Обарены и компаративист Старостин С. А

"Обарены" и компаративист Старостин С.А.

Баск. Ipar "север, северный";
др.-гр. Абарис Гиперборейский- "Абарис за сев. ветром";
назорейско-арам. Abariya "трансцедентное";
пехлеви abar "на, над", abarag "superior, северный";
др.-верх.- нем. obar "о, над, через, сверх"

МАКРОКАВКАЗСКАЯ ГИПОТЕЗА

Старостин С.А., безусловно, один из выдающихся лингвистов. Но он специализирвался в очень далёких от кавказоведения темах. Его компаративистика- не даёт нужного научного уровня выводов. Это, как правило, надуманные теории. Он брался за всё сразу- там тюрки, монголы и японцы, здесь китайцы, тибетцы и северокавказцы. Где-то, вероятно, и сумел придти к правильным выводам, но в общем,большинство зарубежных лингвистов его компаративистские "озарения" не приняли. Или он чересчур умный, а все остальные просто не дотягивают до его уровня или же он сам запутался в своих прото-пра-пра... C'C'qvHtZ'ugh : соответствует чему-то подобному праавстронезийскому и оттуда попало в пракорейско-японский.

Дело в том, что и корейский и японский вполне официально не имеют родства (за исключением заимствований) с другими языками. Никто  не доказал обратного.И не только они - даже генетическое родство монгольского с тюркскими не доказано. Типологические сходства,естественно, имеются, но вот происхождение тюркских и монгольских из одного праязыка до сих пор никем не доказано. Старостин С.А. объясняет это обстоятельство тем, что монгольские намного древнее тюркских, а также тем, что все кто до него брался за эту тему делали ошибки. И что? А чтобы эти ошибки росли в ещё большей прогрессии, он добавляет в общеалтайский котёл корейский и японский. Вывод следующий: "Алтайская языковая семья существует и кроме монгольских к ним ещё можно добавить японский, корейский и тунгуссо-маньчжурские языки". Это не цитата, но суть та же. Позвольте, а почему бы, прежде чем выстраивать ещё этажи над тюркскими языками, не доказать генетическое родство с ними хотя-бы монгольских? Эта же задача выглядит более простой.

Та же самая картина вырисовывается при работе Старостина С.А. с кавказскими языками. Они разделяются на группы: адыго-абхазская, нахско-дагестанская и между ними- по крайней мере до "озарений" Старостина С.А.- картвельские. Из числа вымерших языков к ним добавляют хаттский (протохеттский), гутийский, хуррито-урартские. Старостин С.А. вначале приходит к "гениальному" выводу, что между отдельными группами нет генетического родства, а затем конструирует "северокавказскую языковую семью". Хуррито-урартские, гутийский, он забирает в нахско-дагестанскую группу, а в адыго-абхазскую добавляет хаттский. Таким образом, грузины теряют вообще какие-либо внешние связи. Причём вся эта операция по удалениям и включениям, переименованиям падает по времени именно на распад СССР и нагнетания напряжённых отношений с Грузией. До Старостина С.А. считалось, что место картвельских языков между адыго-абхазскими и нахско-дагестанскими. Причём две последние группы между собой очень далеки. Старостин С.А. вообще ставит крест на существовании этой языковой семьи и что самое интересное...его мнение мгновенно претворяется в жизнь. Заранее оговоримся,- официальное советско-энциклопедическое определение этой семьи заключалось в указании наличия ВОВСЕ НЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО, А ТИПОЛОГИЧЕСКОГО РОДСТВА. Точно такое же типологическое родство приписывалось, напр., монгольским языкам по отношению к тюркским. Но Старостин следует и туда, решая подправить статус монгольских языков и вклинив в эту алтайскую типологически родственную семью корейский и японский. И эта семья, оказывается, обладает, согласно Старостину С.А.- ГЕНЕТИЧЕСКИМ РОДСТВОМ. Но и на этом он не останавливается. Начинается реконструкция ещё более грандиозной по древности и масштабам включённых в неё народов СИНО-ТИБЕТО-КАВКАЗСКАЯ (с добавлением баскского). Как же она вообще могла образоваться согласно Старостину С.А? Где-то в Азии-восточнее от ностратиков жили носители языка пра-сино-тибето-кавказцев. Они мигрировали на восток и северо-восток, и вот там навязав свою речь аборигенам. Таким образом, сино-тибетские языки, как-бы изначально и не их языки вовсе. А затем "генетические следы затёрлись". Это цитата из интервью со Старостиным С.А. Но Старостин С.А. недооценил быстрое развитие генетики, а вот с её точки зрения эта конструкция проваливается до основания.

Начнём с того, что, напр., нахско-дагестанские народы  могут быть соотнесены с гапплогруппами J1 (без семитского маркера) и J2. Для небольшого количества ауаров Дагhестана и почти всего остального палеокавказского языкового массива- G2. Эти G2- популяции представлены как среди картвелов, так и адыгов, кроме них G2 ещё доминирует среди осетин. Поэтому следует разобраться с элементарным- палеокавказцы это кто? Гаплогруппа J1 представлена у т.н. "болотных арабов", которых считают потомками шумеров. Родство шумерского с какими-либо другими языками никем не доказано. Но шумерский точно не имел родства с семитскими и индоевропейскими. Как и хуррито-урартские.

