Мыльная яма

 
11/22/2020 я впервые решил записаться в соцсети а конкретно в «Одноклассники». Нашел несколько однокласников, друзей, знакомых и соседей.
Как-то в комментарии к фотографии Р Юсупова, бывшего моего соседа, посвященному строительству домов на территории "гидролизного городка" я обнаружил очень интересное сообщение. Его автор Камал Абдуллаев, смело могу предположить, что он коренной Ферганец так как хорошо знает "народные" названия частей города Ферганы. Я получил удовольствие прочитав его комментарий. К слову сказать Камал оказался не только высококлассным инженером электромонтажником, но и поэтом. Камал Абдуллаев / Стихи.ру (stihi.ru). Советую почитать.

Многим Ферганцам еще памятны такие названия как: тягша, моталка, кирзовая, мыльная яма и прочие. Для людей нашего возраста эти названия асоциируются с нашей молодостью и вызывают теплые воспоминания, но, к сожалению, возврата к тем временам нет. Как говорится в одну реку нельзя войти дважды.
И так с одним местом, а именно "мыльной ямой" у меня в памяти всплыл давний разказ человека жизнь которого имела прямое отношение к этому месту.
«Мыльная яма» была действительно ямой куда сливались отходы производства цеха по производству мыла на ферганском масложировом комбинате (МЖК). Как я понимаю тогда ни о каких очистных сооружениях или канализации речи не было. И учитывая, что рядом протекал Маргилан сай, и не только, яма представляла из себя настоящее экологическое бедствие. Но тогда об этом никто не думал: отходы уйдут под землю, рассосется, испарится. Слава Богу сегодня люди думают иначе. В те годы комбинат распологался на улице 25 лет Октября, если я не ошибаюсь так называлась тогда эта улица, рядом с тепло электростанцией (ТЭС).

Так вот рассказчик в те далекие, тяжелые, голодные послевоенные годы работала рабочей на МЖК.  Ее звали Шокира опа. Не хватало всего самого необходимого в том числе мыла и она, даже являясь рабочим мыльного цеха не могла купить мыла для своих нужд. Она не была одинока: все были в таком бедственном положении. И каждый выкручивался как мог. Так работники МЖК ходили на мыльную яму и соскребали осевшую на стенках жижу отдаленно напоминавшее мыло. Вроде эти люди делали доброе дело помогали утилизировать отходы производства помогая сохранять природу и по идее должны были бы получить премию. При этом они сами и их родные подвергали риску свое здоровье: все-таки это отходы. Но по неизвестным, теперь, причинам именно ее задерживает "бдительная" охрана МЖК и вместе с жижей отходов передают милиции. А те на полном серьезе начинают полноценное расследование случая "хищения социалистической собственности". Сегодня это выглядит дико, несоразмерно действию обвиняемой. Даже тогда следователь, изучив дело и видя, что у обвиняемой малолетний ребенок предложил предъявить медицинскую справку о болезни что бы облекчить ее положение. Видимо следователь не потерял человечность полностью. Но обвиняемая ответила: Бог мне дал здоровье и если я буду обманывать, то это может вызвать гнев Бога. В результате ее осудили на 7 долгих лет!!!!! И это за кусок жижи из ямы отходов!!!!! Мой рассказчик, отбыв заключение от «звонка до звонка» и вернувшись из заключения прожила долгую жизнь и ушла из жизни, когда ей было за 90 лет. Во истину Бог дал ей здоровья может, потому что она не стала кривить душой даже в такой критической ситуации.

Меня поражает та жестокость по отношению к простой рабочей женщине, матери, жене. Смотря на эту историю их далекого прошлого, я допускаю что тем, кто на самом деле воровал "социалистическую собственность" но вагонами надо было показать борьбу с расхитителями, и они это показали. Но это всего лишь мои предположения и это уже предмет другой истории.

Пару слов о семье Шокира опа. Ее муж Хасан обы был мастером на все руки и в том числе прекрасный жестянщик. Я помню, как он за неделю сделал дождевые сливы и трубы к ним для нашего дома. Он был фронтовиком. Небольшого росточка, с бородой всегда улыбчивый человек излучавший бесконечную позитивную энергию.
У Шокира опа и Хасан обы была дочь Раиса опа. Она всю жизнь проработала на швейной фабрике. Она была дружна с моей родственницей Риммой. К большому сожалению, она не смогла создать свою семью и всю жизнь прожила в родительском маленьком домике и ушла из жизни там же. Их род на этом и закончился....
Вся семья была предельно честными людьми, людьми труда, искренне веровавшие в Бога. Пусть их место будет в Раю, темные могилы светлыми....
 
 
12/11/2020


Рецензии