Семья или школа?

Как воспитывать подрастающее поколение? Кто этим важным процессом должен заниматься? Школа или семья?

На днях была свидетелем поучительной истории в общественном транспорте. Ехала обычная семья. Мама огромных размеров и такого размера голосом (почему и услышала разговор), щупленький и молчаливый папа и дочка подросток. Все обсуждали сообщение в Вацапе. В нем говорилось об одном из учеников, который за свое плохое поведение на уроке получил от учителя подзатыльник.

– Как такое допустимо? Почему она распускает руки? Вот по литературе уже уволили учителя, теперь за нее возьмёмся! Школа должна воспитывать! Школа! А они чем там занимаются? – кричала злящееся мамаша и тыкала в нос свой телефон мужу и дочке.
Казалось ее возмущению не было предела. И она даже не замечает, где находится.

А у меня внутри все перевернулось. Я тоже педагог и знаю на личном опыте как бывает трудно заставить детей учиться.

Какая должна быть у них мотивация? Какой авторитет учителя? А в современной школе авторитет возможен? Чем живёт общество? Научными достижениями? Художественными и театральными новинками, возвышающими человека? Или, наоборот, культивируется все ниже пояса и неодобрение и обесценивание любого знания. Каждый ответит сам
Школа стала отдельной зоной. Родителю туда попасть невозможно. Помню ещё несколько лет назад я ходила на родительские собрания к дочке. Были даже дни открытых дверей, во время которых можно было поговорить с каждым из учителей. И я благодарила их за труд. Ведь дочке было интересно учиться. А внутри семьи создавалась атмосфера дискуссии по разным учебным темам и предметам, проводилась работа с психологами над своими личными детскими и школьными травмами.

В современно мире незаметно общество стало на стороне ребенка при конфликте с учителем и школой. Ребенок всегда прав! А учитель может и ошибаться. Хочу привести обратный пример из своей школьной советской жизни. Как раньше относились к воспитанию.

Я перешла в 4-й класс. Началась средняя школа. Много разных учителей. И такой новый и непонятный предмет как история древнего мира. Я ее совсем не принимала. И вот на одном из уроков я получила тройку! Мне было так обидно! А это была суббота и нас забирали из интерната родители. Учебная неделя закончилась и впереди был выходной день! Один единственный. Раньше учились так.

И такая картина всплывает из памяти. Школьный коридор, я очень рада встрече с мамой. Ее не видела неделю. Конечно, рассказываю о всех бедах и радостях. И дохожу до злополучной оценки по истории:
– Ух, эта историчка истеричка тройку мне поставила! – поделилась я во весь голос с мамой.

Но кто же знал, что в это самое время мимо нас проходила завуч средней школы и услышала сказанное.

Что тут началось! Она вызвала эту учительницу к нам. Маме было неловко, и она отстранилась от меня, не стала защищать. А наоборот присоединилась к тем двум взрослым. Дочка плохо выучила урок и ещё решила возмутиться этим. Дочка будет наказана. А учительница получила компенсационный подарок.

А мое наказание было на долгие годы. Каждую следующую неделю я должна была знать историю только на «отлично». Мама лично выделяла время в единственный выходной, читала мне параграф, и я учила. Причем урок мог быть не на следующий день, а во вторник или среду. И мне нужно было помнить выученное!

Вот так раньше относились к воспитанию в школе. И семья брала на себя ответственность за поведение ребенка. Учителя даже и не думали увольнять или перевоспитывать.

Сейчас же легче уволить учителя. Да и сами учителя не всегда соответствуют этому высокому предназначению.

Вот и живём в таком обществе, где нет единого стандарта воспитания и каждый из окружающих ребенка перекладывает ответственность на другого. И получается, как в пословице: "У семи нянек дитя без глаза".


Рецензии