Особый Корпус ЖДВ. Глава XVI. Западные рубежи

ГЛАВА XVI.

ЗАПАДНЫЕ РУБЕЖИ РОДИНЫ.

Часть 12.


1. Производственный план Корпуса 1941 г.

Инженер-полковник Доронин Ф Н.


     14 февраля 1941 г. ЦК ВКП(б) и Советом Народных комиссаров СССР было издано постановление, включавшее наряду с другими и вопрос об усилении пропускной способности приграничных железнодорожных коммуникаций. В нем предусматривалась передислокация с Дальнего Востока на Украину 1,4 и 5 железнодорожных бригад, Корпусного базисного склада и Управления Особого Корпуса железнодорожных войск.
     В развитие этого решения, Народный Комиссар путей сообщения, приказом от 26 февраля 1941 г. установил Корпусу производственные задания на западе СССР по Винницкой и Львовской железным дорогам и на востоке СССР по железным дорогам Забайкалья и Дальнего Востока.
     Для 3 и 7-й железнодорожных бригад, которые оставались на Дальнем Востоке и Прибайкалье под руководством заместителя командира Корпуса полковника Зверева Н.В., в производственное задание на 1941 г. входили следующие объекты: усиление пропускной способности участка Карымская – Борзя, достройка новой ж.д. линии Борзя – Баин-Тумен, берегоукрепительные работы на Кругобайкальском участке Восточно-Сибирской ж.д., развитие Хабаровского, Владивостокского и сооружение новых ж.д. узлов в Приморье, окончание строительства линии Сучан – Сергеевка и туннеля в районе г. Хабаровска, дополнительные работы по устранению недостатков на сданных Корпусом в 1940 г. ж.д. линиях.
     С этим заданием части 3 и 7-й ж.д. бригад успешно справились, причем некоторые работы (например, окончание строительства туннеля у г. Хабаровска) были выполнены досрочно.
     Передислокация 1,4 и 5-й бригад было выполнено четко и быстро, переброска эшелонов от восточных к западным границам страны осуществлялась в рекордные по тому времени сроки – за 15-17 суток. Таким образом, основная масса перебрасываемых частей в начале апреля уже была на объектах строительства.
     Успешному развертыванию строительства на Львовской и Винницкой ж.д. способствовали: подготовительная работа в районах передислокации, проведённая до прибытия войсковых частей оперативными группами управлений Корпуса и бригад, возглавляемая помощником командира Корпуса по технической части полковником Дорониным Ф.Н.; разрешение Совнаркома СССР, для ускорения строительных работ, производить их без утверждённых проектов и смет, по рабочим чертежам проектных организаций и единым республиканским расценкам. Очень пригодился огромный опыт железнодорожного строительства у начальствующего состава, основной массы младших командиров и рядовых бойцов, трудовой и боевой энтузиазм всего личного состава, основанный на патриотизме и глубоком понимании срочности и важности поставленных задач.
     Вошедшие в состав Советского Союза железные дороги Западной Украины имели слабые для пропуска наших локомотивов и подвижного состава искусственные сооружения, верхнее строение пути, а также развитие станций с недостаточным числом и длиной станционных путей. Это вызвало необходимость переформирования (замена локомотивов, уменьшения веса и длины составов) всех поездов на пограничных с западной Украиной железнодорожных станций (прежде всего, ставя в трудное положение воинские перевозки с тяжелой техникой).
     Корпус должен был довести пропускную способность порученных ему железнодорожных направлений до необходимого уровня. Для этого требовалось развитие ж.д. узлов и станций, устройство вторых путей на основном магистральном ходе, в ряде случаев смягчение профиля, реконструкция пути и усиления мостов.

      1-я бригада (командир полковник Смирнов А.П.) в составе 64, 65, 67, 76 и 86 отдельные строительно-путевые ж.д. батальоны, 1-й отдельный батальон механизации ж.д. работ, 32-й отдельный мостовой ж.д. батальон, отдельный учебный ж.д. батальон, отдельная рота связи, 41-я отдельная эксплуатационная ж.д. рота, две отдельные роты механизации ж.д. работ (ормждр 1 и ормждр 4) -  получили задачу реконструировать участок Бяла Чертковска – Копычинцы – Гусятин – Ярмолинцы – Гречаны – Проскуров. Сосредоточенные объёмы земляных работ на узлах Гречаны, Ярмолинцы, Копычинцы было намечено выполнить экскаваторными комплексами.

     4-я бригада (командир полковник Ступаков М.Т.) в составе 69, 71, 74, 75, 78, 81 и 85 отдельные строительно-путевые ж.д. батальоны, учебный ж.д. батальон (20.06.1941 г. прибыл из 3-й бригады в с. Куткир Киевский Особый Военный Округ), 42-я отдельная эксплуатационная ж.д. рота, отдельная рота связи - должна была построить вторые пути на участке Лановцы – Шепетовка – Новоград Волынский, реконструировать ж.д. узлы Шепетовка, Львов и Красне. Кроме того, развить существовавшие и добавить новые раздельные пункты от ст. Львов в сторону госграницы, построить новую линию Красне – Сапежанка. Сосредоточенные объёмы земляных работ на ст. Шепетовка и Львов должны были выполняться большими экскаваторными комплексами.

     5-я бригада (командир полковник Кабанов П.А.) в составе 77, 79, 80, 82, 83 и 84 отдельные строительно-путевые ж.д. батальоны, 2-й отдельный батальон механизации ж.д. работ, 31-й отдельный мостовой ж.д. батальон, учебный ж.д. батальон (21.06.1941 г. прибыл из 3-й бригады на ст. Збараж КОВО), отдельная рота связи, отдельная рота механизации ж.д. работ, отдельная эксплуатационная ж.д. рота – была поставлена на строительство вторых путей и развитие станций участка Стрый – Ходоров – Тернополь – Лановцы. Сосредоточенные объёмы земляных работ по развитию станции Березовица Остров и сооружении насыпи через Глухую долину на участке Березовица Остров – Потуторы должны были выполняться экскаваторными комплексами. Кроме того, большие объёмы земляных работ предстояло выполнить в местах смягчения профиля пути.
     К основным работам батальоны приступили сразу по прибытии, несмотря на то, что к обычным трудностям начального периода, добавился весенний разлив рек. Успешно и одновременно на всех участках строительства развернулись земляные работы. На долю тачки выпадало до 70 % от общего объёма подлежащего разработке и транспортировке земли. Для разработки сосредоточенных объёмов грунта Корпус располагал сравнительно большим по тем временам парком экскаваторов – 25 машин. Они были разнотипные как по конструкции и производительности (Ковровец, Костромич, ППГ, Марион, Рустон, ЛК, Кунгурец), так по топливу (уголь, лигроин, керосин, дизельное топливо). Многие из них были основательно изношены и требовали постоянного внимания по обслуживанию и ремонта. Но экскаваторные комплексы давали неплохие результаты: например, на развитии Львовского узла, комплекс, состоявший из четырёх разнотипных экскаваторов, вырабатывал в сутки 5-6 тысяч кубометров грунта. Недостатки механизированных комплексов были, как и на Дальнем Востоке, отсутствие специальных средств для транспортировки и разгрузки грунта (использовались обычные ж.д. платформы). В процессе работы испытывались различные приспособления собственных рационализаторов для быстрой разгрузки грунта с ж.д. платформ и бортовых автомашин.
     Наиболее сложным объектом, как по объёму, так и по технологии отсыпки, была тридцатиметровая по высоте насыпь через Глухую долину (участок Березовица Остров – Потуторы). Она сооружалась по индивидуальному проекту и особым техническим условиям.
     Особо ответственными являлись работы по сооружению ряда мостов и виадука высотой свыше 40 м на ж.д. участке Потуторы – Ходоров.
     Вскоре, после начала работ, стали появляться готовые под укладку пути километры земляного полотна, к 10 июня их набралось свыше 30 км. Начали поступать укладочные материалы. Одновременно, не отставая от земляных работ, шло строительство малых искусственных сооружений. Вступил в строй полевой завод ж.б. конструкций 31-го мостового батальона на ст. Потуторы, развернулись и начали давать продукцию стройдворы и мастерские всех частей Корпуса. Наладилась заготовка камня, щебня, песка и балласта.
     Творческий подъём охватил весь личный состав частей, люди работали, не зная усталости, политико-моральное состояние и дисциплина были на высоком уровне. Производственные планы апреля и мая были перевыполнены, строительство заметно наращивало темпы.

