Центральная Азия Под Прицелом

Вместо Предисловия к сборнику.
***

10 ноября 2022.
США начинают новый раунд освоения Центральноазиатского региона.
Первый закончился полным провалом – бегством из Афганистана с оставлением всего, что можно. Попытка привить на чужой почве американскую модель "свободы" потерпела крах. Казалось бы, пощечина более чем звонкая.

Не скрываются истинные цели «интервенции» – по максимуму политически и экономически оторвать страны региона от РФ.

США снова рвутся на азиатские просторы. Причина веская – удушение РФ санкциями невозможно без вторжения в азиатское подбрюшье огромной страны.

После продажи СССР, США довольно долго не предпринимая активных действий в этом районе.

После 11 сентября 2001 года,проблема безопасности была связана с глобальными процессами, и Соединенные Штаты определили Центральную Азию как территорию своего присутствия. Началось военно-техническое и гуманитарное сотрудничество со странами региона.

В 2015 году появился первый обстоятельный документ – Стратегия США в Центральной Азии. В ней акцент был сделан на взаимодействии со странами региона для обеспечения его безопасности через формат C5+1, а также гуманитарное сотрудничество. Вторая редакция документа – Стратегия, рассчитанная на 2019–2025 гг.

В ней уже прописано, что США берут на себя гарантии суверенитета стран Центральной Азии, формирование сильных демократических институтов, содействие процветанию и развитию экономики государств. Для подтверждения своих намерений американцы выделили 9 млрд долларов на гуманитарные миссии. Помимо этого, были выданы многомиллиардные кредиты, займы и гранты через МВФ, ЕБРР и Азиатский банк развития.

Новая стратегия, как и предшественница, особое внимание уделяет проектам в сфере безопасности. Для их реализации США намерены укрепить свое дипломатическое присутствие, а Американский университет в Бишкеке призван стать активной площадкой для промывания мозгов молодому поколению. Акцент делается и на военное сотрудничество – упоминаются учения «Степной орел» и программа партнерства со всеми странами ЦА.

На современном же этапе происходит, по сути, актуализация означенной Стратегии. Причем главным «бронебойным снарядом» должно стать Агентство США по международному развитию (USAID).

Главная задача организации в ЦА сформулирована фактически без всяческих дипломатических прикрытий: отсоединить регион от российской экономики.

Действие «на разрыв» теперь перенесено из долгосрочных приоритетов в краткосрочные цели. Об этом недавно заявила заместитель помощника директора USAID Анджали Каур.

Хотя вуаль на жесткие высказывания все же набросили. Были произнесены традиционные мантры про «укрепление демократических институтов, продвижение принципов верховенства закона, развитие человеческого капитала и стимулирование общих климатических действий».


С конца фквраля 2022 г., бюджет Агентства срочно увеличили с 34 до 50 млн долларов, ее проекты развернутся в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

Для понимания того, что же будет предпринимать в Центральной Азии USAID, нужно отметить, что организация – старая знакомая для РФ - агентство активно работало в РФ с 1992 по 2012 годы.

Оно даже успело поучаствовать в разработке проекта Конституции страны (РФ!!!).
Среди партнеров американской структуры были иностранные агенты: Московская Хельсинская группа, Институт Гайдара, ассоциация «Голос», общество «Мемориал» и другие.

За два десятка лет USAID вложила в морально-социальное разложение населения РФ  около 2,7 млрд долларов.

Но в 2012 году российские власти приняли решение прекратить деятельность агентства в РФ.

В первую очередь серьезные вопросы вызвала активность организации в ряде российских регионов, и прежде всего на Северном Кавказе.


Расчёт специалистов США по ЦА строится на том, что влияние России – экономическое и военно-политическое – будет постепенно убывать в регионе после полного отрыва Украины от РФ.


Расчёт сомнительный.
Во-первых, РФ в регионе так или иначе выстроила значительную инфраструктуру экономического и военно-политического взаимодействия. Это форматы ЕАЭС, ОДКБ, а еще надо учитывать динамичное развитие ШОС.

Во-вторых, Россия и страны ЦА – это близкие соседи, которым просто выгодно торговать и развивать сотрудничество по многим аспектам. Миграция рабочей силы из региона в Россию, может, изменится, но не прекратится многие годы. Зависимость в этой сфере налицо – мигранты переводят на родину весьма значимые суммы, влияющие на ВВП государств.

