24. Шурины и родственники жены Артагана Орцхо-Хадж

Продолжение.
                ШУРИН КРЫМ-СУЛТАН БАЗОРКИН
Шурин Крым-Султан /15.07.1853 г.р.- 15 июля 1916 г./ был корнетом, штаб-ротмистром царской армии, в 1916 году погиб в первой мировой войне. За мужество, доблесть и геройские заслуги в борьбе с врагом названной «Дикой Дивизией» За №324 от 5 июля 1915 г. Крым-Султан был награждён орденом св. Святослава 3-й степени с мечами и бантом, установленным для наград нехристианам. Приказом командующего 9-й армией; орден св. Владимира 4 ст. С мечами и бантом; был адъютантом командира 3-й бригады полковника Веттер-Розенталя, давал указания, вёл переписку с полками, сотнями, разведотрядами и другими службами. Удивительная чёткость, ясность в изложении и грамотность. С Крым-Султана мог получиться великолепный штабист.15 июля 1916 года Крым-Султан повёл свою сотню в бой, который закончился полной победой Ингушского полка… «Пал смертью храбрых и командир 4-й сотни Крым-Султан Базоркин … и ещё 18 ингушей». (18; 25).Самоотверженные действия ингушей при селе Езержаны получили широкую известность в русской прессе. Более того, иногда эту атаку называют одним из самых ярких дел русской кавалерии в Первой мировой войне.О Крым-Султане упоминается в книге Мальсагова /с.99/. Уланского казачьего Его императорского Величества кавалерийского полка.

В начале 1900 года известный горный инженер Луи де Ратце /происхождение из знатной швейцарской семьи французского происхождения/ во Владикавказе находился по приглашению России от фирмы «Нобель» для исследования полезных ископаемых в горах Северного Кавказа. Несмотря на то, что жена была двоюродной сестрой императора Германии кайзера Вильгельма П, она не побоялась трудностей и приехала вместе с дочерью и мужем, разделяя с ним все трудности и испытания.  Тут Муртуз и познакомился с Маргаритой /Греттой/, женился на ней. Она родила ему двух сыновей: Мурата /06.09.1902 г.р.  - /и Идриса /15 июня 1910 г. - 31 мая 1993 г./. Для всех родственников она была замечательной и уважительной снохой. Детям она успела привить основы русского и западноевропейской культуры. Говоря об Идрисе Базоркине, Я.Патиев писал: «...в этой семье «были представлены три культуры. Мать была француженка швейцарского происхождения Маргарита де Ратце, отец-ингуш, и учёба Идриса на русской культуре и дала тот сплав, то явление, которое мы называем Идрис Базоркин». (27)
Служба Муртуза протекала в Германии, Польше, с 1912 года – на границе с Турцией. Не желая присягать новому режиму, в годы гражданской войны Муртуз-Али эмигрировал в Персию, где и умер в 1924 году.Гретта не решилась на эмиграцию вместе с мужем, так как сыновья сделали свой выбор – они не захотели покидать свою Родину. Материнский инстинкт не позволил ей уехать, оставив сыновей. Для Гретты всегда была примером Леби - жена Созерко, двоюродного брата мужа, которая воспитывала двух дочерей без мужа. Со стороны Артагана она завоевала понимание и внимание, а со стороны Орцхо – уважение и признательность. Достойных двух сыновей вырастила Гретта для ингушского народа.
 Старший сын Мурад окончил Владикавказскую городскую гимназию. Мурад вступил в ряды самообороны города Владикавказа. Вместе со своими дядьками находился в Ингушской народной армии, воевал против армии Деникина.Всё то хорошее и тёплое, что было у братьев ушло со смертью матери Гретты, которая скончалась во Владикавказе в 1923 г., но то, что было вложено с молоком матери, сохранилось на века и пригодилось для всего ингушского народа.
