам выкопать ленточный фундамент шириной один метр и глубиной два метра по указанному периметру. На что нам выдали рукавицы, лопаты и несколько ломов.
     Перед началом работы, естественно, большой перекур и мы расположились на плитах перекрытия лежащих стопкой тут же на площадке. В местном сельмаге мы купили папиросы. Кстати махорку мы начали курить на третьем курсе, когда также были направлены на сельхозработы, но уже в другой колхоз.
     И вот мы, а нас тринадцать парней, садимся на эти плиты, каждый достаёт пачку «Казбека» с длинным мундштуком, открываем, достаём папироску, закрываем, стукаем мундштуком о коробку, сгибаем и сплющиваем мундштук, вставляем в рот и зажимаем зубами, зажигаем спичку и прикуриваем, выпуская первые кольца дыма, затем начинаем медленно вести беседу, рассказывая очередной анекдот. Тут же все свои.
    Эту процедуру мы повторяем в процессе рабочего дня неоднократно. У каждого пачка «Казбека», у каждого спички, каждому сегодня шестнадцать, мы имеем уже паспорта. В конце концов, мы уже взрослые люди и здесь некому что-либо сказать, а нам прятаться и скрываться. Это наша тайна: у каждого пачка «Казбека».
     Я часто вспоминаю эти наши первые годы учёбы в техникуме, первый колхоз, где мы узнали друг друга лучше, ближе, где мы ели из одной чашки, ложками, которые поддерживали куском хлеба, чтобы не накапать на стол. Мы были вместе, но это кончилось через три года, и мы разлетелись по предприятиям. Отслужили в армии, женились, а девчонки вышли замуж. У нас появились свои семьи, родились дети.
     Курить я так и не бросил, хотя в техникуме курили очень редко, многие из парней не курили совсем, хотя позволяли себе это в колхозе, а у девчонок это было вообще не принято.
   Пришло время, когда модно было пользоваться услугами экстрасенсов. Их сеансы показывали по телевидению — это Аллан Чумак и Анатолий Кашпировский, были и другие, но воду на сеансах Чумака у телевизора держали многие.
    Однажды к жене пришла подруга, они долго болтали на кухне. Я не выдержал и зашёл за кружкой чая.
- Ты знаешь, - сказала мне жена, - Нина предлагает нам завтра сходить на концерт экстрасенса в Дом культуры у завода, где она работает. Она и билеты через профсоюз купила.
- Билеты по два рубля, - вставила её подруга, - Дорогие, но я достала с трудом. У него в городе только два выступления: сегодня и завтра. Пойдёте?
     Уже на подходе к Дому культуры у нас не раз спрашивали лишний билет, видимо, действительно интересовало это многих.
     Места оказались очень хорошие: и недалеко, и рядом с проходом.
     Экстрасенс просто вышел на сцену, свет в зале не выключали. Мы подумали сначала, что это конферансье, но...
- Добрый день, здравствуйте! - сказал он. - Я очень рад видеть вас на моём небольшом выступлении, где я постараюсь сделать всё, чтобы вы не скучали!
     Дальше он несколько минут рассказывал, что такое психотерапия, гипноз и, он назвал ещё парочку медицинских, а может и не медицинских вовсе, терминов, к которым будет апеллировать в своём выступлении.
Заиграла тихая музыка.
- Прошу закрыть глаза и сцепить руки в замок перед собой. - произнес экстрасенс и в продолжении к нам летели слова о спокойствии и расслаблении всех участков нашего тела, и мозга в том числе, а потом  добавил, - А теперь прошу опустить руки и открыть глаза. Пусть встанут те, у кого руки не расцепились.
     Нас оказалось порядка сорока человек. А кое-кто так и сидел, не выходя на сцену.
- Прошу пройти на сцену, - пригласил всех стоящих и продолжил, - Ну, вот наш материал для дальнейшей работы поднимается на сцену.
     Проходящих на сцену людей он задевал своей рукой и происходило расцепление рук. Нескольких человек он сразу попросил занять свои места в зале.
     Нас, отдельно выбранных им, осталось человек десять и он пригласил жестом сесть на стулья, стоящие на сцене. А тем, кто ещё остался стоять на сцене, предложил закрыть глаза встать друг за другом и под звуки музыки станцевать «летку-енку», что они тут же дружно начали проделывать.
