Трезубец

     -Что я вам скажу, уважаемый коллега… Нравится – не нравится, верить – не верить… Конечно, сугубо ваше дело…
     Разговор двух мужчин происходил в уютном кафе Центрального Дома Учёных (ЦДУ) в Москве, куда доктор Рощин нередко забегал выпить чашку кофе, если оказывался по служебным делам на Пречистенке.
     Его собеседник – нейрофизиолог, доктор наук, тоже член ЦДУ, как и Вадим Владимирович, внимательно слушал Рощина, иногда вставляя свои комментарии по ходу рассказа.
     -Так, вот, Борис Владиленович, я продолжу с вашего позволения… Возможно, как человек старой формации, придерживающийся атеистического мировоззрения, вы скептически отнесётесь к тому, что я сейчас расскажу.
     Однако, прежде задам один вопрос… За время нашего знакомства (а знаете вы меня не один год) позволил ли я себе в чём-то, когда-нибудь, отступить от Истины? Солгать в угоду кому-то или чему-то? В прениях на форуме, например? В докладах на Симпозиумах? В научных публикациях? Нет же? Ведь так?
     Не получив возражений, Рощин продолжал:
     -Отлично… Значит, кредитом доверия располагаю. А потому, дорогой коллега, слушайте, не перебивая. Важно ничего не упустить в изложении рассказа. Начну с небольшой преамбулы…
     К вечной теме борьбы Добра и Зла можно относиться по-разному. Кто-то скажет, мол, ерунда это… И всё такое… Сказки для детей, придуманные для того, чтобы их пугать. Чтобы вели себя пристойно и не раздражали старших... А если и есть, то это не что иное, как метафора. Для удобства восприятия…
     И всё же, на мой взгляд, Добро и Зло – не абстрактные понятия и не гипербола. Они реально существуют… и Ангелы и Демоны… А то, что мы – люди не в состоянии обнаружить их органами чувств, вовсе не означает, что их нет.
     Возможно, встретиться с ними воочию человек может лишь в состоянии изменённого сознания. Во сне, например… Удивил? Вы полагаете, это не имеет ко сну никакого отношения? Тогда, давайте, выясним, что есть сон… Хотя, к сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет.
     И прежде, чем рассуждать о его природе, я процитирую краткий отрывок из книги «Сон – тайны и парадоксы». Её написал академик РАМН А.М. Вейн – ведущий сомнолог России.
     «Зачем мы спим? И является ли треть жизни нашей находкой или утратой? Что происходит в мозге во время сна? Находится ли мозг в это время в активном состоянии? Как рождается во сне психическая деятельность? Как формируются фантастические, казалось бы, не имеющие часто с жизнью никакой связи, сновидения?»
     Интересные вопросы, не правда ли, коллега?
     -Безусловно, Вадим Владимирович, я читал эту книгу. И лично знаком с её автором, впрочем, как и вы, насколько я знаю. Разумеется, я в курсе данной проблемы… Многие годы полагали, да и сейчас эта точка зрения преобладает, что сон – физиологическое состояние полноценного отдыха организма, позволяющее восстановить силы, израсходованные в период бодрствования. Поскольку, было замечено, что недосыпание приводит к серьёзным расстройствам организма, вообще, и нарушениям нервной и психической деятельности, в частности. Люди могут засыпать, буквально, на ходу, стоя, галлюцинируют, бредят, теряют способность адекватно воспринимать осязательные, зрительные и звуковые раздражители. В то же время, после полноценного сна все указанные выше нарушения жизнедеятельности организма исчезают. Чем не доказательство его физиологической концепции?
     -Согласен, коллега… Так, действительно, рассматривали проблему сна долгое время. И в этом есть своя правда… Но всё же, уважаемый Борис Владиленович, позвольте вам возразить. Научные исследования последних лет позволяют сделать и другой вывод. Что сон – это особое изменённое состояние сознания. При котором, человек способен видеть сон и, вдобавок, полностью осознавать и контролировать свои действия. Кроме того, он может вспомнить некоторые моменты своей жизни, а также способен осознанно влиять на происходящее в своем сновидении. Вы ведь в курсе данного тезиса?
     -Конечно, Вадим Владимирович… Хотя и не совсем согласен с ним…
     -Что ж, ваше право, как говорится… И всё же я, рассматривая Сон с позиций состояния изменённого сознания, продолжу свой рассказ. Притом замечу, что сну, о котором хочу поведать, не предшествовало ничего из того, что могло бы объяснить как тематику, так и непосредственный характер сновидений. Итак, слушайте…
     Однажды во сне я ощутил себя в абсолютно тёмном помещении, сознавая, однако, что там есть кто-то ещё, кроме меня. Я не шевелился, чутко прислушиваясь ко всему, что окружало меня в тот момент. Так продолжалось некоторое время… Внезапно где-то рядом раздался резкий, короткий щелчок. Одновременно с ним темноту вокруг меня прорезали полосы света, проникавшие в помещение через открывшиеся створки трёх высоких и узких дверей. Я увидел шеренгу воинов, одетых в металлические латы и шлемы. Они стояли неподалёку от меня, не шевелясь, молча, как будто участвовали в некой торжественной церемонии. Судя по всему, это был Храм. Православный или католический я не разобрал, поскольку свет, падающий через проёмы дверей, позволял разглядеть помещение лишь отчасти.
