Барин

                Барин
   В бытность своей дальней молодости , когда я был просто Андреем, а не Андреем Анатольевичем , как сейчас, довелось мне проходить медсестринскую практику после 4-го курса мединститута в N- ском районе , Тамбовской области и там существовала практика , летом, консультировать выездной бригадой врачей один раз в год  психиатрических больных , находящихся на лечении в местной психиатрической  больнице, расположенной  в деревне , имеющей запоминающее  название , Симоновка. Собирались врачи: хирург, терапевт, «дермовенеролог», гинеколог , зам.гл врача, ст. медсестра, вернее те кто должны были быть в бригаде, но разве соберешь всех сразу и летом: кто в отпусках, кто хитрит ,и не хочет ехать, хотя особых знаний там не требуется , любой фельдшер мог выявить всех больных, нуждающихся в лечении специалистов и на машине привезти в районную больницу, но так уже было заведено , чтобы районные узкие специалисты  обязательно осматривали  больных , выбранных местными докторами,  для консультаций согласно их жалоб на  здоровье, вернее, так было принято раньше, еще при советской власти, как сейчас не знаю, но думаю , что сейчас их никто не осматривает и доктора сами назначают лечение , разве , что появятся боли в животе или порезался кто то , тогда вызывают скорую помощь и в больницу , а так , чтобы предупредить какое то терапевтическое заболевание или назначить лечение хронически  больному человеку, уж не знаю ?; тем более , что психиатрическая больница находится за 60 километров от районного центра в бывшей барской усадьбе какого то неизвестного ,ранее богатого, но в последствии раскулаченного, дворянина. Сначала здесь находился детский дом, затем за ненадобностью, переквалифицирован в психиатрическую больницу. И вот меня , как молодого будущего специалиста , мечтающего стать «великим» хирургом  и ведущего научную работу на кафедре общей хирургии, за отсутствием «настоящего» включили в  выездную бригаду . Поехали мы в ,так называемой ,« буханке» , пыльно в ней и душно, но по лицам врачей, я видел удовольствие в поездке и некоторые даже подмигивали мне, мол , увидишь все сам и тебе там будет интересно и полезно, даже может понравиться эта поездка, которая тебе необходима ,как будущему врачу. Дорога , конечно, не асфальт, лето , жара, пыль из всех щелей уазика , но это для всей бригады врачей , по их виду, я понял дело привычное.
   Все мы , любители вспомнить детство и юность. Мир тогда воспринимали таким ,как он есть, и думали , что так и должно быть и происходить; мы в то время не видели разницы , чтобы сравнить свое ощущение мировосприятия с чем ни будь, и только по прошествии нескольких лет, когда мы научились выражать свои мысли и излагать их на бумаге , мы смогли описать тот мир, в котором мы жили в юности, вспоминая лишь яркие моменты, а об человеческих отношениях мы только теперь можем судить , имея определенный опыт общения с людьми ; а тогда, разве мы понимали, что там происходило с людьми в далеком прошлом и мотивировало их поступками.
