993. Хуторская чертовщина. Васяткина потеря

                Вылетевший из повозки Васятка, ещё продолжал кувыркаться, катясь вниз склона, сопровождая свое падение вскриками и визгом, а в то же время Володька не на шутку испугавшись, цепко ухватился за борт, не имея никакого желания вываливаться и составить компанию своему братцу.
              Но ещё больший страх испытывал Володька по причине того, что тележка может перевернуться и накрыть его сверху, подобно крышке гроба, а уж что может произойти с ним дальше, лучше уж и не думать.
                В этой зависшей ситуации, когда тележка встала на два колеса, надо отдать должное упорству ишака, свались он на бок и тогда беды было бы не миновать.
               Но Мишка, проявляя физическое упорство, встав в раскорячку на четыре ноги, попросту сдержал боковой напор оглоблей и не дал тележке перевернуться колёсами к верху.
                Вначале плавно, а затем всё ускоряясь, тележка бухнулась на все четыре колеса, а ошарашенный Володька подобно степной пичуге, замер с вытаращенными глазами, ещё не веря в удачный исход и большое везение. 
               Сидя на дороге, завывал Васятка, вытирая одним рукавом слезы с глаз, а другим смахивал и размазывал сопли под носом, а Володька сидел не шелохнувшись, боясь спугнуть удачу, такое везение возможно случается раз в жизни.
                И только истошный ишачий клич, оповестивший округу победоносным торжеством, прозвучавшим подобно походным литаврам, привёл Володьку в чувства, заставив с большой осторожностью взять в свои трясущие руки вожжи и с большим уважением обратиться к ишаку:
-Мишка, дорогой ты ишачок.
-Ты на нас особо не серчай, только давай потихоньку выезжать на дорогу.
- Если чем тебя обидели, то извиняй, мы тебе зла не хотели причинить, вышло всё как – то по дурному.
-Ну, уж как ни будь трогай, сам выбирайся, а я тебе мешать не стану.
- Только давай поедем, нам здесь стоять долго нельзя, скоро вечер наступит.
                Мишка и без Володькиной подсказки понимал, что пора бы домой возвращаться, но ему очень хотелось ещё немножко поглумится над этими желторотыми воробьишками, доставившие ему столько неприятностей всего за одну поездку.
                Самое большое удовольствие ему доставлял ноющий Васятка, этот жидкий на расправу малолетний стервец, растерявший свою обувь, ещё пятью минутами назад озорничал, закатывался смехом, а теперь на него даже противно смотреть, да и куда подевалось его не давнее веселье, хотелось бы Мишке знать.
                И как же ему здорово досталось, по существу, пришлось мальцу испытать все прелести полёта и болезненного падения, что тому голопузому птенцу, по собственной глупости выпавшему из гнезда, и всё лишь для того, чтобы все эти неприятности судьбы прочувствовать на собственной шкуре.
             Мишка презренно поглядывал на его заплаканную рожу, испытывая чувство полного ишачьего удовольствия, долг в полной мере им возвращён, но затаившиеся обиды ещё остались.
В конечном счёте, Мишкина победа над двумя сорванцами вышла не в полной мере как им задумывалось, хотелось бы заполучить величавого удовлетворения, чтобы и второй сорванец вылетел из тележки, разделив горькую участь со своим братцем.
                Но по всей видимости, ниспосланной ему рукой судьбы или иною сущностью, решено было свершить над ним естество присущей жалости, оставив всё как есть и даже в большей мере, оградив его от пагубных последствий случая. 
                Мишкина задумка вполне свершилась, что здесь произошло ему уже не изменить, пусть будет так как всё случилось и этим соплякам в дальнейшем будет достойный нравоучительный урок.

                Ишак без всяких на то команд Володьки, тронулся с места, пройдя несколько шагов вперёд, свернул направо и сделав полукруг по склону, выехал на дорогу с полсотни шагов ниже того места, где, размазывая сопли по рукавам, продолжал сидеть Васятка. 
                Васька всё это время хныча и внимательно поглядывая в сторону тележки, вдруг словно очнулся, глянув на свои босые ноги, тут же завертел во все стороны своей головой, резко подскочил, будто ужаленный в одно место, заметался в поисках своей обувки и не желая оставаться на едине, завопил вслед уезжающему брату:
- Вовка! Постой не уезжай!
