Без страховки

Сергею Мелконову с благодарностью за вдохновение

Взятый организаторами мероприятия в аренду автобус доставил большую группу журналистов на открытие памятника герою давних времён в старинный дальний городок N.

Два часа в автобусе среди утреннего июньского, окрашенного в сиренево-голубые и ало-розовые оттенки, великолепия, подсвеченного встающим солнцем, сияющие в лучах и вызывающе благоухающие мёдом поля и луга вдоль дороги создавали ощущение праздника и вызывали желание запомнить всё до мелочей. Долгие, подчас обстоятельные, а подчас полностью бессодержательные разговоры. Перекус в придорожном жёлто-бревенчатом кафе во время заправки автобуса. Дружеские советы:

– А вот попробуйте эти блинчики! Мы сюда в прошлом году заезжали, очень понравились!

И, наконец, прибытие в чистенький провинциальный славный и уютный городок.

Мероприятие проходило при большом стечении народа. Один столичный автобус с представителями СМИ чего стоил! Телегруппы приехали на своих рабочих машинах. Официальные лица – на своих.

Сначала было богослужение. Потом прошёл митинг, памятник открыли, были произнесены речи, состоялся небольшой концерт с выступлениями профессиональных столичных артистов и любительских коллективов, сделаны фотографии, взяты многочисленные интервью. Прошла экскурсия по дому-музею героя.

Затем проголодавшиеся и уже подуставшие журналисты отправились на обед в кафе в центре городка.

После этого им было дано время на самостоятельный осмотр местных достопримечательностей. Организаторы советовали посетить древнюю полуразрушенную крепость. И потому маршрут у всех оказался единым. Разбившиеся на небольшие группки коллеги – представители разных вещательных информационных органов – отправились смотреть плохо сохранившиеся развалины окутанного легендами старинного замка.

Замок, как и положено всем приличным замкам, стоял на горе с крутыми склонами, гордо возвышаясь над городом. На гору надо было долго подниматься по деревянным ступеням длинной уходящей в небо лестницы. Окружённый небольшими частными, утопающими в садах и цветах домами, замок, а точнее, бережно лелеемые потомками руины, возвышался на вопиюще отвесном плато.

Фрагменты отдельных неоднократно в ходе разных войн и сражений разрушенных построек из красного кирпича раскинулись по всей территории.

Журналисты читали таблички, бродили по проложенным тропинкам и пытались вглядываться в то, что осталось от исторического наследия.

Впрочем, не запрещалось ходить и осматривать достопримечательности и по аккуратным свежепостриженным газонам.

Чувствовалось, что за памятником истории хорошо ухаживают, траву вовремя косят и даже поливают – настолько она выделялась яркими и бодрящими изумрудно-зелёными красками.

Процесс окашивания ещё не закончился. Над развалинами замка витал сильный арбузный запах свежескошенной травы. Слышался громкий и навязчивый звук работающего триммера.

Обозрев одну из полуразрушенных стен, группка журналистов пошла к другой, тоже хранящей следы минувших жестоких войн.

В длинном растянувшемся хвосте группы шагал один из фотографов, время от времени вскидывая фотоаппарат и снимая красивые виды. На его спине красовался большой рюкзак со всем необходимым.

Взгляд его сразу наткнулся на двоих рабочих в ярких жёлтых жилетах.

Слышное издалека противное механическое жужжание на короткое время умолкло, и наступила щадящая благодатная тишина. Один из косцов, обвязав другого страховочным поясом со специальными креплениями, потихоньку начал спускать товарища вниз с крутого почти отвесного склона. А тот с триммером в руках, медленно и осторожно ступая, делая один короткий пружинистый шаг за другим коротким шагом, продвигался всё ниже и ниже.

Фотограф остановился и стал заинтересованным взглядом смотреть на рабочих. В глазах его загорелся профессиональный огонёк. Было видно, что он всё для себя решил, а потому незаметным лёгким движением автоматически и плавно скинул со спины на землю свой чёрный рабочий рюкзак. Потом он сосредоточенно покрутил что-то в фотоаппарате.

Тем временем медленно спустившийся вниз рабочий остановился, включил триммер и принялся косить траву на устрашающе обрывистом склоне.