     Вдруг в абсолютной тишине раздались звуки шагов. Ко мне подошёл человек, одетый в белые одежды, вроде тех, что носят священники, и прикрепил к моей одежде что-то вроде большого нагрудного знака или ордена. Сказав при этом лишь одну фразу:
     -Ничего не бойся… Иди… Ты – посланник Божий…
     И перекрестил меня…
     После этих слов я мгновенно очутился в современном Мире, как будто совершил путешествие во времени из эпохи Средневековья в наши дни. Оказавшись на пустынной, освещённой ярким солнцем улице, я огляделся… Место мне было совершенно незнакомо. Метрах в ста далее улица переходила в большой каменный мост, мощёный булыжником, при одном взгляде на который возникло чувство страха. Я не понимал, что со мной творится, и где в данный момент нахожусь. Но, главное, я интуитивно сознавал, что сейчас из-под моста должно показаться что-то очень страшное, заставляющее испытывать ужас. И, спустя некоторое время, оно действительно показалось – это Нечто… Метров 5-6 в высоту, ярко-красного цвета мускулистый, звероподобный великан с загнутыми, как у африканского буйвола огромными рогами на голове. Демон медленно шёл в мою сторону, держа в своих лапах длинный жезл. Очевидно, оружие…
     В тот момент страх, буквально, парализовал меня. Я не мог шевельнуть ни рукой, ни ногой. Словно под гипнозом, стоял и смотрел, как шаг за шагом приближается ко мне Смерть. Наверное, подобное состояние испытывает кролик перед удавом.
Однако, несмотря на весь кошмар ситуации, в моей голове внезапно мелькнула спасительная мысль:
     -Но ведь я – посланник Божий… Как сказал священник в Храме. И тогда мне нечего бояться…
     Не успел я вспомнить напутствие священника, как увидел в своей руке большой, сверкающий Меч. И страх исчез… Вооружённый им, я ринулся на Демона. Поскольку не понять, кто сейчас стоял передо мной, было невозможно. Завязался бой…
     Вначале мне пришлось немного отступить. Демон яростно атаковал… Но, постепенно перехватывая инициативу, я перешёл от обороны к нападению, стараясь нанести своему Противнику смертельную рану. В конце концов, мне это удалось… Ударом меча я смог отбросить жезл Врага далеко в сторону, лишив его возможности защищаться. Следующий удар пришёлся по туловищу. Я видел, как рассёк его…  Демон заревел от боли… Зажав огромную рану своими лапами, он стал пятиться назад. Однако я рано праздновал Победу. Убегая, Монстр нанёс мне сильнейший ответный удар хвостом, на конце которого были острые шипы в виде трезубца. В спину… Место удара пронзила жгучая боль, словно прижгли калёным железом. Я закричал и сразу же, как будто, провалился в глубокий сон без сновидений. И так проспал до утра…
     Вы, возможно, спросите, коллега, что здесь необычного и неординарного? Скажете, что вам, как нейрофизиологу известно, насколько необычные, яркие и разнообразные фантазии во время сна способен моделировать наш мозг? Что тому есть документальные  подтверждения в научной литературе? И зачем я всё это рассказал вам? А я отвечу, зачем и почему… Смотрите… Вот оно – место удара…
     Невзирая на присутствие в кафе ЦДУ посетителей, Вадим Владимирович снял пиджак и, повернувшись к собеседнику спиной, задрал вверх рубашку. На коже спины, соответствуя проекции грудного отдела позвоночника, виднелись 3 небольшие красно-коричневые точки, внешне напоминавшие родинки, расположенные строго на одной линии, равноудалённые друг от друга. Среди которых, центральная – была крупнее двух остальных.
     Сопровождаемый удивлёнными взглядами посетителей кафе, Рощин, не спеша, оделся и вновь обратился к собеседнику:
     -И в заключение, что я скажу вам, коллега… Наутро, встав с постели и вспомнив сон, я решил осмотреть в зеркало место удара, коим «наградил» меня Демон из сна. Тогда и обнаружились эти «родинки», как результат контакта с трезубцем на кончике хвоста Демона. И появились они именно той ночью, во сне... Что вы теперь мне скажете в ответ на это, коллега?
