Математик

Рощин любил путешествия… Страсть к ним он почувствовал ещё в детстве, когда родители взяли маленького Вадима с собой в отпуск на Азовское море. Потому и запомнилось… Первый в жизни полёт на самолёте… Бердянск с белыми хатами-мазанками на берегу, ласковая волна прибоя, медузы, варёные раки, вобла, широкие и ухоженные проспекты Запорожья, раскалённый песок Хортицы, на который больно было ступить босиком, громада Днепрогэса остались с тех пор в его памяти навсегда.
С годами, тяга Рощина к путешествиям не уменьшилась, скорее, наоборот. Может, это отголосок генов предков-кочевников, заставляющий периодически менять ареал обитания? Кто знает сколько кровей в каждом из нас намешано?
Повзрослев, Вадим Владимирович с удовольствием предавался своей страсти несколько раз в году. Туристические поездки за границу, служебные командировки по России и ближнему Зарубежью вносили весомый вклад в копилку эмоций и впечатлений, получаемых от путешествий. Которые было особенно приятно вспоминать впоследствии, разглядывая фотографии мест, где удалось побывать. Тем более, что ассоциации между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, при этом, возникали разные и прочно закреплялись в памяти.
Вот и сегодня, рассматривая фото из семейного альбома, Рощину вспомнилась забавная История из далёкого детства, навеянная поездкой в Санкт-Петербург. Город, недаром названный за свою красоту «Северной Венецией». Эрмитаж, Исаакиевской и Казанский Соборы, Храм Спаса на Крови, Александро-Невская Лавра, Михайловский дворец, Кунсткамера, Петропавловская крепость, Русский музей…
Любой город познаётся пешком… Потому, неоднократно бывая в Санкт-Петербурге, Рощин прошёл по нему десятки километров. Временами спускаясь в метро, Вадим Владимирович сравнивал его с Московским метрополитеном, чья изысканная, большей частью, отделка выгодно отличалась от таковой в подземке Северной столицы.
И всё же одна из Питерских станций особенно привлекла его внимание. «Электросила»… На одной из стен которой, красовалось мозаичное панно с лозунгом: «Коммунизм - это есть Советская власть плюс Электрификация всей страны».
И Рощину вспомнился 5-й класс Московской общеобразовательной средней школы, где он когда-то учился. К очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции на каждом её этаже красовались яркие, праздничные плакаты с лозунгами:
«Решения XXIV с’езда КПСС - в жизнь»…
«Знание - сила»…
«Пионер - всем ребятам пример»…
«Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин»…
«Коммунизм - это есть Советская власть плюс Электрификация всей страны»…
Последний запомнился Рощину на всю оставшуюся жизнь. И вот почему… Отличаясь пытливым умом, Вадим, сообразно правилам математики, вывел из него следующую формулу:
«Коммунизм = Советская власть + Электрификация всей страны»…
Но тогда, исходя из того же правила, получалось, что:
«Советская власть = Коммунизм - Электрификация всей страны»…
Или:
«Электрификация всей страны = Коммунизм - Советская власть»…
Что, по правде говоря, было очень смешно…
-Интересно получается, однако…
Подумал Вадим… И, желая увидеть на следующий день реакцию одноклассников, после окончания уроков крупно написал мелом на классной доске все 3 формулы. Не забыв, при этом, указать вверху, над ними текст оригинальной фразы из выступления Вождя Мирового Пролетариата. А ещё дать ссылку на классика, записанную вместе с его бессмертной цитатой на большом плакате в коридоре 4-го этажа школы (цитата из речи В.И. Ленина на Московской конференции ВКП(б) 20 ноября 1920 года).
Что произошло утром следующего дня, Вадим Владимирович и по сей день вспоминал с улыбкой.
Первым уроком была «математика», а преподаватель предмета - Валентина Павловна - его классной дамой.
Причём, дамой Бальзаковского возраста, с постоянными претензиями ко всем, кто окружал её в жизни.
Валентина Павловна была отнюдь не старой девой, но в общении между собой мальчишки класса, как, впрочем, и девочки, однозначно решили, что семейная жизнь у их классной Дамы явно не задалась. В школу она являлась засветло, а уходила едва ли не позже всех. Из чего следовало, что большая часть её Жизни проходила на работе и составляла, очевидно, главный смысл существования.
Фанатично преданная своей профессии Учителя средней школы, со специализацией в алгебре и геометрии, привыкшая всё доказывать, как теоремы и решать, как уравнения с множеством неизвестных, Валентина Павловна жёстко требовала того же и от учеников. Которые, заканчивая школу, мечтали никогда больше не иметь дела с математикой в любом виде. Кстати, возможно, именно по этой причине, среди учеников выпускных классов Валентины Павловны подавляющее большинство предпочитало поступать именно в гуманитарные ВУЗы.