С 1925 году Мурад Базоркин учился на рабфаке, в Горском педагогическом институте, в аспирантуре, которую окончил в 1936 году, и стал работать научным сотрудником Ингушского научно-исследовательского института, занимая должности от научного сотрудника до учёного секретаря. Мурад Базоркин принимал участие в археологических экспедициях в горах Ингушетии вместе с Л.Семёновым, Е.Крупновым, Н.Яковлевым, с двоюродным братом Орцхо Мальсаговым, /директором краеведческого музея в 1928 – 1937 гг. Во Владикавказе/, художниками Х. Ахриевым, Г. Даурбековым, И.Щеблыкиным. Результаты экспедиций отразились в трудах М.Базоркина «Памятники средневековья в горной Ингушетии», Л.П. Семёнова «Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии…», Е. Крупнова «Средневековая Ингушетия», И.Щеблыкина «Путеводитель по горной Ингушетии», в картинах художников Х.Ахриева и Г. Даурбекова, З.Дзарахова, д.и.н. Историческое наследие Мурада Базоркина. К 110-летию со дня рождения. (28)
У Мурада было пятеро детей. В 1943 году дети остались без матери, отцу пришлось вдвойне трудней. В день высылки вместо продуктов и одежды каждый из детей брал в руки стопку бумаг и папки и выходил из дома. Это были документы, карты, рукописи. Папки, папки, папки. «Историю надо сохранить для народа», - говорил отец детям.
 Мёрзли в Казахстане, голодали, вместо подушек подкладывали под детские головки драгоценные папки с бумагами, жили в тяжелейших условиях, но сохраняли архив, как дорогую реликвию. В ссылке работать по своей научной профессии не разрешили. Пришлось работать каменотёсом.Историк и патриот в Мураде жил всегда.
Вместе с Дошлуко и Орцхо Мальсаговым, Б.Зязиковым, Х.Муталиевым, Мурад с Идрисом проводили долгие вечера за рассуждениями о судьбе народа. Писали письма, ждали возвращения домой.
В семейном архиве Мальсаговых сохранилось письмо Мурада Базоркина. Оно было написано Орцхо от 8 сентября 1957 года: «Здравствуй, дорогой Орцхо! Привет и наилучшие пожелания!Прости, что с таким огромным запозданием пишу. Причина молчания – устройство на работу и сама работа, хожу по 7 км туда и обратно столько же, да и там «вкалываю» от души, ведь гранит – не дерево и не глина! Добросовестно устаю, но пока силами располагаю и не ропщу на свою долю. Кроме того, отъезд Алика в Таллин на Всесоюзные соревнования юношей боксеров, - всё это /от одного до другого вечера/ откладывало мои попытки засесть за письмо тебе. Словом, конечно. Виноват!.. Сейчас, пользуюсь случаем, отправляю с Русланом это письмо. Орцхо, «спасибо на добром слове», что вы там «блюдете», - как ты пишешь, - мои интересы. Но ... думаю, что, наконец, я буду с вами, то всё это растворится «во времени и пространстве»!? Прав ли я, увидим ... Благодарю тебя и Дошлуко за внимание. По правде говоря, мне тут здорово наскучило, так как никого нет из близких. Но до конца учебного года подниматься не собираюсь – больше ждал, а срывать детям учёбу не хочу. Большим препятствием моему возвращению будет материальная стеснённость... трудно, располагая лишь зарплатой рабочего, отложить что-либо на предстоящее путешествие, однако об этом ещё рано думать.
Я слышал, что там у вас происходили какие-то мероприятия в руководстве, причём, не в худшую сторону, но насколько правдивы хабары, и насколько они отвечают нашим чаяниям, не знаю. Был рад услышать от тебя, что там случилось в действительности? Как Идрис, останется – ли или уедет в Москву? От него давно не имею ничего. Привет всем родным и друзьям. Пиши, буду рад. Твой Мурад». (29).
В 1958 году, после возвращения на Родину Мурад Муртузович работал в Чечено-Ингушском республиканском историческом музее старшим научным сотрудником. Огромный архив Мурад Базоркин привёз с собой домой. Им была проведена большая работа по созданию отдела гражданской войны в музее с. Мужичи. Он помогал начинающим историкам, но издать свои труды он так и не мог.Мурад и Идрис Базоркины поддерживали и ценили друг друга. Друг другу они могли поведать всё. То, что невозможно было написать в науке, через художественное творчество Идрис мог поведать миру.Рано ушёл историк из жизни. Детям своим он завещал, как бы трудно им не пришлось – сохранить архив. И они помнили завет отца: издать книги и довести архив до народа. Архив Мурада Базоркина переезжал 34 раза. Последний раз он был вывезен из-под бомбёжек Грозного в 1995 году. Список огромный: 78 папок с рукописями, около трёх старинных книг, карты, переписка с видными историками и кавказоведами.