     Музыка стала громче и быстрее, и вся эта шеренга так весело отплясывала, что кое-кто даже упал, а на него повалились те, кто прыгал сзади. Он прекратил сеанс и привёл их в чувства, попросив раскланяться зрителям.
- Эти аплодисменты принадлежат вам за ваш прекрасный танец, - сказал экстрасенс, когда раздались громкие аплодисменты зрительного зала. - Спасибо вам! Прошу вернуться на свои места!
     Он поспешил спуститься со сцены и галантно предлагал руку женщинам, помогая им спуститься по ступенькам. Потом вернулся на сцену, где сидели мы.
- А сейчас мы будем петь и аккомпанировать. У нас будет свой ансамбль. Вот он, - и экстрасенс показал на нас, сидящих на сцене, при этих словах мы встали, а он продолжил, - И солистка этого ансамбля...
    Он подошёл к девушке стоящей с краю.
- Вас зовут?
- Наташа, но я петь не буду! - ответила она.
- А Наташа у нас будет солисткой этого ансамбля, - продолжил он, - если вы не возражаете? Ваша задача будет помочь Алле Пугачёвой исполнить одну очень знакомую песню!
     Он начал обходить нас почему-то сзади. И с каждым он проводил несколько секунд, после чего переходил к следующему.
     Когда он подошёл ко мне я почувствовал его руку на плече и услышал его спокойный и негромкий голос.
- Закроем глаза. Вы на сцене, вы баянист и, когда заиграет музыка вы будете играть на вашем баяне, как настоящий музыкант, - голос всё ещё звучал, - вы меня поняли?
     Я кивнул головой и... поправив лямки баяна, установил пальцы рук на клавиши справа и кнопочки слева.
     Нельзя сказать, что я никогда не держал баяна, держал и даже пытался самостоятельно освоить игру на аккордеоне, но это были не более, чем попытки.
     Когда началась музыка, я так понимаю, что мы все здорово заиграли и главное в такт, хоть и видеть друг друга закрытыми глазами не могли.              Запела Пугачёва, а пела она песню «Айсберг» и наша солистка, я думаю, тоже не подкачала, поскольку её, да и нас в том числе, зрители поддержали сразу после первого куплета. Весь зал пел и хлопал в ладоши под «наш аккомпанемент».
     Мне потом уже, когда мы шли домой Нина сказала, что я играл, как заправский баянист.
     Пока шли аплодисменты нашему номеру, экстрасенс обошёл нас и «разбудил». Мы всё ещё стояли на сцене, когда он обратился к нам.
- У вас есть вредные привычки? - спросил он. - Я попробую вас от них избавить.
     После этого вопроса нас на сцене осталось четверо.
- Есть, есть! Вот он курит, надо его избавить! - это кричала со своего места из зала моя жена.
     Оказалось, что и остальных надо было избавлять от этой вредной привычки.
- Вот и хорошо! - произнёс экстрасенс и указал нам на стулья. - Прошу садится.
     В зале стало тихо. Экстрасенс опять нас обошёл сзади и каждого сначала «выключил». Потом, обойдя повторно, произвёл сеанс «избавления», производя какие-то пасы руками над головой. А на третий раз «вернул» нас на сцену и в зрительный зал.
     На этом выступление было закончено, экстрасенс раскланялся, поблагодарил и покинул нас, а мы рванули в раздевалку.
     Вообще я дома не курил, а курил только на работе, где существовал негласный принцип: «кто курит, тот и в курилке... работает». И за пять минут до начала рабочего дня пошёл в курилку рассказывать тем, кто там оказался, как я был у экстрасенса.
     Я закурил. Сказать, что мне стало очень противно, значит ничего не сказать. Больше двух затяжек, я сделать не смог, поэтому затушил пальцами окурок и положил на батарею, где лежали недокуренные окурки завсегдатаев курилки. А с сигаретами в то время были проблемы и все растягивали их на два, а то и три перекура.
     Ни в десять, ни после обеда я на перекур не пошёл. Перекур был в три часа. Я сделал три затяжки. В пять часов я докурил эту несчастную сигарету.
     Бросил курить совсем я только в 2016-ом и без всякого гипноза. Просто решил — ХВАТИТ!


Рецензии