2. В боях на Западной Украине (22 июня-5 июля 1941 г.).

     Ранним утром 22 июня 1941 г. началось фашистское вторжение. Воздушные налёты авиации противника обрушились на железнодорожные коммуникации, а также на палаточные городки большинства железнодорожных частей Корпуса. О наших первых потерях можно судить по следующим данным. В 79 батальоне, во время воздушного налёта на 1-ю роту было убито и ранено 15 человек, в 76 батальоне потери состояли из 11 человек, в 83 батальоне они насчитывались десятками, примерно такими же они были и в остальных частях.
     Начавшаяся война оборвала развернувшееся строительство, и поставило Корпус перед новыми задачами.
     Прежде всего, была произведена по заданию командования Юго-Западного фронта перегруппировка частей. К государственным границам выдвинулись 67 (командир майор Алексеев С.Е.), 69 (командир майор Марков Н.Д.), 77 (командир капитан Богатов Г.Д.), 79 (командир майор Смирнов М.С.), 80 (командир капитан Симонов Ф.А.) отдельные строительно-путевые ж.д. батальоны и одна рота 32-го мостового ж.д. батальона (командир роты капитан Михайлик).
     79 и 80 батальоны 5-й бригады перешли в оперативное подчинение командира 1-й бригады, впоследствии, после оставления пределов Западной Украины эти батальоны снова вернулись в подчинение 5-й бригады.
     78, 82, 83 и 84 батальоны заняли соответственно железнодорожные узлы Львов, Тернополь, Потуторы, Ходоров.
     76 батальон был временно передан в оперативное подчинение 25 ж.д. бригаде, не входившей в Особый Корпус ж.д. войск и убыл на ст. Коростень. 31 отдельный мостовой ж.д. батальон был направлен в г. Киев с задачей технического прикрытия двух ж.д. мостов через реку Днепр.
      Всем частям Корпуса была поставлена задача технического прикрытия железнодорожных коммуникаций в районах своей дислокации, а батальонам, выдвинутым к границам СССР, кроме того, проведение при надобности заградительных работ. Техническое прикрытие заключалось в том, чтобы при налётах вражеской авиации или действий десанта противника не допустить срыва движения поездов. Для этого требовалось без промедления восстанавливать разрушенные пути, искусственные сооружения, связь и СЦБ, водоснабжение, тушить возникающие пожары, устранять завалы ж.д. путей, спасать вагоны с воинскими грузами и цистерны с горючим, переставляя зачастую вручную, и изолируя их от горящих вагонов, особенно вагонов с боеприпасами.
     Львовский ж.д. узел, подвергавшийся беспрерывно в течении восьми суток, бомбовым ударам врага, всё время продолжал работать, разрушения быстро ликвидировались 78 батальоном (командир батальона капитан Векшин П.Т.). В районе ст. Перемышль ж.д. объекты подвергались артиллерийскому обстрелу, в результате которого 25 и 26 июня были повреждены три моста, быстро восстановленные 77 батальоном.
     В ряде случаев ж.д. частям приходилось восстанавливать объекты не только ж.д., но и автомобильные коммуникации. Например: 84 батальон 29 июня восстановил разрушенный противником автодорожный мост в районе г. Ходорова, через реку Днестр, на западном берегу которого скопились тыловые подразделения 6-й армии, танки и артиллерия; 67 батальон 3 июля приспособил для пропуска автомобильного транспорта ж.д. мост через реку Прут у ст. Черновцы, сделав на нем деревянный настил, не мешавший движению поездов. В дальнейшем такой способ часто применялся нашими частями.
     С 27 июня, ввиду начавшегося отхода советских войск, ж.д. перевозки достигают большой напряженности. Движение поездов становиться односторонним – только на восток, причем перегоны занимаются одновременно несколькими поездами, следуя один за другим на дистанции 200-500 м.  При такой организации движения, кроме пробок, вызванных действиями вражеской авиации (повреждение пути и связи, подвижного состава, паровозов), возникали пробки в связи с тем, что отдельные паровозные бригады из местных, бросали паровозы и убегали домой. В этих случаях приходилось заменять их бойцами ж.д. подразделений.
     Эвакуация ж.д. имущества и подвижного состава проходила под руководством командования Корпуса и бригад. Так, на Львовском узле подразделениями 78 батальона было погружено два состава ценных материалов (в том числе 1500 т цветных металлов), находившихся на центральном дорожном складе и паровозоремонтном заводе. На том же узле, эвакуация вагонов пассажирского парка была совмещена с эвакуацией раненых воинов, путем формирования импровизированных санитарных поездов.
     В последние дни перед оставлением Западной Украины, только с участка Стрый – Березовица Остров частями 5-й бригады было эвакуировано в сторону ст. Подволочиск 64 грузовых поезда и 92 паровоза. Кроме того, 3 июля со ст. Тернополь в обход занятой фашистами ст. Подволочиск было отправлено через Копычинцы – Гусятин 20 грузовых составов и 30 паровозов. Все паровозы и вагоны, которые не могли быть вывезены, приводились в негодность.  Так на ст. Стрый было подорвано 50 исправных паровозов запаса.
     В целом эвакуация на всех ж.д. направлениях прошла удовлетворительно. В частности, на участке Стрый – Станислав – Залещики – Чертков – Гусятин противнику достались только составы, оказавшиеся на перегоне между станциями Васильковце – Гусятин, занятой вечером 5 июля противником. Часть оставшихся здесь вагонов была сожжена, а бывшие с ними паровозы приведены 6-го июля в негодность подрывной летучкой 79 батальона, часть вагонов, находившихся ближе к ст. Гусятин, сгорела от минометного огня противника 5 июля.
     Особенностью Западной Украины была «пятая колонна», состоявшая из местных украинских националистов, лиц недовольных Советской властью, поляков потерявших состояние и имущество, а также заброшенных в тыл фашистских агентов. Все они были в основном вооружены и организованны. Наводили вражескую авиацию на эшелоны с боеприпасами и горючим, распространяли панические слухи об окружении и победах противника, по ночам имитировали окружение с помощью стрельбы и ракет, нападали на мелкие подразделения и отдельных воинов, занимались вредительством на ж.д. Кроме того, в тыл забрасывались вражеские парашютно-десантные подразделения и диверсионные группы, зачастую в красноармейской форме. Всё это требовало от частей и подразделений Корпуса постоянной бдительности, выдержки, отвлекло их силы для облав, поиска и уничтожения диверсантов, а иногда и вести настоящие бои. Так, например, при нападении диверсионной группы на подразделения 67 батальона 5 июля в районе г. Чертков и в ночь на 6 июля на ст. Выгнанка. Роте 86 батальона пришлось отражать вооруженный налёт диверсантов на склад боеприпасов в районе ст. Бяло Чертковска.
     Заградительные работы при отходе были осложнены острым недостатком взрывчатых веществ, средств взрывания и отсутствием мин (в штатах строительно-путевых  ж.д. батальонов не было минно-подрывных подразделений Прим. ИМЗ). Срочно созданным подрывным командам пришлось ориентироваться на поиск и использование местных ресурсов, находившихся на складах, у соседних общевойсковых частей и в ж.д. вагонах. Так, 79 батальон обнаружил 10 вагонов 100 кг авиационных авиабомб, которые использовал для подрыва крупных объектов: туннелей, мостов, водонапорных башен и других служебных зданий. Мелкие объекты – стрелочные переводы, связь и СЦБ уничтожались механическим путём. Служебные здания, склады, нефтебазы – сжигались. Верхнее строение пути из-за отсутствия путеразрушителей уничтожать было нечем.
      Существовавшая первые дни войны связь ж.д. частей с общевойсковыми штабами вскоре стала неустойчивая, и заграждения проводились в условиях незнания оперативной обстановки. Зачастую штабы армии и дивизий просто не давали команд на приведение заграждения на железной дороге в действие. Как правило, сигналом для начала разрушения объектов было появление противника вблизи них. Так, заградительные работы, начатые 69 батальоном, утром 24 июня были прерваны наступавшим противником.  Находившаяся на ст. Рава Русская 3-я рота батальона, под командованием старшего лейтенанта Украинского вступила в бой с передовыми немецкими подразделениями и задержала их продвижение до подхода 26 июня наших полевых подразделений.  Это дало возможность произвести частичное заграждение на участке Рава Русская – Львов.
