Вискарь душистый

    Мне было лет 14, наверное, когда отцу подарили Chivas Regal 12-летней выдержки. Фигуристую бутылку в невероятно красивой серебристой коробке, да что я рассказываю – вот же она, с тех пор никак, кажется не изменилась.  В том юном возрасте я уже обожал различные алкогольные напитки, если можно так выразиться, заочно.  Я грезил бургундским, после Трех Мушкетеров, возлюбил всей душой огненный ром после Острова Сокровищ и конечно же, обожал виски после романов Майн Рида и Джека Лондона.  Сей напиток представлялся мне смородиновым конфитюром, который мама заготавливала на зиму и прятала от меня в самом дальнем шкафу буфета, а я все равно нещадно его воровал, в результате чего, на всю зиму конфитюра никогда не хватало. И тут мне выпала удача наконец-то испробовать настоящее виски. Я отлил из открытой уже бутылки в маленькую рюмочку граммов 50, и не нюхая, вот так вот «с разбега», что называется маханул. Лихо так, по-ковбойски.  - Ой! Ужас! Ужас! Кошмар! Какая мерзость!  Что-то такое, чему я в те годы не нашел бы слов, дабы описать свои ощущения. И самое противное - разочарование. Как? Вот это они там пьют и нахваливают! А кое-кто и жить без виски не может. А я глотнул и чуть не умер. Нет, это явный подлог! Но все-таки я нашел для себя утешение.  Этот напиток из Шотландии, ясно же написано! А герои моих романов они сплошь американцы у них и виски, наверное, другое. Сладкое и вкусное.  Вот так я поразмыслил. И в какой-то мере оказался прав.
Прошло много лет
Как-то раз мой большой друг и собутыльник Женя Григорьянц привез из первой своей поездки в Америку бутылку Canadian Club, мы ее мигом выхлестали большой и шумной компанией, помню – мне, да и всем остальным, очень понравилось. Вдогонку мы пили еще какие-то напитки, водку главным образом, а потом этот мой друг Женя, я и две девицы голыми плясали на кухонном столе под AC/DC.  Но это к теме не относится, вернемся, лучше к виски. Шоколадный вкус, сладенько, мягко, душевно. Легко пьется и можно даже безо льда.  Долгое время я любил бурбон – кукурузное виски, его производят в США и Канаде.  В сторону Шотландии я не смотрел, столь сильной оказалась моя детская травма. Правда, следует сказать, что не все бурбоны такие уж сладкие и мягкие.  Встречаются экземпляры, что и сами американцы их называют «жидкость для снятия лака для ногтей».  Но чего о них говорить? Двинемся дальше.               
Африка
   Волею судеб, пришлось мне работать, вернее, служить военным переводчиком в Анголе, и оказалось, что там виски просто национальный напиток. Можете мне не верить, но это так. Сплошь шотландский – от простейших Blendов до дорогущих Single Maltов, покупали мы их на прасе, так на тогдашнем ангольском жаргоне назывался рынок. Praca – португ. площадь. Там всегда дешевле. Наши русские офицеры, простые сермяжные мужики, мгновенно забывали о главном родном напитке, и переходили на вискарь, в Африке слово приобрело правильный мужественный род. Конечно же, все любили Джонни Пешехода, особенно 12-летнего, да и Chivas Regal не уступал ему в популярности. Но вот манеры и привычки наших военных оказались весьма далекими от обычаев английских джентльменов. Вискарь они фигачили из любой емкости, какая только попадется, заедая сушеной каракатицей - ангольской традиционной закуской, напоминающей чем-то нашу воблу.  Однажды мне довелось пить с ними виски из советских баночек из-под майонеза. Тут необходимо сказать, что я был самым молодым среди военных, а мне хотелось казаться мужественным и крепким.  Из-за этой своей юношеской глупости я немало выстрадал. Вот после этих самых майонезных баночек, на следующий день, о друзья мои! – мне пришлось переводить какое-то важное совещание, а я и слова не смог вымолвить. Только мычал и даже не понимал, где нахожусь. Но добрые сослуживцы, сочувствуя моему тяжкому состоянию, похлопывали меня по плечу: «Мол, молодой еще, не привык. Ничего, привыкнет, освоится, и все у него пойдет как по маслу.» Действительно потом все пошло хорошо, но только после того, как я зарекся пить виски с моими ассесорами, так мы назвали военных советников.  Я перешел на джин-тоник. Набивал целый стакан льдом, плескал туда граммов 10 (не больше) джина, а все остальное – тоник и сосал сей коктейль целый час. Таким образом бутылки мне хватало на месяц, а я еще и наливал всем подряд. К национальному ангольскому напитку я так и не пристрастился, но стал называть его «вискарь душистый».  Полюбил я его только года через два после того, как вернулся из командировки. Кто-то мне подарил бутылку Johnny Walker Black Label, и я его, как говориться, распробовал. Безо льда, чистым, комнатной температуры, из большого стакана. Совсем немного – понял! Торкнуло! Влюбился! По-настоящему. Навсегда!         