   Возглавляла нашу бригаду зам.гл.врача Марина Леонидовна, женщина высокая , в очках, с кудрявыми ,коротко стрижеными, черными волосами, на вид очень серьезная , но в душе наивная и добрая , и она на меня все посматривала и посматривала с некоторой тревогой , понимая  ,видно, и видимо предостерегая меня от будущих впечатлений, но тогда я видел в ее глазах материнскую заботу и одобрение . Вдали ,из окна, я увидел на фоне молодой зелени возвышающийся на небольшом холме высокий двухэтажный дом с колоннами в виде барской усадьбы, которые обычно показывают в кино , окруженной каменным забором  , сверху которого была протянута колючая проволока , от ворот к дому вела усыпанная песком  короткая дорога , по краям были посажены  небольшие клумбы с начинающими расцветать бархотками и ромашками, вокруг клумб несколько простых, деревянных, лавочек с сидящими на них в пестрых, затрапезных, халатах больных, с неистовым интересом смотрящих на наш уазик немигающими глазами; движения их были заторможены и они медленно стали идти за машиной к входу больницы , где нас встречал главный врач , одетый в белый накрахмаленный халат  с высоким колпаком , как у повара, чуть выше среднего роста, с круглым гладко выбритым лицом, улыбающимся нашему приезду , но цвет глаз было не определить , так как глаза были так глубоко спрятаны , что не ясно -рад он был искренни или выполнял служебную изнуряющую обязанность.  Рядом стояла пожилая женщина в белом халате и держала поднос , на котором стояли небольшие рюмки наполненные разного цвета напитками и тарелка с нарезанной колбасой и хлебом, глаза ее выражали искреннее радушие.  Выйдя из машины, мы все поздоровались за руку с Алексей Владимировичем , так все называли главного врача психиатрической больницы , как и , наверное, было положено, по очереди выпили на свой вкус настойки ,и я в том числе, и закусили полукопченой колбаской, вокруг нас сгруппировалась стайка любопытных больных, которых, рядом стоявший высокий санитар, быстро увел в задние . В голове у меня уже зашумело, все друг другу заулыбались, вошли в широкие двери, от жары в прохладу помещения с высокими потолками , высокими светлыми окнами, мне даже здесь сразу понравилось , и я бы даже и  не сказал , что это обыкновенная психиатрическая лечебница. Нас провели в подсобное помещение , где мы могли одеть халаты, уже нам приготовленные , так же накрахмаленные , после чего повели в залу , где в центре стоял стол со стульями , за который мы присели согласно ,на бумажке написанной, специальности  и к нам стали поочередно приглашать больных, которых мы осматривали- кого на кушетке , кого стоя, и могли спокойно переговариваться и советоваться друг с другом. Я ,как никогда еще не проявлявший самостоятельной работы, при осмотре хирургических больных часто советовался   с Мариной Леонидовной, которая тоже не особо понимала в хирургии, но всегда говорила , что я поступаю правильно  , и все записи мои , сделанные в истории болезни проверяла и подписывала  вместе со мной. Число больных было около тридцати и , всех осмотрев и дав рекомендации на лечение, после 2-х часовой работы нас пригласили в столовую, где был накрыт огромный стол с выпивкой и закусками, заранее предупредив , что машина сломалась ( это потом я понял , что здесь так заведено) и мы остаемся ночевать до утра , когда отремонтируют на уазик.
    Первым делом нас угостили наливками , настоянными, как объяснили не на медицинском , а на пищевом спирте, оказывается  такой бывает в особом почете у любителей, а кто на любителя тот и чистый медицинский мог выпить, прислуживали нам две пожилые, улыбающиеся женщины в белых халатах, по видимому, повара. Первым делом налили нам горячего деревенского борща, с огромными кусками мяса , с домашней сметаной и, свежей выпечки, маленькими булочками , потом опять выпили за здоровье главного врача и присутствующих врачей, затем котлеты , по- киевски, с картофельным пюре, затем соленые грибочки, квашенная капуста, жареная рыба, ловится в местном пруду,  соленые огурчики, затем творожные запеканки с киселем , кофий и компот на любителя, затем опять выпили за поваров, приготовивших нам такие закуски. Для меня , как молодого, вечно голодного студента это было очень приятно и необычно, но окружающие доктора вели себя естественно , разрумянились , разговорились , так что остановить их уже было невозможно, возникло множество общих тем , нерешенных ранее проблем, вокруг суета и благодушие . А со мной рядом посадили молодую девушку, привлекательной наружности, работающей секретарем главного врача , и мы с ней сразу нашли общие темы для беседы, она мне сразу все объяснила, что больница это ,как бы «градообразующее» предприятие в деревне, кроме колхоза, конечно, и многие , да почти все, кто не работает в колхозе работают в « психушке», и поэтому все и вся здесь зависит от главного врача , кого куда устроить, взять на работу, уволить, если не понравился начальству, все всем ему обязаны , они и огород ему капают, и сажают , и собирают урожай, и грибы солят с огурцами, и капусту квасят, настойки и вина всякие настаивают, и живет он дружно с колхозным начальством и райкомом и обкомом, и все у него везде « схвачено», но просила об этом никому не рассказывать, да и нужно ли мне об этом кому то докладывать, наверное так и должно быть везде. Кругом все довольны, везде порядок, больные сыты и одеты, в больнице собственная котельная, зимой тепло, кругом природа , только выздоравливайте быстрее , пожалуйста. Хотя, в то время мне было не до выздоравливания больных, сути их хронических болезней я ,в то время ,не понимал, пока сам уже в дальнейшей моей практике не столкнулся с такими больными, излечить которых полностью не представляется возможным.
