Гора

«Когда вы сделаете так, чтобы два стали одним, вы станете сыновьями Человека, и если скажете: “Гора, перейди на другое место!“, — она перейдет».
[Doresse, II, р. 109, № 110]
***
Если долго смотреть на Фудзи, можно увидеть, как улитка всё-таки достигает её вершины. Если бы улитка могла осознать свою двуполость, свою изначальную цельность, природную свободу выбирать, кем быть, то ей достаточно было бы сказать - Сдвинься, гора! - и гора бы сдвинулась. Но, к сожалению, улитки не умеют говорить.
***

 Впервые он слышит историю про упорную улитку на уроке литературы. Учительница объясняет, что её путь наверх - это метафора познания, долгого, нелёгкого, требующего терпения и упорства. Когда, придя домой, он спрашивает, в чём смысл этого изнурительного восхождения, мама отвечает, что это даёт возможность увидеть мир во всём его великолепии. Бабушка говорит, что если её вера будет достаточно сильна, то улитка даже сможет сдвинуть гору. Он не понимает, как связан ум улитки с её способностью двигать тяжести, но предполагает, что будь он в состоянии сдвинуть гору, его бы точно взяли танцевать с девчонками танец снежинок. Бабушка согласно кивает. Тогда он решает учиться на одни пятёрки.
     На следующий день, после выпускного, он отправляется к самой высокой из ближайших к дому сопок. На вершине, задыхаясь наполовину от подъёма, наполовину от восторга от открывшейся панорамы, он достаёт своё доказательство полученных знаний, аттестат с отличием, и приказывает: "Сдвинься, гора!". Ничего не происходит. Возможно, думает он, стоять нужно перед горой, а не на ней, и через полчаса, спустившись и с трудом определив, где у горы перед, повторяет процедуру. Гора остаётся неподвижной, вызывая в нём чувство глубокой обиды – любой подтвердит, что в выпуске этого года у него лучший результат, - неужели этого недостаточно? Спустя пару часов его озаряет – школа лишь первая ступень на долгом пути познания, не вершина, всё впереди, - и он перестаёт плакать. Он не помнит, почему непременно должен добиться успеха в этом странном предприятии, но знает, что это было что-то очень важное.
     Твёрдо решив поступать в один из лучших столичных вузов, он долго не может определиться, какой из факультетов больше подойдёт для достижения вершин познания: естественные науки объясняют биологические процессы, в том числе и происхождение человека, в то же время, физики исследуют законы Вселенной на фундаментальном уровне. С другой стороны, становление личности, феномен сознания - важнейшие отличия человека от животного мира, призывают сделать выбор в пользу гуманитарных наук. В итоге он останавливает свой выбор на физико-математическом факультете, справедливо предположив, что в остальных сферах разберётся с помощью научно-популярных изданий.
    В свою бытность студентом он часто принимает участие в конкурсах и конференциях, в том числе и зарубежных, даже опубликовывает пару статей в международном сборнике, хотя и не без поддержки научного руководителя. В целом, он доволен собой и своей жизнью. Только изредка, когда он слишком устаёт, чтобы сразу заснуть, на периферии сознания возникает чувство нереальности происходящего, будто жить он пока и не начинал, только готовится, репетирует. В такие ночи он смотрит классику русского балета, а вместе с тем и всё, что интернет рекомендует на схожие темы. Иногда в полузабытьи даже повторяет особенно понравившиеся движения, но никому об этом не рассказывает, сомневаясь в рациональности подобных порывов для подающих надежды учёных. Учащающиеся приступы меланхолии он списывает на перенапряжение и покупает лёгкие успокоительные на травах, но чувство никуда не девается. Он понимает - всё дело в горе.
    Когда он приезжает домой после вручения диплома, гора всё ещё стоит на прежнем месте. Все полученные им за эти годы знания подсказывают, что иначе и быть не может, все известные законы отрицают произвольные перемещения гор. Все полученные им за эти годы знания подсказывают, что он, как никто другой, достоин опровергнуть эти законы силой своего волевого решения, подкреплённого способностью объяснить практически любое физическое, социальное или культурное явление. Он верит Ньютону, но верит и бабушке. Сейчас он сдвинет гору, а в будущем его открытия, его работа сдвинет традиционные представления о реальности! Ведь если не он, улитка, достигшая вершины Фудзи, - будущее мировой науки, то кто? Он приказывает: "Сдвинься, гора!".  К его ногам скатывается небольшой камень, и он понимает, что знание закона всемирного тяготения не поможет его преодолеть, тут нужно что-то другое. На экзамен в аспирантуру он не приходит.
