1991. С Затопов на Вельё

Договорились ехать на Затопы вшестером на двух машинах: наша стандартная компания – на моей, Таня Б. с Сергеем – на своей. После последнего посещения, несмотря на некоторое невезение с продуктами, погодой и рыбалкой, наше впечатление от Затопов ничуть не померкло, и своим восторгом мы заразили друзей. В средней полосе России ни о чём лучшем не приходится и мечтать. Во всяком случае, в своих долгих автомобильных разъездах нам не попалось ничего более подходящего для проведения отпуска.

К этому времени Таня Б. с мужем Сергеем уже переехали в Тверь, пережив долгую эпопею обмена квартиры. Из Риги их выкурила атмосфера разгоревшегося в Латвии националистического угара. Поначалу они мечтали о Великом Новгороде, потом появлялись варианты в Подмосковье, но, в конце концов, удалось поменяться только на Тверь, да и то с потерей качества квартиры.

12 августа, понедельник.
В 11.10 отчалили от дома в стандартной компании: мы с Эдгаром плюс Таня с Анной. Для начала пришлось свозить Танину младшую сестру в поликлинику: где-то она стёрла себе руки. В 12.30 выехали из Москвы и в 14.30 благополучно прикатили в Тверь. В 14.40 подъехали к дому Татьяны и Сергея. Они ещё не были готовы, поэтому  в темпе продолжили сборы.

Пообедав и загрузив их старенький «Москвич-426», в 19.00 двумя машинами мы выехали на Ленинградское шоссе. В «Москвиче» разместились Таня с Сергеем и их кошка Бася. В 20.30 приехали в Торжок, где с комфортом переночевали в гостинице «Тверца» (это река такая). Машины отдыхали на платной стоянке в километре от гостиницы.

13 августа, вторник.
В 9.30 двинулись дальше. Достигнув Валдая, повернули направо, миновали Боровичи и без остановки домчались до Затопов. Тут нас ждало разочарование. Произошло то самое, о чём нам рассказывали старожилы: озёра вышли из берегов, не дожидаясь весеннего половодья.  Куда бы мы ни направляли свои колёса, все дороги приводили в залитые водой низины.

Мы друзьям наговорили
Про Затопы чудеса,
А Затопы затопили
Все окрестные леса!

В одном месте через затопленный овраг был переброшен мостик, сооружённый местным парнем для поездок к своей зазнобе на мотоцикле. Возможно, за оврагом мы и нашли бы сухой бережок из тех, что повыше, но мостик был узковат, ненадёжен и годился только для каскадёров. Поскольку кинокамер вокруг не было, рисковать не стали.

Не найдя здесь приюта, вернулись на шоссе и подались к озеру Граничному на турбазу «Голубые ключи», где останавливались четыре года назад. К этому времени стемнело настолько, что мы не сразу её нашли. Сторож открыл ворота и милостиво предложил нам переночевать в служебном фургоне.

Впотьмах не сразу
Нашли мы базу,
Хотя искали, что было сил,
Но тут вдруг кто-то
Открыл ворота
И в тёплый домик нас пригласил!

14 августа, среда.
Позавтракав с помощью хозяйских электроплиток, собрались было ехать дальше, но куда-то пропала кошка Бася. Искали, звали – безрезультатно. В 13.00 уехали под дождиком без неё.

Прикатили в Хвойную, в основном, за бензином, но напрасно: его там нет и не бывает, только для спецмашин. Договорились в местной гостинице о ночлеге и с целью разведки выехали из посёлка на берег живописной речки Песь. Огляделись, расслабились, устроили обед.

Ближе к вечеру снова зарядил дождик, и мы вернулись в гостиницу, ан не тут-то было: наши места оказались заняты. «А мы думали, что вы уже не вернётесь». Вот и полагайся на обещания. Они думали! Некоторым вообще думать вредно. Честно-то говоря, мы и сами не больно рассчитывали вернуться, но ваше-то дело маленькое: держать слово и стоять насмерть!

Нам в отеле как-то впрок
Застолбили номерок,
А когда мы подошли –
Пiдманули, пiдвели!

Пришлось двигаться назад, на турбазу, куда добрались лишь к ночи, но там все спали, а возле нашего фургона стояли две чужие машины. Стало быть, тоже занято. Тогда мы сами отворили ворота и, проехав территорию базы насквозь, разместились на знакомой берёзовой поляне на самом берегу озера.

