Мошка

Моя землячка, родом из Уломского края,
увидела вчера в ВК мои посты про село Модно
Устюженского района.
И сегодня делилась воспоминаниями,
как от Модно — их веселило это название —
ходил до Весьегонска теплоход(ик) МО-45.
Небольшой, человек на 30-40, скорость 20-30 км\ч.
Выходил из Модно вечером, чтобы в Весьегонск прибыть в 7 утра.

В Липенку, куда мама провожала после выходных дочку на причал,
теплоход МО, с крутым низким гудом, подходил в час ночи.
Туда от Починка, где жили Минины, 2 км.

Вот так, не спеша, МОшка ходила по Мологе,
останавливаясь по нашим берегам после Липенки:
в Харламовском, Никулине, Бору (?), Плоскове,
Пленишнике, Борке...
Из Плоскова ездила с Ларисой на учёбу в Весьегонск,
в школу №2 её одноклассница, Надя Максина.
Родителям Надежды больше 90 лет! Живы, слава Богу.
А в те времена они были учителями
в местной Плосковской начальной школе.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РЕЧНЫХ "АВТОБУСОВ"

После войны не сразу взялись за суда.
"В 1948 г. началась постройка МАЛЫХ пассажирских теплоходов
типа "Москвич", предназначенных для внутригородских
и пригородных пассажирских перевозок
(в народе их называли "эмочка"или "эмка")."

Позже появились их родственники МО.

Проблемой речного пассажирского флота стало
повышение скорости движения судов.
Вы же имели хотя бы "3"-"4" по физике, да?
Сила сопротивления воды увеличивается
в зависимости от скорости в КВАДРАТЕ
того, что в ней движется!

Так что путем увеличения мощности двигателей
не достигнуть нужных результатов.
Только волн больше, а от них и разрушений...

Задача была успешно решена советскими учеными
и конструкторами. Они создали новое транспортное судно
на подводных крыльях, способное развивать v=60-80 км/ч.

"В 1957 г. коллективом завода "Красное Сормово"
под руководством главного конструктора Р.Е.Алексеева
был спроектирован и построен первый
пассажирский теплоход "Ракета"
на малопогруженных крыльях мощностью 800 л.с".

"Ракета", "Комета", "Метеор" могли иметь запас топлива на 500 км
и двигались по рекам в три-четыре раза быстрее "МОшек".
Приходили они и на пристань в наше Стёпаново,
в 4 км от моей Сосновки.
И нам не лень было идти такую даль за невидалью:
в буфет теплохода за лимонадом и апельсинами.

Современные романтики, судовладельцы малолитражек,
пишут про путешествия по Мологе на своих катерах
— так как МОшка давно не ходит:

"На Мологе самое интересное — от Модно до Желябова,
дух захватывает аж".
"До поселка им. Желябова не вопрос, при уровне воды до 101м.
Крайне осторожно надо идти в районе Харламовской
(узкий вход в русло), Кортихи (каменные гряды) и после Модно.
Туда раньше ходили ШеПехи с осадкой до 2.5 метров.
Заправиться можно в Весьегонске и в Лентьеве.
АЗС недалеко от берега.
До Устюжны вы не дойдете по реке 20 км..."

... Лариса училась в Весьегонске в 9-10 классе.
Начальную школу она заканчивала в Липенке,
где работала её мама Лидия Денисовна Минина.
Ещё учителем и директором Малолипенской школы
была Паршукова Павла Ерастовна, тоже из Починка.

С 5 по 8 класс Лариса ходила 4 км в Воротишинскую школу,
где директором и учителем истории
трудился Ларионов Николай Алексеевич,
друг её дяди генерала Пескова Николая Денисовича
(деда пресс-секретаря нашего президента Пескова Д.С,
об этом подробнее в моей книге "Не просто парни".)

Чудесный руководитель. сильная личность.
Я его знаю по Сосновке, где они жили потом, на пенсии.
И они — замечательные учителя! И — пчеловоды.
Жена Ларионова, Евгения Степановна, и вела математику
в Воротишинской школе. В каком восторге от неё Лариса!

Лариса поступила в Молочное на технолога,
сдав математику почти без подготовки
легендарному профессору Людмиле Кочиной — на "пять"!

Вот она и хвалила математичку Евгению Степановну,
что та создала для учеников Тетрадь-Учебник!
Где каждое определение, правило и формула
объяснены просто и с примерами.

Чудо-люди — Ларионова Е.С., Голубева Муза Борисовна,
учитель школы №2 в Весьегонске Валентина Фёдоровна,
"супер-пупер" — так назвала их Лариса!

Она училась в перечисленных школах 60-х годах.

И вот после таких учителей-монументалов,
как я их обзываю, с восторгом вспоминая подобных,
Лариса Минина (Рузова) легко поступила в институт в Молочном
и стала ценным работником в молочной промышленности!

...Ну, а мы вместе с её воспоминаниями
прокатились по нашей красавице Мологе
на МОшке и на Ракете.
И побывали в старых школах,
где водились такие преподаватели,
что знания, данные ими, не выветриваются
и их фундамент не проседает.
А здание жизни прочно стоит на нём!


Рецензии