Крымский репортаж

                Крымский репортаж.
Первое впечатление от Крыма- скудность, убогость природы и запущенность территории и человеческого жилья от недостатка заботы, со стороны  местного населения. Кажется, едешь где- то по Африканской или Аравийской  выжженной пустыне, но не по Крыму, уж точно! А  больше всего удивляет, прямо с первых метров пути одна, бесконечная стройка дорог.  Проезжаешь километры- сотню, другую, а стройке нет конца. Слева и справа насыпи новых дорог, развязок, мостов, целые курганы щебня, грунта, песка. И, хотя на стройке  немногочислен рабочий люд- вдоль трассы полно строительной техники всех мастей- катки, тяжелые самосвалы, грейдеры, краны. 
Но больше всего при въезде впечатляет новый Крымский мост- сияет своей неотразимой красотой,  словно орден на груди старого солдата! Грандиозное творение, пусть  пока и не законченное. Но такие масштабы стройки не позволяют сомневаться, что все начатое будет доведено до логического завершения.
А строительство дорог- это что- то, просто, немыслимое для нас, привыкших к долгострою. Кроме того, когда уже едешь по южному побережью, по старым серпантинам, вот тут приходит на ум еще сравнение- машина мечется до головокружения из стороны в сторону, словно сбившаяся с ритма юла. Новые, же строящиеся дороги, прямые на много километров, словно выстрел, широкополосные, с односторонним движением и множеством поперечных развязок- мостов - гарантия от случайных пробок.
Селения, жилища вдоль дорог- редкое явление, кое где почти брошенные виноградники, еще реже- поля. Цвет кое- где распаханной земли напоминает смесь светлой глины с черноземом. И только где зацепится глаз- камыш. Воды не видно ни где. Кое- где, в направлении движения, старые, не убранные вывески совхозов на русском языке. На украинском встретился лишь один покосившийся указатель. Показалось, что тем и закончилась о Крыме украинская забота. Как потом оказалось, впечатление не обмануло. Углубляясь в полуостров, картинка  не менялась до тех пор, пока не замелькали горы. Вспомнились рассказы старых русских писателей, художников, артистов о Крыме- курорте. Вот теперь- да, природа завораживает: горы и не горы. Словно какой- то великан, то ли нечаянно кем- то разбуженный, то- ли налакавшись лишка крымского вина, нахулиганил- топал своими могучими ногами- ступами, ломал земную кору, а где- то и расшвырял по сторонам, от обиды или со зла.  И все это было так давно, что успело обрасти лесом, виноградниками и человеческим жильём- где ему только можно было пристроиться- на уступе горы, в долине, в расщелине. Правда, жилища серенькие, убогие, похожие на старинные сакли в кавказских аулах.
А дорога бежит вперед, немыслимо извивается- вверх- вниз и из стороны в сторону, греются тормоза и напрягается мотор машины и уже не следишь за солнцем- с какой оно стороны. Перед глазами – то круча к небу, то отвесная скала к морю, то висящая масса кустов, а то, как солдаты на плацу- строй пирамидальных тополей. Так, что теперь от первого впечатления остался легкий, еле заметный след, который вскоре совсем исчезает. Мелькают названия населенных пунктов- татарские, малопонятные и русские, кажется придуманные второпях, а то и просто каким- то весельчаком- юмористом. Ну, согласитесь, звучит необычно: поселок «Сахарная головка», или такое, например, село- «Приятное свидание». А может для такого названия и были свои причины, отгадай, теперь.
Но одно название заставило воскликнуть: «Вот это да, это ж в наших Борках!» Название реки и аэропорта- Бельбек. Только в Борках окончание изменили по- своему. Но, вот, она, наша связь с Крымом, точнее, крымскими татарами.
И когда, потом, пришлось встречаться с историческими достопримечательностями Крыма- дворцами крымских ханов, давно известными по книгам, фотографиям, картинам, не проходила мысль- а это же те «татарове», что шли много веков назад по Кальмиусской сакме- дороге, что проходила тогда в наших краях,  завоёвывать русские города- Елец, Рязань, Москву. И хорошо, что и их, и наши предки оставили здесь в сохранности достаточно много памятников о тех временах, по чему мы сегодня можем представить и попытаться понять жизнь тех людей, их интересы, быт и отчасти личную жизнь. Надо только побродить по улочкам древнего Бахчи- Сарая, по строениям ханского дворца, постоять у каменных резных гробниц этим правителям и послушать рассказ экскурсовода, о воспетом самим Пушкиным, Бахчисарайском фонтане. Вот тогда, может, и поймёшь влияние этого полуострова и народов, населявших его, на соседние с ним государства, в частности, нашу древнюю Русь.