Собирались передохнуть тут день-два, но неожиданно всем понравилось настолько, что застряли на одиннадцать дней. Сергей надул свою лодку, и мы с ним по-очереди небезуспешно ловили с неё рыбу (краснопёрку, плотву, окуня). Бродили по лесам, собирали грибы, ездили на разведку по окрестностям. Леса вокруг разные, в том числе весьма приличные. Благородный гриб то ли пока, то ли вообще в этом году повсеместно отсутствовал, довольствовались сыроежками, лисичками, колпаками и прочими пластинчатыми. Но не сетовали, поскольку всё равно вкусно.

Погода стояла неплохая, с редкими дождиками, днём около 18 градусов, ночью прохладнее – от 7 до 13.

В дальней дороге у меня сломался мотор стеклоочистителя, установленный в нише под капотом: в погоне за экономией места я разместил возле его рычагов какую-то упаковку, и его заклинило. Мы с Серёжей попробовали его оживить, но безуспешно: щётки залипли, пластмасса оплавилась, требовалась замена деталей, которых не было. Пришлось оставить его в покое.

Однажды на вечерний костёр пришла пропавшая Бася, обрадовав всю компанию, но, поужинав, снова пропала, на этот раз насовсем. Не зная, что и подумать, мы грешили на крупных коршунов, которые хищно кружились над лесом, высматривая сверху добычу и жалобно попискивая.

В небе коршуны болтались
И вели о кошках спор,
Кошки их ловить пытались…
Так и ловят до сих пор!

19 августа разразился путч ГКЧП. Мы слушали по радио тревожные сообщения и беспокоились, как бы там не натворили лишнего. Чего доброго, начнётся заварушка, и в Москве не останется камня на камне. Таня младшая переживала, что она пропадает тут, в глуши, когда все приличные москвичи участвуют в протестах и демонстрациях.
 
22-го отметили бесславное завершение путча, возвращение из Фороса президента Горбачёва и заодно мой день рождения, а 24-го ещё и день рождения Тани старшей.

26 августа, понедельник.
Через два дня Ане надо было явиться в школу на переэкзаменовку, поэтому пришлось сниматься с насиженного места. Собрав лагерь, в 19 часов выбрались со своей поляны и покатили по вечернему шоссе в Боровичи.

Как всё-таки красива эта дорога! Недаром на туристских схемах она помечена значками «живописная местность». Нескончаемая светлая лента шоссе струится перед машиной, то взлетая на пологие подьёмы, то сбегая вниз, плавно заворачивая и выпрямляясь струной среди широких панорам лесов, луговин и озёр, рельефно освещённых низким солнцем. Над всем этим великолепием царит безбрежное голубое пространство с акварельно подкрашенными перистыми облачками. А к вечеру подключаются розовые и сиреневые тона, и мглистая дымка ползёт по низинам…

Около 21 часа прибыли в Боровичи. Устроившись в гостинице, поехали на вокзал и поездом в 23.40 отправили Аню с мамой в Москву.

27 августа, вторник.
Проведя таким образом сокращение штатов, завернули в гости к жительнице Боровичей Ларисе, с которой Эдгар после давнишнего знакомства у озера Пирос три года лениво переписывался. Лариса с родителями приняли нас радушно, усадили за стол, угостили приличным обедом и разговорами.
 
Наевшись тем и другим, мы двинулись в сторону Селигера. Была мысль проведать озеро Ужин, полакомиться малиной, но как следует не договорились, и Серёжа, ехавший впереди, просквозил мимо поворота, а мне ничего не оставалось, как следовать за ним.

На валдайском перекрёстке пересекли магистраль Москва – Ленинград (село Зимогорье) и устремились на юг. Миновали Короцкое, Бор, Городно, Ивантеево. По названиям это – сёла, но теперь от них остались лишь небольшие деревеньки с руинами церквей.

По дороге малость поплутали – частично на развилках необозначенных дорог, частично в разведке. В конце концов, возле деревни Уклейно выехали на берег озера Вельё и двинулись вправо вдоль его западного берега. Проехали населённые пункты Мысловичи, Никольский Рыбзавод, Вельё и часов в восемь вечера на 49-м километре от магистрали нашли на берегу, в районе Бураково, подходящее незанятое место, где и расположились на ночлег. Стоянок здесь довольно много, но сейчас, в конце лета, большинство уже освободилось.
 
