Масонство Белорусское

Масонство пришло на территорию Беларуси изначально из Германии, потом из Польши, затем из Литвы и России.

Первые ложи, которые обратили своё внимание на Землю Беларуси, входившие в состав Речи Посполитой, находились в Германии, поскольку там находилась резиденция первых престолонаследников на королевство в Польше.

В первой половине 18 века в Российской империи работали ложи с ритуалами на французском языке, шведском, немецком, английском языках. В них были как подданные Российской империи, так и иностранцы.

Масонство в Белоруссии конца 18в. и начала 19в. во много зависело от обстоятельств в Польше. Если затихало масонское движение в Польше, то затихало оно и в Малороссии.

Белорусские масоны 18-19 в. почти все управлялись из Польши через Литву. Белорусское масонство предлагало своим членам возможность самореализации. Некоторых привлекали материальный интерес, перемещение по служебной лестнице, вхождение в элитные круги. Слабый литератор, журналист мог вступить в ложу, а братья по ложе разнесут по всей стране его произведения как вершину мудрости, знаний и остроумия. Его книги купят в магазинах. Братья дадут ему рекомендацию, деньги. Но были такие, которые следовали масонским установкам, положенным в основание их лож присутствия.

За подчинение литвинского масонства шла борьба между Большим Востоком Польским и Великим Востоком Петербургском, который всеми средствами хотел привлечь его к себе.

На землях Беларуси в конце 18в. и начала 19в. действовало 16 масонских лож, которые насчитывали не менее 1000 братьев. За них вели борьбу Великий Восток Польский и петербургская Великая Ложа Астрэя.

Однако, белорусские ложи остались в ведении Большого Польского Востока. Масонство сгруппировало различные части демократического общества к решению главной задачи – возрождения былой государственности. Оно внесло в жизнь народа лозунги равенства, вольности и братства, повлияла на создание и деятельность различных обществ.

Из наиболее важных фигур Белорусско-польского масонства можно отметить Адама Мицкевича, Томаша Зана, Ластовского Вацлава, Луцкевича.

Борьба между российским и польским Востоком привела к тому, что в 1820 г. среди литовско-белорусского масонства возник проект создания самостоятельного Великого Востока Литовского.

Белорусско-литвинское масонство имело влияние на создание тайных организаций среди учащейся молодёжи, офицеров, интеллигенции.

После указа Императора Александра Первого от 1822г. все ложи должны были быть закрыты, имущество конфисковано и сдано в архивы. все государственные чиновники, учителя школ, профессора, военные должны были дать подписку о непринадлежности как к масонским ложам, так к другим тайным обществам в крае или за границей.

Тем не менее, часть масон продолжала тайно вести своё деятельность. К примеру, Ложа Друзей Человечества на Востоке Гродно продолжала работать в течение 1825-1840г. Некоторые из вольтерьянцев продолжали тайно собираться под эгидой этой ложи на частных квартирах.

Могилёв Был главным центром распространения масонских лож на начальном этапе развития в Белоруссии. Первая в Белоруссии ложа Двух орлов начала свои работы в 1770г. именно здесь. Полоцк после Могилёва этот город был вторым по значению центром распространения масонских лож в Белоруссии.

Масоны на землях Беларуси в 19в. имели хорошо налаженные контакты с ложами Польши и России. Например, минская ложа Северный Факел поддерживала связи с ложами Кракова (Святыня Ревности), Ломже (Восходящее Солнце), Петербурга (Астрэя, Белый Орел, Елизаветы), Варшавы (Изыс, Казимир Великий, Свет Минервы), Плоцка (Совершенство), Седльца (Белый Орел), Ра-дома (Восходящая Малиновка), Люблина (Адшуканая Вольность),Счастливое Вызваленне (Несвиж), и Владислав Ягайло (Слуцк).

В Белорусские ложи начала 19 в. также входили и военные из российских частей, которые находились временно на территории Беларуси. Например, адъютант генерала И.К. О’Рурка, И.С. Бестужев, полковники Вкусов Бетхер, Эммануэль Рашэт, Павел Степанов.