    Главный врач , выпив лишнего , разговорившись , решил показать и провести нас по больнице , не по всей , где находились больные , а по надворным постройкам, где мы увидели «собственную» хлебопекарню, собственный свинарник на 15-20 жирных свиней, огороды , где посажены картошка, капуста, морковь и т.д. , все в полном порядке , без сорняков и колорадского жука; но больше всего меня удивила , как любителя животных, это огромный вольер для собак , это изюминка самого «главного», любившего разводить именно овчарок, немецкой породы; он сам свободно вошел в вольер, потрепал всех собак, виляющих хвостами,  стал целовать их своими разбухшими губами, в глазах у него было такое умиление , как у ребенка, что мне было видеть это так трогательно , и я подумал- вот это какой добрый и сентиментальный человек.  Увидели сад , где растут яблони и груши, вишня и несколько деревцев местной абрикосы, опытные образцы, мол, мы тоже занимается еще и селекцией местных сортов. Кругом дорожки усыпанные белым речным песком, вдоль которых вкопаны редкие скамейки, также все для прогулок и выздоровления больных. Кругом полная идиллия; вот так ,я думал, и должен выглядеть  настоящий дом для лечения психических больных.
      После осмотра прилегающей территории, протрезвев,  мы снова были приглашены к столу, но я со своей Галей , так звали мою спутницу , пошли побродить , пролезли через щель в ограде и пошли к пруду, расположенному за небольшой рощицей, присели на лужайку  и моя спутница не стесняясь, разложила  несколько бутербродов с колбасой и заблаговременно початую бутылку вишневой наливки. Вот о чем мечтал вечно голодный , одинокий, и вечно неудовлетворенный  студент - об этом рае в шалаше : с симпатичной податливой девушкой, на берегу тихого пруда, в густой , пахнущей летом зелени. Слюбились мы с ней коротко, заговорились до ночи, а все не могли наговориться, столько с ней у нас общих мыслей , идей, желаний…
 - Забери меня отсюда , Андрюшенька, - вдруг сказала мне Галя,- не могу я здесь оставаться жить , тяжко мне здесь , как все вспомню, так тоска в душу закрадывается, как увижу все эти лица постылые , так вешаться мне хочется или отравить всех скопом.
 - Что , ты , милая,- удивился я ,-здесь покой, достаток, зарплата у тебя, работа, друзья, родные.
Что я тогда мог разобрать в девичьей душе? Разве я знал , как она жила, может ее кто обидел, унизил?; я, студент, кроме книжек и анатомички ничего не видевший.
«- Ты только выслушай меня,- шепчет моя девушка,- может, поймешь ты меня, расскажешь всем , что здесь творится , может, накроют всю эту шайку и посадят в тюрьму, только ты не говори , что это я тебе все рассказала, а то и меня с ними посадят… Нет лучше молчи , а сейчас пойдем я тебе покажу какую дачу, вернее дом строит наш главный себе и своим детям, ведь у него четверо детей, правда, все в отца такие же пробивные и шустрые, готовятся поступать в университеты и мединституты , а мы .. , у меня то и образования никакого нет, хотя я могла поступить в медицинское училище, стать медсестрой, но не вышло, да это и не обязательно тебе знать почему. Лучше , пойдем ,покажу какой дом строит наш «главный».
