Картина маслом

         Плановая комплексная проверка одного из крупных подразделений, расположенного в черте поволжского города, началась в первый же день прибытия нашей инспекционной группы.
         Часто от результатов таких проверок зависела дальнейшая карьера руководства этих подразделений, включая заместителей и далее по нисходящей. Ведь даже у самых ответственных, добросовестных и старательных, всё равно без каких-либо хотя бы мелких недостатков не обходилось.
         Иногда приходилось сталкиваться с тем, что эти недостатки возникали не по причине недоработок, а наоборот из-за излишнего рвения и неразумных инициатив.
         Конечно, проверяемые товарищи всегда старались "не ударить в грязь лицом". Проявлялись эти старания по-разному: от задабривания разными способами, до создания "естественных" препятствий для проверки.
        Через две недели, выделенные на проведение основной части комплексной проверки, были объявлены командно-штабные учения. Это была обычная практика. Такие учения всегда проводились сразу после окончания общей детальной проверки объектов, сооружений, техники, документации и личного состава подразделений.
         Командно-штабные учения отличаются от обычных учений тем, что весь личный состав от руководства до рядового задействован на них без отрыва от повседневной службы. По вводимым во время учений командам каждый должен знать непосредственно свой порядок действий, определённых для занимаемой им должности, и уметь соответственно отвечать на вопросы проверяющих. Тревога при этом не объявляется, посты не усиливаются, периметры охраняемой территории вокруг объектов не увеличиваются, то есть люди несут службу в обычном режиме и внешне всё остаётся без изменений.
         Через пару часов после начала учений, руководитель нашей инспекционной группы направил нас - своих непосредственных подчинённых, по местам дислокации объектов проверяемого подразделения для оценки знаний личного состава по объявляемым вводным командам.
         Мне достался один из таких объектов, расположенный примерно в двадцати километрах, в черте большого посёлка.
         Я ехал в служебном УАЗе вдвоем с водителем, молодым прапорщиком. Его, как и некоторых других, привлекли к этой миссии ввиду отсутствия достаточного количества водителей, необходимых для доставки всех инспекторов по местам проверок. При этом, слава Богу, он не имел никакого непосредственного отношения к объекту, на который мы сейчас держали путь.
         Когда до нужного места оставалось километров пять-семь, вдруг послышался звук милицейской сирены: нас догнали жигули ДПС. Через секунду из громкоговорителя послышалось требование остановиться и прижаться к обочине.
         Мой водитель оторопело посмотрел на меня:
         — Что это они? Что делать, товарищ подполковник?
         — Делай, что они требуют: притормаживай, рули на обочину, включай аварийку и останавливайся. Ставь на ручник. Делай всё по правилам, не давай повода для нашего задержания и вообще каких-либо претензий. Приготовь документы свои и на машину, не забудь путевой лист.
         Машина ДПС остановилась сзади нас метрах в пяти. Сирену они выключили, но мигалка крутилась. Патрульный, бывший за рулем остался в машине, а второй вышел с оружием наперевес.
         Мы вышли из машины. Патрульный удивлённо разглядывая нас и уже готов был, видимо, скомандовать: "Руки на капот". Но я его опередил:
         — Здравствуйте, лейтенант! Тут, видимо, какое-то недоразумение. Я инспектор из столицы, еду на проверку объекта, расположенного по известному Вам адресу (называю адрес). Вот мои личные документы, а вот предписание на проверку. У прапорщика документы тоже на месте. А что случилось?
         — Около часа назад этот УАЗ объявлен в угон! – удивлённо и немного растерянно произнёс молодой лейтенант милиции, переводя взгляд то на меня, то на моего водителя. 
         Интересный поворот! Мне как раз час назад выделили этот автомобиль. Получается, что как только стало известно на каком номере я поеду на объект, неизвестный "доброжелатель" объявил его в угон. В процессе разных командировок, конечно, случалось всякое, но с таким откровенным хамством в попытке предотвратить мой приезд на проверяемый объект я столкнулся впервые. Стало даже смешно. При этом, моя спокойная и непроизвольно смешливая реакция подействовала на лейтенанта немного расслабляюще и сняло первоначальное напряжение.