Озеро оказалось весьма привлекательным, с островами и заливами, правда, в лиственных лесах, что лично я воспринимаю как недостаток. Грибных угодий не видать, зато заезжие рыболовы успешно ловят леща на удочки с лодок и на подрезиненные донки с берега. Раньше этого леща, говорят, было полно, и был он гораздо крупнее, а теперь измельчал, да и ловиться стал куда как хуже. То и дело приходится жалеть, что не родился раньше, когда и щи были жирней, и жемчуг крупней. Утешает только то, что дороги тогда были ещё хуже, а автомобилей не было вовсе.

Эх, зачем я не родился
В те златые времена –   
Всякий зверь в лесу водился,
Было рыбы до хрена,

Было выпивки до чёрта,
Был закон не слишком строг…
Правда, не было комфорта
И асфальтовых дорог.

28 августа, среда.
В 12.30 покинули прибрежную поляну и поехали далее на юг по западному берегу озера. Разведали ещё несколько покинутых стоянок. Дорога по большей части неасфальтированная, то насыпная, пыльная, то щебёночная, то выложенная бетонными плитами. Попадаются деревеньки – небольшие, живописные, наполовину заселённые дачниками из Ленинграда и Новгорода.

Проехали Осинушку, Есипово, Истошную (выразительное название). Осмотрели Истошенское озеро, которое нам приглянулось меньше, чем Вельё, и направились к Селигеру, в сторону Полнова. Тут уже асфальт, погода летняя, трещат кузнечики, порхают бабочки – не езда, а сплошное удовольствие. В Полнове заправились арбузами, хлебом и разной мелочью, свернули направо вдоль западного берега Селигера.

Миновали Красоту, Подгорную, Осинец. Дорога – чем дальше, тем хуже. В Заболотье тракторист организовал бизнес: перетаскивает легковушки через глубокие грязные ямы на железном листе, словно на пароме. Здесь проходит граница между Новгородской и Тверской областями, а пограничные зоны у нас всегда бесхозны. За время скитаний мы не раз испытали это на своих шкурах.
 
Вернулись обратно и расположились на ночлег на «утоптанном» берегу просторного залива между деревнями Высокая Гора и Красота. Гора, правда, не очень высокая, но красота ландшафта налицо: озёрные просторы, лесистые холмы… Берег ровный, с соснами и елями, дно залива песчаное. Устроились с комфортом.

29 августа, четверг.
К 15 часам собрались и продолжили отступление. Пасмурно, тихо, не холодно. Миновали Полново и завернули снова к югу, но теперь с другой стороны Селигера, по восточному берегу Полновского плёса. Через Ходыриху, Скребель, Лыково доехали до Покрова, где проезжая дорога и кончилась. Опять межобластная граница! Одно из двух: или наши машины не для наших дорог, или наши дороги не для наших машин.

Может, наплевать на дороги, раз они у нас не получаются? Соединить все водные пути каналами и ездить – летом на плавсредствах, а зимой, по ровному льду – на зимних шинах, а то на буерах и снегоходах…

Нас дорога доконала,
Но теперь мы без хлопот
Вдоль по рекам и каналам
Будем ездить круглый год!

Тогда мы вздумали было податься к озеру Шлино в надежде, что там нас чем-нибудь обрадуют, но проскочили нужную развилку и оказались снова в Полнове. Ну и ладно. «Нам всё равно, страдать иль наслаждаться!». Поехали дальше на север с восточной стороны озера Вельё. Через Дубровку и Климово дочухали до Сухой Ветоши и навели справки. Там нам подсказали, как проехать к берегу, до которого отсюда два с половиной километра, но мы снова заплутали. То ли мы такие тупые, то ли люди не умеют объяснять.
 
Уже вечерело, когда, преодолев отдельные препятствия, выбрались через лес на берег и оказались на лысоватом, узком и длинном мысу, слева от которого в озеро впадала речка Либья, запруженная старой плотиной, справа простирался полузаросший плёс с доносившимися утиными кряками, а впереди, в открытом озере, торчали острова с шапками сосновых и берёзовых лесов, защищающие акваторию от разгула ветра и волн.
 