Шотландия            
Замечательная страна, удивительно живописная, где мужики носят юбки, играют на волынках, любят гольф и постоянно пьют душистый вискарь.  Еще в Шотландии часто идет дождь, практически отсутствует разница между зимой и летом, судите сами – зимой около 10 градусов, летом -  20. В результате чего - трава всегда сочного изумрудного цвета. Ничего плохого не хочу сказать об ирландцах, у них тоже красиво, они тоже делают хорошее виски, но все-таки первенство за шотландцами.  Мне к сожалению, пока не пришлось там побывать, но в Эдинбурге живет мой лучший друг Женя Григорьянц, тот самый, что привозил Canadian Club и с которым мы танцевали на столе в начале повествования.  Я ему я доверяю, как самому себе.  Случается, мы с ним обсуждаем нравы обычаи его страны. Вот, например, Хаггиз. Что это такое?  Этот вопрос я задаю Евгению. Ибо, у нас в России, если скажешь Хаггиз, все обязательно подумают о подгузниках для младенцев. И ни о чем другом. 
- Да, - отвечает мой друг, - на вид, да и на вкус, это в общем тоже самое, подгузники и есть, но уже после использования.
- И ты это потребляешь? - интересуюсь я.
- Да, но только по праздникам, которые часто не случаются. И очень даже люблю я Хаггиз.
   Ну а кроме шуток, название и того и другого происходит от английского «Hug», что означает обнимать. «Обнимашки» по-нашему. Так вот шотландские «обнимашки» или подгузники, так мне привычней, - это национальное шотландское блюдо, можно сказать, кулинарная гордость страны. Представляют собой овечий желудок, фаршированный всякой хренью, типа овечьего же сердца, печени, потрохов, сала, еще и гречки. Из всех перечисленных ингредиентов, я могу есть только гречку. А подгузники нет, хоть меня режь - есть не стану!  - А причем тут вискарь? – спросите вы. - А притом -  когда шотландцы едят Хаггиз, они обязательно запивают его виски и декламируют стихи Роберта Бернса. Говорят, в таком сочетании и заключен секрет к пониманию их тонкой шотландской души.  Мне, видно до конца его постигнуть не суждено. Но, все-таки одну ее часть, я хоть и   поверхностно, но постиг.
Вискарь   
   Итак, это суровый, немногословный, неприветливый и даже угрюмый горец с огромными усищами, переходящими в бакенбарды. Этот парень не лезет вам в душу при первом знакомстве и не пытается вас обнять. Может оттолкнуть ненароком. С ним непросто подружиться или даже найти общий язык. Но если это вдруг случилось, то лучшего друга вам не найти. Он поддержит вас в трудную минуту, укрепит ваш дух, развеселит, если вам грустно, согреет - если холодно. Словом, верный, надежный друг на всю жизнь.      
«Пошли дурака за скотчем, он вам клейкую ленту и принесет» - шотландская мудрость. 
 Теперь можно, конечно, перейти к градации скотча, уверен, все знают, что именно так следует называть шотландский вискарь. Каков он бывает? Как его производят? Где созревает, выдерживается и так далее. Но мне это занятие кажется скучным и неинтересным, благо все это известно и без меня. Ну только если вкратце. Бывают blendы – то есть смеси, вискари с разных вискокурен смешиваются и получается Johnny Walker или там White Horse, ну их тьма. Снобы и знатоки их презирают, считают дрянью. Они ценят Single Maltы – это скотчи односолодовые, то есть произведенные на конкретной вискокурне. Они делятся на кучу подвидов: высокогорные, равнинные, островные, может еще какие встречаются, всех не перечислишь, суть не в этом. Суть, мне кажется, в том, что вискарь у каждого свой. То есть, у каждого своя неповторимая дружба. И у всех она разная. Вот моя добрая жена обожает островной виски, выдержанный в бочке на берегу моря. Она улавливает в нем запах холодной морской воды, вкус устриц и порой даже слышит звук прибоя и крики чаек.  Я же ощущаю лишь вонизм гнилых водорослей на третий день после шторма. Я не могу его пить. Я люблю 12-летний Johnny Walker, а гурманы презирают его за то, что это blend и за то, что он продается в каждом аэропорту. Мой друг Григорьянц считает, что он воняет жженой автомобильной покрышкой и на вкус точно такой же. А я чую в нем запах шотландского торфа, глубокий и очень мягкий вкус солода, этот вискарь дает мне силы, укрепляет дух и даже трезвит, если такое вообще возможно.  Григорьянц ценит Lagavulin с острова Айлей и Highland Park – самый северный вискарь в Шотландии, а значит и в мире. Из всего разнообразия, мне по сердцу высокогорный вискарь, он наименее вонючист, и это свойство имеет предысторию.  Когда-то очень давно производство виски считалось незаконным, и по всей Шотландии рыскали злобные английские опричники с целью найти и уничтожить самогонное производство. Но хитроумные самогонщики бежали в горы и там начинали гнать свой чудодейственный нектар. Свежий горный ветер очень быстро выдувал весь вискарынй дух, и опричники уходили восвояси, так ничего не обнаружив.   
