Мамин дневник. Моя школа

В школу я пошла поздно, в 1935 году, в десять лет. У нас в Ней Фельде школы не было, ближайшая школа была в Гуссенбахе, это 15 км от нас. Пешком ходить в школу далеко и меня устроили в Гуссенбахе у моей сестры Маргариты.

Когда наша семья переселилась в Ней Фельд, она была уже замужем и осталась в семье мужа. В тот год я жила у неё. Совсем одиноко мне не было. Дети Маргариты, Яша и Мария, были не на много младше меня, и своё свободное время я проводила вместе с ними.

Помню, что рядом со школой стояла деревянная церковь на высоком фундаменте. Наша школа была семилетней, многие выпускники учились потом дальше в училищах и техникумах. Преподавание велось на немецком языке, русского я тогда не знала ещё. Во время праздников школа принимала участие в парадах. На Первое мая пионеры колоннами выходили в галстуках, в шортах и белых рубашках с короткими рукавами. Студенты впереди всех, потом мы. Шли по улицам с песнями под звуки оркестра.

В пятом классе я училась в соседнем селе Салем. Туда мы уезжали каждый день на подводе. Возницами были старшеклассники. В пароконку запрягали коня и верблюда. Мальчишки его дразнили, и он в отместку очень противно харкался. В нашем селе в стаде был ещё и верблюжонок. Я любила гладить его. Наш сельский пастух был казахом, его сын учился вместе со мной в школе. Я сидела с ним за одной партой. Общались мы с ним меж собой на нашем языке.


Рецензии