Формирование государственного аппарата

Формирование государственного аппарата после свержения ига

По мере складывания централизованного государства создавалась система управления. Великий князь всея Руси принимал самые важные решения, советуясь с Боярской думой. При Иване Третьем этот совещательный орган стал постоянным. Боярство представляли люди из старых московских фамилий. В их среде сложились местнические отношения, которые регламентировались «службами предков». С присоединением новых земель в Думу начали входить княжата (бывшие удельные князья и их потомки). Удельные князья, потеряв часть привилегий, ещё долго сохраняли политическую силу и экономическую власть в своих уделах. Знать занимала важнейшие государственные должности (наместники, воеводы и пр.).
Начала формироваться система приказов. В 16 веке они стали основной формой управления государственными делами.
На местах управляли наместники и волостели. Они являлись судьями, сборщиками налогов князей. Наместники были ещё и военными начальниками города и уезда. По старому обычаю они «кормились» за счёт населения.
В борьбе с удельной знатью великие князья опирались на дворянство, которое составляло основу армии и начиная с правления Ивана Третьего стало постепенно входить в Думу. Дворянское конное ополчение и наличие артиллерии способствовали укреплению великокняжеской армии, а приводимые боярами и княжатами дружины постепенно стали играть второстепенную роль.
Складывались сословия. Одна из причин возникновения служилого сословия и закрепощения крестьян заключалась в том, что расширение границ Российского государства сопровождалось оттоком населения на окраины. Государство не было заинтересовано в этом, так как для службы великому князю был возможен только вариант условного землевладения, то есть предоставление земли (вместе с живущими на ней крестьянами) помещикам при условия несения ими военной и гражданской службы. Так формировалась поместная система, при которой государство располагало значительными военными силами без каких-либо затрат на их содержание. Условность такого поместного землевладения заключалась в том, что оно не было ни наследственным, ни пожизненным и зависело от самого факта несения службы государству. Помещик должен был не только сам служить, но и выводить определённое число своих вооружённых людей. Как система поместное землевладение сложилось к концу 15 века, когда Иван Третий, а затем Василий Третий ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель. Главным юридическим признаком служилого сословия было право владения землёй и крестьянами при условии несения государственной службы.
Появился первый свод законов – Судебник (1497). В нём существовали единые юридические нормы. Статья 57 ознаменовала собой постепенное формирование крепостного права. Она ограничивала крестьянам сроки ухода от владельца неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября); крестьянин должен был платить хозяину пожилое.


Рецензии