Дед макар

  На улице Шмидта в Иркутске. Жил - в конце шестидесятых, прошлого столетия.
Дед Макар.
Нет, жил то он, и раньше.
Это мне, он запомнился в выше обозначенный срок. Ночью работал дед, в детском саду - сторожем. А днём, когда снисходило на него вдохновение. Натягивали его оставшиеся пальцы. Потерянные где то, под городом Яссы, в августе 1941 года, холст на деревянный каркас. И, превращалась сия героическая личность. (Умеюшая и водки по пить, и матом соловьём залиться). В рассуждающего Художника-передвиж ника.
Которому в подобный часы, оченно была необходима душа. Умеющая слушать.
Шёл тогда Калистратыч к моей бабушке. Отпрашивал меня часика на четыре. И, начинался для нас с ним праздник о котором я хочу рассказать сей час.
Не высокий.
Кругленький, от борщей бы Моти.
Под огромной соломенной шляпой. Обрамленной выжженными соломинками, разной длинны.
Являлся передо мной человек!..
Похожий, на старый боровичок. Покоцанный жизнью.
Левая рука его, была трехпалой.
А правая и во все, "радовалась жизни" одним большим. С не зарастающим ногтем. Смахивающим на всегда приоткрытое оконце избы. За которым - теплилась душа. Не озлобившаяся на те испытания. Что довелось ей пережить.
Глядя на дедово лицо. Меня очень поражало его сходство с медведем. Из мультика Юрия Норштейна:
"Ежик в тумане.
Раздутые щеки, переходящие во второй подбородок, обросший седой щетиной.
Маленькие утолщенные губы, над которыми висел бульбавидный нос.
"Брежневские", абсолютно седые брови. Скрывающие глаза плутовского дьяка, из деревни Сорочины.
Рисовали деду, весьма загадошный и даже мистический образ. Со знаком плюс.
Стоящий позади тройки в дневнике. Которую я, получил в тот день, за урок литературы. О которой знал только я, в то время. Иначе был не пустили.
Но, самое удивительное и не постижимое, для меня, было в том, что когда дед Макар снимал с головы шляпу. Передо мной возникал Скоморох!
Улыбнутся от которого, было так же невозможно. Как проходя мимо цирка - не вспомнить про Юрия Никулина.
Снимая с себя "маску угрюмого философа". Дед Макар Седунов, одномоментно превращался в солнышко. Озоряющее вокруг себя теплотой. И не подражаемым чувством умного юмора...
Усадив свою задницу, в дубовое кресло, с дермантиновым пяточком, под которым вскрипывала некогда мягкая "под жопница". А ныне спрессовавшаяся труха,
ваты. Макар Калистратович,своеобразным движением более целой руки. Втыкал кисть в дырку правой ладони. Изувеченной и не заживающей после ранения.
И, начинал разговор.
Без которого он не мог:
Есть.
Пить и творить.
Ни-че-со-же!..
               
- А ты знаешь Витька, для какой "житятьи"? Люди,- всякими художествами заниматься начали? Выводя, первую линию, задумнного. Воспрашал старик.
  Ну вот допустим - картины писать?
Стихи сочинять?
Или музыку там - разную, выструнькивть?!.
- Для красоты наверное! Предполагал я.
- Верно!
  Но, что такое красота? Кто её определяет?!
- Тот - кто её оценивает?
- Э-э-эх!
Как ты меня огорчил сейчас, мадец! С насморком в последнем слове, произносил дедок...
- Ты знадешь мадец! Мне даже закурить захотелось!
  Смотри, какая кисть тяжёлая стала.
А как краска в раз побледнела.
- А чё я такого сделал-то?
...А? Дедусь!
- Ты мать твою в кудри заплетённую, чуть мне всю картину не загубил!
  Оце-е-е-нивать!!!
  Где такое словцо-то откопал?..
  Запомни, душа моя, многогрешная!
  В тот миг когда начнут оценивать. Допустим мои творческие прорывы.
  Я, автоматически буду отключён от Животворной Силы! Созидающей!..
Которая в свою очередь только избранным даёт право, запечатлевать конкретный миг.
Допустим нашего с тобою. Бытия теперешнего!
В котором мы, находимся! Одухотворяя его, Образом Божьим! Еси конечно Он есь, в нашей голове.
Ведь только, благодаря Образу, формируется в нас:
Время!
Место!
И события, в этой точке житейского пространства. 
Чтобы, потомки наши, вот ты например, знали Правду. О том, что было?
С кем?
И происходило-ли?..
Между нами, в сей день.
- А Почему? - Деда, ты так боишься. Что будешь (отключён) от Силы Животворной?
- Потому что двум богам одновременно не служат, внучок ты мой.
Либо я запечетлеваю мысли на холсте или на бумаге.
Либо, ищу покупателей. На свои поделки.
Чтобы поиметь с этого - барыш! Тратя время, на признание!
Оценку!
И цену!
Которую, может быть и составят за труды мои?!.
Хм!