В октябре 1988 года в музей города Грозного Алаудин Базоркин сдал из архива эскизы настенных украшений, войлочных ковров-истингов и мн. др. Сколько дорог и кабинетов исходил сын Алаудин в надежде издать труды отца! Были только дежурные обещания.К 100-летию учёного в 2002 году труды М. Базоркина были изданы Научно-исследовательским институтом гуманитарных наук при поддержке руководства республики. В книгу «История происхождения ингушей» вошли три работы историка: «Хетто-вайнахская проблема, или Происхождение ингушей», «История ингушей по известиям Вахушти о дзурдзуках», «Дорога заговора и лжи». Ждут своего издателя и другие труды историка. После издания основных трудов М. Базоркина его сын Алаудин Базоркин сдал архив отца в Национальную библиотеку им. Джемалдина Яндиева. М.М. Базоркин серьёзно занимался вопросами истории Ингушетии. Особое внимание он уделял древнейшему периоду истории ингушей, дзурдзукам, Дзурдзукетии.
Мурад Базоркин был предельно мягким человеком интеллигентом в высшем понимании этого слова. Умел ценить личность в самом малом и взрослом человеке. Но этот добрейший человек становился решительным, когда дело касалось отстаивания исторических фактов и вопросов, касающихся истории его народа, и тем он дорог народу.Второй сын Муртуза, Идрис   Базоркин (15 июня 1910 – 31 мая 1993 г.) - любимый ингушский писатель, автор исторического романа «Из тьмы веков», большой общественный и литературный деятель. Большое влияние на его литературную деятельность оказал Орцхо Мальсагов.В «Библиографическом справочнике по ингушской художественной литературе» Орцхо Мальсагов пишет: «И. Базоркин родился в 1910 году, в семье военного. В детстве перенёс большие материальные лишения, так как оторвался от родителей, которые бросили его на произвол судьбы.
И.Базоркин был принят в интернат Ингушского педагогического техникума, в котором обучение закончил в 1929 году.
В настоящее время учится на втором курсе литературного отделения ГАИПИ. Комсомолец. Увлекается театром. Литературой интересуется с малолетства. Писать стал с 1927 года. Пишет стихи. Рассказы. Повести. Печатается в ингушской газете «Сердало», в краевом журнале «На подъёме». Имеет неизданные стихи в рукописях.
И. Базоркин постоянной учёбой пополняет свои теоретические знания и в своей творческой практике делает заметные успехи.
В Идрисе Базоркине наблюдается поворот в сторону диалектико-материалистического мировоззрения. Пишет только на русском языке, хотя владеет родной речью.

                СТИХИ
1.Базоркин И. 10-й годовщине. / Песня написана на мотив «Шахта № 3»/.
2.Его же. Рукопись. Некоторые стихи о 1927-1931 гг.», 3/12- 1927 г.
3. Его же. «Поздно». Посвящается Коригову Умат-Гирею. /Там же/. Х /П-27 г.
4. Его же. «Май». /Там же/. 27/У1-28 г.
5. Его же. «К культпоходу комсомольца». /Там же/. 29/!1Х-28 г.
6. Его же. «11-ой годовщине Октября». 18/Х – 28 г.
7. Его же. «Парад» /Там же /.16/ХП-28 г.
8. Его же. «1 выпуску Ингушского педтехникума». /Там же/.3/У1-28 г.
9. Его же. «Я за народный». /Там же/. 14/1-30 г.
10. Его же. «По рельсам твёрдо» /2-ой выпуск ИПТ//Там же/. Март 1930 года.
11. Его же. «Руки вверх, бросайте молот!» /Там же, неполностью/. Декабрь 1930 года.
12. Его же. «Вагонному» /Там же/. 23/1-1931 г.
13. Его же. «8-е Марта» /Там же/.  6/Ш – 31 г.
14. Его же. «Май» /Там же/. 6/1У-31 г.
15. Он же. «Ударникам» /Там же/. 18/1У- 31 г.
16. Его же. «Гизельстрой» /Там же/. 21/У1 – 31 г.
17. Его же. «Наш долг». «Сборник стихов» Муталиева. – стр 7.
18. Его же. «Большевик хорош». «Сборник стихов» Муталиева. Стр.16-17. Перепечатано с некоторыми изменениями в ж. «На подъёме». 1932 г.
19. Его же. «Песня ингуша Вагапа». «Сборник стихов», стр. 59. Ингушское изд-во «Сердало», 1931 г., г. Орджоникидзе.
                РАССКАЗЫ
1.Базоркин И. «Несчастье». Газета «Сердало», 1928, №2 /315/.
2.Его же. «Из-за принципа». Повесть. Читалась 19/Х-31 г. На общем собрании членов Ингушского литературного общества в рукописи. Предложено переделать.