Конечно, если сравнивать эти дворцы с дворцами Москвы, Владимира, Санкт- Петербурга- в изяществе и дороговизне убранства они наверняка проиграют. Частично каменные, частично деревянные строения более похожи на временные. Но ценность их в другом- они построены очень давно, а дошли до нас в почти не измененном состоянии, хотя из тогда построенного сохранилось далеко не всё. Но и то, что осталось- палаты ханов, их наложниц, прислуги, башни, мечети и фонтаны словно нашептывают тебе на ухо древние сказания о «Золотой орде», о будившей воображение сказочной жизни народов Востока.
Хотя и здесь не обошлось без особенностей. Женщины- мусульманки Крыма имели такое право- могли ходить при виде мужчин, не пряча лица под чадру, что обычно на Востоке не допустимо. А наложницы, точнее, жены хана, могли покидать гарем, когда это им было нужно. Например, шли на рынок и покупали все им необходимое для себя и воспитания своих детей. Их они держали при себе- девочек до замужества, мальчиков до 10- 12 лет. Иногда жены участвовали в принятии мужем- ханом важных государственных решений и, иногда! он  поступал с оглядкой на их совет.
Рассказывая о Крыме, нельзя не рассказать о море, даже если б хотел забыть- не сможешь. Можно понять художника Айвазовского, который на протяжении своей долгой жизни не сменил тему- почти во всех его картинах изображалось море. Побывав в его собственном доме- доме мэра Феодосии, а теперь картинной галерее его имени, не сможешь понять одного- как можно написать 9000 картин с изображением моря только по памяти? А он это сделал. Он был богатым человеком, делал благотворительные взносы в пользу своего города. Его обожала не только Феодосия, но и вся Россия. Считалось неприличным в богатых домах не иметь картину Айвазовского. Его популярности откровенно завидовали многие художники.
А море, действительно, незабываемо. Красота волнующегося моря остаётся в памяти, в душе навсегда. Цвет воды, шум волн, их свободное, могучее, неотвратимое движение завораживает. На море, как на небо можно смотреть часами. Кстати, небо в Крыму совсем другое- не наше. Облака часто столбами поднимаются ввысь и в течении дня погода может меняться несколько раз.
  А не окунется в бурное море только трус или чудак. Это невообразимо- попытаться бороться с волной. Плавать на волнах интересно, да и просто здорово! Тебя то поднимает на почти прозрачную зеленоватую вершину, и на секунды перед глазами, меж двух гряд предстает ласковая долина чаши такого же цвета, покрытая крутой рябью, и вот тебя опускает в эту долину, на дно изумрудной посудины и хлещет и накрывает с головой- успевай только отфыркиваться. Красота! Вот когда чувствуешь себя человеком- и борцом, и мельчайшей частичкой мироздания, в руках всесильного властелина. Но испытание еще не закончилось. Попробуй в хороший прибой выйти не берег- море просто так тебя не отпустит из своих объятий. И, уже заметно обессиленному, рискуя утонуть у самой кромки, тебе напоследок  придется покувыркаться.
Но Крым- это еще история, и какая! Можно начать её рассматривать аж с 3-5 веков до нашей эры, и будет не менее интересно разобраться в истории последних сотен лет. Ведь кто здесь только не побывал! Это были и скифы, и греки, турки, персы, армяне- десятки наций видели в Крыме важный стратегический объект. Фраза: «Кто владеет Крымом, тот владеет Черным морем», стала расхожей давным-  давно. Но русские цари отвоевывали Крым не только для владения Черным морем, а скорее, чтоб  обезопасить южные рубежи нашего государства. К тому же полуостров сыграл огромную роль и в культурном развитии страны.
Открытой страницей тех, далеких времен, для любителей древности станет итог раскопок археологов, целый город Херсонес- Таврический. По школьным учебникам древнего мира мы помним, что он основан греками, а разрушен, сожжен,  золотоордынцами. И вот перед вашим взором встают стены погибшего города- родоначальника Севастополя- почти реальная жизнь очень давних племен. Ходишь по длинным, прямым, узкими улочкам, заходишь в дома и надворные постройки, только с разрушенной верхней частью каменных стен и без крыш, где хорошо видно, как было устроено жилье, чем отличалось одно от другого, чем занимались их хозяева.
