Краткость-сестра таланта

Романы пишут графоманы?
Когда я учился в университете, один преподаватель провел на нашем курсе анонимный опрос. Надо было ответить, читали ли мы входивший в школьную и университетскую программы  роман Льва Толстого  «Война и мир»? Из 54-х будущих преподавателей русского языка и литературы  только двое признались, что читали роман-эпопею. Остальные смотрели 4-х серийную экранизацию. С точки зрения прагматика это понятно: просмотреть экранизацию можно с удовольствием, легко и непринужденно,  за 4-5 часов, а чтение текста произведения требует около месяца напряженной работы глаз, воображения, души.
Этот соцопрос проводился давно, когда слово «интернет» никто и не слышал. А сейчас, когда почти в каждой семье есть ПК и не менее 80 процентов информации люди получают благодаря интернету, традиционная бумажная книга, тем более такие ее жанры, как роман и повесть, вообще становятся невостребованными.
Не обижайтесь, прозаики, любители крупных эпических форм, но за последние 10 лет лично я не встретил никого, кто прочитал бы за этот период хотя бы один роман. А один человек, с которым я завел разговор на эту тему, ответил: «Романы сейчас пишут только графоманы. У них болезнь к писательству, как бывает, например, клептомания-тяга к воровству. А графоман сядет писать и не может остановиться. Так и рождаются романы. Но кто их читает?»

Век космических скоростей
Темп жизни изменился, в литературе нужны новые формы, более лаконичные и емкие. Вот послушайте  пятистишие японского поэта Исикавы Такубоку:
«Подушку с постели моей
Вынесли на веранду…
После долгой разлуки
Снова встретились мы,
О вечернее небо!»
В пяти строчках так много сказано! Ясно, что поэт тяжело болен и физически слаб, даже его подушку выносит  кто-то из близких. Поэт долго был прикован к постели и даже на веранду не выходил. Человек он романтичный, раньше любил смотреть на звезды, и теперь, после длительного перерыва он опять хочет посмотреть на вечернее небо. Возможно, в последний раз...
И все это в пяти строках.
А вот трехстишие Фукуды Тие:
«За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца.
Попрошу воды у соседа»…
Поэтесса так любит все живое, что решила не пользоваться своим колодцем-лишь бы не убить цветок… Как современна эта идея, и как емко она выражена: чем лаконичней произведение, тем выразительней оно. Конечно, при наличии таланта.

Каждый пишет, как хочет
Да, никто и не спорит, что в творчестве все мы имеем шанс делать, что хочется. Но зачем писать длиннющее произведение, которое вряд ли кто-то прочтет? Чехов считал, что краткость-сестра таланта, и с Антоном Павловичем спорить глупо


Рецензии
Олег, интересно ваше исследование. Как я понимаю, вы пишите о «интернет-литературе». Здесь я согласна, что крупные формы читают единицы… В малых формах /миниатюрах/ в нескольких строках то, что и должно быть – изюминка или даже орешек в вкусном шоколаде! Иногда из небольшой миниатюры, /эскиза, этюда/ можно было бы написать произведения объёмнее, но тогда они могли бы и потерять свои волшебные прелести, свои «орешки»! Поэтому, возможно, мы так и любим их за это – всего несколько слов…Сто мазков на бумаге, а перед тобой не просто эпизод или история, а ЖИЗНЬ во всех своих красках!
ВАМ - Доброго продолжения дня!

Анна-Мария Кёр   15.11.2022 12:05     Заявить о нарушении