  В темноте вырисовывался на фоне серо-черно неба ( сюда изредка ,но заходит маленькая толика северных белых ночей) огромный особняк среди пустого пространства, но электричество было подведено, дом , правда, был недостроен, только стены, застекленные окна и крыша, покрытая черепицей. Галя , как в хорошо знакомом месте включила свет, провела по широкой прихожей, коридорам, большой зале, и комнатам для детей , четыре спальни, большая для главы семейства, где уже поставлена большая кровать, на которую меня быстро повалила моя соблазнительница…
   - А ведь , все это могло быть моим- тихо сказала Галя.
Тут я подумал , что меня она специально заманила сюда, с какой то целью… 
  - Ты меня не бойся ,- проговорила Галя,- я действительно была приставлена тебя развлекать , но ты не подумай , что это было мне приятно , но сейчас я думаю , что это была моя судьба, и  я действительно в тебя влюбилась , я в тебе увидела чуткого , молодого , наивного и доброго человека, таких я здесь никогда не встречала. Поверь мне я к тебе искренни отношусь и поделюсь с тобой обо всем , что знаю , лишь бы ты меня не бросил. Я так боюсь остаться одна…со своими мыслями , а как мне хочется отомстить , особенно Алексею Владимировичу , этому человеку , который сломал мне жизнь, да и многим другим людям. Ох, как мы женщины на месть злы и коварны, ты , пожалуйста , в своей жизни старайся их не обижать , да, и меня тоже, просто помоги мне выбраться отсюда. Даже не знаю , с чего все начать? , и начну я со своего детства…
   Выросла я в этой деревне, психбольница была в ней уже до моего рождения, отец был трактористом, мать на ферме работала, старший брат меня всегда оберегал, была я любимчиком в семье, настали времена « перестройки» , люди потянулись в города, колхозы стали разваливаться, отец стал выпивать и гонял нас на мороз, когда сильно выпьет, до тех пор пока мой брат, Сергей, не вырос и не заступился за нас с матерью, отец с тех пор нас не трогал , а стал еще шибче пить , и однажды, замерз на улице, заболел пневмонией и умер в районной больнице. Брат работал в колхозе шофером, стал также выпивать ,как отец , буянить , гены видно сказались, с работы грозились выгнать, если не закодируется. Тут мы и обратились к главному врачу, Алексею Владимировичу, он ведь и кодированием занимался и гипнозом, «откапывали» у него в больнице алкоголиков и наркоманов . Пришли мы с матерью к нему , а мне уже было 17 лет , он сразу меня приметил, посадил в кресла, пообещал помочь, только сумму за лечение и кодировку назвал очень огромную, что нас сразу с матерью покоробило, но он сказал , что вы приводите , начнем лечение ,а о сумме мы потом договоримся , и все на меня посматривал. Ну , я молодая, разве я тогда могла о чем  то в этом жестоком мире знать?; конечно, мы согласились на все. Сергея уговорили идти в больницу, хотя он  все чувствовал и на соглашался, смотрел на нас жалкими глазами , как какой то щенок , которого тащат на веревке топить в пруд, нет я никогда не забуду его глаза, как он молил нас не класть его в больницу, что он сам бросит пить , но ведь на работу его не возьмут, если мы не принесем справку о том , что он закодирован , а где мы ее возьмем, разве главный даст нам без кодировки, а за деньги ты не волнуйся . у мамки есть в заначке, ты только быстренько «откапайся», закодируйся и приходи домой. Так мы его и уговорили. Закрыли его под замок, стали капать ему внутривенно, чтобы промыть организм от водки и токсинов, а организм уже не справляется; я через забор пролезла в больницу , в палату ,а он задыхается, видно сердце уже захлебывается от жидкости, а ему все капают , да и мочи у него почти не было, а в глазах такая тоска , будто прощается он со мной , а я ничего не могу сделать , не могу ему помочь. Я к главному врачу, а он- это так бывает , все будет хорошо, он поправится и на меня все косится, спрашивает , что у буду делать после школы, могу помочь с поступлением в медучилище. Ушла я домой , а сама чувствую, что дело плохо, умирает мой брат, слезы, тоска от бессилия, себя проклинаю , что уговорила его лечь в больницу. На следующий день отнесли мы с матерью деньги главному , а вечером нам сообщили , что мой брат умер от сердечной недостаточности, сердце , мол , не выдержало , было отравлено алкоголем ; да ведь он и не пил, как заправский пьяница, работал, был молодым красивым и добрым, если бы не эта справка о кодировании , может все и обошлось… А брата не вернуть уже. Ох, как я обозлилась на весь мир , какой он жестокий и бесчеловечный , я тебе Андрюшенька , и рассказать не смогу, чуть с ума не сошла от горя потери самого любимого человека , а кого винить , только себя .а врачи они  что?- только выполняли все рекомендации , а так , чтобы индивидиуально подойти с душой, так нет , это я потом поняла , все на автомате , всем одинаковая терапия . Не хочу об этом тебе говорить , так стало тяжело, что сейчас расплачусь, а мне тебе еще многое нужно рассказать.