     В этом первом для частей Корпуса бою отличились павшие смертью храбрых пулемётчики – красноармейцы Данильченко и Коробов. Немало врагов погибло от рук отважных бойцов: пулемётчика Погорелова, Подойницына, Тараканова и Седых. Находчивость и смелость проявил красноармеец Демьяненко, ворвавшимся первым во вражескую траншею и уничтоживший гранатой несколько гитлеровцев. Храбро действовал со своим взводом в штыковой атаке лейтенант Буденный. В этих боях был захвачен вражеский танк.
     3 июля 2-я рота 32 мостового ж.д. батальона, после четырёхчасового боя с фашистскими передовыми частями взорвала ж.д. мост через реку Днестр у ст. Залещики. Взрыв был осуществлён по личному приказу находившегося во время боя в роте командира 32 мостового ж.д. батальона военинженера 3-го ранга Фиклинец Ф.И. При отходе роты было обнаружено, что расположенный в 2 км от ж.д. перехода, находившийся параллельно автомобильный мост не был разрушен. Это заметили и немецкие автоматчики, остановившиеся перед обрушенным ж.д. мостом. Теперь к уцелевшему мосту бросились с нашей стороны подрывники во главе со старшиной Моргуновым, а с другой стороны немцы. Но противник был задержан огнем мостовиков, этого оказалось достаточным, чтобы взорвать автодорожный мост. Моргунов обнаружил, что мост был уже подготовлен к взрыву, заряды лежали на опорах, но подрывников не было. Сам старшина Моргунов, отступая после взрыва, получил смертельное ранение.
     Заграждения на перегонах и станциях выполнялись специальными летучками. На ж.д. направлении Стрый – Ходоров – Станислав – Гусятин 79 батальона, летучка состояла: автодрезины «Уа» с прицепом для расходного запаса ВВ и СВ, поезда в составе 8-ми крытых вагонов (в том числе 6-7 вагонов авиабомб) и 2-х платформ (с трактором ЧТЗ и грузовой автомашиной). Порядок следования при отходе был такой: первым на перегон выходил эшелон с подразделениями батальона, через один - два перегона выдвигался бронепоезд прикрытия (бронепоезд №77 НКВД примкнул к батальону на ст. Стрый Прим. ИМЗ) вместе с вагонами подрывной команды, последней шла автодрезина подрывников. Постоянно поддерживалась связь между командами. Командой подрывников командовал инженер батальона воентехник 2-го ранга Фролов П.А. и его помощник ст. л-нт Васк, мл. воентехник Литвинов, старшины Гупкало и Гордеев. Для подрывания отдельных объектов применялись летучки на автомашинах.
     В итоге, на железнодорожных коммуникациях Западной Украины, в полосе отхода частей Корпуса, были разрушены туннели, большие и средние мосты, около 20 % стрелочных переводов, примерно 25 % пунктов водоснабжения, около 10 % верхнего строения пути, в большинстве своём аппаратура связи и СЦБ, сожжены бензо и нефтехранилища, а также военные склады и склады госрезерва, находившиеся в пределах станций. В ряде мест приступили к разборке и эвакуации верхнего строения пути, но из-за недостатка времени этот способ заграждения мало применялся.
     Действия по техническому прикрытию и заграждению железных дорог Западной Украины составляли важный этап деятельности частей Корпуса и явились боевым крещением в сложной обстановке. Все участвовавшие в нём батальоны и отдельные роты сохранили и укрепили свою боевую способность,, несмотря на потери в людях и технике.
     Трудное положение создалось 5 и 6 июля для управления 1-й бригады и ряда частей Корпуса при отходе в районе станции Гусятин, расположенной на западном берегу реки Збруч.
     5 июля после неоднократных вражеских авианалётов, со стороны Тернополя к станции Гусятин, во второй половине дня прорвалась большая группа немецких мотоциклистов и мотопехоты, которые устремились мимо станции к автодорожному мосту через реку Збруч с тем, чтобы отрезать путь отходившим по шоссе из Черткова на Ярмолинцы нашим войскам. Однако вражеской группе пришлось остановиться у северной окраины станции, откуда по ней был открыт плотный пулемётный и винтовочный огонь находившимися здесь 3-й ротой 86 батальона и 2-й роты 67 батальона, поддержанный огнём подразделений других родов войск. Тем временем по автодорожному мосту, находившемуся с другой стороны станции, продолжалась переправа. Отошло из Гусятина и Управление 1-й ж.д. бригады. В первой половине дня во время одного из воздушных налётов был тяжело ранен командир бригады полковник Смирнов А.П., а во второй половине к гитлеровцам подошло подкрепление, был открыт артиллерийский и сильный минометный огонь, противник перешёл в наступление. Бой стал явно неравный, и с наступлением темноты наши подразделения стали отходить. Поздно вечером 5 июля немцы заняли станцию Гусятин и остановились перед взорванным сапёрами автомобильным мостом через реку Збруч.
     Таким образом, был перерезан ж.д. путь отхода для 67 и 79 батальонов, которые выполняли свои задачи на участках Залещики – Чертков - Гусятин и Станислав – Чертков – Гусятин. Эти батальоны не знали о событиях на ст. Гусятин и сложившийся там боевой обстановке.
     На рассвете 6 июля эшелон,  в котором находился 67 батальон (без 2-й роты), остановился на перегоне Васильковце – Гусятин, примерно в семи км от станции Гусятин. Впереди стояли два поезда, которые не могли двигаться из-за большого повреждения земляного полотна. Высланная вперёд разведка доложила, что станция Гусятин занята противником. Одновременно командиру батальона начальником разведки была вручена записка от командира артиллерийского подразделения АРГК, находившегося рядом со станцией, с предложением – совместным ударом с юго-западной опушки леса, что в 1-1.5 км от станции, выбить противника из Гусятина. Командир батальона майор Алексеев С.Е. принял это предложение, оставив свой эшелон, выдвинулся в указанный район. Построившись в боевой порядок, пошли в атаку при поддержке артиллерии. Несколько часов шел бой, огневое преимущество было у противника, у которого кроме пушек и минометов  подошли танки. После того, как наши артиллеристы израсходовали весь боекомплект, они подорвали орудия, а 67 батальон вышел из боя и начал отход по правому берегу реки Збруч. Форсировали реку на рассвете 7-го июля вброд, примерно в 20 км южнее ст. Гусятин батальон оказался в зоне действия своих войск. При батальоне было 70 раненых, из них 20 тяжёлых.
     Эшелон 79 батальона продвигался из Станислава, проследовал ст. Чертков и уперся в хвост состава стоящего на перегоне Васильковце – Гусятин. За эшелоном батальона встал бронепоезд прикрытия с вагонами подрывной команды и автодрезиной, они разрушали сзади ж.д. участок. Разведка доложила о повреждении насыпи перед станцией Гусятин и о противнике на станции. Не зная сил немцев на станции, командир батальона майор Смирнов М.С. предположил, что там находиться группа десантников, которую можно выбить со станции и открыть ж.д. путь на ст. Ярмолинцы – Гречаны.
     Батальон выдвинулся вперёд и развернувшись в боевой порядок начал атаку. Но огня 4-х станковых пулемётов и нескольких ручных, явно не хватало против артиллерии и минометов фашистов, прикрываемых танками. Бронепоезд не мог поддержать атаку, из-за большого расстояния до места боя. Попыталась поддержать наших одна батарея тяжелых пушек, оказавшиеся около шоссе, но накрытая бомбами самолётов ушла в лес. Немецкие танки начали к концу дня, обход батальона с флангов. Командир батальона принял решение выйти из боя, с наступлением темноты отошли по правому берегу реки Збруч. 7 июля переправились вброд через реку и вышли в расположение наших войск. Подрывная команда вывела из строя все брошенные паровозы и часть подвижного состава на перегоне. С бронепоездом осталось 10 подрывников 79 батальона, позже по их докладу, бронепоезд вел бой с немецкими танками, израсходовал все боеприпасы. Бронепоезд подорвали наши бойцы и вместе с экипажем вышли к своим.
     В этом бою батальон потерял около 30% личного состава. Был убит начальник штаба майор Толиманчук А.И., пропал без вести помощник командира по МТО капитан Гусельников А.А.  – командуя пулемётами батальона,  комиссар батальона Толмачёв, которого видели с ручным пулемётом на головном паровозе во время боя, не известна судьба помощника начальника политотдела 1-й бригады по комсомолу Тинякова А. и других героев.
     После доукомплектования личным составом и техникой 67 батальон 17 июля занял ж.д. участок Ромодан – Кременчуг и Ромодан – Полтава. А 79 батальон 15 июля ж.д. участок Ромодан – Бахмач.