Вкусы у классной дамы тоже везде и во всём были соответствующие. Устраивая своим подопечным экскурсии от школы в Московские музеи, Валентина Павловна также придерживалась строго классических канонов в Искусстве.
Вадим помнил её восторженные реплики относительно художников старой «классической» школы живописи, лучшими представителями которой классная дама считала Рафаэля и Рубенса. Не обходила она вниманием и представителей русской художественной школы - Крамского, Серова, Саврасова, Сурикова, Брюллова, Репина, Левитана, Айвазовского...
При этом, очевидно, вследствие недопонимания, чем какой-то личной неприязни, раздражённо отзывалась об импрессионистах, считая их выскочками, лишенными навыков классической техники живописи и художественного вкуса. Особо негативное отношение у классной дамы вызывали творения Пикассо, Модильяни, Гогена и Ван Гога. К работам Моне, Ренуара, Сезанна, Тулуза де Лотрека, Мане и других импрессионистов она относилась более снисходительно, но всё же без явной симпатии.
В одежде Валентина Павловна также придерживалась строгой классики. Чёрные или темно-синего цвета кофты, юбки и платья. Либо строгий брючный костюм, надеваемый ею по большим государственным Праздникам, когда директор школы устраивал торжественные линейки в актовом зале.
Лишь один единственный раз она удивила учеников, одев на свой день рождения небесного цвета кофту и светло-серую шерстяную юбку с белыми кожаными сапогами на довольно высоком каблуке. Из чего Вадии сделал вывод о возможных переменах в личной жизни классной дамы. Но, поскольку, подобная демонстрация смены гардероба произошла лишь однажды, оставалось предположить, что всё разладилось, даже не начавшись.
Войдя в класс, Валентина Павловна машинально кинула взгляд на доску, и, не вчитываясь в надписи, громко с раздражением спросила:
-Почему перед уроком грязная доска? Кто дежурный?
-Дежурный по классу сегодня Буданов…
Потупив глаза, тихо доложил классной даме сидевший на первой парте Игоряша Кузнецов - примерный мальчик из приличной еврейской семьи. Ему было неловко за свой нерешительный тон, но поделать с собой он ничего не мог. Тем более, Игоряша понимал, что при намечавшемся «разборе полётов», он как староста класса вместе с виновником также может быть втянут в конфликт.
-Буданов, почему доска грязная?
Вновь задала вопрос Валентина Павловна и, не дождавшись ответа, повернулась всем корпусом к доске. Тут-то до неё и дошёл смысл надписей, оставленных Рощиным накануне.
-Это что такое? Мерзость… кто это написал? Я спрашиваю, кто написал? Если никто не сознается - я иду к директору… Лучше признавайтесь - хуже будет…
Зная, что его всё равно кто-нибудь «заложит» классной даме, Вадим решил признаться в содеянном…
-Я написал, Валентина Павловна…
-Рощин? Не думала, что ты способен на такое… А ещё пионер… Тебе не стыдно? Ты хотя бы понимаешь, что сотворил?
Несмотря ни на что, Вадиму вдруг отчаянно захотелось похулиганить…
-А что я такого сотворил?
С ангельским выражением лица, невинным тоном поинтересовался он у классной дамы.
-Как что? Это же чистой воды Антисоветчина… Ты - антисоветчик, Рощин?
-Ни коим образом, Валентина Павловна… Просто я переделал известную фразу в соответствии с законами математики…
-Но ты же написал её не в своей тетради, а на классной доске. Для всеобщего обозрения… Решил похулиганить? Выпендриться? Сделать мне назло? В общем, давай сюда свой дневник… Я запишу в него замечание и приглашение твоим родителям придти завтра в школу.
Так, в дневнике Рощина за 5-й класс появилась, в каком-то смысле, «историческая» запись:
-На уроке математики вёл антисоветскую агитацию среди одноклассников. Родителям срочно явиться в школу…

PS.
Визиты в школу, где учился Вадим, в таких случаях, как всегда, совершал отец. Он умел находить нужные слова и компромиссные решения в спорах с преподавателями относительно сына.
Вот и в тот раз, выслушав классную даму, он лишь сокрушенно покачал головой…
-Что поделаешь… У сына страсть к точным наукам, к математике, в частности. Пусть даже выражаемая в такой странной игровой форме. Я ведь инженер… Гены, возможно, берут своё… Давайте, простим его… А беседу с ним относительно недопустимости подобного обращения с высказываниями классиков марксизма-ленинизма, я проведу.
И многозначительно, тайком от Валентины Павловны, указал рядом стоящему Вадиму пальцем на пряжку своего ремня.
-Пойдём, математик… Дома всё обсудим…


Рецензии