Прежняя советская лингвистика не лезла во все эти дебри и объясняла просто: палеокавказские языки это картвельская, адыго-абхазская и нахско-дагестанская группы. Наличие генетического родства между группами внутри этой семьи не доказано. Термин же "иберийский" указывал на реку Ибер/Ивер в Грузии и одноимённое государство в эпоху эллинизма. Да, были и такие лингвисты, которые считали, что между группами  есть генетическое родство и что вовсе не случайно в Испании тоже имелась Иберия и находили там язык басков. Но это в целом их личное мнение, официальное же определение выглядело вполне в академическо-выдержанных тонах, что вот такая расширенная концепция не доказана.

На наш взгляд, результаты генетических исследований и историческая наука указывает всё же ближе прежней советской школе, а не современной российской. Начнём хотя-бы с того, кто конкретно и когда шёл в Тибет и Китай? Где их следы? С востока в Китай обычно все входили через Синьцзян. В самом Синьцзяне есть и J1 и J2. Ещё есть мизерный анклав J1 в Маньчжурии. Среди носителей палеокавказских языков такими "любителями" юго-восточной Азии и конкретно Синьцзяна выступают кубачинцы, кайтагские даргинцы и ауары. Всё, больше нет. И при этом они "ползут" на восток в  Китай через Синьцзян. И все монгольские маргинальные группы, пристраювающиеся к уйгурам - мусульмане. Среди них затесалась и одна тибетоязычная популяция, насколько нам известно, такая же -мусульманская. А главными носителями схожей генетики (с уникальными показателями общих маркеров) оказались с одной стороны кубачинцы (самоназвание агъбухъан) и уйгуры Синьцзяна. Среди тюркоязычных народов Ср. Азии таким уникальным маркером обладают лишь узбеки Афганистана (возможно, не только афганские, но и другие узбеки). И в свою очередь тянутся довольно близко на шкале генетических дистанций к ауарам Дагhестана. Там же оказываются и ираноязычные хазара Афганистана. Таким образом, очевидно, что всего три кавказские популяции (из числа изученных и представленных) могут иметь отношение к некоторым народам Афганистана и Китая. Но опять-таки все они - мусульмане. Для марша в Китай с навязыванием предкам китайцев и тибетцев слишком жидко. К тому же все популяции, стремящиеся друг к другу из Китая (а равно Афганистана) с одной стороны и Кавказа с другой - мусульманские. Это явление логически объяснимо тем, что это следы 1. нахождения общих предков примерно в ареале Ирак-Иран-Хорасан, сюда же можно добавить акваторию Прикаспия; 2. Миграции эпохи средневековья.


'EBER/EBRO И ОБАРЕНЫ

Палеокавказские народы действительно связаны с термином Ибер/Эбер. Он их сопровождает чуть-ли ни повсюду. Начнём хотя-бы с Иберии испанской. Там река "Эбро", от которой, вероятно, и получили своё название "Обареновы горы" (Montes Obarenes). Соответственно и народ населявший этот край должны были быть "обаренами". Есть ли там носители гаплогрупп J1, J2? Предостаточно.

Вторая и самая важная согласовка, это обозначение Сиро-Палестины (Леванта) в аккадском и арамейском языках как Эбар (ГIебар, 'Ebar), Эбарту, Эбер-Нари. Значение: "Земля Заречья", "За рекой". Третье совпадение- Закавказье с её рекой Ибер/Ивер в Грузии.Как мы знаем, обарены жили на реке Кура. В "Истории Швеции" (Svea Rikes Historia) - в пересказе войн Помпея на Кавказе, обарены упомянуты как "Iberier eller Obarener mellan Caspiske och Svarta hafven" (иберы или обарены между Каспийским и Чёрными морями). Общеизвестно, что Куро-Араксинская археологическая культура- это палеокавказцы. Таким образом, палеокавказцы в фокусе римского взгляда на Кавказ: "ИБЕРЫ ИЛИ ОБАРЕНЫ". Можно предположить, что узнав о реке Ибер в Грузии, они их объединили с испанскими иберами и они должны были тогда быть известны как и "обарены", потому что река Ибер в Испании до сих пор называется "Эбро".

А вот, что думает лингвист John D. Bengston o гипотетической Эускаро-Кавказской языковой семьк семье, в присланном мне приглашении присоединиться к научной дискуссии:

The hypothesis that the Basque language is genetically related to languages in the Caucasus region was developed in the 20th century by respected scholars including C. C. Uhlenbeck, Georges Dum;zil, and Ren; Lafon, but has recently fallen into disfavour. The author defends the Euskaro-Caucasian hypothesis in a refined model in which Basque (Euskara) is most closely related to the North Caucasian language family (but not “South Caucasian” = Kartvelian). It is maintained that this hypothesis is not only linguistically convincing, supported by hundreds of basic etymologies, sound correspondences, and shared morphology, but is also consistent with recent results in archaeology and human genetics. Among the Euskaro-Caucasian etymologies is a significant number involving small and large cattle, swine, dairying, grain and pulse crops, and tools and methods of processing crops. These lexical fields are consistent with the spread of agriculture and animal husbandry to Western Europe by means.