Двигался он осторожно, аккуратно и медленно. Коса равномерно и настойчиво жужжала, а рабочий, стараясь не делать лишних и резких движений, неспешно косил зелёную отросшую траву с опасного склона.

Фотограф, стоя на тропинке и стараясь не привлекать к себе внимания, сделал один снимок рискованной процедуры сверху. Потом медленно приблизился к краю обрыва, с опаской взглянул вниз и сделал ещё один снимок.

Затем расчётливо, находясь в сторонке от рабочих, сделал шаг вниз, потом – ещё пару опасливых мелких шажков и опять сфотографировал рабочего с косой.

Затем, почувствовав себя увереннее, он спустился ещё на пару шагов вниз. Фотоаппарат он бережно держал на уровне груди.

По мере продвижения его решимость укреплялась, он почувствовал, как надо правильно двигаться и держаться, стал осмотрительно спускаться ещё ниже и в результате оказался как раз снизу от рабочего.

Несколько журналистов выстроилось в ряд наверху и молча, стараясь не делать лишних движений и не произносить отвлекающих звуков, отслеживало картинку, пребывая в уверенности в профессионализме коллеги.

Женщины, стоявшие недалеко от края обрыва, положив руки на сердце, душа в себе вскрик «осторожнее!», чтобы не испугать, мысленно крестя сотоварища, во все глаза смотрели за его перемещениями.

Тот неторопливо сделал несколько снимков снизу вверх – чтобы рабочего было хорошо видно – и с чувством хорошо выполненного долга легко и незаметно поднялся наверх.

Вслед за этим косари тоже приступили к подъёму. Находившийся сверху рабочий потянул страховочный трос, и человек с триммером в руках, неторопливо и благоразумно-расчётливо ступая, выбрался наверх.

Там героя с триммером уже встречал опередивший его фотограф, стоя рядом с державшим страховку рабочим. Он сделал ещё пару-другую снимков, спросил имена, оглянулся, поискал интересные кадры в окрестностях, поднял с травы свой рюкзак, натянул его на плечи и, ни на кого не глядя, не замечая реакции сотоварищей, готовых встретить его рукоплесканиями, деловито пошёл дальше.

Профессия обязывает!

«Комментарии к частным беседам». – Рига, 2022.


Рецензии
Добрый день, Светлана!
С большим интересом прочла и этот Ваш рассказ о работе профессионалов: рабочих и фотографа. Отважные они люди, однако! Но... это их "хлеб"!
☝😉👍👏

+
С интересом посмотрела по Вашей ссылке ниже и видео про открытие памятника герою Отечественной войны 1812 года Якову Кульневу.
"Это было недавно, это было давно...", да?
А нынче что у вас творится? Наоборот, сносят памятники, связанные с русской/советской историей!..
Печально!..
😔

P.S.
Читая про развалины старинных замков в Латвии, вспомнила сразу и наши походы/поездки по таким местам, когда (дважды!) была в Прибалтике. Мы, особенно женщины, так уставали там лазить везде, особенно в неподходящей одежде и обуви (не знали заранее и не готовились к такому)!..
🙂

Ольга Благодарёва   06.11.2024 09:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ольга!
Спасибо Вам сердечное за отзыв, за то, что посмотрели репортаж, за хорошие воспоминания!

Это было в 2011 году. С тех пор не довелось побывать в тех местах. Но поездка запомнилась! Очень хорошо и светло всё было.

Догадываюсь, что Вы вспомнили экскурсию в Сигулду. Обычно устают именно там!🙂
Кстати, пару недель назад гуляли в тех местах, любуясь золотой осенью, но на башню подниматься не стали.🙂

Всего Вам самого доброго!

Светлана Данилина   06.11.2024 16:32   Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана!
🤗

Да, и в Сигулде, и в др. местах было много подобного!
А ещё мне понравились турьаза в Эзерниеки и одноимённое (?) озеро там!
🌊🌞⛱👍👏

Ольга Благодарёва   07.11.2024 03:38   Заявить о нарушении
Опечатка: турбаза

Ольга Благодарёва   07.11.2024 03:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.