- Подожди меня!
- Я только свои обрезки свои подберу.
               А Володька, ещё находясь в шоковом состоянии, боялся вообще чего – либо сделать, а тем более шевелить вожжами, идёт себе ишак и пусть идёт, здесь и уклон уже не так крут, оно бы крикнуть ему Васятке, пусть догоняет, да как бы этим выкриком Мишку не обозлить.
               С чувством собачьей брошенности, Васька едва не заскулил, а тут один обрезок сапога найден, а второго, как назло, ни где нет.
             Васятка метался по дороге, то и дело оглядываясь, а тележка с братом всё удалялось от него всё дальше и дальше, двойственность положения разрывало его пополам, за утерю обувки ему здорово влетит дома, но оставаться здесь одному не было никакого желания.
                В какой – то момент здравый смысл одерживает верх, не оставаться же здесь ему одному, а там и вечер не далёк, какой смысл ползать в темноте, всё одно обувки своей не сыщешь.
             Васька, где – то соглашается с предстоящими побоями, не впервой ему подобные наказания, срывается с места мчится вслед за Володькой, бежать босиком одно удовольствие, вполне легко и тем более под уклон.
                Шустрому пацану большой проблемы не составило догнать тележку, в которой полу боком сидел Володька, боявшийся даже оглянуться, он ещё был подвержен ужасу, представляя себе, чтобы случилось с ним перевернись тележка верх колёсами.
                Нет, за самого себя он не переживал, если что худо вышло бы , то Васятка сбегал бы и позвал на помощь, но вот перед дядькой Назаром было бы совестно и стыдно. 
                Ведь он его ослушался, не выполнил строгого наказа, а значит и подвёл, и с какими потом бесстыжими глазами стоят и смотреть на него, выслушивая возмутительные упрёки.
               
                Васька догнал тележку, пристроился сбоку и держась одной рукой за борт, не имея большого желания залезать к Володьке, бодрячком вышагивал с боку, периодически чмурыгая носом.
                Размахивая в такт ходьбы одним найденным обрезком сапога, Васька строил планы, как бы ему не заметно пройти босиком через двор до сенцев, а там пройдя в комнату никто не обратит внимания на его босые ноги, а рано по утру, ещё в потёмках выйдет из дома как ни в чём не бывало, да и обратно на дорогу в поисках второй обувки.
                Только надо будет Володьку предупредить, что он завтра за ним заходить не станет, пусть тогда сам идёт в поле.
              Ваське надоело держать в руке обрезок сапога, и он его попросту забрасывает в тележку, как не нужную вещь, чтоб потом у своего двора забрать с собой.
                Оглянувшийся назад Володька, естественно удивился, чего это Васька снял с себя обрезки сапог, бросил их в тележку, а сам идёт босиком, уж не заболеть ли хочет, чтоб завтра в поле не ходить.
               Всё вполне возможно, Васька ещё тот хитрец на всякие там выдумки, может так правдоподобно прикинуться больным, что это не вызовет никакого сомнения у его родных.
                Если мать всячески потакала Ваське, воспринимая его  болезненное состояние за действительность, то у его бабки Насти лучшим лекарством от всех болезней была холудина, тонкий гибкий ивовый прут, врежет пару раз по спиняке и куда только девалась хворь, как по волшебству  поднимала с лежанки.
                А чего с неё взять, с этой невежественной бабки, у неё на счёт воспитательных мер свой надёжный подход.
             Володька, отвлёкшись от своих горестных мыслей и собрался выяснить у Васятки его предстоящие намерения.
              Если он действительно завтра не пойдет с ним в степь, тогда   Володьке придётся довольно тяжко, одному водить за собой коней и это может затянуться даже на целый день, подыскивая ему нового напарника.
                Чтоб выяснить, так это или нет, Володька спросил:
- Васька, а ты чё, мозоли по натирал на ногах?
- А с чего это ты взял?
-Как с чего, свои обрезки вон, бросил в тележку, а сам шагаешь босиком, простудиться решил?