Сохранились мраморные колонны, хотя и в небольшом количестве, арка на площади, амфитеатр- все полуразрушенное, но все равно впечатляет- у ног мертвый город. Строительный материал- изредка известняк, а больше, мало- мальски обработанные куски базальта, уложенные на непонятно каком растворе. Но прочность- бетонная. Город площадью в современные несколько гектаров, построен на самом берегу моря, довольно неприступном, с каменистым дном. На прибрежных, позеленевших от водорослей, камнях, где уже плещется прозрачная, как слеза, вода, можно найти множество артифактов- куски гончарной посуды, черепицы, и ни кто не запрещает все это туристам взять с собой. Потому, теперь, наш музей пополнился и крымскими экспонатами.
Для Росии, как государства, Крым- это еще и героическая летопись. Здесь каждый метр земли: гор, побережья полит кровью героев- защитников. Один только Севастополь- книга в несколько томов. Удалось пока открыть для себя две страницы истории- защиты Севастополя от фашистских захватчиков и освобождения его. Музей с панорамой на Сапун- горе подробно показывает и рассказывает о беспримерном подвиге советских солдат и моряков, да и просто местного населения-защитников своего города. Дорого то, что ты стоишь на той земле, где совершался этот подвиг, можешь очень близко ощутить то чувство, которое владело защитниками.
Но эти страницы освещены для нас были с детских лет. А теперь захотелось узнать мнение сегодняшних жителей, в большей части, не видевших войны, хотя, в недавнем прошлом, пережившие довольно щекотливые дни, от решений которых могло многое измениться в их жизни, как нам кажется, совсем не в лучшую сторону.  Но, повторяю, это нам так кажется, и о том, же говорят СМИ. Но, хотелось пообщаться с живым населением,  из первых уст услышать мнение  о присоединении Крыма к Росии. Что интересно- из десятка разновозрастных людей, кому эта тема была предложена, отказалась только одна престарелая рыбачка на берегу, закидывая удочку: «Уйди, не мешай!». С остальными разговор продолжался от 10 минут, до получаса, иногда заканчивался близким знакомством и обменом подарками. И без сомнения, даже не передавая подробности разговоров, можно дать утвердительный ответ- население, в подавляющем  большинстве за присоединение. Но один, мужчина  лет 45, Сергей, мотогонщик, пожаловался, что у него отняли его бизнес. Его ж сосед, через несколько домов, объяснил просто-  подчистили киоски с площадей, от магазинов и проезжей части- навели порядок. А основная польза, об этом говорили все- нет войны, есть надежда на будущее и можно мирно трудиться.
Но, от памяти о прошлой войне, Великой Отечественной, на полуострове, ни куда не деться. Мало того, можно ближе познакомиться и с защитой от возможного нападения неприятеля в сегодняшние дни. Небольшая гора с плато, в пригороде Севастополя, где мы остановились, манила к себе как магнит- сердце подсказывало- там будет интересно. И оно не ошиблось. Как оказалось, там, на плато расположилась с тех еще, военных времен 30 батарея, защищавшая Севастополь с моря- две трехствольные крупнокалиберные пушки, вместе с башнями, снятые с корабля, направлены в сторону бухты. Длина ствола, примерно, метров 8, снаряд, диаметром  250 мм, длиной около 1м летел на расстояние до 40 км. Невдалеке вышка с часовым- настоящим, не фанерным, только он, словно и не обращает на тебя ни какого внимания, даже когда фотографируешь. И  все это обнесено колючей проволокой. Пушки эти и теперь не символические, на всякий случай и смотрятся достаточно внушительно, и опять распирает гордость- помним! Умеем. И хочется помахать рукой солдату- а вдруг земляку?
Но этим удивление на этой горе не заканчивается. На отлогой её части, тоже со стороны моря, встретились два аккуратно выбеленных бетонных пулеметных укрепления, тоже времен ВОВ. И, наконец, самое интересное на этой горе- заброшенная воинская часть времен СССР, теперь используется, как детский лагерь патриотического воспитания. Как бывшему солдату СА, скорбно смотреть на остовы зданий без крыш, окон, с полуразрушенными потолками. И не сложно разобраться, где были казармы, где штаб, столовая. Хорошо сохранился асфальтированный плац, где теперь расположились деревянные пушки  с самодельным памятником погибшим морякам. А в стороне еще памятник в более профессиональном исполнении- матрос на гранитном постаменте, с памятной плитой и возложенным, видимо недавно, венком в цветах триколора. У заброшенной проходной неожиданного гостя вышел проводить ласковый рыжий кот, потерся о ноги. Не мешало бы знать – о чем бы он мог поведать.