  Так вот, в медучилище я не поступила на бесплатное отделение , а на платное денег нет -все деньги ушли на похороны брата и на его «лечение», главный денег нам так и не вернул… А работать надо, колхозы разваливаются , пришла просить работы в «психушку», может санитарочкой возьмут, а «главный» меня пожурил , что не обратилась сразу к нему , когда поступала в училище , говорит , что санитарки у него уже есть , а если хочешь?, можешь устроиться к нему секретаршей, документов не много , и я быстро со всем справлюсь. Выбора у меня не было. Во все стала вникать: кто к нему приходит, зачем, какое расписание на следующий день, сначала было интересно , потом втянулась, затем стал он меня приглашать на чай в кабинет, конфеты, цвета дарил, стал ухаживать, обещать золотые горы, в институт меня устроит, стану врачом, ты только слушайся меня, и я даже как то ему доверилась , всю злобу таившуюся на него забыла, даже чуточку влюбилась, стали встречаться за городом , чтобы никто не увидел, и я ему поверила, стали встречаться вот здесь , в этом недостроенном доме , на этой шикарной кровати… до тез пор пока он не встретил другую женщину, одну из больных, нимфоманку , наверное, богатую, красивую, старше и опытнее меня, а меня стал предлагать своим друзьям. Вот видишь во что он меня превратил , и я все это терпела да и сейчас терплю, а куда идти работать?  -тут зарплата, премии, подарки , да и не обременительно это для меня , а что с душой , так это уже все выгорело , и так жить можно , мама в достатке , скоро и жениха мне обещали подобрать приличного, а ты только выполняй свои обязанности. А вот ,как только тебя встретила , Андрюшенька, так все во мне перевернулось, опостылела мне эта жизнь, нового захотелось, очиститься хочу с твоей помощью, если ты мне поможешь, мой ангелочек…
   Как с лечением больных у них происходит, я тебе рассказать не могу, не разбираюсь я в этом , а вот как, лекарства списывают и потом их продают наркозависим ,так я об этом знаю, и приезжают за ними темные личности и деньги в конвертах передают , а старшая сестра потом все документы несколько раз перепроверяет, вдруг проверка наркосодержащих препаратов- там все должно быть в порядке, и так несколько лет. Больные ходят в собственной одежде, а деньги выделяются на халаты и простыни, и все опять продается через магазины, а деньги делятся между участниками  схемы. Продукты , хлеб, мясо закупается через магазины якобы, а у нас все свое , даже рыба , и деньги опять же делятся между участниками аферы; вот даже хлебопекарню сам себе купил, работают там наши сотрудники из кухни , а хлеб продаем в наши деревенские магазины и в район, потому очень вкусный и свежий; огороды возделывают  и ухаживают за животными  наши больные из команды « выздоравливающих» , типа трудотерапии, да и дом  строят Алексей Владимировичу тоже они , только под руководством прораба. И все за бесплатно и все даром , да разве так жить можно , что так все главные врачи живут , разве это советская власть или это перестройка во всем виновата ?   Нет, Андрюшенька , душа этого человека изначальна была гнилой , и только сейчас она проявилась в полной своей «красе». Вот так то, мой ангелочек. А ведь у меня от него мог быть ребеночек , да запретил мне он рожать, а сначала обещал с женой развестись, жениться обещал, ну , ты , наверное знаешь, как это бывает с любовницами всегда , а мы то дурры все всему верим.