3. В боях за город Киев (июль – сентябрь 1941 г.).

     Характер деятельности частей Корпуса после выхода их на территорию левобережной Украины оставался прежним. Значительно улучшилась связь ж.д. частей Корпуса с общевойсковыми штабами. Снабжение заградительных работ взрывчатыми веществами и средствами взрывания пока не улучшилось. Под станцией Гречаны 77 батальон сделал попытку применить путеразрушитель типа «Червяк» (изобретён в 1-ю Мировую войну русским офицером Червяковым, представлял из себя в плане петлю из рельса в виде капли, внутри петли распорки, для жесткости. Звенья пути расшивались, и туда заводилась узкая часть капли, которая цеплялась к паровозу. При движении паровоза, капля как клин, отрывала оба рельса от деревянных шпал, при этом, рельсы частично продольно скручивались, становясь не пригодными полностью к восстановлению Прим. ИМЗ), которая была сорвана появившейся группой вражеских танков. При этом, был убит командир батальона капитан Богатов Г.Д. Применение путеразрушителя оказалось невозможным в условиях недостаточного отрыва от противника.
     Движение на железных дорогах левобережной Украины было очень интенсивным в обоих направлениях: на восток шла эвакуация, на запад воинские эшелоны, и составы с материальным снабжением для действующих войск. В воздухе по-прежнему господствовала авиация противника, методически бомбившая железнодорожные узлы и станции, мосты через водные преграды, охотившаяся за поездами на перегонах. Обычно составы обстреливались с небольших высот, в первую очередь выводились из строя паровозы, а затем огонь переносился на вагоны и цистерны. Жертвами авианалётов в первую очередь становились наливные составы и вагоны с боеприпасами. От взрывов авиабомб выводилась из строя железнодорожная проводная связь, столбы которой проходили рядом с действующими путями. Это чувствительно сказывалось на организации движения поездов, так и на войсковую связь между ж.д. частями и подразделениями.
    Пришлось применять подразделениям ж.д. войск тактику организации ружейно-пулемётного огня против низколетящих самолётов противника, оборудовать стационарные зенитно-пулемётные точки на объектах прикрытия, и включать их в состав эшелонов при передислокации. Ведение сгруппированного огня по вражеским самолётам резко понижал их эффективность во время атак на ж.д. объекты. Правда, был один случай, когда старшина 76 батальона Косьмин сбил немецкий самолёт из винтовки.
     Техническое прикрытие железнодорожных коммуникаций в условиях интенсивного движения воинских эшелонов и транспортов приобрело исключительно важное значение, тем более, что действия фашистской авиации распространилась на всю глубину фронтового тыла. Учитывая это, Военный Совет Юго-Западного фронта, поставил перед железнодорожными частями Корпуса задачу обеспечить бесперебойное движение поездов на основных ж.д. коммуникациях питавших фронт.
     В соответствии с этим поручалось техническое прикрытие:
- 1-й бригаде (врио командира бригады майор Чернышёв А.Г.) ж.д. направлений: Дарница – Гребёнка – Ромодан; Гребёнка – Прилуки, а также ж.д. моста ч/р Днепр у Киева.
- 4-й бригаде: Ромодан – Полтава – Кременчуг – Ромодан; Гребёнка – Золотоноша – Черкассы – Цветково – Мироновка; Золотоноша – Канев, а также ж.д. мостов ч/р Днепр у Черкасс, Канева и Кременчуга.
- 5-й бригаде: Дарница – Нежин – Бахмач – Конотоп; Конотоп – Ворожба; Конотоп – Глухов; Бахмач – Ромны – Ромодан; Бахмач – Прилуки.
     На эти направлении были переброшены все освободившиеся ж.д. части Корпуса, а в последующем и те батальоны, которые пока действовали на ж.д. направлениях: 76 батальон - Новоград-Волынский – Коростень – Киев; 75 батальон - Новоград-Волынский – Житомир – Фастов; 81 батальон - Шепетовка – Бердичев – Казатин; 77 батальон - Фастов – Киев; 64 батальон – Вапнярка – Зятковцы – Христиновка. 65 батальон 1-й бригады отходивший в направлении Проскуров – Жмеринка – Винница, распоряжением Ставки Главнокомандования Юго-Западного направления, в начале августа был срочно переброшен для технического прикрытия и заграждения участка Хировка – Знаменка – Користовка – Пятихатка.
     Приведённые ниже отдельные эпизоды показывают действия частей Корпуса на техническом прикрытии, восстановлении и заграждении, а также в тех боях, где они действовали как полевые части.
     14 июля 1941 г. в 16 часов вражеская авиация обрушила свой смертоносный груз на ст. Бахмач Киевский, в результате чего прекратилось движение поездов. Были сильно разрушены станционные пути, связь и СЦБ. Горели разбитые вагоны и цистерны с горючим, рвались в нескольких местах боеприпасы, ползали и стонали среди обломков раненые. Ликвидацию последствий налёта производил 2-й отдельный батальон механизации ж.д. работ. Самоотверженно и умело действовали команды по спасению людей, расцепке и изоляции от огня уцелевших вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим, тушению пожаров, растаскиванию завалов пути, восстановлению земляного полотна, путей, связи и СЦБ. Движение поездов было открыто через семь часов, а полное восстановление станции с уборкой разбитого и сгоревшего подвижного состава закончилось к утру 19 июля. В этой операции было спасено более 100 вагонов и цистерн с боеприпасами и горючего. Особенно отличились капитан Чибурков, младшие сержанты Огуз и Рароч, ефрейтор Рустамов.
     6 августа немецко-фашистские самолеты произвели массированный налёт на Дарницкий ж.д. узел, прикрывавшийся 76 батальоном. Подразделения батальона приступили к восстановлению немедленно. Бойцы засыпали землёй ещё дымившиеся воронки, гасили пожары, растаскивали разбитые и горевшие вагоны и цистерны, укладывали пути, восстанавливали связь и СЦБ. Скоро опять появилась очередная группа немецких бомбардировщиков (во всех налётах их участвовало до 75 штук). И снова разрушения земляного полотна, только что восстановленных путей и связи. И вновь на своих местах воины-восстановители. Они отважно и упорно отстаивают живучесть ж.д. узла, понимая, что от быстрого восстановления зависит подача действующей армии необходимого для ведения боев за Киев.
     Во многих случаях противник пытался срывать восстановление ж.д. объектов, совершая налёты на работающие подразделения. Командир 25-й  ж.д. бригады полковник Чернозатонский Л.Н., объявляя благодарность всему личному составу, временно подчиненного ему 76 батальона, писал в своём приказе: «14 июля 1941 г., когда был на месте восстановительных работ участка Веровка – Рыхальская, воочию убедился, что несмотря на то, что батальон подвергся интенсивной бомбёжке, в результате которой имел потери 8 человек убитыми и 18 раненными, он продолжал вести работы».
     Приведённые примеры технического прикрытия железнодорожных станций являются типичными для всех частей и подразделений Корпуса. Поэтому систематические налёты на ж.д. узлы и станции не дали противнику ожидаемых результатов: коммуникации продолжали действовать, перерывы движения поездов, если и происходили, не были продолжительными. Героизм воинов на техническом прикрытии был признан и врагами. Фашистский генерал Гудериан в мемуарах писал: «Железнодорожные линии русских, идущие с востока на Киев, во многих местах разрушались нашей бомбардировочной авиацией, однако русские показали своё умение их быстро восстанавливать, и нам следовало, поэтому смириться с возможностью появления свежих сил противника».
     Мосты через реку Днепр также усиленно бомбились противником. Мост у Киева за весь период боёв удалось вывести из строя на небольшие сроки дважды, серьёзные повреждения получил мост у Канева, и на продолжительное время у Кременчуга.
     Мост у станции Канев (схема моста: количество пролётов х длина пролёта 1х27.5 + 3х109.5 + 10х45.0 + 1х27.5) обслуживал как железнодорожное, так и автомобильное движение (комбинированный мост). Он прикрывался ротой 32-го мостового батальона. 17 июля в результате попадания авиабомбы весом 500 кг была серьёзно повреждена бетонная опора и смещен на один метр от оси моста опиравшийся на неё конец пролётного строения длиной 45 м. Конец пролётного строения получил небольшие деформации  и заклинился о тело опоры. Движение автогужевого транспорта было восстановлено через несколько часов, а для восстановления ж.д. движения командованием батальона было принято, а затем утверждено прибывшим на место работ помощником командира Корпуса по технической части полковником Дорониным Ф.Н. следующее решение. Повреждённую опору усилить установкой на обрезы её фундамента корсета из деревянных рам, а конец сдвинутого взрывом пролётного строения поднять и переместить на ось моста. Его подъёмку и передвижку было решение вести без страховой клетки. Хотя это и представляло серьёзный риск, тем более что опорная площадка для установки и манипуляций с четырьмя гидравлическими батарейными домкратами при подъёмке и с винтовыми домкратами при передвижке пролётного строения, была крайне ограниченной, и малейшее нарушение равновесия повлекло бы обрушение пролёта.