-Да ничего я не решил, думаешь в одном ботинсе удобнее идти?
-Так надень оба.
- Я бы Вовчик с большим удовольствием это сделал, да второй обрезок где – то у дороги посеял.
- Вижу Васька ты здорово головой о землю шандарахнулся, только у других в глазах двоиться, а у тебя всё вышло до наоборот.
- Разуй глаза Васёк, надень обрезки,
                усмехнувшись, сказал Володька,
- не долго и захворать, шагая босиком.
- А я Вовчик простуды не боюсь, так как с детства закалённый.
- У нашей бабки Насти особо не нагуляешься, чуть по теплее станет, будь добр ходить босиком.
-Она, Вовчик, считает, что так полезней для здоровья,
                Васятка хотя и посчитал, что брат над ним решил подшутить,
- но на всякий случай заглянул в заднюю часть тележки и было чуть не ахнул от удивления,
-твою налево, а он чё, всё время здесь лежал?
- Я весь изыскался, ползая по обочинам, а он подлец лежит себе в тележке и молчит.
-Вовчик, тебе что, трудно было сказать, что мой ботинс в тележке?
- Видел же, что я поисками занят, хотя бы подсказал мне!
- Да откуда мне было видеть, мне не до твоих обрезок было, ты кувыркался по дороге, а я едва не охренел, когда тележка встала на два колеса.
- Думал, всё мне, полная хана, опрокинется тележка и накроет сверху, а ишак испугается и поволочёт за собой. 
-Меня до сих пор колотит, как только представлю себе последствия, гусиной кожей покрываюсь, а по спине мурашки так и бегают.
- А ты говоришь чё не подсказал, когда было подсказывать, когда я на волосок от смерти пребывал.
-Ну уж так и на волосок?
- Да брось ты выдумывать, обошлось ведь всё и мои обрезки нашлись,
                повеселевшим голосом произнёс Васятка.
-Обошлось - то обошлось, да мне что – то не особо весело.
- Да не хандри ты, Вовка, всё ж вышло как нельзя лучше, и никто об этом не узнает, подумаешь едва тележка не перевернулась.
-Ты вон, в тележке усидел, а меня выкинуло и охнуть не успел.
-Сразу и не сообразил, где здесь небо, а где земля, пока не шмякнулся об дорогу.
- И ничего, как видишь цел, слегка измазался, так это не в счёт, главное, что цел.
-Тебе Васька хорошо, ни за что не отвечаешь, даже если и случилось перевернуться, то во всём был только я виноват.
- Да ладно тебе нытьё разводить, ишак и тележка не пострадали, мы тоже, чего себя накручивать, что бычий хвост на руку.
- Радуйся дурилка, всё же хорошо вышло, и мы вдоволь повеселились, будет потом чего вспомнить.
-Ну ты Васька вылитый дед Николай, пронесло и радуешься не понятно чему.
-Залез бы в тележку, чего ноги зря бить, завтра ещё успеем находиться по полю, наматывая круги.
-А я Вовчик привыкший ходить, мне это не в тягость.
-Ага, скажи это кому ни будь другому, а меня не надуришь.
-Уж лучше признайся, что боишься вновь вывалиться из тележки, да здесь уже пологий склон, Мишке особо не разбежаться.
- Да ничего я не боюсь, с чего это ты взял?
-Да я вон с какой высоченной скирды падал, хрякнулся вниз башкой и никаких последствий, а тут какая - то тележка.
- Так тогда залезай или тебе надо, чтоб я ишака остановил?
- Да залезу я, залезу, только перекрёсток проедем и залезу.
- Ну смотри, я больше предлагать не стану, если тебе так хочется, то шагай сбоку, только потом не жалуйся, что я тебе не разрешал в тележке ехать.
- А чё мне жаловаться, хочу иду, хочу еду.
- Может я аппетит нагуливаю, бабка обещала вечером вкусно покормить.
- Если бы тебе не ишака с тележкой отводить, пошли бы вместе ко мне.
- Моя мать всегда тебе рада, даже мне тебя ставит в пример.
-Не Васька, к вам я не пойду, у меня ещё не все дела сделаны, а потом ещё на другой край пешака драпать, успеть бы до ночи к себе до двора дойти.