                СТАТЬИ О БАЗОРКИНЕ
1.Мальсагов О. «Молодые побеги». Критическая статья о творчестве Базоркина. Газета «Сердало». Литературная страничка, № 12 /325/, 1928 г.
2. «Литературная энциклопедия». Издание Комакадемия, Т.1У. 1930 г. В разделе «Ингушская литература».
Имя Базоркина упоминается в следующих выражениях: «К литературному молодняку относится Базоркин Идрис /рассказ Несчастье»/. Растущий молодняк создаёт образцы художественной пролетарской и революционной литературы». /Мальсагов О.А. Справочник по ингушской художественной ингушской литературе. /Наследие Таргима. Нальчик, 2008. – С. 122-123/.
 Шурин юнкер Атаби Базоркин (1856 г.-1918 г.)  с 1876 года юнкер Атабий /Атаби/ служил в Собственном Его императорском высочестве конвоя оруженосцем. В сентябре 1877 года с началом Русско-Турецкой войны Атабий Базоркин прикомандировали в Дунайскую действующую армию. В бою против турок за героизм, проявленный при взятии Горного Дубняка, Атабий Базоркин был награждён орденом св. Георгия 4 степени /№ 45575/.
С октября 1878 года Атабий продолжил службу в Собственном Его Императорском Высочестве конвоя.
В 1879 года он произведён в старшие юнкера.
В августе 1880 года произвели в прапорщики милиции и награждён золотой медалью «За службу».
В 1881 году Атабий был переведён всадником 3-его разряда в 3-ю сотню Терской постоянной милиции и назначен старшиной селения Альты-Гамурзиево, где проживали зять Артаган и сестра Хани.
В 1888 году Атабий был произведён в подпоручики.
В 1896 году был зачислен на должность помощника командира 2-й сотни Терской милиции. В «Послужном списке» за 1911 год сказано: «Базоркин Атабий Бонухоевич, 1856 г.р. поручик милиции, бывший командир 6-ой сотни Терской милиции, сентябрь 1911 г.». 
Шурин Ибрагим родился 2.09.1878 году, в 1900 году окончил Владикавказское реальное училище.
В 1906 году Ибрагим Базоркин поступает в Московское техническое училище и приобретает специальность инженера-механика, долгое время работал инженером.
В 1918 году был народным комиссаром железных путей сообщения Терской области.
Ибрагим Базоркин осуществлял руководство строительством знаменитой суннитской мечети на левом берегу Терека во Владикавказе. /Алий Тангиев. “Восстанавливая прошлое” – газ. “Ингушетия”, 1993, № 15, 16 марта./.
В 1932 году является областным инженером Ингушетии.
Литературной деятельностью занимается со студенческой скамьи.   Первое литературное произведение относится к 1905 году. Ему принадлежат следующие статьи и очерки:
1. «Врачу, исцелися сам». Ответ на статью: «Разбойники победили». / «Казбек», 13 мая 1905 г., №2211/.
2. Он же. «Генерал Алиханов – провокатор». /Газета «Баку», 1905 г.
3. Он же. «К вопросу о Зелимхане». Ответ обществу любителей казачьей старины». Газета «Терек», 1910 г., № 3917.
4. Он же. «Неурядица среди ингушей».
5. Он же. «По поводу статьи инженера Фильковича». /Нефть Горской республике/. Научная статья. «Горская правда», 1923, 24/Х1. № 268.
6. Он же. «О горской нефти». Научная статья «Горская правда», 1923 г., 22 декабря, № 292.
7. Он же. Слово для доклада имеет т. Орджоникидзе. Очерк. 3-й съезд народов Терской области. 1927, ноябрь 21, № 87, продолжение в № 88.
8. Он же. «Из прошлого» /halxa dhadaxa coax@|/ Очерк, 1927 г. Газета «Сердало», № 86, ноябрь 16.
9. Он же. /Псевдоним «Алима Базоркина»/: «Песня гор». Стих. Газета «Сердало» 1928 г./О.А. Мальсагов. Библиографический сборник по ингушской художественной литературе. /Наследие Таргима. Книга П. Нальчик, 2008. - С.123; О.А. Мальсагов. Избранное. Нальчик. 1998. – С.109/.

                Мухтар Базоркин.
Ещё у Артагана был шурин Мухтар Базоркин. В своей книге Ахмед Мальсагов пишет о Мухтаре: «Всадник Мухтар Банухоевич Базоркин – старший брат смертельно раненого в бою у дер. Езерань поручика Крым-Султана Базоркина. -  с.139/.