     Однако, только такое решение обеспечивало срок восстановления, назначенный Командующим 26-й армией генералом Костенко. В ночь на 20 июля мост был восстановлен, и ожидавшие этого момента эшелоны стрелковой дивизии первыми проследовали на правый берег Днепра. Непосредственно подъёмкой и передвижкой руководил пом. командира роты механизации 32-го мостового батальона ст. лейтенант Олисевич, а контролировал военинженер 2-го ранга Управления Корпуса Цирлин.
      Вторично мост был выведен из строя 11 августа. Авиабомба весом в 500 кг попала рядом с одним из пролётных строений, были перебиты и деформированы продольные и поперечные балки одной панели, а у нескольких соседних пролётных строений были повреждены пояса, балки, раскосы, стойки и кое-где проезжая часть. В эти дни мост, главным образом, обслуживал автодорожный транспорт, и по нему сплошным потоком отходили на новые оборонительные рубежи наши войска.
     Прибывший на мост, Командующий 26-й армией генерал Костенко, дал для восстановления срок 18 часов с тем, чтобы через него могли быть пропущены танки. Работы велись под непрерывным артиллерийским и минометным огнем противника. На огромной высоте верхнего пояса ферм, под огнём противника выполняли своё дело мостовики, и никто из них не дрогнул, когда их ряды редели, во время восстановления было убито 14 человек.
     Восстановление моста было закончено 12 августа – на один час раньше установленного срока. Выдержку, бесстрашие и умение при руководстве работами проявил командир 3-й роты мостового батальона капитан Спиридонов и командир взвода 1-й роты лейтенант Оганевский. Самоотверженно выполнял свой долг военврач 3-го ранга Забелин.
     Только четыре дня существовал восстановленный мост, 16 августа в соответствии с приказом он был разрушен. Пытаясь захватить мост целым, к нему устремился отряд немецких автоматчиков и танки передового отряда. Для производства взрыва оставались считанные минуты. Подрывники 32-го мостового батальона попытались подорвать его подрывной машинкой, затем подключили передвижную электростанцию – взрыва не было. Ясно, что осколками перебиты провода электрической сети. Исправлять повреждения было некогда. Тогда был введён крайний план. Из заранее заготовленной и замаскированной ниши в теле насыпи, на мост выехала трёхтонная автомашина полная взрывчаткой на заранее обусловленное место. Руководитель взрыва, лейтенант Чинюк, под ураганным огнем противника уже бежавшего по мосту, зажигает огнепроводные шнуры, и вместе с водителем успевают покинуть мост. Раздался взрыв, в результате которого была разрушена опора и два пролётных строения.
     В тот же день по приказу общевойскового командования, под огнём противника 2-я рота 32-го мостового батальона, командир роты капитан Михайлик разрушила ж.д. мост ч/р Днепр у ст. Черкассы.
     Мост через реку Днепр у ст. Кременчуг (схема 1х27.5 + 10х88.0 + 1х27.5) 21 июля был атакован одиночным самолётом Ю-88. В результате взрыва, точно сброшенных бомб, было перебито пролетное строение L-88,0 м в судоходном пролёте, которое рухнуло в воду. Предстояло очень трудоёмкое и технически сложное восстановление. Было принято решение перекрыть судоходный пролёт сборно-разборным пролётным строением РБМ-30 (разборный большой мост образца 1930 г. пролётом до 88 м Прим. ИМЗ), с использованием во время сборки промежуточных плавучих опор, смонтированных на двух баржах грузоподъёмностью 900 и 1000 т.
     Такой метод сборки до сих пор в истории нашего мостостроения не применялся и представлял известный риск, тем более что плавучие опоры монтировались на обычных, к тому же изношенных баржах местного затона. Поэтому метод сборки и расчеты конструкции были уникальные и экспериментальные. Руководство работами осуществляла группа начальствующего состава Управления Корпуса во главе с помощником командира полковником Дорониным Ф.Н..  Восстановление велось группой монтажников мостовой базы № 50 с главным инженером Алексеенко Д.В., 81-м батальоном - командир батальона майор Новиков Б.И. и 4-м мостовым ж.д. батальоном 13-й ж.д. бригады Управления ВОСО – командир батальона майор Холин В.С. (погиб в бою в августе 1941 г. Прим. ИМЗ). К работе были привлечены, расположенные в п. Крюково на правом берегу деревообделочный завод и затон. Пролётное строение РБМ-30 было доставлено с Мостобазы № 50 из г. Ярославль.
     Самым трудоёмким, отнимавшим много времени были:
- частичная расчистка русла реки на глубину до 2-х м от элементов обрушенного пролётного строения в местах стоянки плавучих опор;
- закрепление в русле и сохранение равновесия плавучих опор.
     Сборка пролётного строения велась: портальных стоек – вначале 45 т краном на ж.д. ходу, в дальнейшем «в полунавес» - деррик-краном с двумя стрелами и ручными лебёдками. Плавучие опоры закреплялись пятью якорями, весом по 300 кг, и двумя парами тросов, зачаленных за ближайшие опоры моста. Водоотлив из барж для поддержания нужных при сборке отметок плавучих опор осуществлялся насосными станциями ( насосы 5”, 6”, 12”дюймов) и тремя переносными насосами 3”.
     Восстановление моста близилось к концу и 7 августа утром предполагалось открыть движение поездов. Но 6 августа по приказу Главнокомандующего Юго-Западным направлением восстановительные работы прекратились, началась разборка пролёта РБМ-30 и подготовка всего мостового перехода к взрыву. Однако, вследствие того что противник занял 7 августа командные высоты на правом берегу Днепра и начал обстрел места работ, разборка прекратилась. Разрыв разобранного пролёта, до опоры со стороны противника составил около 30 м , минирование моста было закончено 8 августа.
     По приказу Главнокомандующего Юго-Западным направлением мост был взорван ночью 9 августа, при следующих обстоятельствах: 8 августа, после полудня, противник поджег зажигательными бомбами деревянный мостовой брус, сразу была нарушена телефонная связь с баржами, на которых были смонтированы деревянные опоры, добраться до них по металлическому пролёту не давал пожар. Несколько попыток добраться до барж на лодках, чтобы снять людей, облить горючим опоры и поджечь их, взорвать смонтированную часть пролёта не увенчалось успехом, при этом было убито 5 и ранено 2 человека. Выполнить это удалось лишь ночью 9 августа, когда пожар на пролёте утих, сержантам Новикову В.Т., Калачёву Я.П. и красноармейцу Щербаку А.Г., которые в одних трусах пробрались к баржам по нижним поясам ферм, а вернулись после выполнения задачи вплавь. После взрыва РБМ-30 и поджога опор, остатками взрывчатки было разрушено ещё одно пролетное строение L- 88.0 м существовавшего моста.
     Восстановительные работы, хотя и оказались, в конечном счете, бесполезными, прошли в неплохом темпе, показали техническую зрелость всего коллектива восстановителей и правильность принятого способа восстановления. Нужно отметить, что в течении 7-9 августа, оборону района станции Кременчуг и моста держали воины 81 строительно-путевого ж.д. батальона и 4-го мостового ж.д. батальона. Мостовой батальон утром 7 августа в бою с немцами на правом берегу Днепра имел большие потери личного состава, в том числе погиб командир батальона майор Холин В.С.
    Оба железнодорожных моста через реку Днепр в Киевском ж.д. узле прикрывались и поддерживались в рабочем состоянии до дня падения г. Киева, и 19 сентября были взорваны подразделениями 31 мостового ж.д. батальона. Мостовой батальон вместе с некоторыми частями 37-й армии оказался в окружении. При попытке прорваться с боями сквозь кольцо окружения, батальон понес большие потери в личном составе: погибли, помощник командира батальона по технической части военинженер 2-го ранга Ещин М.Е., командир роты механизации капитан Тарасов В.И., командир учебной роты капитан Менниченко Д.В. и многие другие.
