Мои современники. М. Д. Арзуманов

   Арзуманов Михаил Джеванширович - Народный артист республики Адыгея, Заслуженный артист России,  актер-солист камерного музыкального театра имени А.А. Ханаху. С 2004 года заведующий отделением эстрадного пения в Адыгейском республиканском колледже искусств имени У.Х. Тхабисимова.
С Михаилом Джеваншировичем Арзумановым я училась в одно время на Всесоюзных курсах по подготовке преподавателей  мировой художественной культуры в школах  Советского Союза. Эти курсы были организованы Центральным институтом повышения квалификации учителей в Москве при поддержке института художественного воспитания при  АПН СССР (Академии педагогических наук СССР). Курсовые сессии проводились с 1986  по 1989 гг. в Москве и Краснодаре, поскольку краснодарская группа учителей была самой многочисленной. Михаил Джеванширович еще с двумя девочками из Майкопа представлял Адыгею.
Мы называли его просто Мишей. Или очень любовно Диванширмовичем. С первого же дня знакомства с этим человеком мы поняли, что наш Миша  – не только человек от Бога, но и Божий любимец, которого Господь одарил всеми возможными талантами. Своим артистизмом, оптимизмом, добродушием и непомерной отзывчивостью Миша покорил всех на курсе.
Самыми отличительными чертами нашего Диванширмовича были отзывчивость и безотказность. Во время сессий он постоянно где-то кому-то оказывал  помощь. Как он успевал переделать  дела и решить проблемы всех своих друзей и знакомых, никто не знает. Ведь всех Мишиных друзей и знакомых как в Москве, так и в Краснодаре трудно перечесть. О Майкопе я уже молчу. То Миша кому-то перевозит вещи на дачу, то с кем-то у кого-то давит виноград, то хлопочет о родственнике приятеля своего университетского товарища. При этом Миша был непременным участником всех наших внеучебных занятий и мероприятий. Без Миши никак нельзя было управиться, потому что Миша был у нас самым умелым аккомпаниатором. В искусстве импровизации на фортепиано с ним никто не мог сравниться, хотя музыкантов на курсе было много. Он играл все: классику, джаз, популярную музыку, народную. Он играл сходу с листа и  на слух без всякой предварительной репетиции.
Помню, во время одной из последних сессий, которая проходила в Краснодаре, наша группа готовила выпускной концерт-турнир для наших руководителей и кураторов. Приехали москвичи, работающие над программой, наши руководители из ИУУ. Разумеется, в концерте в той или иной степени участвовали все курсанты. Мне выпала честь написать сценарий. Миша должен был аккомпанировать. Музыки и пения в концерте было много. Репетировали мы серьезно. Не хотелось ударить лицом в грязь. Не стоит говорить о том, что каждый из курсантов отнесся к своей роли очень ответственно. Как бы ни были мы все заняты помимо учебы (ведь у нас были семьи и учились мы, не оставляя  работу в своих школах) на репетиции мы собирались исправно. Кроме Миши. Он кому-то помогает. Поначалу я как сценарист и режиссер очень нервничала по этому поводу.
- Граждане, где Миша? Почему его нет?
За него обычно отдувались его землячки, девочки из Майкопа.
- Миша на свадьбе. Его пригласили тамадой. Но ты не волнуйся: он сыграет все, что надо.
В следующий раз опять:
- Девчонки, где Миша?
- Миша вещи перевозит на дачу своего друга. Да сыграет он, чего ты переживаешь?
 Наконец, генеральная репетиция. Миши, как и следовало ожидать, нет.
- Не волнуйся, Миша сыграет. Ты только напиши в сценарии, где что играть, и укажи тональность. На концерте поставишь сценарий у него перед носом, он и сыграет.
И вот наступил день концерта. Все в сборе. Миши нет. Я вся на нервах. Артисты слегка волнуются. Майкопские девочки спокойны, как отражение луны в тихом озере.
- Миша с утра пошел давить виноград. Но к двум часам он будет здесь, как штык.
И вот за пять минут до начала Миша в костюме и в прекрасном настроении появляется на сцене и тут же садится за рояль:
- Ну, что тут надо делать?
Я ставлю на пюпитр сценарий и успеваю только указать, в каком месте что следует сыграть.
И Миша играет все наизусть без единой ошибки и помарки. Концерт проходит на «ура».
Тогда я увидела воочию гениального артиста, мастера импровизации, исполнителя от Бога.
Наблюдая за этим человеком, я увидела, что характер у него чрезвычайно покладистый и добродушный. Со всеми женщинами на курсе и с преподавателями он был очень предупредителен и корректен. И его любили все за деликатность и обходительность. Это был человек-солнце, светившее всем и вовсю. Никто никогда не видел его мрачным, сердитым, недовольным чем-нибудь. По-моему, этих качеств у него и в природе не было. Обладая тонким чувством юмора, он щедро одаривал нас шутками и остротами.
Когда кому-нибудь нужна была помощь, он помогал бескорыстно делом, не дожидаясь, когда его попросят.
Несколько лет назад мне довелось услышать со сцены, как Михаил Джеванширович Арзуманов поет. И я почувствовала себя счастливой оттого, что имела когда-то удовольствие видеть, знать и общаться с этим человеком на расстоянии вытянутой для рукопожатия руки.


 


Рецензии