Однако тут совсем неплохо! Рыбы тоже, говорят, много, ловят в основном того самого крупного леща, что подтверждает разбросанная впечатляющая чешуя. Да, сюда вполне можно приезжать на весь отпуск с лодчонкой вроде «Мевы». По сравнению с Затопами, правда, здесь хуже дороги, и лес с дровами несколько поодаль, но зато лучше с рыбалкой и охотой. Посетители тут бывают, но, судя по немногочисленным постройкам, столь же немногочисленные. Иногда приходят рыболовы из деревни, за островами изредка слышны моторки.

Последние денёчки, 30 и 31 августа, нам выпали роскошные. Настоящая летняя погода! Кузнечики, бабочки и стрекозы резвятся, птички чирикают, комарики не кусаются – благодать! Съели два арбуза, купленные в Полнове, оба большие и очень вкусные. Мы с Таней сплавали на ближайший лесистый остров, за которым открылись замечательные ландшафты с торчащими новыми островами. Для водного туризма тут прямо-таки раздолье. Жаль, фотоаппарата на остров я не прихватил.

31 августа, суббота.
Утром деревенский рыболов провёз мимо нас на своей лодчонке ночной улов – двадцать лещей, три из которых размером с большой поднос. Мы-то на рыбу серьёзно не охотились, уже чемоданное настроение, но на ужин кой-чего имели.

В 16.30, после еды, просушек и сборов двинулись в обратный путь. Солнце, кучевые облака, ветерок, тепло. Выехали к Сухой Ветоши и по лесным дорогам завернули  на север. Можно было ехать по главной дороге через Русские Новики, но мы хотели держаться ближе к берегу, чтобы проверить и другие выезды к озеру, поэтому поехали через Вишнёвку. Но подходящих выездов так и не обнаружили.

Семь километров катились по грунтовому просёлку, после чего пять километров скакали по узкой бетонке: не дай Бог, появится встречная машина – не разъедемся. Но встречная машина благоразумно не появилась, а потом дорога улучшилась, и вскоре мы выехали к Уклейно, откуда по уже знакомому асфальту с отдельными щебёночными участками докатились до магистрали Москва – Ленинград.

Свернув к Москве, в 19.50 миновали Вышний Волочок, в 22.00 прибыли в Тверь. Подъехали к дому Тани и Сергея, разобрали их багаж, отвезли машины на неблизкую стоянку, поужинали и завалились спать.
 
1 сентября, воскресенье.
Позавтракав и передохнув, в 14.30 выехали на двух машинах: мы с братом – в Москву, а Серёжа с Таней – нас проводить. Для начала заглянули на соседний рынок, потом на заправку. В 16.15 залились бензином, посидели на лавочке, съели арбуз, попрощались и разъехались.
 
Дорога до Москвы знакомая, наезженная. Это вам не колдыбан какой-нибудь приозёрный, а не иначе как автобан. Один из главных банов страны! Тем не менее, узковато, частые населённые пункты с ограничением скорости, ни гостиниц, ни харчевен, ни телефона, редкие заправки и пункты автосервиса. Оно и понятно: разве ж нам до обустройства дорог? У нас ведь одна забота – оборона страны. Потому, видать, эта страна и разваливается, скоро оборонять нечего будет.

Кто-то, наверно, считает, что хорошие дороги слишком дороги для нас и слишком удобны для вражеских танковых колонн, а нам, дескать, и такие сойдут, целее будем. Ан вот целости-то и не получается, нынче всем подавай суверенитет! Чуть дали волю – они врассыпную. Теперь вместо дорог придётся обустраивать границы с бывшими республиками, а это обойдётся, чего доброго, подороже хороших дорог. 
 
Мы дорог теперь не строим,
Нам теперь не до дорог,
На границы выйдем строем       
Охранять родной порог!
               
Тем не менее, в 19.30 мы благополучно подчалили к моему московскому дому.

Каковы итоги? За 21 день накрутили 1464 километра, сожгли 140 литров бензина со средним расходом 9,56 литра на 100 километров. Нашли подходящее озеро, которое, хоть и не блещет хорошими подъездными путями и просторными берегами, но уступает, пожалуй, только Затопам, которые, к сожалению, принимают гостей не всегда, а только по своему собственному непонятному расписанию.


Рецензии