      В период боёв за г. Киев частям и подразделениям Корпуса часто приходилось участвовать в боевых действиях в качестве полевых войск. Так 75-й батальон с 8 по 21 июля находился в обороне на подступах к станции Фастов (60 км юго-западнее Киева). За две недели обороны воины отразили несколько ожесточённых атак противника, подбили два танка и уничтожили сотни гитлеровцев. При отходе батальоном был взорван мост ч/р Унаву и разрушена земляная плотина, вызвавшая затопления района дислокации противника и техники.
     В боях под Фастовым отличились: младший политрук Лелявин, который много раз водил воинов в контратаки, красноармейцы Бигельдинов, Кляшев и Галдин.  Комиссар батальона Душин, не зная страха, являлся примером самообладанием и отваги для всего личного состава части.
     Когда противник подошел к г. Фастову и начал его окружать, в районе ж.д. узла его встретили подразделения 77-го батальона во главе с врид командира батальона старшим политруком Галафеевым А.А. и взвод 79 батальона под командой старшего лейтенанта Кривца Л.А.. В течении 19-22 июля они вели заградительные работы и ожесточённые бои с наседавшими фашистами, которых поддерживали танки. В результате наши подразделения были оттеснены и окружены в районе пассажирского вокзала. Командование батальона приняло решение, прорваться из окружения под прикрытием двух групп добровольцев, возглавлявшихся ст. политруком Галафеевым А.А. и ст. лейтенантом Кривцом Л.А.. Этот план был осуществлён, и после тяжёлого боя основные силы 77 батальона, поддержанные артиллерийской батареей, прорвались, и заняли оборону у ст. Сорочий Брод в 8 км от ст. Фастов.
     Обе группы, прикрывавшие прорыв батальона, погибли (из группы Галафеева несколько человек прорвались в Киев Прим. ИМЗ).
     Группу ст. лейтенанта Кривец Л.А. атаковали 10 танков и два взвода противника. Когда кончились патроны, оставшаяся в живых горсть красноармейцев бросилась в штыковую атаку. В неравной схватке погибла вся группа вместе с командиром.
    Группа Галафеева отошла к пассажирскому зданию и заняла там оборону. (события подробно описаны в воспоминаниях ветеранов ЖДВ «Фастов 1941 г.» Прим. ИМЗ). Попытка нашего бронепоезда прорваться на ст. Фастов не увенчалась успехом, он был остановлен танками немцев на подходе к станции. В неравном бою с танками и пехотой противника почти все защитники станции погибли. За этот подвиг старший политрук Галафеев А.А. награжден орденом «Отечественной войны» 1-й степени посмертно.  О героических событиях тех времен сейчас напоминает мемориальная табличка на здании станции Фастов.
     Яркую страницу в истории Корпуса вписал 76 батальон, участвовавший девять дней в обороне г. Киева в качестве стрелковой части. В полночь на 7 августа в соответствии с полученным приказом из штаба Юго-Западного фронта, батальон был поднят по тревоге и выдвинулся навстречу прорвавшимся к окраинам г. Киева немцев. Последние захватили высоту «Артпост» и простреливали пулемётным огнем шоссейную дорогу, мост и подходы к высоте. На рассвете 7 августа рота капитана Слепкова штурмом выбила немцев с высоты, а батальон, перейдя в наступление, достиг деревни Мышеловка, что в нескольких километрах от высоты «Артпост». Деревня Мышеловка занималась подразделениями дивизии СС, превосходящими вдвое силы батальона и имевшие значительный огневой перевес. Здесь, ожесточённые бои продолжались два дня. В результате оборона противника была сломлена и деревня занята. Преследуя с боем противника, батальон продвигался вперёд, занимая населённые пункты. За три дня гитлеровцы были отогнаны от города, более чем на 10 км и положение на этом участке фронта стабилизировалось. Закрепившись в районе Кирпичных заводов, батальон вместе с другими частями, входившими в состав авиадесантной бригады, ещё в течении шести суток держал оборону поселка. Отважно и умело руководил подразделениями командир батальона капитан Куц А.Н., батальонный комиссар Ильин, начальник штаба капитан Судаков, командир роты капитан Слепков и старшие лейтенанты Комиренко, Карамет, Юрин, Рось. Храбро дрались – трижды раненый пулемётчик сержант Гурашвили, секретарь бюро комсомола ст. сержант Дудченко, сержант Тёмный, мл. сержанты Чукурна, Вакуленко, красноармейцы Андросов, дважды раненый Замуладаутов, Морозов, Болотников, Андреев, Дикон, Солдатов и многие другие.
     Победа далась нелегко, батальон потерял убитыми и ранеными более четырёхсот человек (по штату в оспждб 1608 человек Прим. ИМЗ), в том числе двадцать два человека из лиц начсостава, среди которых были убиты комиссар батальона Ильин и командир роты ст. лейтенант Комиренко.
     В книге «Город-воин на Днепре» бывший начальник оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта, ныне маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, говоря о том, что в обороне Киева самое активное участие приняли 75, 76, 77 отдельные строительно-путевые ж.д. батальоны и 31 отдельный мостовой ж.д. батальон, пишет: «Помнится особо отличились бойцы и командиры 76 батальона в разгар боев в районе Мышеловки… В разгоревшемся жестоком бою они не только не отступили, но несмотря на потери, оттеснили противника».
     Наименования железнодорожных частей записаны на мемориальной доске, находящейся в Киевском городском Исполкоме, в числе частей, принимавших участие в обороне города в 1941 г.
     В книге И.Х. Баграмяна отмечено: « В районе Ромны с севера прорвались танковые и моторизованные части Гудериана. Против них действует один железнодорожный батальон, батальон НКВД и инженерный».
     Здесь идёт речь о 79 отдельном строительно-путевом ж.д. батальоне, который в начале сентября дислоцировался в г. Ромны. Там находился штаб батальона, комендантский, пулемётный и два взвода 4-й роты. Основные силы батальона выполняли задачи технического прикрытия: 1-я и 2-я роты на участке Рубанка – Бахмач, 3-я рота с двумя взводами 4-й роты на ст. Юсковцы, участка Ромны – Лохвица. На ст. Юсковцы находился командир батальона майор Смирнов М.С. и комиссар батальона Амиров.
     Внезапно прорвавшись в г. Ромны передовой отряд немцев с танками был встречен огнём находившихся там подразделений 79 батальона. Завязался непродолжительный бой, во время которого лейтенанту Орлову удалось из засады гранатами с подвязанными к ним шашками тола подбить два вражеских танка. Не ожидавший такого сопротивления противник дрогнул и отошёл. Отразив атаку и уяснив обстановку, подразделения батальона, во избежание окружения отступили за реку Сула. Захват немцами ст. Ромны расчленил батальон на две части, 1-я и 2-я роты оказались в тяжёлом положении. Им пришлось отходить на соединение с остальными подразделениями батальона с боями в обход занятого г. Ромны. В этих боях они понесли значительные потери, из командного состава были убиты командир 2-й роты ст. лейтенант Урусов и лейтенант Косолапов.
     3-я и 4-я роты с хозяйственными подразделениями, после захвата противником г. Ромны, три дня ещё находились на перегоне Юсковцы – Ромны. Из их состава был выделен усиленный взвод во главе с лейтенантом Чернышевым, с задачей обороны и подготовке к разрушению ж.д. моста через реку Сула. За эти дни 3-я и 4-я роты приняли участие в эвакуации артсклада на ст. Юсковцы, а противник сделал попытку захватить ж.д. мост, которая была отражена взводом Чернышева. Из-за отсутствия взрывчатки ж.д. мост был подготовлен к уничтожению методом сжигания, на него было навален горючий материал из леса. Немцы форсировали реку Сула по захваченному ими автодорожному мосту в нескольких километрах и устремились к железной дороге. Подразделения стали отходить в сторону ст. Ромодан, ж.д. мост подожгли, металл моста от высокой температуры отпустился и стал непригоден для пропуска поездов. При отходе на ж.д. производили механическое разрушение и разборку устройств, сжигание служебных зданий.
     Объединение всех рот 79 батальона произошло под Харьковом. В это же время отходили с оборонявшимися частями  армии и другие батальоны 5-й ж.д. бригады. Она прикрывала и заграждала железнодорожные направления Бахмач – Конотоп – Ворожба – Белгород, Белгород – Харьков, Курск – Касторная – Валуйки.  В конце декабря на некоторых участках этих ж.д. направлений, в результате контрударов Советских войск противник отступил и части 5-й ж.д. бригады начали восстановительные работы.
     1-я и 4-я железнодорожные бригады в середине августа были передислоцированы и включены в состав Резервного фронта, занимавшего оборонительные позиции на ближних подступах к Москве и слившегося впоследствии с Западным фронтом.