    Однажды он понимает, что в древней метафоре может быть доля правды. За десять месяцев работы в магазине техники ему удаётся накопить нужную сумму и приобрести тур с восхождением на Фудзи. Возможно, конкретная гора упоминается не случайно, и без полного уподобления улитке схема не работает. С погодой ему везёт, поэтому в его профиле "Инстаграм" в середине июля появляется видео, на котором он пытается повернуться вокруг своей оси на триста шестьдесят градусов, что-то среднее между фуэте и движением Майкла Джексона. Он не удерживает равновесие, падает, смеётся, прижимаясь щекой к земле. После этого крупного плана его лица на видео появляется сначала аплодирующая группа, затем обеспокоенные японцы и смеющиеся в голос американские туристы. Следом появляется его фотография в позе "ласточки". Там, на вершине, вглядываясь в предрассветное небо, он чувствует себя абсолютно свободным, бесконечно счастливым и способным сдвинуть горы. Он очень устал после восхождения и суток без сна, но в тот момент это не имеет значения, он чувствует себя  подобным Богу, ему хочется танцевать. Мысль записаться на танцевальные курсы отзывается в памяти очень знакомым, как из детства чувством. Ему вновь кажется, что он должен был сделать что-то важное, но забыл.
     Полный впечатлений и нового жизненного опыта он снова просит свою родную сопку сдвинуться, ведь он выполнил условия - узнал законы, по которым работает всё в видимой части Вселенной, узнал, как выживать на зарплату продавца и при этом накопить денег, и даже поднялся на Фудзи! Он спрашивает у бабушки, почему после всего этого гора так и не сдвинулась, та советует ему не забивать голову ерундой и вернуться в университет. Впервые он напивается в одиночестве перед телевизором. Он понимает, что должен вернуться, только не понимает, куда именно. Гора никогда не сдвинется, это же камень, её возьмёт только динамит. Как можно было столько лет потратить на путь к такой глупой невозможной цели? Откуда вообще взялась эта улитка, эта Фудзи, эта надежда, ведь процесс познания бесконечен, а истина может быть только относительной? Он не хочет больше заниматься физикой, он не хочет больше торговать техникой, он не хочет больше думать об этой треклятой горе.
     Вернувшись из отпуска в свою комнату в столице, он первым делом клеит на монитор стикер с текстом "Не забивай голову ерундой". Его соседка по квартире, которой он одним из совместных вечеров за кружкой чая рассказал свою историю, сначала долго смеётся, а затем советует поискать в интернете цитаты Сократа. Через пару дней он приходит к ней с подборкой из самых интересных на его взгляд высказываний и просит объяснить, что там есть такого ценного, недоступного ему. Она снова смеётся до слёз и подчёркивает на его листах одно предложение – «Познай самого себя». Она просит показать ей видео с Фудзи, то самое, из Инстаграма, а потом приглашает сходить с ней на репетицию её танцевального коллектива, они как раз должны были начать подготовку к новогоднему выступлению в крупном торговом центре. Он отказывается, несмотря на её рассуждения о его призвании и природных данных. Он считает, что взрослому парню не стоит тратить время на глупые увлечения из детства, и что деньги сами себя не заработают, но по ночам, вместо здорового сна, всё представляет себя, то кружащимся в вальсе в элегантном смокинге, то лебедем из балета Чайковского. Через две недели он всё-таки приходит на репетицию. Номер, хотя и включает в себя акробатические элементы, оказывается танцем снежинок. Руководитель говорит, что ему придётся дополнительно заниматься растяжкой до основных репетиций, если он хочет выступать наравне с остальными участницами. Он хочет.
    Торговый центр оплачивает их участие в концерте и предлагает дальнейшее сотрудничество, поэтому после новогодних каникул планируется много репетиций. Он увольняется из магазина электроники, рассчитывая в дальнейшем найти работу без вечерних смен, и на праздники, как обычно, приезжает в родной город, к семье. В один из дней он снова приходит к горе, но скорее по традиции, чем с желанием вознестись над естественным ходом вещей. На вершине он снова, как в первый раз, глубоко вдыхает, осматривается по сторонам, смеётся, поражённый такой знакомой и в то же время каждый раз особенной красотой родного пейзажа, и с восторгом восклицает: "Сдвинься, гора, ведь я приглашаю тебя на танец!". Он больше ничего не хочет менять, он счастлив, что всё на своих местах, в том числе и гора, в том числе и он, танцует свой танец снежинок на её заснеженной вершине.
    На следующий день, во время утренней пробежки, он снова решает забраться на свою любимую гору, но не находит её на прежнем месте. Прохожие на его вопрос "А где гора? Тут же вчера была гора!", все как один, удивлённо округляют глаза и спрашивают в ответ: "Какая ещё гора?".


Рецензии