Искушения Христа в пустыне

Ф. М. Достоевский писал, что «в трех искушениях Христа в пустыне вся будущая история мира и человечества».

Из Евангелия от Матфея:

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». ( Мф 4:3,4)

Дьявол предлагает Христу совершить чудо и обратить камни в хлеба. Не один камень, чтобы насытиться самому, а все то множество камней, которое окружает Его. И здесь виден коварный замысел дьявола. Сделать так, чтобы человек получал материальные блага, не трудясь, а исключительно с помощью чуда.

Мог ли Христос, как Сын Божий, превратить камни в хлебы? Конечно, мог. Это чудо для Господа не более сложное, чем оживление Лазаря или превращение воды в вино в Кане Галилейской.

Но Спаситель не стал этого делать. Если дать человеку в изобилии хлебы, над которыми он не трудился, человек отвернется от Бога, его сердце зачерствеет, и он постепенно начнет превращаться в животное.

Ведь когда мы обращаемся к Богу и просим помощи у Него? Когда нам трудно. Мы просим у Господа дождя при видах на неурожай.  Мы просим у Господа хлеба насущного при нашей нужде в пропитании. Мы просим у Господа исцеления от болезней.

А вот когда нам хорошо, мы редко обращаемся к Всевышнему. Может быть, именно поэтому Господь посылает нам тяжелые испытания в виде войн, всяких межнациональных конфликтов, природных катаклизмов и т.д.
 
Господь посылает нам испытания, когда зло в мире переполняет чашу Его терпения. В результате войн человек начинает истреблять себе подобных, льются реки крови, люди в высшей степени начинает страдать от голода, холода, потери близких. И все эти страдания заглушают крики матерей о своих погибших детях.

Как известно, после каждой войны наступает мир. Но этот мир уже не похож на тот, который был до войны. Люди после перенесенных страданий и лишений становятся другими. Их материальные потребности резко снижаются, они довольствуются малым. Они чаще молятся Богу. Отношения людей  друг к другу также меняются, они становятся более братскими.

Таким образом человек, сам страдая, учится переживать и страдать за других. Как писал Достоевский, страдания дают человеку ключ к собственному пониманию чужих несчастий, чужого горя, делают его нравственно более чутким.

Помните, как говорил Христос:

 «… лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову…» (Мф. 8:20)

Здесь Господь говорит о том, что корни наши находятся не на земле, что существует таинственная связь человека с миром горним, высшим.

Достоевский устами старца Зосимы говорит о происхождении человека:

«…Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным…».

Здесь великий писатель говорит о том, что если прерывается связь человека с миром духовным, то человек становится равнодушен к жизни и не захочет ее продолжения, потому что не тело питает дух, но дух тело.

Второе искушение было искушение чудом.

Из Евангелия от Матфея:

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего».
(Мф 4:5-7)

И здесь снова возникает вопрос, мог ли Христос спрыгнуть с храма и не разбиться? Конечно, мог. Для Господа это чудо не труднее, чем хождение по воде. Но Спаситель не хотел идти на поводу у сатаны и доказывать ему, что Он Сын Божий. И потом, Христос никогда не делал чудес ради себя. Все его чудеса были так или иначе связаны с помощью людям.

Памятен рассказ евангелиста Иоанна про Фому, который после рассказа апостолов усомнился  в воскрешение Иисуса и поверил только тогда, когда увидел Его и потрогал Его раны.
После этого Иисус сказал Фоме:

«Ты поверил потому, что увидел Меня;  блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ионна 20:29)

Так что, Господь дает преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на вере.

Третье искушение Христа связано с властью.

Из Евангелия от Матфея:

«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф 4:8-10)

Нет более тяжелого и коварного испытания для человека, чем искушение властью. В наше время мы можем назвать великое множество примеров, когда человек не выдерживал это искушение властью и переходил на сторону дьявола.

Особенно велик соблазн абсолютной власти, когда выше носителя этой власти есть только Бог. Но поскольку эти высшие лица, как правило, люди неверующие, то, в их представлении, они сами становятся богами.

Но наступает время и этот, с позволения сказать, бог на земле, теряет власть и становится самым несчастным человеком на земле.

И хорошо, если дело заканчивается только отстранением от власти. Довольно часто некогда высшее лицо привлекается к ответственности за деяния, сделанные в период нахождения у власти.

Дьявол не скрывает своего удовлетворения от того, что еще один Homo Sapiens попал в его сети. А мудрый Бог, который попустил это искушение для человека, говорит в Себе, ну ты же сам этого хотел, ты сам рвался к власти, всеми правдами и неправдами, вот теперь и получай за это по заслугам.

Удивительное создание человек! За редким исключением это существо не знает пределов своего материального обогащения и своего социального статуса.

Ведь бывает так, что человек уже имеет высокое положение в обществе, имеет дачу, служебную машину, прислугу и прочее. Но наступает момент, когда ему предлагают занять должность еще выше по служебной лестнице. В этом случае он уже будет иметь личный самолет, личную охрану, личную бригаду врачей и т. д.

Но есть одно условие. Он должен поклониться дьяволу в образе шефа, другими словами, он должен выполнять все указания, даже если они будут противоречить закону и нравственности.

И человек на это идет, рассуждая примерно так. Да, мне, конечно, придется согрешить, но так все делают. А Бог, он ведь милостив и простит меня за мои прегрешения. А может, Его и вовсе нет, тогда тем более надо соглашаться.

Но и для этих людей, которые находятся на подступах к олимпу абсолютной власти, наступает час «Х» и они начинают горько сожалеть о том, что когда-то соблазнились и приняли должность.

Почему же дьявол в борьбе человека с искушением властью как правило одерживает победу? Ну, во-первых потому, что человек, в большинстве своем, существо властолюбивое. А во-вторых, неверие в Бога. Как это у Достоевского, «если Бога нет, все позволено».

Неверие в Бога – вот корень всех бед человечества. Войны, межнациональные конфликты, техногенные катастрофы являются следствием атеизма. Можно констатировать, что дьявол поистине князь мира сего.

Бог любит человека, свое творение, свое дитя, хотя и наказывает его. Почему же тогда Господь отдал власть дьяволу на земле?
 
Потому что Всевышний жаждет встретить свободную ответную любовь человека. Слово «свободную» здесь является ключевым.

И если Бог еще не разочаровался в человеке и не уничтожил этот мир, то только потому, что за нас денно и нощно молятся святые отцы.


Рецензии
А мы с Вами единомышленники.
"Нет ничего невыносимее свободы" http://proza.ru/2022/04/15/1268
"Единственно возможная форма жизни" http://proza.ru/2024/02/29/368
"Парадокс, какой рефлекс срабатывает?" http://proza.ru/2024/03/02/699
Тексты небольшие.

Благословений нам.

Ваня Сталкер   20.04.2024 12:25     Заявить о нарушении
Иван, спасибо за рецензию! Обязательно почитаю ваши статьи.

С уважением

Вячеслав Безуглов   20.04.2024 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.