Не распитая бутылка

Посвящается моему другу
летчику-истребителю
             

           Кирилл сидел на веранде и играл в нарды с соседом Матвеем. Уже месяц он не знал куда ему использовать свободное время, нежданно появившееся в его жизни. Нет, он знал, что рано или поздно, но придет время выслуги и его отправят на «пенсию», и все же был не готов. Лётные дни отбирали у него большую половину суток и, он плыл, как по течению, по отлаженному за долгие годы пути с утра и до позднего вечера на службе, или в ночных полетах. И вот свобода от всего: полетов, их разборок, инструктажей его звена и так далее.

Жена искоса поглядывала на притихшего, не похожего на себя мужа. Это ей не очень нравилось. Кириллу надо было вписываться в обыденную жизнь гражданского человека. Военная служба закончена. Все! Точка! Но у нее не было уверенности, что он быстро адоптируется в этой жизни, судя по тому, что на столе стояла бутылка водки и два стакана. Сосед на его предложение выпить с ним за компанию, сопротивлялся, что к зелью не охоч.
- А я что тебе алкоголик? Просто на душе скверно, вот и решил выпить, но одному не пьется, решил угостить тебя, за компанию распить бутылку горькой.
- Давай вместо водки, ты мне лучше расскажешь о своей службе в авиации, - попросил Матвей.

- Да что рассказывать, за время службы сменил десять гарнизонов. Бывало, что от дома до лагерного аэродрома сотни километров, и с семьей виделся не чаще одного раза в две недели.
В середине семидесятых (прошлого уже века) первый полк Тамбовского ВВАУЛ, летавший на учебных самолетах Л-29, перебазировали в Тулу на бывший аэродром транспортников. Там стояли Ан-12, но полк расформировали и аэродром передали Тамбовскому ВВАУЛ вместе со столовой и батальоном технического обслуживания. Тула от Тамбова в трехсот километрах на северо-запад.  Лагерные аэродромы, закрепленные за Тульским полком, остались прежними – в Кирсанове в восьмидесяти километрах от Тамбова и до Новгородовке пятьдесят. Летали на лагерных аэродромах с курсантами с мая до начала октября.

 Летать в Туле с курсантами не представлялось возможным по многим причинам. Поэтому каждую весну полк перелетал на лагерные аэродромы. Две эскадрильи летели в Кирсанов, две в Новгородовку.
Если раньше на выходные можно было уехать домой в Тамбов на автобусе, либо на поезде, или на своем транспорте, то теперь, до Тулы ждали самолет. В субботу прилетал Ан-26 или Ан-12, забирал часть личного состава и увозил в Тулу на побывку к семьям. Народу было много, поэтому летали по очереди, раз в две недели. А в понедельник обратно в Кирсанов и Новгородовку.

Перед отлетом народ собирался на площадке рядом с диспетчерской, там же обитала метеослужба. Иногда борт прилетал точно по времени, а иногда прилично задерживался, бывало и вовсе отменялся. Улетавшие в Тулу развлекали себя сами как могли. Кто спал на травке, кто тихонечко в сторонке в картишки поигрывал, кто в курилке художественным трепом занимался.

 Летчики домой летали как правило со штурманским портфелем, он очень объемный и туда можно было сложить все что нужно и даже больше. И чаще всего эти портфели укладывались на площадке где придется и были на время ожидания практически бесхозными. Нет, ничего и никогда не пропадало, но прилетавшие домой иногда в своих портфелях обнаруживали лишнее. Чаще всего шутники подкладывали в него бутылку с керосином или половинку кирпича, аккуратно завернутые в газету. Я дважды обнаруживал у себя в портфеле аккуратно завернутые бутылки. Первый раз бутылка была с керосином, при этом жена похвалила за хозяйственность, он ей зачем-то был как раз нужен. Иначе в понедельник я бы эту бутылку сунул кому-нибудь в портфель. Другой раз я опять обнаружил бутылку, но развернув газету, увидел бутылку коньяка, настоящую, магазинную, не открытую. Это мне ее курсанты втихаря подложили, как раз на тот момент начались у них самостоятельные полеты.

Но однажды кто-то из летчиков по прилету в Тулу обнаружил у себя в портфеле гаечный ключ. Это был гаечный ключ – чемпион, сантиметров пятьдесят в длину, в портфель он помещался только по диагонали. Наверное, от какого-то здорового трактора, не новый, изрядно заржавевший. Видимо первому шутнику попался под ноги и споткнувшись о ключ, он его не выбросил, а захватил с собой до субботы. И, во время ожидания самолета, тихонечко сунул товарищу в портфель аккуратно завернув в газету. Счастливчик, обнаруживший у себя в портфеле ключ, его не выбросил, приберег до понедельника, чтобы продолжить ключевую эстафету. Ключик летал из Кирсанова в Тулу и обратно все лето, используя транспортную авиацию ВВС Московского округа, то на Ан-26, то на Ан-12. К сожалению, на каком-то перелете, ближе к осени, ключик был утерян. Скорее всего попался стрессо - неустойчивому пилоту, который его просто выбросил.