  А еще , когда кто из родственников не может забрать своих родных из больницы , он всегда говорил, что мест нет , лечение все проведено , забирайте домой , так те сообразив, клали пакет на стол и места находились, или положить надо беспокойную старушку, выжившую из ума , так опять родственники к врачу с конвертом -и бабуля под присмотром. И все ему обязаны, и все как бы по закону, но деньги то при чем, получается , что он и здесь их постоянно вымогает. От армии «закосить» или группу по психзаболеванию оформить для торговых работников, стоящих на рынке , для снижения налогов, как инвалидам. Все к нему. Я , конечно, понимаю – семья, четверо детей, кормить, одевать надо, жена любит хорошо одеваться и кушать, зарплаты не хватает, но почему же мы , сотрудники больницы , когда приезжает комиссия по проверке медикаментов и документации, должны «скидываться» на подарки проверяющим с зарплаты, и они берут в конвертах за умалчивание нарушений. И все довольны. А больные ? Вот только спросить у больных об этом невозможно, ведь , скажут психические , разве они адекватно воспринимают лечение и уход за собой , и родственники молчат, а вдруг , что наверняка, снова придется обратится в Алексею Владимировичу за помощью; и это длится годами, никакая проверка не находит нарушений, нет никаких жалоб ни от родственников, ни от больных и сотрудников , проверка прокуратуры не находит нарушений и он ,наш уважаемый главврач, любит этим куражиться , а когда выпьет ведет нагло , обзывает всех матом и поносит бранью любого , а ведь по сути имеет право , ведь здесь он - барин, может уволить, любому человеку жизнь сломать , как мне например, а то и безжалостно погубить безграмотными действиями больного, хоть и страдающего психическим расстройством.
   Вот так мы и живем, и все вокруг довольны , и все держатся в зависимости от нашего «главного» вора и только ты можешь нам помочь, если донесешь кому надо о нашей жизни в неволе, как рабы и отрабатываем барщину повсеместно… Наговорила я тебе столько , что и меня надо со всеми в тюрьму за недоносительство, но уже светает . Люб ты мне ,как никто другой, прости, но столько накипело в душе , выговориться некому…»
    Под утро , придя уже через центральный вход , увидели ,как санитарки с санитарами убирали со стола грязную посуду, недопитые бутылки, я увидел их уставшие , красные, глаза, видно они тоже не спали всю ночь и охраняли покой гуляющей врачебной братии и один только главный врач сидел в углу , раскорячившись на кресле и шумел про себя себе под нос пьяным голосом- «Да вы знаете , кто я есть , я ваш главный врач , я все могу , могу прямо хоть сейчас уволить , у, сволочи, все вы мне завидуете , а вот так попробуйте, как я , так нет , слабо , не сможете , тут нужно думать , тут жилка должна быть шельмоватая , а у вас таковой нет. Вот так!..Хы-хы..Тьфу на вас, идиоты..»
   А  наутро ,уехали мы все вместе,  с несколько потрепанными лицами, одна Марина Леонидовна была трезва и строго осуждающе смотрела на окружающих, ведь  у нее сегодня рабочий день , а нам и отдохнуть можно после выездной службы, как и было заведено предыдущей комиссией. Конечно, никуда жаловаться я не ходил , ведь все все знали и понимали , что по другому ,по видимому ,здесь жить и не возможно. А Галю я встретил уже через лет через пять , на улице районного центра , она вышла за муж за хорошего человека , хоть и бывшего пьяницу, находившегося на лечении в больнице, он оказался интеллигентным человеком, она учится в медицинском училище, будет фельдшером-акушером, у нее растет сын , и слава Богу, что все ее страдания уже позади , а главный врач по прежнему на месте , дети его учатся в Москве и он сам часто ездит к ним, однако продукты в дорогу , по прежнему собирают ему повара его подчиненного заведения.
                14.11.2022.

   


Рецензии