Здесь, как мы видим, автор дистанцируется от Южного Кавказа с его картвельскими языками, но в то же время ни единым словом не упоминает китайцев и тибетцев. John D. Bengston с одной стороны не отвергает Старостина С.А., но с другой фокусирует внимание на баскском, северокавказских и бурушаски языках.

В немецкоязычной Википедии, в статье посвящённой испанским иберам можно прочитать следующее мнение: Die in Jerusalem ansaessige orthodoxe juedische Organisation Brit-Am glaubt beweisen zu koennen, dass der Begriff „Iberer“ etymologisch auf „Hebraeer“ zurueckgeht, was auf eine genetische Abkunft der Volksgruppe von den verlorenen Staemmen Israels schliessen liesse. Здесь говорится, что "базирующая в Иерусалиме ортодоксальная иудейская организация Brit 'Am (ивр. "Народ Завета")  в состоянии доказать, что обозначение "иберы" этимологически восходит к "Эбреям" (т.е. "древним евреям"), что позволяет связывать иберов с этнической категорией "потерянных колен Израиля".На самом же деле этнический термин 'Ibri есть производное от аккадо-арамейского 'EBAR "Заречье" и его населяли не только древние евреи, но и другие народы.Это общее наименование жителей Леванта (Сиро-Палестины),вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Финикийцы, напр., населяли побережье Средиземного моря, говорили на языке в целом даже в наши дни понятном израильтянам, но в то же время не являлись никакими евреями (Yehudim).

Можно также заметить, что термин Эбер/Ибер обычно фигурирует в значение не только "trans", "через", или "над", но и "северный" по отношению к кому-то или чему-либо.В Ср. Азии Трансоксиана по арабски записывалась как "Мавераннахр" - "Заречье". Здесь мы также видим видоизменённую форму семитской основы "гIевер", на иврите "мегIевер" [me-'ever], "магIавар [ma-'avar]"', напр. ME'EVER LA-NEHAR "Заречье", MA'AVAR х.atsiya "пешеходная дорожка". В совр. иврите гIевер "берег, сторона (реки)", ме-гIевер "через что-л., на той стороне". Естественн, совр. иврит не сохранил всю палитру изначальных смыслов, но всё же основное осталось. Это мы видим хотя бы по назорейско-арамейскому Abariya "транцедентное" (т.е. то, что "за гранью понимания", то, что "выше нас"). А урартское "Наири" есть производное от семитского NAHARAIM, т.е. "река" (букв. "реки"), "край где водная артерия".

Ещё одна интересная деталь, это наличие в нахско-дагестанских языках общих с семитскими согласных хI, гI, отсутствующие однако в картвельских. Эти гортанные представлены также в классическом древнееврейском, но сохранились в настоящее время в речи лишь старшего поколения выходцев из арабских стран.

Старостин С.А. своими никому не понятными грандиозными реконструкциями макросемей растаскивает этих "иберов или обаренов" одних в Тибет с Китаем, других передаёт ностратикам. Его доказательства при этом неубедительны. Идея о наличии подобной макросемьи как сино-тибето-кавказская лингвистами не поддерживается. Получается так, что он разрушил одно, а взамен не создал ничего.

Как-бы то ни было, прародина палеокавказских носителей гаплогрупп J1, J2 должна была распологаться как минимум с учётом мест проживания носителей несемитских и неиндоевропейских языков. Условные "иберы или обарены" всегда и везде были до них, без разницы, это Испания или страны Леванта.Одним из таких ареалов являлось географическое пространство между Южным Кавказом и семитами.Сегодня этот горный массив занят в основном курдами. Это в целом как раз и есть сев. часть аккадо-арамейского 'Ebar/'Ebartu и Eber Nari. Зап.-семитское название её жителей - Bene 'Ebar "Сыны Заречья". Причём семитских заимствований в нахско-дагестанских совсем мало, а индо-иранских - заметное количество, в том числе это обозначение гор, холмов, коня, двугорбого верблюда и т.п.

Старостин С.А. предложил "хурро-кавказцев" обобщить в группу "алародиев" ( нахско-дагестанские языки, гутийский, хуррито-урарты). Вообще-то ничего не предложил- этот термин употреблялся задолго до него, мы его встречаем даже у авторов нацистской Германии.Но дело в том, что урарты были напрямую подчинены хуррито-арийскому царству Митанни и выплачивали им дань. А "алародии" вообще незначительное племя,примерно у Чёрного моря. Такое обозначение сами хурриты бы не приняли и это всё равно,что финнов или эстонцев переименовать в "ижори" или "коми". Мы не отбрасываем его полностью, но считаем,что "алародии" всё же мелковато для хурро-кавказцев. Хурриты- целая цивилизация, а Митанни- империя с хурритизированными ариями во главе. "Алародии" на этом фоне словно мелкая рыбёшка.
 

 


Рецензии