Фантастическая настольная игра Трапперы. Обзор

«Трапперы» - игра, стоящая рассмотрения уже хотя бы из-за своего происхождения. Её разработал и даже издал питерский энтузиаст Павел Беляев, а не матёрое издательство. А что у него получилось, мы сейчас и рассмотрим.


=== Игровой мир ===


Сеттинг, на первый взгляд, представляет собой типичный «песочный» пост-апокалипсис — раскаленные пустоши, разномастная техника, банды головорезов...

Отличие в том, что дело происходит не на Земле и упадок терпит вовсе не человечество. Действия разворачиваются на далёкой планете, где живут эбрайлы — разумные существа, чья цивилизация миновала свой исторический пик. Некогда они были чрезвычайно развиты, достигли немыслимых высот науки и техники. И даже научились по желанию изменять форму тела.

А сейчас эбрайлская раса распалась на множество недружелюбных друг к другу кланов (объединившихся по схожести формы тела).

В этом состоянии их нашли люди, чей звездолет завис на орбите после сотен лет космического перелета.

Трапперы — это молодые авантюристы, искатели приключений, решившие покинуть Корабль, на котором они родились, и спуститься на поверхность планеты.


=== Основные механики ===


Уже со второй партии, как разберешься в правилах, игра крепко берет вас за голову и не отпускает до последнего хода. Итак, что здесь есть?

Игрок — это траппер, колесящий по планете на своем видавшем виды вездеходе. С собой он водит ватагу эбрайлов, которых он набирает на планете. Они помогают ему в строительстве и сражаются за него.

Цель игры — набрать 20 победных очков. Их можно получать тремя способами: строить города, выполнять квесты и побеждать противников в стычках. Такое разнообразие, кстати, делает игру достаточно реиграбельной.

Поле разделено на владения шести кланов эбрайлов. В каждом клане каждый траппер имеет свою репутацию. В «Трапперах» этому параметру уделяется существенное значение: репутация влияет на вашу скорость, атаку, защиту и пополняемость вашего отряда. То есть, в разных частях поля ваши «скилы» будут несколько различаться.

Самый простой способ повысить репутацию - «купить» ее за деньги.

Основной источник дохода здесь — заводы и города, которые траппер строит на пустующих клетках. Причем сперва строится завод (отдаем деньги и часть отряда, кладем тайл завода на клетку), а уже позже, вернувшись на него, можно модернизировать завод до уровня города (переворачиваем тайл). Раз в раунд все постройки приносят трапперу доход.

Кроме того, в своих населенных пунктах игрок пополняет свой отряд. Эбрайлы примыкают к нему бесплатно, надо лишь дойти до клетки завода/города.

Заводы и города противников можно атаковать. В случае успешной атаки траппер может снести и разграбить поселение или же захватить, превратив в своё. Эта возможность держит соперников в постоянном напряжении и заставляет спешить — усилять свою репутацию и армию, строить новые заводы взамен разрушенных и самому атаковать врагов.

Также здесь можно нападать на местных жителей — грабить их столицы и даже просто «караваны» на пустых клетках. Это чревато снижением репутации, но сулит хороший навар.

Квесты — еще одна довольно распространенная в настолках механика. Квесты в «Трапперах» делают игру насыщенней и практически исключают ситуацию, когда игроку нечего делать. Набрав необязательных заданий, он получает дополнительные цели. Кстати, обилие микроцелей практически исключает даун-тайм, т. к. постоянно приходится обдумывать свои ходы и следить за действиями противника.

Квесты игроки держат в открытую, так что иногда можно затруднить противнику их выполнение. Квесты можно получить на особых клетках — на базе людей-ученых и в жилищах местных отшельников. Суть квестов сводится обычно к задействованию какой-либо механики, например: «Атакуйте столицы трёх кланов». Таким образом, квесты, а точнее, хорошая награда за них, подталкивают прочувствовать как можно больше аспектов игры.

Ещё в игре есть старые добрые артефакты — карты, которые позволяют нарушать некоторые правила. Их можно использовать, продавать, покупать, отбирать, обменивать на репутацию. Чем больше у вас артефактов, тем выше вероятность внезапно победить, сыграв неожиданную комбинацию и застав противника врасплох.