     -История ваша, Вадим Владимирович, безусловно, очень интересная. Но, тем не менее, ничего удивительного в самой тематике и эмоциональной окраске сна нет. По крайней мере, я как специалист в области нейрофизиологии, так считаю…
     Известно, что во время, так называемого, медленноволнового сна человеку могут сниться ужасы. Учёные рассматривают их, как панический рефлекс, закономерно возникающий в результате замедления дыхания и сердечного ритма во время третьей и четвёртой стадий сна. После чего человек сразу же глубоко засыпает.
     Собственно, вы об этом мне сейчас и рассказали. Правда, у спящего к моменту пробуждения обычно не остаётся отчётливых и ярких воспоминаний о ночных кошмарах, в отличие от вас. Вы, как я вижу, запомнили сон в мельчайших деталях. Разница только в этом…
     И всё же, коллега, здесь есть свои нюансы. Попытки учёных объяснить ночные ужасы медленноволнового сна одним лишь паническим рефлексом не увенчались успехом. Дальнейшее изучение проблемы позволило выделить отдельно стадию парадоксального сна. Как синоним – стадию сна «с быстрыми движениями глаз»… Во время неё спящего почти невозможно разбудить, но если получится, человек может в деталях рассказать всё, что видел во сне.
     На долю этой стадии приходится до 20% общего времени сна. Причём, именно здесь формируются наиболее красочные и эмоционально насыщенные образы сновидений.
     Интересно, что при обсуждении значения парадоксального сна, мнения учёных разделились. По мнению одних, данная стадия необходима исключительно для восстановления функции нервных клеток. Другие считают, что во время неё в памяти происходит своего рода «перезагрузка» и закрепляется информация, полученная мозгом во время бодрствования.
     Как бы то ни было, именно на стадии парадоксального сна, как показали дальнейшие исследования, могут возникать ночные кошмары, которые благодаря яркой эмоциональной окраске, запоминаются лучше всего. Также учёными была замечена корреляция между ночными ужасами и событиями, с которыми сталкивался спящий в период бодрствования.
     Таким образом, сновидения, возникающие в парадоксальной стадии, являются лишь проекцией проблем реальной жизни во сне.
     Хотите узнать лично моё мнение на сей счёт? Я полагаю, что парадоксальный сон жизненно необходим, поскольку обеспечивает функцию психологической защиты. Кроме того, он способствует переработке информации, поступившей в мозг во время бодрствования и обмен ею между сознанием и подсознанием.
Вот, как-то так… Я ответил на ваш вопрос?
     -Отчасти, да… И я бы не стал вам возражать, Борис Владиленович, если бы не одно «НО»… В эту научную концепцию никак не укладывается «метка», оставленная Демоном из сна на моём теле. Этот, с позволения сказать, «феномен» вы чем можете объяснить?
     -Вот с этим-то как раз дело обстоит сложнее всего… Я ни коим образом не ставлю под сомнение ваш рассказ, Вадим Владимирович. Зная вас, действительно, много лет, как адекватного человека и принципиального учёного.
     Возможно, следует считать эти новообразования невусами? Лентиго, например… Известно ведь, что кроме врождённых невусов, обусловленных аномалиями внутриутробного развития плода, в частности, клеток-меланоцитов, существуют также невусы приобретённые. Возникающие на фоне избыточной инсоляции, стрессов, гормональных проблем, аллергии, различных инфекций, снижающих иммунитет.
     Я когда-то читал в одном научном журнале  статью коллег-дерматологов из ЦНИКВИ МЗ РФ. Где была показана выраженная корреляция между появлением лентиго на коже в определенных зонах и наличием полипов в кишечнике. К сожалению, чаще злокачественных… Синдром Пейтца-Егерса-Турена – так называют эту патологию. Не исключено, что и в вашем случае появление пигментных пятен на коже спины по типу лентиго могло быть обусловлено какой-либо из вышеназванных причин. Не рассматривали подобную версию?
     -Нет, не рассматривал… Полагаете, такая вероятность существует? Чтобы почти мгновенно, всего за одну ночь, возникли эти совсем не маленькие по размерам невусы? Если, конечно, считать их таковыми…
     -Почему нет? Уважаемый Вадим Владимирович, даже с учётом самых последних достижений науки, человеческий организм далеко ещё не изучен, как следует. И, возможно, до конца не будет изучен никогда. По крайней мере в ближайшем будущем… А потому, давайте, не будем  спорить о том, в чём мы ещё так мало разбираемся. В конце концов, мы – не Боги… Нам лишь, образно говоря, горшки обжигать, следуя пословице.
     Но, знаете, по большому счёту, я весьма заинтригован вашим рассказом. И, если ваш сон будет иметь некое продолжение, я буду рад услышать о нём из ваших уст.
     Вдруг когда-нибудь, спустя годы, окажется, что сон – это не просто физиологическая функция организма? И не состояние изменённого сознания? А портал, данный нам Творцом, открывающий людям дверь в иные, параллельные Миры? А, быть может, таким образом, на уровне подсознания в самом человеке происходит извечная битва Добра и Зла? Всё возможно… Что же, поживём – увидим…


Рецензии