Как меня учили воровать

       После окончания строительного института в 1961 году я был распределён на работу в должности мастера в Главмосстрой. Два года до поступления в аспирантуру я проработал в СУ 57 треста №13. Я сохранил самые лучшие воспоминания о том периоде моей жизни. Наше управление занималось в основном строительством панельных и блочных домов в Измайлово. Меня и сейчас, когда я проезжаю по Щёлковскому шоссе и вижу дома, в строительстве которых я принимал участие, охватывает чувство гордости. И, конечно, я сразу вспоминаю то время.
       У меня сразу сложились очень хорошие отношения с рабочими. Мне повезло и с руководством управления. Начальником участка у меня был замечательный человек Айзенштейн Феликс Израйлевич. Ему было в ту пору лет сорок. Он прошел всю войну, но остался очень интеллигентным человеком. Он никогда не ругался матом. Когда я делал что-нибудь не так, как надо, он очень мягко объяснял мне, где я был не прав.
       Полной противоположностью ему был начальник управления Шульман Лев Борисович. Ему тоже было лет сорок. Это был очень красивый мужчина, пытающийся не пропустить ни одной юбки. Правда надо отдать ему должное, вкус у него был очень хороший. Он тоже успел повоевать. Одним из его достоинств была чудесная русская речь. Он не мог руководить без настоящего мата. Причём это у него звучало не грубо, а очень даже красиво. Я никогда не забуду, как он проводил совещания. На них всегда должна была присутствовать одна женщина Ольга Васильевна. Она была председателем месткома. И, когда Лев Борисович начинал вставлять мозги своим подчинённым, он начинал свою речь словами: «Если бы здесь не было Ольги Васильевны, я бы сказал, что ты Михаил Иванович такое…», а дальше шёл один мат. Михаил Иванович-не вымышленный персонаж, а начальник другого строительного участка, который занимался промышленным строительством. Это был очень опытный специалист, который успел в Москве поработать на многих объектах, в том числе он строил здание МГУ на Ленинских горах.
       Я не случайно вспомнил Михаила Ивановича, потому что история, которую я хочу рассказать, напрямую касается его. В январе 1962 года меня вызвал к себе Лев Борисович и объявил, что меня переводят на строительство склада Московского электрозавода, которым руководит Михаил Иванович Щипакин. Этот склад размещался между Щёлковским и Открытым шоссе. В те далёкие года там, где сейчас находится современный огромный жилой район Гальяново, было открытое поле, где размещался свиноводческий комплекс. 
      Склад представлял из себя трёхэтажное кирпичное здание с высотой этажей в 6,5 м. То есть с крышей здание было больше 22 метров в высоту. Для обеспечения жесткости здания вдоль наружных стен с внутренней их стороны на расстоянии трёх метров друг от друга размещались кирпичные пилястры, то есть кирпичные прямоугольные колоны. Строительство этого здания велось при очень низких температурах. И вдруг неожиданно наступила оттепель. Приехали специалисты из треста, сделали замеры прочности раствора и объявили, что кирпичная кладка не имеет никакой прочности. Оказалось, что при кладке раствор замерзал, не успевая схватиться. Назревал большой скандал. Здание обнесли ограждением, запретили к нему подходить, так как в любую минуту оно могло развалиться. План сдачи объекта горел и соответственно горели и премии.
      Приехавшие проектировщики предложили укрепить все кирпичные колоны металлом, то есть фактически для каждой из них надо было сделать металлическую обойму и связать их с наружной стеной. Для этого понадобилось несколько тонн металлических конструкций.
      Так как в то время у нас в стране было плановое хозяйство, плановый отдел управления оформил заказ на металл, затем заказ ушёл в трест, затем в Главмосстрой. И скоро пришёл ответ: металл будет не раньше, чем через месяц.
       Рабочие были переведены на другие стройки, а мы с Михаилом Ивановичем и ещё с одним мастером (я тогда уже был прорабом) остались охранять этот объект. Мы приходили к восьми утра и думали, чем заняться. Тогда я впервые увидел в исполнении Михаила Ивановича, как можно выпить бутылку водки одним бульком, то есть из горлышка за один приём. Это было огромное мастерство. Через день приезжал представитель заказчика. Это был праздник для Михаила Ивановича. Дело в том, что у того был ключ от небольшого сарая, где временно хранились какие-то материалы электрозавода, в том числе несколько бутылей с клеем БФ. И дальше начиналось самое интересное: клей переливали в трёхлитровую банку, опускали в неё электродрель, и скоро на поверхности образовывалась густая плёнка. Она выкидывалась и оставшийся раствор переливался по кружкам. Надо отметить, что эта жидкость ужасно пахла. Пьющие товарищи одной рукой зажимали нос, чтобы не чувствовать этот запах, а другой подымали кружку и с удовольствием пили эту гадость. Видимо, потому что опыт работы с строительстве у меня ещё был небольшой, я так и не осмелился ни разу выпить эту гадость.
       Ну, наконец, я перехожу к сути моего рассказа. Каждый день в двенадцать часов дня мы всей нашей небольшой компанией ходили обедать на завод железобетонных изделий №18. Завод размещался на Открытом шоссе на расстоянии около одного километра от нашей стройки. И однажды, идя в столовую по другому пути чем всегда, мы заметили, что на территории завода прямо на земле свалено большое количество металла: там были уголки, швеллеры и двутавры, то есть весь необходимый нам металл. Вокруг этой свалки не было на снегу никаких следов. Видимо, этот металл лежал там очень давно. Решение у Михаила Ивановича возникло сразу: надо срочно перевезти этот металл к нам. На мои робкие возражения, что это воровство, он ответил, что раз металл так валяется он им не нужен.
       Скоро началось деловое совещание на тему, как увезти этот металл. На моё предложение увезти металл, когда стемнеет, Михаил Иванович сказал, что операцию надо производить днём в самый разгар трудового дня. Тогда никто на нас и не обратит внимания. На следующий день днём мы подогнали к этой кучи металла бульдозер. Но зацепить тросом этот металл никак не удавалось. Тогда пришлось обратиться за помощью к местным рабочим, проходящим в этот момент мимо нас. С их помощью это удалось сделать, и на виду у всех бульдозер потащил этот металл к нам на стройку.             
       Ночь я спал плохо, Я ожидал, что, придя на стройку, меня встретит милиция, но всё обошлось: про украденный металл никто и не вспомнил. Скоро он пошёл в дело, и через неделю стены были укреплены, и работа на стройке вновь закипела. Прошёл месяц, и вдруг нам привозят заказанный металл. Я предложил отвезти его на железобетонный завод, но моё предложение было отвергнуто, и весь привезённый металл был закопан в траншею, которую специально вырыли в конце участка. Так были спрятаны следы нашего воровства.
     У замечательного писателя Владимира Войновича есть повесть, которая называется «Хочу быть честным». Там описывается жизнь одного молодого инженера-строителя, который хотел быть честным, и как современная жизнь не позволяла ему это осуществить. Я думаю, что мой рассказ является продолжением этой повести.


Рецензии