- Да чё я маленький, имею соображения, ты ещё в тележке будешь трястись, а я уже буду свой пузик вкуснятиной набивать.
                Володька пренебрежительно хмыкнул, да знает он, какая может быть вкуснятина у Дубасенковых, тем более по весне, когда всё что можно съесть, их прожорливая семейка подобрала подчистую.
               Они не всегда себе могут позволить каши с молоком поесть вдоволь, а тем более ещё и его накормить.
                Оно конечно, приятно, когда тебя зовут в гости и обещают накормить, но обещаниями Васятки сыт не будешь, да и нет полной уверенности, что ему будут очень рады в вечерний час.
                Володька скромно промолчал, а чего было хвастать, что вот у него намечается ужин так ужин, по наказу дядьки Назара, его как раз вдоволь накормит тётка Лидка, у них даже в самые худшие времена, всегда было чего поесть.

               Не доезжая пары сотен метров до перекрёстка дорог, вдруг ишак заметно ускорился, стал веселее переставлять свои тонкие копытца, и настолько ему легко шагалось, не прилагая ни какого усилия,  могло даже показаться, что тележка сама за ним катиться, хотя здесь уклон был уже не такой значительный.
               Но, по всей возможности, спорить не станем, причина была совсем не в этом, если быть внимательней и свой взор направить строго на запад, то с этого места хорошо просматривались развалины усадьбы, из чего можно было сделать логичный вывод, что тележку покинула прицепившаяся нечисть, ещё там в поле подсев к ребятам тележку.
                А чего ей было ехать в хутор, когда она облюбовала себе место в развалинах усадебного дома.
                Ну и скатертью ей дорожка, пусть отправляется к себе, а кому следовало попасть в хутор, тот непременно вернётся домой, так уж было заведено с давних пор.
           Васятка, как и обещался, по переезду через перекрёсток дорог забраться в тележку, своего слова не сдержал, да и как его было сдержать, когда Мишка шустрил своими ногами и приходилось почти бежать, чтоб не отставать.
                Приостановившись и пропустив вперёд себя тележку, Васятка подцепился сзади, влез в неё, уселся на задницу, натянул на свои ноги обрезки сапог, чему был заметно рад, осознавая, что на сегодня его порка отменяется и вновь вспыхнувшее в нём веселье, не давало ему покою.
               Восторженное настроение Васятки Володьке пришлось не по душе, как можно было вот так резко перемениться в своих эмоциях, когда одно только воспоминание о едва не перевернувшейся тележке, холодком пробегало по спине.
              Чтоб угомонить весёлое настроение своего братца, Володька обернувшись, грубо одёрнул его:
-Васька, что за дурносмех на тебя напал?
-Ты ж совсем не давно завывал как малый кутёк, оставшийся без мамки, а теперь у тебя опять в одном месте зудеть начало.
-Едешь, ото и едь, уже совсем немного осталось, кузницу проедем, а там и двор бабки Марии, завернём за угол и считай, что ты приехал.
- Да чё ты Вовка всё злишься, чё всё дуешься или хочешь походить на дядьку Назара?
- Да дуйся сколько тебе влезет, а как по  мне, так всё хорошо обошлось, даже мои ботинсы при мне остались.
- Вот я и радуюсь, что меня сегодня не вздуют за потерю обувки, а что до ишака с тележкой, как мне до них нет никакого дела.
-Так я и думал,
                отозвался Володька, как кататься и дурачиться, ты Васька первый заводила, а как отвечать, так ты к этому никакого отношения не имеешь.
- Да чё ты ко мне привязался со своей тележкой и ишаком, сдались они мне, как попу гармошка.
-Я тебе веселую компанию хотел составить, а ты на меня свои обиды высказываешь.
                Немного погорячившись ребята притихли и ехали молча, так проехали восточную сторону подворья бабки Марии, Мишка без всяких команд со стороны Володьки завернул на хуторскую улицу и ещё шустрее заторопился скорее попасть к себе, где ему дадут поесть и оставят в полном покое, хотя бы до следующего дня.

         14 – 15 ноябрь 2022г.


Рецензии