Боёвки в «Трапперах» - штука не для ленивых умов. С одной стороны, все довольно просто: начиная атаку вы складываете численность отряда, вашу репутацию и очки брошеного кубика. Сумма и является силой атаки. С другой стороны — есть нюансы для разных атакуемых объектов: другой траппер, его завод или город, столица или караван клановиков. (Например, при нападении на столицу клана, репутация не учитывается, что в общем-то логично.) В общем, поначалу, запомнить все нюансы может быть трудно, приходится сверяться с памяткой в конце правил. Но, проведя несколько атак, удается понять и запомнить их механику.

Движение вездехода в «Трапперах» осуществляется так: 1) у траппера есть очки движения, к которым прибавляется репутация на клетке начала движения; 2) можно перемещать вездеход вперед и поворачивать на 90 градусов, каждое такое действие занимает очко движения. То есть, чем выше ваша репутация, тем дальше вы сможете продвинуться. При максимальной репутации можно проехать чуть ли не всё поле от края до края даже с учетом объезда препятствий. При минимальной (отрицательной) репутации у вас только 3 очка движения, что позволяет проковылять за пределы враждебного клана.


=== Что прикольно? Впечатления от игры ===


Несмотря на кажущуюся навороченность, «Трапперы» - игра достаточно динамичная. Каждый ход что-то происходит: вы либо что-то получаете/покупаете, либо кого-то атакуете, либо просто куда-то бежите. Средний ход занимает 20-30 секунд. Так что времени скучать просто нет.

Большой выбор путей к победе делает игру насыщенной, зарождает желание сыграть еще и еще раз. При этом есть основная механика — строительство, — которая не даст вам запутаться, что вообще надо делать.

Некоторую сложность составляет необходимость постоянно следить за ситуацией на поле, за ресурсами других игроков и их действиями и местоположением. Но для кого-то такая взаимозависимость будет скорее плюсом, чем минусом.

Надо также отметить, что чем ближе к концу игры, тем быстрее происходят события — приходят деньги, набираются армии, то есть появляется больше возможностей. Здесь часто случаются эпичнейшие ситуации, когда ты обходишь противника на 1 ход, на 1 очко атаки или репутации. Или когда исход всей игры зависит от удачного броска кубика.

Можно точно сказать, что баланс ресурсов и действий — на высоте: никто не выпадает из процесса, деньги или бойцы не лежат мёртвым грузом, когда не знаешь, куда их девать при росте оборотов.

Арт компонентов, в целом, достаточно приятный и атмосферный, хотя не помешало бы иметь больше изображений самих эбрайлов. Сейчас мы видим их только на коробке и в кратком описании кланов в брошюре правил.

Качество компонентов — приемлемое для российского производителя в данной ценовой категории. Особенно интересно исполнены вездеходы игроков — они аккуратно отлиты из металла по оригинальной модели и приятно отягощают ладонь.


=== О недостатках ===


Конечно, нет ничего идеального. Среди минусов «Трапперов» можно выделить неоднозначность некоторых мест в брошюре правил и невысокое качество некоторых компонентов.

В правилах встречаются места, когда не очевидно, что именно имеется в виду. Либо же в игре возникают сомнительные ситуации, которые не могут объясниться правилами. Впрочем, такое случается довольно редко.

Игра имеет достаточно высокий порог вхождения. На изучение правил можно убить до получаса времени и не у всех есть на это терпение.

И, пожалуй, маркеры игроков, которые часто приходится класть и убирать с поля, могли бы быть по-крупнее и по-толще.


=== Вердикт ===


«Трапперы» - игра, в которую несомненно следует сыграть, причем желательно не менее двух раз. Однако, во имя всего святого, не тащите играть в неё тех, кому не интересны долгие игры, где надо думать и просчитывать ходы.

Официальный сайт игры: trappers.ru
Группа Вконтакте: vk.com/trappers
«Трапперы» на Тесере: tesera.ru/game/trappers


Рецензии