Glenmorangie
Glenmorangie – одна из таких вискокурен. Признаюсь, моя любимая. Часть своих замечательных дистиллятов выдерживает в бочках из-под хереса, портвейна и других ценимых мной напитков.  В результате скотч приобретает неподражаемый винный аромат.  Я люблю Гленморанж, выдержанный в бочке из-под мадеры.  Очень давно я его не встречал, может его уже и перестали производить, но когда-то он сопровождал меня повсюду.   Случился в моей жизни такой период, что я летал в командировки за границу чуть не каждый месяц.  Да и слетать в отпуск денег хватало. В Duty Free я покупал заветный литр, в самолете наливал в пластмассовый стаканчик граммов 50, а при взлете важно было уловить момент отрыва шасси от взлетной полосы.  Если в эту самую секунду поднести стакан к губам, напиток сам вливается в вас без каких-либо усилий.  И тогда полет проходит ровно и спокойно. Лишь однажды уже при посадке мы попали в жуткую турбулентность, и самолет так тряхнуло, что: «Все п… отлетался! – и сразу резанула мысль, - а как же мой вискарь? Ведь он разобьется нафиг!» Я мгновенно хлебанул изрядное количество Гленморанжа прямо из горлышка. Наверное, именно это нас и спасло.
Чего не делать    
Как видите, мой путь к вискарю оказался извилист и тернист, и я хотел бы предостеречь читателя от ошибок, которые выпали на мою долю.  Не пейте скотч из баночек из-под майонеза! Никогда! Я конечно повторяюсь, но, поверьте, это важно! И не закусывайте сушеной каракатицей!   
Вот другой случай из моей африканской биографии. Одному доброму человеку стало скучно, и он пригласил меня к себе домой в обеденный перерыв, чтобы накатить по рюмочке. Я по молодости не смог отказаться. Тем более, он сказал, что его жена засолила замечательную селедку. Откуда взялась селедка в Африке? - Я до сих пор не могу понять. Мы выпили с ним 0.75 на двоих и съели почти всю селедку при жаре под 40. Не делайте так!    
Еще случай уже на родине. Одному моему другу жена подарила бутылку Black Label на лафете. Кажется, три литра. А сама отправилась к подруге. Конечно же, он мне позвонил, я приехал, и мы с ним… ну как вам сказать, так и не смогли допить бутылку до конца. Тут я обращаюсь к женщинам. Не делайте своим мужчинам подобные подарки! Они – олухи, этого не ценят.    
Что делать               
Вы пришли домой после работы, уставший, замученный, продрогший. На улице поздняя осень, то ли дождь, то ли снег, уже темно, несмотря на сравнительно ранний час. Настроение – да, сами понимаете. Осень. Достаете заветную бутылочку. Садитесь в кресло, наливаете в правильный большой стакан граммов 70, не больше. Я лично пью безо льда и никогда не разбавляю. Медленно, как чай, чуть пережевывая. Можно под шоколадку. Вы ощущаете, как силы возвращаются к вам, дух ваш крепнет, проблемы улетучиваются, вы приходите в спокойное философско-созерцательное настроение.  А что еще нужно усталому путнику?   
Это один из способов, их конечно же великое множество, но мне кажется, что вискарь напиток индивидуальный. Его хорошо пить одному или вдвоем, неважно с другом или подругой. Но чаще, с другом, конечно.  Тут напрашивается цитата из моего любимого Александра Николаевича Вертинского: «Как хорошо с приятелем вдвоем сидеть и пить простой шотландский виски, и улыбаясь вспоминать о том, что с этой дамой вы когда-то были близки.»   Лучше его никто не сказал. 
Конец.   


Рецензии