         Надо пользоваться моментом, и я, выдерживая мягкий доброжелательный тон, "перешёл в наступление":
         — Ну Вы же понимаете, что это какая-то ошибка! Вы должны нас задержать, я понимаю. Но если Вы это сделаете, то может подняться большой скандал. Очень большой! Потом начнут искать виноватых. И ведь найдут, поверьте. Как Вы думаете, кого сделают крайними? Ответ всегда один и тот же: крайние у нас всегда исполнители. Вас могут наказать за то, что не разобрались, а меня накажут за то, что не сумел объяснить!
         Выдержав небольшую паузу, необходимую для "переваривания" озвученной мной перспективы, я продолжал:
         — Предлагаю компромисс: Вы, товарищ лейтенант, садитесь в наш УАЗик на заднее сидение и держите нас под контролем, оружия у нас нет (я похлопал себя по карманам кителя), а Ваш коллега пусть следует за нами на вашем авто до проверяемого объекта. Когда прибудем на место, там подтвердят, если потребуется даже письменно, что эта машина числится на балансе инспектируемого нами подразделения и никто из ответственных должностных лиц не сообщал о её угоне. В свою дежурную часть доложите по результатам. Вас ещё и похвалят, за то, что грамотно разобрались на месте и не довели ситуацию до скандальных разборок. Согласны?
         — Нормально, так пойдёт, - согласился лейтенант. Он подошёл к напарнику, вкратце передал наш разговор, тот кивнул, и наша процессия двинулась дальше.
         За оставшееся до прибытия на объект время, мне удалось объяснить нашему сопровождающему подоплёку происходящих событий.
         Наконец мы подъехали на место. Нас уже встречали. Руководство объекта выставило дополнительное оцепление по периметру, увеличив его практически вдвое, явив тот самый пример чрезмерного рвения. Подъезды и подходы к забору, ограждающему охраняемый объект, были перекрыты большими бетонными блоками и рельсовыми шестиконечными "ежами", а промежутки между ними закрывали классические заграждения - "рогатки", напоминающие козлы для пилки дров, обтянутые колючей проволокой.
         Однако, такие действия произвели сильное впечатление не на меня, а на местное гражданское население, для которых такой "цирк" с установкой противотанковых и противопехотных заграждений, а также с выставлением внушительного количества вооруженных людей в бронежилетах и касках, барражирующих вокруг объекта, явно было редкостью. Жители поселка собрались толпой неподалеку от центрального контрольно-пропускного пункта и с интересом наблюдали за происходящим.
         Когда подъехал наш УАЗ в сопровождении автомобиля ДПС с мигалками, то всё внимание посёлка переключилось на нас. Такого серьёзного сопровождения не ожидали даже встречающие меня офицеры дежурной службы объекта. Мой статус проверяющего внушительно вырос. В их глазах читалось что-то типа: "Явно припёрся большой чин, хотя странно, что всего лишь подполковник".
         Попытка кого-то из руководства объекта воспрепятствовать моему приезду обернулась обратным эффектом.
         — Это же против нас противотанковые ежи установили, - пошутил я, когда мы ещё подъезжали к въезду со стороны расступившейся толпы, окончательно развеяв всякие сомнения у сопровождающего нас лейтенанта милиции. Мы дружно рассмеялись, и лейтенант решил, что какого-то дополнительного подтверждения того, что объявление нашего УАЗа в угон было ложным, не требуется. Мы пожали друг-другу руки и экипаж ДПС уехал.
         После проверки документов, подтверждающих мои полномочия, нас сопроводили в большой кабинет руководителя объекта, в котором был развернут свой штаб командно-штабных учений.
         Пока мы шли к кабинету руководителя, я тихо инструктировал своего водителя:
         — Жди в приёмной, никуда не отходи, даже если кто-то позовёт. Ты сейчас подчиняешься только мне. Так и говори, если что. Сам видишь, неизвестно чего ждать. Будь начеку!
         — Хорошо, понял! – тихо кивнул в ответ прапорщик.
         Он явно был на моей стороне. Это было уже неплохо.
         Когда мы вошли в приёмную, мой водитель сразу присел на ближайший к выходу стул, а я уверенно шагнул через дверь, вежливо открытую передо мной сопровождающим дежурным офицером.