В-третьих, наши южные соседи прекрасно понимают, что из-за западных санкций Россия всерьез повернулась на Восток, и на этом можно хорошо заработать. Только параллельный импорт в РФ значительно изменил товарные потоки в пользу стран-соседей.

Примечательны показатели товарооборота между странами.

Так, в этом году прогнозируется, что товарооборот между Россией и Казахстаном может достигнуть 30 млрд долларов. При этом в 2021 году он составил около 24 млрд долларов.

Товарооборот между Россией и Узбекистаном за 9 месяцев 2022 года вырос на 37 %, составив 5,3 млрд рублей. Прогнозный уровень по итогам года – 8,5 млрд долларов.

Товарооборот Кыргызстана с Россией в 2021 году – 2,5 млрд долларов, увеличившись почти на 47 %, товарооборот Таджикистана с РФ – 1,2 млрд долларов, рост – 45 %.

Не забудем плотное инвестиционное сотрудничество. Например, объем капиталовложений российских компаний в Узбекистан превысил 10 млрд долларов. Инвестиции работают в нефтегазовом и энергетическом секторе, телекоммуникации, агропромышленном комплексе и ряде отраслей промышленности. Сотрудничество РФ с Казахстаном ещё активнее, где российский капитал присутствует в тысячах компаний. По данным МИД, в целом российские капиталовложения в регион ЦА к 2021 году составили более 50 млрд долларов.

Также надо понимать, что игры с отсоединением России от стран ЦА не приведут к укреплению позиций США в регионе. Скорее, американцы будут лить воду на китайскую мельницу. Так, объем китайских инвестиций в регион по итогам 2021 года оценивается в 40 млрд долларов, из которых 21 млрд долларов – на Казахстан.

К тому же у каждой страны в ЦА есть свой набор проблем, которые ослабляют их в политико-экономическом плане.

Казахстан совсем недавно пережил серьезное потрясение, которое еще долго будет влиять на политику страны. Тем более КР – это, по сути, союз трех жузов, каждый из которых пытается повысить свои позиции в стране.

У Узбекистана появилась проблемная Каракалпакия, а еще присутствует таджикская диаспора.

Сам Таджикистан – это страна, состоящая из нескольких регионов, которые имеют тенденцию к сепаратизму. Кыргызстан разделен на север и юг, да еще недавно столкнулся с серьезным пограничным конфликтом с Таджикистаном.

Иными словами, появление в ЦА такого сильного раздражителя, как США, может расцениваться зачастую негативно, так как все понимают, что политика Соединенных Штатов слабо учитывает реальные интересы других государств.

Точки отсчёта

Страны Центральной Азии так или иначе будут реагировать на действия США в регионе. Внимание мировой державы не стоит игнорировать. Но каждая страна будет пытаться использовать американские инъекции в своих интересах, исходя из реалий.

А они таковы, что государства находятся в определенном ложе, зажатом между двумя крупными «валунами» – Россией и Китаем. В данном случае третий американский «валун» – лишний в этом уголке планеты. Но при этом никто не будет отказываться от инвестиций, технологий и гуманитарных миссий. В ответ же можно по-восточному покивать и покормить «завтраками».

Тем более перед глазами у многих яркие примеры, которые отрезвляют. Это Афганистан, упомянутая «встряска» в Казахстане, пограничный конфликт на таджикско-киргизской границе. Не секрет, что ему предшествовал ряд командировок американских советников в регион.

Так, в апреле 2022 года Кыргызстан посетила заместитель госсекретаря по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея. В конце мая – делегация США во главе с помощником госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональдом Лу посетила сразу четыре страны региона – Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.

Официальная цель поездки – укрепление сотрудничества и отношений США с регионом и продвижение совместных усилий по созданию процветающей и безопасной Центральной Азии. Звучит красиво, но потом почему-то Киргизия и Таджикистан «кроваво» поссорились.

Наконец, все смотрят и на Иран, который на глазах погружается в серьезную смуту. Причем в СМИ просачивается информация, что цели конфликта в Иране – это раскол страны, а вовсе не достижение демократии.

Поэтому США пытается ухватиться за Центральную Азию, но эта хватка в прямом смысле может оказаться – мёртвой.


Рецензии