4. В боях за Советскую столицу (сентябрь-декабрь 1941 г.).

     Передислокация Управления Корпуса, 1-й и 4-й железнодорожных бригад на новые участки заняла вторую половину августа. Проходила она в условиях сложной оперативной обстановки на фронтах. Фашисты мобилизовали всю мощь своей военной машины, чтобы овладеть Советской столицей. Большой перевес в силах и уверенность в безусловном успехе придавали их наземным и воздушным действиям особую дерзость.
     1-я железнодорожная бригада заняла своими батальонами юго-западные железнодорожные подходы к Москве: Рославль – Фаянсовая – Сухиничи, Ельня – Занозная, Вязьма – Занозная, Вязьма – Тихонова Пустынь, Жуковка – Брянск – Сухиничи – Москва. Затем, вместе с отходившими в оборонительных боях соединениями Красной Армии, бригада вела заградительные работы и отходила на южные и юго-восточные ж.д. подходы к Москве. Это были направления: Сухиничи – Горбачёво – Тула, Орёл – Горбачёво, Козельск – Плеханово – Тула – Серпухов, Тихонова Пустынь – Тула, Горбачёво – Волово – Узловая, Узловая – Венев – Ожерелье – Кашира, Узловая – Ряжск.
     64-й батальон бригады отходил в направлении Тихонова Пустынь – Москва. Кроме того части 1-й бригады в это время были заняты для технического прикрытия и заграждения ж.д. участков Москва – Орехово, Москва – Куровская, Москва – Воскресенск. Одна рота 32-го мостового ж.д. батальона была привлечена штабом Корпуса для подготовительных работ по заграждению ряда мостов через Москву реку в черте города. Серия контрударов в конце ноября на различных участках фронта и декабрьское наступление наших войск под Москвой остановило фашистские полчища, части 1-й бригады начали вести восстановительные работы на освобождённых участках.
      4-я железнодорожная бригада заняла северо-западные и западные ж.д. подходы к Москве: Торжок – Лихославль – Калинин, Оленино – Ржев – Обовражье – Волоколамск, Вязьма – Можайск. По мере продвижения противника, части бригады отходили всё ближе к Москве, появилось новое направление Москва – Дмитров. Кроме того части бригады принимали участие в работах по подготовке заграждений Московского ж.д. узла, включая метрополитен. Этими работами руководил непосредственно штаб Корпуса во главе с командиром ОКЖДВ генерал-майором технических войск Просвировым Н.А. Вопрос о заграждении Московского ж.д. узла отпал в декабре, но созданная система заграждений (участки, закреплённые за ними команды минёров и склады ВВ и СВ) продолжали существовать до конца 1942 г.
     Перед железнодорожными частями Корпуса в сентябре-декабре 1941 г. на Подмосковных направлениях стояли задачи: технического прикрытия, заграждения и в некоторых случаях восстановление ж.д. линий и объектов. Особое значение приобрело заграждение ж.д. объектов. Появилась стройная система, на все ж.д. направления составлялись планы по максимальному варианту заграждения, которые после утверждения их командованием фронта, обеспечивались как взрывчатыми веществами и средствами взрывания, так и средствами минирования.
     Так 5-я железнодорожная бригада в числе первых успешно применила мины замедленного действия при заграждении Белгородского и Харьковского ж.д. узлов. Старейший минер-железнодорожник полковник И.Г. Старинов писал: «Из 315 мин замедленного действия, установленных 5-й и 27-й ж.д. бригадами, противник обнаружил только 37 штук, из них обезвредил 14, остальные – подорваны».
       Для обеспечения безусловного выполнения планов заграждения все части на своих участках заблаговременно проводили подготовительные работы: заготовку зарядов, зажигательных трубок, установку зарядов и прокладку электросетей на искусственных сооружениях, подготовку и маскировку мест для установки мин, организацию и охрану складов ВВ и СВ на перегонах и станциях, подготовку и размещение на участках команд минеров и.т.д.
      В результате осуществления заграждения, противнику доставались настолько разрушенные ж.д. участки, что их не скоро можно было использовать для организации движения, а в некоторых случаях немцы даже не пытались их восстановить. В качестве примера сошлёмся на состояние разрушенного ж.д. частями 4-й бригады Корпуса участка Обовражье – Нахабино протяжением 150 км (ж.д. направление Ржев – Москва). Здесь каждый рельс был перебит в двух местах (длина рельса 12.5 м), подорваны или эвакуированы стрелочные переводы, на линии связи подорваны все столбы, изрезаны провода и разбиты изоляторы, подорваны все мосты и трубы, разрушены водоёмные и водонапорные здания, гидроколонки, сожжены или подорваны служебные и технические здания, на земляном полотне после подрывания ж.д. объектов были установлены неизвлекаемые противопехотные и противотанковые мины, тем самым была исключена возможность, использовать земполотно как автодороги.
       Как средство заграждения, на Подмосковных направлениях довольно широко применялась эвакуация верхнего строения пути и стрелочных переводов. Были эвакуированы вторые пути на ряде участков Октябрьской и Западной железных дорогах, а также станционные пути и стрелочные переводы многих станций.
     За время оборонительных сражений под Москвой на ближних ж.д. подходах к Московскому узлу частями Корпуса разрушено или эвакуировано более 3500 км верхнего строения пути и 3750 комплектов стрелочных переводов; разрушено 580 искусственных сооружений и 6000 проводокилометров связи; сожжены или разрушены 214 служебно-технических зданий и подавляющее большинство пунктов водоснабжения.
     Выполнение таких больших объёмов заграждения в сжатые сроки могло быть осуществлено только при массовом героизме воинов-железнодорожников, примеров которого можно привести много. Сержант 76 батальона Виктор Мирошниченко взорвал железнодорожный мост через реку Снопоть на участке Фаянсовая – Сухиничи вместе с большой группой фашистов ценой своей жизни. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
     Рядовой 1-й бригады Несоленов, обнаружив отказ огнепроводной сети, бросился под огнем противника к зарядам, установленным на мосту перегона Тула – Ясная Поляна, и метнув гранату в основной заряд – взорвал мост. Сам остался жив, будучи выброшен взрывной волной на берег.
     Пожертвовал своей жизнью красноармеец 5-й бригады Магомет Караев, взорвав  путепровод на ст. Харьков вместе с вражескими танками.
     Общую оценку заграждений на железных дорогах можно вывести из высказываний немецкого генерала Гудериана в статье «Опыт войны в России» книга «Итоги Второй мировой войны». В статье говориться:
«Железные дороги отказались служить нам из-за недостатка паровозов и значительных повреждений, которые противник умел искусно применять там, где ему позволяло время»…  «… для всей группы армий «Центр» суточный подвоз в середине ноября 1941 г. составил 23 эшелона, в то время как потребность войск была в 70 эшелонов в сутки». Комментарии излишни.
     Задачи заграждения не снимали вопросов по техническому прикрытию тыловых ж.д. коммуникаций, которые по прежнему подвергались воздушным систематическим нападениям противника. В отношении технического прикрытия части Корпуса накопили большой опыт и успешно выполняли его. К тому же многие объекты уже имели достаточное зенитное прикрытие.
     В своих мемуарах бывший Командующий 50 армией, генерал-полковник Болдин пишет о 67 батальоне 1-й бригады за период его деятельности с 8 по 26 октября 1941 г. на участке Орёл – Тула: «Бойцы научились быстро восстанавливать повреждённые вражеской авиацией участки ж.д. полотна и обеспечивать бесперебойную работу дороги. Почти месяц они контролировали её. За это время перевезено много войск, большое количество военных и народно-хозяйственных грузов».