         Войдя в большой кабинет, обставленный дорогой лакированной мебелью с резными узорами, я увидел следующую картину: напротив входа, у дальней стены, за большим письменным столом восседал руководитель объекта, а справа, возле длинного ряда окон стоял ещё один большой стол, вокруг которого сидели его заместители и другие руководители рангом ниже. Они, очевидно, представляли собой рабочую штабную группу.
         На стене, метрах в двух справа от руководителя, в тяжёлой деревянной раме с раздвижными плотными шторами, сейчас раздвинутыми, висела большая карта местности, испещрённая разноцветными флажками.
         Другая большая карта, уже более простая, рабочая, была разложена на столе, за которым разместились офицеры штаба объекта.
         — Здравия желаю! – громко произнёс я, посмотрев на руководителя и штабную группу.
         Офицеры штабной группы встали, а руководитель, не вставая, показал на стул напротив своего стола слева от себя, приглашая меня присесть ближе к нему.
         Меня слегка удивило, что этот руководитель, приветствуя меня, даже не привстал. Не задело, а именно удивило. Ну что же, поглядим что будет дальше. Попытка нейтрализовать меня по пути на объект была безуспешной.
         — Пожалуйста, присаживайтесь, - предложил я членам штабной группы, а сам прошел на предложенное мне место.
         Рукопожатий не было. Усевшись, я посмотрел на руководителя. Он сидел ровно выпрямив спину и всё время внимательно глядел куда-то мимо меня, часто переводя взгляд на открытый лежащий перед ним блокнот, исписанный неровным почерком и изрисованный какими-то каракулями. Выражение его лица было каменно суровым.
         Я выдержал некоторую паузу, оглядев карту на стене и сидевших за другим столом офицеров. Ладно, пора начинать.
         Развернувшись лицом к руководителю, я начал задавать полагающиеся вопросы. Вместо него тут же стали откликаться его подчинённые, сидевшие за другим столом, и правильно и детально отвечать. Никто не мямлил и не запинался, ответы были исчерпывающими. Однако, за всё время нашей беседы, которая длилась около часа, руководитель не произнёс ни слова.
         — Хорошо, товарищи, - подытожил я, - должен заметить, что просто вынужден поставить вашему подразделению высшую оценку, о чём и доложу своему руководству по прибытии в своё временное расположение. С охраной периметра, честно говоря, перестарались, но я не вижу смысла квалифицировать это как нарушение.
         — Сп-п-п-асибо! – руководитель вдруг вскочил с места.
         Я тоже встал и сразу стало ясно, почему этот товарищ всё время сидел, молчал и глядел в сторону – он был пьян "в стельку"! Во время такой серьёзной комплексной проверки он позволил себе так налупиться?! А если бы приехал сам руководитель инспекции? Невероятно! Он едва стоял на ногах, качаясь и тяжело опираясь о стену позади себя. И тут я заметил, что за спиной этого командира стоит широкий книжный шкаф с открытыми незастеклёнными полками, на которых плотными рядами были расставлены какие-то книги в дорогом переплёте с золотистым тиснением. Он вдруг протянул руку к одной из книг и потянул её на себя. Бах! Одна из секций этого шкафа развернулась куда-то внутрь, оказавшись потайной дверью и открылся проход через стену в другое помещение. Это была так называемая комната отдыха.
         — Пр-р…, пр…, пр-р-рошу…, - он резко вытянул руку в сторону проёма в стене и, схватив меня за рукав, потянул за собой.
         Так вот в чём был следующий подвох! Заглянув внутрь, я увидел длинный кожаный диван и широкий стол, заставленный всевозможными ёмкостями с элитным спиртным и ломящийся от разнообразных закусок. Чего там только не было!
         Стол был рассчитан минимум человек на двадцать. Этот руководитель решил, видимо, лично проверить качество накрытого стола перед встречей проверяющих и не рассчитал свои силы. Ну зачем же сразу думать о человеке плохо? Можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны: вполне вероятно, что он так надрался совсем не от тяги к выпивке, которую не смог преодолеть, а по причине излишнего служебного рвения! Ну перестарался слегка, как и с охраной периметра, с кем не бывает? Ясно же, что он как лучше хотел! Это же можно считать "несчастным случаем на производстве", как у Шурика в знаменитом фильме "Кавказская пленница"!
