de omnibus dubitandum 106. 156

ЧАСТЬ СТО ШЕСТАЯ (1887-1889)

Глава 106.156. СУДЬБА УКРАИНЫ В БЕРЛИНСКОМ ЖУРНАЛЕ...

    Впервые идея создания украинского государства прозвучала со страниц берлинского журнала "Гегенварт". В номере журнала за январь 1888 года была напечатана статья немецкого философа Эдуарда фон Гартмана*, в которой предлагался план создания из украинских земель "Киевского королевства" с целью ослабления России.

*) ГАРТМАН Карл Роберт Эдуард фон (герм.)(нем. Karl Robert Eduard von Hartmann; 23 февраля 1842, Берлин, Германия — 5 июня 1906, Грослихтерфельде)(см. рис.) — известный немецкий философ, творец системы «философии бессознательного».
Немецкая прикладная философия Карла Роберта Эдуарда фон Гартмана и Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарк-Шёнхаузена расцвела пышным цветом под чутким руководством этих замечательных немцев. Эти два сумрачных немца согласно пришли к тому выводу, что «для огромного тела Российской империи смертельна лишь одна операция - ампутация Украины». Первоначально сырая идея Ампутировать Украину продвигалась тяжело... Надлежало путём создания враждебного Российской империи «Королевства Киевского» забросить пробный шар. Зато потом в их умах членение России на куски уже не вызывало затруднений: должно было последовать, писал Гартман, «отторжение её остзейских губерний, которые, включая Петербург, должны были отойти к Пруссии и Швеции», «отделение всей территории Польской республики в самых обширных ее пределах»; чтобы «Финляндия была бы отдана Швеции, Бессарабия - Румынии, Эстляндия, Лифляндия и Курляндия вместе с Ковенской и Виленской губерниями преобразованы бы, в самостоятельное Балтийское королевство». Подработаны были и методы завоевания восточных территорий. В частности, Гартман рекомендовал: «Для одоления русских необходимо ослабить их дух, то есть православие, а тогда путем колонизации и пропаганды завоевать».
Среди многочисленных его произведений имеется посвященная специально евр. вопросу книга «Das Judentum in Gegenwart und Zukunft» (1884). Считая агрессивный антисемитизм нецелесообразным, Г. разделяет чувства той части нееврейского населения, которая не желает немедленно уравнять евреев в правах. Евреям, по мнению Г., присущи известные отрицательные черты, вытекающие из иудаизма как миросозерцания. С другой стороны, те же евреи обладают и некоторыми достоинствами: они здраво относятся к действительности, не обнаруживают склонности к грубым удовольствиям (напр. пьянству); можно сказать, что евреи трезвее своих соседей и в буквальном, и в переносном значении слова. Ввиду этого население тех стран, в которых живут евреи, при известных условиях могло бы выиграть, растворив в себе евр. население. При этом нечего опасаться, что евреи передадут коренному населению больше недостатков, чем достоинств. Если бы даже недостатки евреев являлись свойствами, присущими только им как определенной расе, то вследствие своего незначительного количества они не могли бы привить эти недостатки нациям, с которыми они слились бы. Нужно совершенно не уважать немцев, говорит Г., чтобы предполагать, что они утратят собственную национальную физиономию, если в их жилы вольется одна треть еврейской крови. Кроме того, Г. полагает, что недостатки евреев нельзя объяснить их расовыми особенностями. Христианскому населению мусульманских стран, даже чисто арийскому, присущи те же недостатки, что и евреям христианских стран. Очевидно, недостатки, которые принято считать отличительной особенностью евреев, всегда возникают, когда окружающая обстановка способствует этому. Тем не менее в настоящее время с этими недостатками, по мнению Г., нельзя не считаться. Евреи сначала должны исправиться. Только тогда им можно будет открыть доступ в те сферы, куда их пока еще нельзя допускать (Г. имеет в виду, главным образом, государственную службу). Прежде всего евреям следует отказаться от своего племенного чувства и проникнуться одним лишь патриотическим чувством искренней любви и преданности интересам той нации, среди которой им приходится жить. До наступления этой перемены евреи должны воздерживаться от занятия государственных должностей и терпеливо ждать своего внутреннего преобразования (на деле все с точностью до наоборот). — Ср.: С.М. Дубнов, «Восход», 1884; ст. наст. энц. Антисемитизм. Ал. Шор.
   
    Леон Поляков в «Истории антисемитизма» отметил взгляды Гартмана на взаимоотношения немцев и евреев. Гартман считал, что массовые антисемитские кампании препятствуют их полной ассимиляции; он рассуждал об отсутствии у евреев творческого духа, об их развращающем влиянии и о расовой неполноценности евреев — в случае, когда еврейские девушки УВЛЕКАЛИСЬ немецкими мужчинами.

    Гартман считал, что «евреям следует отказаться от своего племенного чувства и проникнуться одним лишь патриотическим чувством искренней любви и преданности интересам той нации, среди которой им приходится жить», и только тогда им можно будет открыть доступ в те сферы, куда их до этого нельзя допускать — например, на государственную службу.

    Для австрийских, российских и немецких политических кругов, среди которых статья Гартмана вызвала большой резонанс, уже тогда не было секретом, что появление статьи было спланировано самим прусским канцлером Бисмарком. Она отражала высказанную им ещё 1877 году идею украинизации, а именно идею: "...создать сильную Украину за счет передачи ей максимального количества русских земель".


Рецензии