     Выписка из служебной характеристики, данной Начальником ВОСО 43 армии полковником Пироговым 76-му батальону за период с 20 августа по 10 октября 1941 г. : «…все разрушения на железных дорогах, которые были произведены налётами авиации противника, ликвидировались в наикратчайший срок. Начальствующий состав батальона особенно хорошо и чётко организовал выполнение плана заграждении при отходе на участке Фаянсовая – Сухиничи – Козельск, ведя их под огнём противника, обеспечив эвакуацию эшелонов и транспортов, которая проходила под непрерывным воздействием воздушного и наземного противника. В районе г. Киева 76 батальон был боевой единицей, прикрывая отход тылов и второго эшелона армии, дав таковым выйти без потерь».
     Кроме этого и других случаев, когда подразделения 76 батальона использовались в качестве стрелковых, можно сослаться на аналогичные примеры, имевшие место в других ж.д. частях. Почти сутки в конце ноября усиленная рота капитана Новикова из 67 батальона 1-й бригады держала оборону ст. Ожерелье до подхода частей 5-й кавдивизии и танков. Рота 80-го батальона 5-й бригады под командованием ст. лейтенанта Симдянова в течении 18-20 сентября обороняла переправу у д. Оржица.
     В декабре после Московского контрнаступления наших войск, перед частями Корпуса встали задачи восстановления. Разрушения были значительными. Достаточно сказать, что было разрушено 50 % от общей протяженности железных дорог, входивших в зону действий Западного фронта. Восстановления их началось  в декабре, с участием спецформирований НКПС, восстановительных средств дорог, личного состава линейных дистанций и участков различных служб Подмосковных ж.д., и с привлечением местного населения. Большая помощь была оказана Командующим Западным фронтом, выделившим для целей восстановления 9 рабочих батальонов, один транспортногужевой батальон и 103 грузовых автомашины.
     Все восстановительные организации действовали на отведённых им перегонах самостоятельно, используя для каждой свои, очень различные материальные базы, силы и средства. Правда, железнодорожные войска вообще не располагали в то время материальными базами.
     Этот организационный недостаток, наряду с общими причинами – острой нехваткой строительных материалов и сильными морозами, привели к тому, что темпы восстановления в декабре 1941 г. были далеки от требований фронта. Вместо заданных в среднем 8 км/сутки, восстановительные организации давали 2-3 км.
      Лишь один объект – мост через канал Волга – Москва у ст. Яхрома был восстановлен в срок. Здесь все силы и средства объединялись в одних руках. На этом примере следует остановиться. Восстановительные работы складывались из следующего комплекса: устройство ж.д. обхода протяжением 2.5 км, сооружение временного моста длиной 203 м через канал и восстановление моста длиной 45 м через реку Яхрома. Строительство возглавлялось помощником командира Особого Корпуса по технической части полковником Дорониным Ф.Н. и военным комиссаром Корпуса бригадным комиссаром Беляевым С.Н.. Основными силами были: Мостоотряд НКПС №1, возглавляемый т. Кузнец А.К., подразделениями 69 и 81-го батальонов, рабочие и служащие  Савеловского отделения Ярославской ж.д., работниками ткацкой фабрики и населением г. Яхрома. Особые трудности представляли земляные работы и балластировка пути в зимних условиях. Несмотря на сильные морозы и недостаток технических средств, все конструкции моста и двутавровые балки подавались и устанавливались вручную, подвоз материалов осуществлялся конным транспортом. Весь комплекс работ был выполнен за неделю, причём был достигнут по тем временам рекордный темп восстановления моста – 29 п.м./сутки.
      25 декабря было открыто движение поездов и воинские эшелоны, друг за другом пошли в сторону ст. Сонково на Калининский фронт.
     Это событие – успешное восстановление первого важного объекта коммуникаций было радостным и воодушевляющим. Восстановители – воины Особого Корпуса железнодорожных войск, гражданские железнодорожники и местные жители, в основном женщины, с честью выполнили свой долг перед Родиной.
     Следует остановиться на одном организационном мероприятии НКПС. Во второй половине октября 1941 г., когда враг, не взирая на огромные потери, рвался к столице нашей Родины – Москве, было организовано Военно-Эксплуатационное Управление НКПС (ВЭУ), имевшее своей задачей военизацию Московского ж.д. узла. Все железнодорожники этого узла переводились на казарменное положение и вооружались; на них были распространены Устав внутренней службы Красной Армии и с некоторыми изменениями Дисциплинарный Устав. Для обеспечения этого мероприятия в отношении военной подготовки Командование ОКЖДВ была выделена большая группа начальствующего состава из частей и штаба Корпуса во главе с полковником Дорониным Ф.Н. – в качестве заместителя Начальника ВЭУ. После выполнения задачи, эта группа до января 1942 г. возвратилась в свои части.
     Части 3 и 7-й железнодорожных бригад Корпуса, находившиеся на выполнении производственных задач 1941 г. на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Прибайкалье, после начала войны были приведены в боевую готовность.
     Ряд подразделений частей 3-й бригады были привлечены к работам по подготовке заграждений на всех искусственных сооружениях Приморской и Дальневосточной ж.д. с устройством при каждом объекте складов ВВ и СВ и караульных помещений.
     Другая часть подразделений частей 3-й бригады в течении июня-августа 1941 г. были заняты передачей Приморской ж.д. как законченных, так и незаконченных работ по плану 1941 г. Вместе с объектами строительства передавались строительные материалы, конструкции, а также здания и военные городки не занятые частями Корпуса. По окончании этих работ во всех частях бригады шла подготовка по вопросам восстановления и заграждения ж.д. и сколачивание в подразделениях специальных команд для выполнения этих работ.
     В сентябре, по заданию Командования Дальневосточного фронта, 70-й батальон 3-й бригады провел учение по восстановлению ж.д. участка на одной из линий Приморской ж.д.
     В конце 1941 г. 3-я бригада по заданию Штаба фронта  начала формирование 14-ю ж.д. бригаду органов ВОСО (сформирована 06.08.1942 г. в г. Свободный Дальневосточный фронт, убыла на Воронежский фронт в УВВР-3 22.03.1943 г. Прим. ИМЗ). Для этих целей 3-я бригада выделила свой начальствующий состав, сержантов и рядовых, а также передала механизмы, инструмент и прочее ж.д. имущество.
     7-я ж.д. бригада до конца 1941 г. продолжала работы, установленные ей заданием на год, поскольку характер этих работ имел важное значение по подготовке театра военных действий в транспортном отношении.
     Находясь вдали от фронта, где шла ожесточённая борьба с фашистской Германией, части 3 и 7-й бригад Корпуса активно готовились к предстоящим боевым действиям на фронтах Великой Отечественной войны.
     1941 г. оказался годом генеральной проверки боеготовности и всей системы политической, боевой и специальной подготовки личного состава Особого Корпуса железнодорожных войск. Несмотря на тяжёлые условия начального периода войны, все части и подразделения Корпуса справились со стоявшими перед ними задачами. Им выпал задача принимать участие в защите столицы Украины – города Киева и столицы нашей Родины – Москвы.
     Инициативой, творческим поиском, неисчерпаемой волей к победе и массовым героизмом личного состава отмечен пройденный путь частями Корпуса в 1941 г.


Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ.
В. Петропавловский. Ноябрь 2022 г.
    

    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    
    


Рецензии
Окончание выдающейся, наиболее подробной книги о трудовых и ратных подвигах воинов Особого Корпуса железнодорожных войск - это своеобразный подвиг работника Историко-Мемориального Зала железнодорожных войск Владимира Николаевича Петропавловского, спасибо ему за проведённую огромную работу. Это ценный вклад в историю железнодорожных войск, поскольку теперь известно всё о строительстве железных дорог на Дальнем востоке СССР, восточной Сибири, а так же о беспримерных подвигах частей, соединений и воинов Корпуса в начале Великой Отечественной войны.

Сергей Лелеко   15.11.2022 18:39     Заявить о нарушении