         Конечно, накрытый стол являл собой проверенный годами способ скорректировать выявленные недостатки или, как в данном случае, закрепить успех: "Знаем мы этих инспекторов! Да разве можно им верить на слово?! Скажут одно, а напишут другое. Видели, какая у этого морда хитрая?!"
         — Нет-нет, спасибо, никак не могу! – запротестовал я.
         Но не тут-то было. Меня уже окружили его помощники:
         — Пожалуйста, уважьте! Обидите! Мы Вас так ждали! Спасибо, что так высоко оценили наше подразделение! 
         — Ладно, давайте так: я выпью чашку чая и всё, а вы отмечайте оценку, если считаете нужным, хоть до утра! Да я бы рад остаться, но мне сейчас генералу – начальнику нашей инспекционной группы докладывать. Если я приеду пьяным или хотя бы с запахом, то он не примет мою оценку, сюда к вам отправит моих злобных коллег с установкой "рвать и метать", а меня "в расход" - прервёт мою командировку и с позором отправит в министерство за получением пинка под зад. Короче, всем будет плохо!
         Да уж, такие аргументы игнорировать сложно.
         Мы зашли в комнату отдыха. Я присел на диван, взял уже налитую кем-то чашку чая и было решил, что все проблемы наконец позади, как тут вдруг снова встрепенулся руководитель.
         Он резко рванулся к серванту с посудой, стоящему внутри комнаты, и, с трудом поддерживаемый под руки подчинёнными, вытащил из промежутка между задней стенкой серванта и стеной холст с изображением какого-то приволжского пейзажа, написанного маслом.
         — Эт-т-т… тебе! – он без сил плюхнулся на диван, а картину подхватил кто-то из его помощников.
         Картина была размером примерно метр двадцать на восемьдесят сантиметров в тяжёлой деревянной раме.
         — Да какая картина?! Как я с ней на доклад к генералу приду?! Даже если я её сейчас куда-то спрячу, то как я с ней в самолёте или в поезде? Все же увидят! Нет, всё, мне пора! Спасибо! А то меня уже заждались, начнут искать, звонить и прочее. Зачем ненужные вопросы?! У вас всё в порядке!
         Я быстро выскочил из этого помещения (благо, что отдельный выход из него был рядом) и почти бегом направился по коридору к лестничному пролёту.
         Проходя мимо входа в приёмную, где меня ожидал мой водитель, резко бросил:
         — Всё! Уходим!
         Он сразу вскочил.
         — Давай быстрей на выход, заводи машину и едем!
         Прапорщик уже бежал впереди меня. Однако где-то сзади послышался топот ног и крики:
         — Подождите, возьмите картину!
         Кошмар! Я представил, как на меня, проверяющего, несущего здоровенную картину, смотрит и потешается не только весь личный состав этого объекта, но и гражданское население посёлка, толпящаяся неподалёку. А ведь кто-нибудь может снять фото или видео. Вот идиотизм! Я прибавил ходу.
         Выскочив на улицу, я подбежал к нашему УАЗику. Сзади слышался топот бегущих ног. Надо успеть!
         — Давай быстрее! – выкрикнул я, захлопнув за собой пассажирскую дверь рядом с водителем, но в это самое мгновение один из группы преследования успел открыть нашу заднюю дверь, а другой втиснул на заднее сидение этот шедевр неизвестного художника!
         Надо же, как у них всё слаженно получилось! Возможно, что я не первый, кого тут так приобщают к высокому искусству!
         Мы тут же рванули с места! Ну и дела. Хорошо, что хоть в моих руках ничего не было!
         — Куда теперь девать эту х…? - досадливо ворчал я, закуривая.
         — Она Вам не нужна? – вдруг спросил меня мой водитель. Даже он решил, что я принял этот подарок!
         — И ты туда же? Ты серьёзно? Да за каким х… она мне нужна?! Куда я сейчас с ней? – меня уже трясло от раздражения!
         — Короче, сейчас давай проедем мимо ближайшей помойки и быстрее выкинем этот подарок! – сказал я водителю.
         — А можно я её тогда себе заберу?
         — Да забирай конечно! Только давай договоримся, что об этой картине и о том как она у нас оказалась – никому!..


Рецензии