Биографического материала очень мало. 
В списках среди кавалеров Георгиевских крестов, награждённых в мае - июле 1916 и в марте-апреле 1917 года под №4 значился младший урядник Базоркин Мухтар Банухович, награждённый   Георгиевским крестом 3-й степени за № 76211, за то, что отличился храбростью в конной атаке в рукопашной схватке с неприятельской пехотой, чем содействовал общему успеху.  В этом бою пал его брат Крым-Султан. Погибшего Крым-Султана с поля боя выносили на бурке.
В годы гражданской войны командовал партизанским отрядом ингушей, «принимал активное участие в бандоповстанческом движении против Советской власти. В 1930 году при отражении бандитского налета был убит в с. Базоркино». /Ингушетия: Исторические параллели. Документ из архива КГБ СССР от 27 декабря 1973 года/.

                СТИХИ
1.Базоркин И. 10-й годовщине. / Песня написана на мотив «Шахта № 3»/.
2.Его же. Рукопись. Некоторые стихи о 1927-1931 гг.», 3/12- 1927 г.
3. Его же. «Поздно». Посвящается Коригову Умат-Гирею. /Там же/. Х /П-27 г.
4. Его же. «Май». /Там же/. 27/У1-28 г.
5. Его же. «К культпоходу комсомольца». /Там же/. 29/!1Х-28 г.
6. Его же. «11-ой годовщине Октября». 18/Х – 28 г.
7. Его же. «Парад» /Там же /.16/ХП-28 г.
8. Его же. «1 выпуску Ингушского педтехникума». /Там же/.3/У1-28 г.
9. Его же. «Я за народный». /Там же/. 14/1-30 г.
10. Его же. «По рельсам твёрдо» /2-ой выпуск ИПТ//Там же/. Март 1930 года.
11. Его же. «Руки вверх, бросайте молот!» /Там же, неполностью/. Декабрь 1930 года.
12. Его же. «Вагонному» /Там же/. 23/1-1931 г.
13. Его же. «8-е Марта» /Там же/.  6/Ш – 31 г.
14. Его же. «Май» /Там же/. 6/1У-31 г.
15. Он же. «Ударникам» /Там же/. 18/1У- 31 г.
16. Его же. «Гизельстрой» /Там же/. 21/У1 – 31 г.
17. Его же. «Наш долг». «Сборник стихов» Муталиева. – стр 7.
18. Его же. «Большевик хорош». «Сборник стихов» Муталиева. Стр.16-17. Перепечатано с некоторыми изменениями в ж. «На подъёме». 1932 г.
19. Его же. «Песня ингуша Вагапа». «Сборник стихов», стр. 59. Ингушское изд-во «Сердало», 1931 г., г. Орджоникидзе.
                РАССКАЗЫ
1.Базоркин И. «Несчастье». Газета «Сердало», 1928, №2 /315/.
2.Его же. «Из-за принципа». Повесть. Читалась 19/Х-31 г. На общем собрании членов Ингушского литературного общества в рукописи. Предложено переделать.
                СТАТЬИ О БАЗОРКИНЕ
1.Мальсагов О. «Молодые побеги». Критическая статья о творчестве Базоркина. Газета «Сердало». Литературная страничка, № 12 /325/, 1928 г.
2. «Литературная энциклопедия». Издание Комакадемия, Т.1У. 1930 г. В разделе «Ингушская литература».
Имя Базоркина упоминается в следующих выражениях: «К литературному молодняку относится Базоркин Идрис /рассказ Несчастье»/. Растущий молодняк создаёт образцы художественной пролетарской и революционной литературы». /Мальсагов О.А. Справочник по ингушской художественной ингушской литературе. /Наследие Таргима. Нальчик, 2008. – С. 122-123/.

 Шурин юнкер Атаби Базоркин (1856 г.-1918 г.)  с 1876 года юнкер Атабий /Атаби/ служил в Собственном Его императорском высочестве конвоя оруженосцем. В сентябре 1877 года с началом Русско-Турецкой войны Атабий Базоркин прикомандировали в Дунайскую действующую армию. В бою против турок за героизм, проявленный при взятии Горного Дубняка, Атабий Базоркин был награждён орденом св. Георгия 4 степени /№ 45575/.
С октября 1878 года Атабий продолжил службу в Собственном Его Императорском Высочестве конвоя.
В 1879 года он произведён в старшие юнкера.
В августе 1880 года произвели в прапорщики милиции и награждён золотой медалью «За службу».