+++++++++++++++++++++++++

Белорусские масоны искали, прежде всего, новизну, открытия тайны, намеренно скрытой масонской легендой. Масон-белорус слишком много не думал. Не прикоснувшись тайны так быстро, как того жаждал, он уговаривал себя, что она есть, но она так возвышенно, благородно и так глубоко скрыта, что он её отыскать не сумеет. Успокоив себя таким образом, Белорусский масон сидел в масонстве дальше. Всё это было связано с польско-литовскими настроениями в обществе, которое имело в то время угнетающее влияние на складывающееся белорусское масонство. Потом вышел указ Александра I о полном запрещении масонских лож.

Главной целью белорусских масон было самосовершенствование, преобразование изначально испорченной человеческой натуры. Об открытии ложи Владислав Ягайло на Востоке Слуцка Квиналовский говорил, что это восход солнца, первые лучи которого выводят из ночной тьмы, всему природному эти лучи возвращают движение и жизнь.

Трапна из Большого Востока говорил на одном из заседаний ложи Северный Факел: единой целью для всех нас является распространение истинного света на земном шаре, выведение из глубины тьмы терпеливых народов, привитие их к хорошей жизни, и, когда вселенная станет одной компанией, соединённой братскими узами, тогда существование людей будет настоящим.

Масонская ложа ставит перед собой задачу оказания содействия действующим властям решать социальные проблемы, развивать культуру и науку, улучшать отношения с другими странами. Если устав именно таков, то не могут возникнуть проблемы регистрации такой организации в Беларуси.

Сейчас братья в Беларуси своё членство в ордене не афишируют. Об этом знают их близкие люди, и они относятся к этому лояльно, с пониманием.

Многие приходят в братство из любопытства. Такие быстро охладевают к масонству. Есть люди, которые стремятся найти в масонстве возможность духовного развития. Другие приходят за братским общением. В этом смысле масонская ложа является мощной альтернативой дискотекам, кинотеатрам, ресторанам.

Масонская ложа ставит перед собой задачу оказания содействия действующим властям решать социальные проблемы, развивать культуру и науку, улучшать отношения с другими странами. Если устав именно таков, то не могут возникнуть проблемы регистрации такой организации в Беларуси.

Сейчас братья в Беларуси своё членство в ордене не афишируют. Об этом знают их близкие люди, и они относятся к этому лояльно, с пониманием.

Многие приходят в Белорусское масонское братство из любопытства. Они быстро охладевают к масонству. Есть люди, которые стремятся найти в масонстве возможность духовного развития. Другие приходят за братским общением. В этом смысле масонская ложа является альтернативой дискотекам, кинотеатрам, ресторанам.

Масонство белорусское -- это свободное сообщество независимых людей безотносительно к их вероисповеданию, стремящееся к осуществлению идеалов мира, любви и братства.

В белорусской интерпретации масонство — это общественное движение свободных людей, духовная практика и этическое учение.

Через современное масонство братья познакомятся с интересными людьми, с которыми можно разделить общие интересы, провести время.

Масонство в славян это интеллектуальные встречи-игры в бизнес-программы или в соц-программы. Это также совместные праздники, шашлыки, небольшие путешествия, встречи с танцами, знакомства, походы на концерты.

Белорусские масоны мечтали о создании, о возвращении человечества к обществу на правилах Иисуса Христа.

++++++++++++++++++++++++++++

Социальный Состав Белорусских лож 18--19вв.

Лица, профессиональный статус которых неизвестен, 187.

Военные – 122 чел.

Помещики -- 102 чел.

Судебные работники – 97 человек.

Администрация – 78 чел.

Врачи -- 25 чел.

Служащие по учебной части 18 чел.

Композиторы и музыканты 10 чел.

Слуги 10 чел.

Высшие государственные чины 7 чел.

Профессора и учёные 6 чел.

Служащие по полицейской части 5 чел.

Ремесленники 4 чел.

Католические священники 3 чел.

Придворные чины 1 чел.

Художники скульпторы 1 чел.


Рецензии