А прежде чем попасть в заброшенную часть, пришлось поудивляться подземным ходам, идущим вглубь горы, частично раскопанным. Аккуратные бетонные входы со ступенями вглубь, в темноту, где даже света  фонарика сотового телефона уже не хватает. А в темень спускаться жутковато. Где-то вблизи от пляжа читаешь: «Внимание- змеи!» И в подтверждение, на обочине у проезжей части, тоже, недалеко, встретил раскатанную бедняжку, зеленовато- коричневого цвета- конечно не уж. Встретилась и брошенная, уже ржавая техника- назначение которой самому определить не удалось- цилиндрическое, ступенчатое, стальное, бронированное сооружение с пяток  метров над землей и такое же, только бетонное, для обслуги, под землей. Не охраняемое, но внушительной толщины люк заварен наглухо. В последствии рассказали- это оптический прицел, направленный на море. Он помогал настроить на нужную цель вот эту батарею.
В противоположной стороне поселка еще одна гора, точнее возвышенность, где находится так же сооружение времен ОВ- мощный бастион, 38 батарея. Вросшее в вершину горы, довольно длинное, бетонное литьё с глубокими ходами и невысокими башнями. На уступах стены множественные следы от пуль, осколков, даже с остатками снарядов внутри бетонных рытвин, в ладонь глубиной. Площадка перед бастионом с искусственными трамплинами, по рассказу мотоциклиста Сергея, с недавних пор используется как полигон для мотогонок.
Отсюда прекрасный вид на окрестности- на морском рейде корабли- как на ладони. Рядом- детский лагерь- до моря рукой подать. Видимо, эта же причина соблазнила какого- то олигарха начать стройку очень крупного сооружения. Теперь- долгострой. Причины известны, заброшен и зарастает.
Интересными и более праздничными состоялись две поездки в Севастополь- в одну невозможно все рассмотреть. Этот город славы русских моряков- полумиллионник в туристический сезон превращается в миллионник. И всех он принимает как своих родных. Настроение от посещения- лучше не бывает! Центром города считается набережная, потому переплыв бухту на катере, сразу оказываешься в месте, где весь цвет города- прекрасная классическая архитектура, памятники, замечательные- чистые и ухоженные прилегающие парки, скверы, фонтаны, и ближе к вечеру все движимое население приходит сюда. Аттракционы, торговля сувенирами и сладостями, концерты артистов- самородков, катание на лошади, пони- всего не перечислить, что можно здесь встретить. Но, потерялся ребенок- плачет девочка лет десяти и заволновалась вся набережная, торговцы просят: «Передайте- дядя Вова, девочка потерялась, плачет!»
Расстроил только один маленький случай. У перил набережной, в уголке, мальчик лет тринадцати на флейте играет гимн России. У ног коробка с надписью- Донецк. Трогает душу. Может кто и подучил- но это неважно. Все прохожие опускают купюры- кто сколько может. Одна миловидная дама, видимо с дочкой, ровесницей музыканту, отпускает реплику: «И больше тебя ни чему не научили в музыкальной школе!» Все оглядываются,  мальчик продолжает играть.
  Голова идет кругом- что смотреть и снимать на фото. Но центром притяжения внимания будут памятники Нахимову, Погибшим Кораблям, и Защитникам Севастополя. Они стали символами не только этого города- героя, но и символами морской славы всей России. По большей части их знаешь из учебников и по фотографиям, но, вот ты стоишь рядом… Не веришь себе.
В киосках полно бескозырок, тельняшек, других морских атрибутов. О море, о моряках, катерах и кораблях разговоров не слышно- море внутри людей, они существуют им. Севастополь- город моряков!
Покидая Крым, и уже с тоской по дому, и с маленькой грустью расставания с легендой- и чего- то увидеть не успел. Но конечно же радуешься себе- все- таки успел в своей жизни узнать и увидеть много нового. А самое главное,  убедился лично- Крым, крымчане- живут полноценной жизнью и радуются ей, и извлекают от перемен пользу. А это радует больше всего- они достойны того.

30. 07. 2018 г.                Колесник А. В.


Рецензии