23. Шурин Артагана Мальсагова, Асланбек Базоркин

В сентябре 1878 года Ингушский дивизион под командованием Банухо Базоркина возвратился домой. Но дух братства, заложенный в войне, настолько сплотил Артагана и Атабий, что они не мыслили свою жизнь друг без друга.
За отличия в боях Банухо был удостоен 7 орденов, среди которых на особом месте стояли ордена св. Владимира 3-ейстепени и св. Владимира 4-ой степени с мечами и бантом. Награждённым орденом св. Владимира даже четвёртой степени до начала ХХ века давало право на получение потомственного российского дворянства.
 В 1888 году «в сем достоинстве» утверждён Правительствующим Сенатом и пятидесятилетний подполковник Банухо Базоркин. В 1904-м году, по выходе в отставку, он получил чин генерал-майора.
В знак расположения к Артагану подполковник Банухо Базоркин выдаёт за него свою дочь Хани (10 октября 1859 г. - 1900 г.).
 У подполковника Банухо Базоркина было 6 сыновей и две дочери: Асланбек /1851 г./, Мухтар, Крым-Султан /1853 г./, Атабий /1856 г./, Ибрагим /1862 г./, Муртуз-Али (1870 г.), Буги /1849 г./ и Белмусхан /1857 г./., и почти все сыновья участвовали в Русско-турецкой войне, вписав свои имена в историю ингушского народа. На поле брани каждый мог раскрыть свои индивидуальные способности, чтобы ими был доволен отец.
Будучи лихими наездниками, каждый старался превзойти друг друга в военном деле. Все шурины «были цветом интеллигенции своего времени, получили блестящее образование». Артаган гордился ими.
Артагану легко было общаться со старшей сестрой жены, свояченицей Буги, так как она была его ровесница. Но сама Хани (10 октября 1959 г.-1900 г.) была больше расположена к сестре Белмусхан, между ними разница 2 года, поэтому и интересы их совпадали.
Несмотря на разницу в 10 лет, жена оказалась мудрее, чем предполагал Артаган. Первую попытку, которую предприняла жена, она стала учить мужа писать и читать. Только тогда Артаган понял и осознал важность учения.  Он поставил перед собой цель – обязательно выучить своих детей.
Артаган, лишённый возможности получить образование, в глубине своего сознания хранил огромное желание к всеобщему образованию и наукам. Мудрость знаний для него была дороже всех богатств. Артаган Мальсагов помнил, что ничто не проходит бесследно, усвоенное в детстве – как высеченное на камне.
Это желание Артагана и предопределило судьбу его сыновей: Маас, как я и говорила ранее, поступил в Санкт-Петербургский университет, но умер, будучи студентом 3 курса; Созерко в 1912 году окончил Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус, Александровское военное училище /1915 г./; а Орцхо после кадетского корпуса /1916г./, окончил Михайловское артиллерийское училище. Младший брат Орцхо, Арсамак, окончил Московскую Тимирязевскую академию. Вся семья гордилась подвигами брата Ахмеда, кавалера 4 Георгиевских крестов.
Старший шурин Артагана, Асланбек Базоркин /1851-1890 гг./ прожил недолгую, яркую жизнь, оставив после себя творческое наследие. Асланбек Банухоевич был одним из первых юристом из ингушей, литератором, краеведом, написал немало интересных произведений о судьбе ингушского народа. Учёба в Ставропольской гимназии на подготовительном отделении свела его с такими сокурсниками передовых взглядов, как Чахом и Саадуллой Ахриевыми, Адиль-Гиреем Долгиевым, Иналом Бекбузаровым, Пшемахо Дахкильговым, Куразом Мальсаговым и др.
Чах Ахриев, Адиль-Гирей Долгиев учились курсом выше. Чах Ахриев - большой знаток в исследовании изучения культуры и социально-экономической жизни края. Дружба Асланбека и Чаха Ахриева переросла в родственные отношения. Чах Ахриев, женившись на двоюродной сестре Асланбека, Айше Мочхоевне, стал отцом 5 детей – троих сыновей и 2 дочерей.В 1933 году в своём «Библиографическом справочнике по ингушской художественной литературе» Орцхо Артаганович Мальсагов пишет: «Библиографических сведений нет. А.Базоркин является первым националом-писателем, давшим ценный в художественном отношении краеведческий очерк «Горское паломничество» на русском языке. Исследователи относят к жанру новеллы. 
 Это первое ингушское авторское литературное произведение содержало много ценных этнографических деталей, важных для исследователей истории и культуры ингушей. Автор сделал весьма удачную попытку соединить историко-этнографический материал с формой художественного произведения, показать жизнь ингушского народа. Две статьи: «Из далёкого прошлого» и «Воспоминания из путешествия по Чечне», освещающие различные стороны жизни ингушского народа 70-80 гг. XIX в. (23, 24).
Асланбек Базоркин сделал весьма удачную попытку соединить как историко-этнографический материал с формой художественного произведения. Таков был творческий и научный путь и Асланбека Банухоевича Базоркина, который считал себя неотъемлемой частью горской интеллигенции во главе с Чахом Ахриевым.Асланбек Базоркин, окончив с отличием Ставропольскую гимназию, продолжил учёбу в Санкт-Петербургском университете на отделении естественных наук физико-математического факультета. В 1860-70-х годах в царской России начали открывать филиалы Всероссийских научных обществ. Большая роль в этом принадлежит русским учёным А.П. Берже, П.Г. Буткову, Н.Ф. Дубровину, Д.Я. Лаврову, исследовавшим вместе с кавказоведами благодатный край.
В дальнейшем, изучение культуры и социально-экономической жизни края были продолжены ингушскими учёными О. Мальсаговым, М.Базоркиным, А-Г. Долгиевым, А.Тутаевым и др.Адиль-Гирей Долгиев, Инал Бекбузаров, Саадулла Ахриев, Пшемахо Дахкильгов, Кураз Мальсагов, Сай Мальсагов и др., окончившие Ставропольскую гимназию, не останавливались на этом и продолжали учёбу в высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Тифлиса и других городов Российской империи.
 Через год Асланбек Базоркин покинул стены Петербургского университета и поступил в Нежинский лицей им. князя Безбородко в Черниговской губернии.В июне 1873 года А.Базоркин, побывав в горной Ингушетии, вместе с паломниками взошёл на святую Столовую гору и был свидетелем моления ингушей в период летнего солнцестояния. Всё это он изложил в путевом очерке «Горское паломничество» с тремя небольшими рассказами о местности, горцах, молении, по композиции напоминающее «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н.  Радищева. / «Сборник сведений о кавказских горцах». Тифлис, 1875, 8 выпуск/.
Первое ингушское авторское литературное произведение содержало много ценных этнографических и исторических деталей, важных для исследователей истории и культуры ингушей. Умер Асланбек Базоркин в 1890 году.


Рецензии