В 1881 году Атабий был переведён всадником 3-его разряда в 3-ю сотню Терской постоянной милиции и назначен старшиной селения Альты-Гамурзиево, где проживали зять Артаган и сестра Хани.
В 1888 году Атабий был произведён в подпоручики.
В 1896 году был зачислен на должность помощника командира 2-й сотни Терской милиции. В «Послужном списке» за 1911 год сказано: «Базоркин Атабий Бонухоевич, 1856 г.р. поручик милиции, бывший командир 6-ой сотни Терской милиции, сентябрь 1911 г.».

                ШУРИН ИБРАГИМ БАЗОРКИН
Шурин Ибрагим родился 2.09.1878 году, в 1900 году окончил Владикавказское реальное училище.
В 1906 году Ибрагим Базоркин поступает в Московское техническое училище и приобретает специальность инженера-механика, долгое время работал инженером.
В 1918 году был народным комиссаром железных путей сообщения Терской области.
Ибрагим Базоркин осуществлял руководство строительством знаменитой суннитской мечети на левом берегу Терека во Владикавказе. /Алий Тангиев. “Восстанавливая прошлое” – газ. “Ингушетия”, 1993, № 15, 16 марта./.
В 1932 году является областным инженером Ингушетии.
Литературной деятельностью занимается со студенческой скамьи.   Первое литературное произведение относится к 1905 году. Ему принадлежат следующие статьи и очерки:

1. «Врачу, исцелисЬ сам». Ответ на статью: «Разбойники победили». / «Казбек», 13 мая 1905 г., №2211/.
2. Он же. «Генерал Алиханов – провокатор». /Газета «Баку», 1905 г.
3. Он же. «К вопросу о Зелимхане». Ответ обществу любителей казачьей старины». Газета «Терек», 1910 г., № 3917.
4. Он же. «Неурядица среди ингушей».
5. Он же. «По поводу статьи инженера Фильковича». /Нефть Горской республике/. Научная статья. «Горская правда», 1923, 24/Х1. № 268.
6. Он же. «О горской нефти». Научная статья «Горская правда», 1923 г., 22 декабря, № 292.
7. Он же. Слово для доклада имеет т. Орджоникидзе. Очерк. 3-й съезд народов Терской области. 1927, ноябрь 21, № 87, продолжение в № 88.
8. Он же. «Из прошлого» /halxa dhadaxa coax@|/ Очерк, 1927 г. Газета «Сердало», № 86, ноябрь 16.
9. Он же. /Псевдоним «Алима Базоркина»/: «Песня гор». Стих. Газета «Сердало» 1928 г./О.А. Мальсагов. Библиографический сборник по ингушской художественной литературе. /Наследие Таргима. Книга П. Нальчик, 2008. - С.123; О.А. Мальсагов. Избранное. Нальчик. 1998. – С.109/.


                МУХТАР БАЗОРКИН.
Ещё у Артагана был шурин Мухтар Базоркин. В своей книге Ахмед Мальсагов пишет о Мухтаре: «Всадник Мухтар Банухоевич Базоркин – старший брат смертельно раненого в бою у дер. Езерань поручика Крым-Султана Базоркина. -  с.139/.
Биографического материала очень мало. 
В списках среди кавалеров Георгиевских крестов, награждённых в мае - июле 1916 и в марте-апреле 1917 года под №4 значился младший урядник Базоркин Мухтар Банухович, награждённый   Георгиевским крестом 3-й степени за № 76211, за то, что отличился храбростью в конной атаке в рукопашной схватке с неприятельской пехотой, чем содействовал общему успеху.  В этом бою пал его брат Крым-Султан. Погибшего Крым-Султана с поля боя выносили на бурке.
В годы гражданской войны командовал партизанским отрядом ингушей, «принимал активное участие в бандо-повстанческом движении против Советской власти. В 1930 году при отражении бандитского налета был убит в с. Базоркино». /Ингушетия: Исторические параллели. Документ из архива КГБ СССР от 27 декабря 1973 года/.
В 1906 году умер тесть Артагана - генерал-майор русской армии Банухо Базоркин, который являлся для Артагана олицетворением воинской доблести, мужества. Если со смертью жены Хани у Артагана ушло семейное счастье, то с уходом Бунухо Базоркина ушёл и стимул к военной службе, всё то, что его вдохновляло на военное дело, воспоминания о былом. У Артагана вновь произошёл внутренний надлом. Да и ранения с возрастом давали о себе знать.


Рецензии