Однажды, в субботу, мы ожидали Ан-12 из Кубинки. День был солнечный, теплый, ближе к концу августа, как раз пошли яблоки. А в Кирсанове их море и стоили они тогда за ведро один рубль. Народ ожидал самолет в Тулу, заранее позаботившись о продовольственной проблеме. У некоторых кроме портфеля или сумки было еще и ведро с яблоками, а у кого и два, а вот дамочки из столовой и вовсе были затарены больше чем руки могут унести.

Ждали борт с нетерпением. И вот дождались мы этого белого лебедя. Приземлившийся Ан-12 был выкрашен в белый цвет и вместо звезд на крыльях у него во весь киль был нарисован флаг СССР. Нам без разницы, лишь бы до Тулы отвез. Народ робко выстроился недалеко от борта, пряча за спиной свои фруктово-помидорные запасы в ведрах. Двигатели выключились, дверь самолета распахнулась, вниз соскользнула стремянка и по ней скатился маленький, круглый человечек в белом подшлемнике, у которого одно ухо опущено, другое задрано. Человечек подкатился к командиру полка стоявшего ближе всех к самолету и трудно было не догадаться, что он и есть командир этой бригады фруктовых перевозчиков. Но, а во-вторых, он был ростом самый большой в полку.

Человечек протянул ему руку, и тут мы все догадались, что этот кругленький в белом комбезе и есть командир «нашего» «Белого лебедя». Комполка пожал руку прибывшего и как-то заискивающе, не подобающе командиру полка, стал оправдываться и называть цифру количества личного состава, собравшегося на посадочной площадке в ожидании перелета Кирсанов - Тула. Человек в белом комбинезоне и белом подшлемнике с одним опущенным ухом посмотрел на притихшую толпу офицеров, прапорщиков и поварих вместе с телефонистками, оценивая их количество и самое немаловажное для данного случая вес всей этой толпы, выдержал паузу, и, произнес громко: «Сади всех!!!».

Толпа оживилась и стала грузиться на борт, поднимаясь к дверям самолета по той самой стремянке, которая несколько минут назад выскользнула из дверей самолета на Кирсановскую землю.
Мы люди военные, быстро загрузились, тем более опыт в подобных перелетах у всех был уже очень приличный. Загрузилось человек семьдесят, а может немного больше, и, как я уже говорил, каждый с ведром и сумкой, а то и двумя ведрами. Но самолет еще должен был взять тридцать человек из Новгородовки. Взлетели и не убирая шасси, этот белый лебедь, долетел до Новгородовки очень быстро. Там естественно, та же картина – народ с сумками и ведрами, на борт поднялись еще сорок человек. Последним зашел командир экипажа.  За ним подняли стремянку и закрыли дверь.
 Перед входом в кабину он остановился, оглянулся и посмотрел на грузовой отсек, набитый нами и нашими ведрами. Он что-то пробормотал себе под нос, а потом громко сказал:
- «Ну что покойнички? Полетели?!».

 Поварихи и весь женский персонал, сидевшие как раз все там, грустно затихли и, надолго.

 Самолет внутри был в десантном варианте. Сиденья вдоль бортов и посредине два ряда. Но, а дальше все происходило как в аэрофлоте, только без аниматоров.  Командир лично поприветствовал пассажиров, от его приветствия у многих побежали мурашки по телу, и пошли на взлет. Хотя это и была суббота, но все работали, отлетали первую смену. Естественно немного устали, и, после взлета, особенно летный состав начали засыпать. Через полчаса спали все кроме приободренных женщин «напутственным словом» командира экипажа.
 
И вдруг, гнусно, противно и громко заорала сирена и зажглось табло с красной надписью над рампой «ПОШЕЛ». Все проснулись, каждый по-своему оценил шутку командира корабля. Но набор слов и фраз был все же однотипным и в литературе обычно не встречается.

Я много раз летал по этому маршруту пассажиром, но вот этот полет очень запомнился. Жаль, не знал и не знаю до сих пор ни имени, ни фамилии, ни звания этого маленького, не лишенного юмора командира авиаборта.

- Ты замечательный рассказчик Кирилл, - сказал Матвей. - О серьезном с легким юмором. Завидую я тебе, хотя жизнь моя прошла не менее интересно, все же летчики, это особые люди, и я в этом убедился еще раз.

Они расстались по - доброму, а бутылка водки так и осталась стоять на столе. О ней просто забыли.


Рецензии
Эта повесть заслуживает всяческих похвал!

Юрий Николаевич Горбачев 2   01.12.2022 16:33     Заявить о нарушении
Спасибо Юрий Николаевич! С признательностью. Приятно читать такие строки.

Анна Колбасова   01.12.2022 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.