По образу

«ПО ОБРАЗУ» И «ПО ПОДОБИЮ».

(Глава из работы «НЕНАУЧНОЕ 3.  Наш мир.»)
И ещё о «Просто». Говоря об образе и представлении в нашем сознании Бога, мы опираемся на слова из Св. Писания.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Бт.1:26).
Для нас это такой «образ», какой внешний вид мы из себя представляем.
Святитель же Василий Великий остерегает от неправильного понимания сих слов, как рассуждений о внешнем сходстве и вот что он пишет по этому поводу.
«Но устрани из сердца непотребные выдумки (представления). Отбрось от себя мысли, не соответствующие величию Бога. Бог не имеет очертаний, Он прост. …»
И далее помимо таких беспредельных характеристик, как Величие, Могущество, (Бог) Всевышний, Всеобъемлющий, Вседержитель, Он Бесконечен и Беспределен, и к ним же святитель добавляет – «природа Его (Бога) проста»! Удивительно! Это почти ускользающая от нашего сознания Его сущность, но она всеохватна и пронизывает всё МироТворение и даже нас с вами. Простота во всём и везде до той самой завораживающей красоты и гениальности. Нет, ни строением нашим мы «образ» и «подобие», ни этим, но заложенным в нас внутренним потенциалом, нашим призванием.

«Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.» (Пс.81:1-7)

Итак, «вы – боги»! Но творя неправду, а попросту, поступая по беззаконию, вы прах, «вы умрете, как человеки».
Простота противостоит мудрёности, лукавству, хитрости, наговору, обману, обиде, жадности, гордыни и к ним же, и от них же бесконечному сонму душевного нездоровья, а попросту – греху. Всё это не Божье, а (наше) человеческое, а, следовательно, отгоняя это «человеческое», мы облечёмся в Божье, в «здравое».

«Не пытайся представить Его внешние очертания – Бог познается в могуществе, природа Его проста, величие неизмеримо. Он присутствует везде и над всем избыточествует; Он неосязаем, невидим. Он – то, что ускользает от восприятия твоего разума; Он не ограничен величиной, не имеет (досл.: «не охвачен») внешних очертаний, не соразмерен никакой силе, не связан временем, не заключен ни в какие границы. К Богу не приложимо то, что приложимо к нам.» (Василий Великий. Беседы на Шестоднев).

Иисус Христос, Господь наш – Вторая Ипостась, Второе Лицо Святой Троиц – Бог Сын! …Бог!
В Евангелиях нет ни одной строчки, даже намёка на Его внешний вид, внешний образ. Мы знаем только, что Ему было 33 года и что Он носил хитон («Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.» (Ин.19:23)). Есть лишь Предание о запечатлении Иисуса - лика нерукотворного.
Но здесь, среди нас, на Земле: Его слова, разговоры, поступки, желания, дела, даже радость, огорчение, раздражения, переживание, мучения (терзания), манера говорить и многое ещё чего даже неуловимого всё, всё это настолько человеческое, наше родное, близкое, куда ещё мы можем быть близки по образу и по подобию, даже с родителями не всегда мы так близки и по искренности похожи. Так в чём же наше подобие и образ Божий, когда мы здесь один в один?
 А Там, где уже нет внешности и тел?
«А Та-ам», …«Там» будем ли «подобны» Ему? – зависит уже от нас здесь!

Если в нас:
«любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гл.5:22-23).

(И если следуем призыву ап. Павла.)

«но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.» (Еф.4:32).

То мы - образ и подобие Божие.
А не то, что руки, ноги, глаза, уши, также ходим, едим, спим и даже речи, голос будем слышать, руками осязать, глазами видеть, но павловские призывы к добру будут нам чужды, «инородны» нашей душе, то что ожидаем в будущем как не это.

«И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Мф.7:23).

Так в чём же «образ» и «подобие»? В том, что если мы «образ» и «подобие» Ему, то и с ним будем везде – и здесь, и там! Разве мышь живёт с кротом, а может кот водится с рыбой, или вместе - цапля и лиса.

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.» (2Кр.6:14-18).

Яснее и точнее, чем здесь, что написал Павел коринфянам, ещё недавно бывшим язычникам, а ныне ставшими народом Божиим, уже не скажешь. Именно, вчера мы ещё никто – «человеки», а сегодня, хотя внешне (телом) всё те же, но уже - «по образу» и «по подобию», да на столько, что даже «усыновляемся» Ему!

PS. А о могуществе и силе разве Он это Небесным говорит, а не нам? Послушайте!
«… имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.» (Мк.11:23).
Нет, именно нам, тем, которые в мускулах и жилах.


Рецензии