  Но, оплатят ли?..
  А натура, уйдёт!..
  А желание утухнет!..
  Или, переключит его, на что нибудь, сиюминутное. 
И всё!
  Кем я встану перед Богом? После последнего кряка?
  Одолжившего мне при рождении пять талантов? Чтобы Его Царствие!
БОльшим стало.
А душа моя, после выхода из тела. Приют обрела?
...Вечным сгустком души барыги? Отпетого своими неудачами!?
  Или, надЕжником?! На помилование.
    Как то, меня мало греет первая мысль!..
Потому,я и выбираю вторую.
  И не дай мне Господи! Хоть в чём то. Или когда либо сделаться иным.
  Не додавшим тону.
  Или переусердствовшим в выборе не тех красок.
  Фразы слова.
  Или дела житейского.
  Халтуру, люди сразу увидят!
  Причём, все!..
  А мне будет стыдно.
  Горько и гадко.
За то что всякий кто посмотрит на мою срамоту. То, если не скажет. Дык подумает:
- Это, дед Макар навоял! (Сделал).
  И чтобы ярче горело - ещё и прибавит:
- А, этот тот пьяница матершинный, что в детском саду сторожем ночным работает?
  Да что ж с него взять. Он мозги то свои пропил!
И понесётся карусель. Растуды её в касель...
  Вот так то Витюх! Добра тебе в нюх!
Великая ответственность возлагается на тех кто берётся за кисть.
  Сочинительство.
  Или, просто живёт, среди людей.
- А как же, лучше жизнь узнать? Да, писать о ней по ярче?
Созрел я для этого Или, томлюсь ещё? На сковородке салом!?.
- А, по трепету совести под кожей! Что нас делат - в пост по строже...
  Да по страху в душе, определяется эта канитель! Дай живым дойти в метель.
  А чтоб было это постоянно, в чувстве сердечном!
С вызовом полёта пули из ствола!   
  Нужно каждодневно вникать в происходящее - с каждым.
Кого тебе Господь посылает!
Вникнешь в их проблемы. Помогая чем возможно.
  Вот тогда,и будешь узнавать то,о чём ты спрашивал.
- Трудно это!
- Говорят, легко в этой жизни. За чужой счёт жить. Сдирая шкуры до кОсти.
Не ведая простую закономерность о том. Что Бог то Вездесущий!
- А что это значит?
- А то, Витюх! Что я, только задумаю воздух испортить перед кем либо.
  А Он! Уже, знает об этом.
  И, Грозит за ранея.
  Чтоб не фунял Мане я.
  А пошёл на улицу,
  Да проверил курицу.
  Не снесла ль яичикИ?
  Дабы смазать блинчики!
  Тьфу ты бес! Оладушки!
  В радость доброй бабушки!..
  Так во всём! Везде! Всегда!
  Ну, а нет? Тогда бяда!
  Не насытна никогда!   
  Эта в чреве пи...ота
  Получу я по заслугам
  В сто плетей от слова духа!
  Да ещё потом люлей!
  Ото всех почти людей! 
  Мол ослушался дедун,
  Старый! Немощный пердун.
  Лучше выйти от грешка!
  Пока крепкая кишка...
  Да прожить без порицаний,
  С Уваженьем к бабе Мани!
  И вести себя престрого -
  Пред людьми! За ради Бога!..
Пел Макар!  А я, дивом давился! И где это он, так высказываться на блатыгался. И хоть бы улыбкой успокоил. Что и ему смешно от слов и смысла этой прибаутки.
Закончив её, дед! Как ни в чём не бывал, продолжил со вздохом:
- Да, ослушников Он! Шибко не любит!
Из-за чего, первые Им созданные люди, и были изгнаны из Рая!..
- И что теперь?
- Что теперь! Мучаемся теперь, по жизненно.
- А обратно туда можно, вернуться?
- Господь сказал: "Стучитесь!
(То есть, живите на земле, без злобы! Коварства! Желаний жены и богатств ближнего своего! Без убийств! Воровства!Без мыслей об этом! И так далее).
Вот и верну Я вас в благодатные условия!
Там (чего Он наговорил) десять, таких пунктов, которые Он заповедями называл!
- Ого!
  Десять!.. Посерьёзнив ещё сильнее, высказался я.
  Одна другой труднее!..
- А ты, как думал?
Хорошее, даром не даётся.
Но, если мы, будем стремится к этому!
Такая красота на земле возникнет! Что, каждая работа наша, в себе радость нести будет! 
Посмотришь на картину допустим! А в ней, как в зеркале.
Сердце и помыслы творца отразятся:
  Без суеты.
  Без зависти.
  Без, прикрытых (добродетелью) - озлоблений и эгоизма всякого. Призывающего любить, только себя!..
  А то и того хуже, человеконенавистничествовать. Начиная убивать, в себе подобных...
  Веру! Надежду и Любовь!
В ежемоментно: Спасающего!
Любящего!
Терпящего!
Вразумляющего!
Нас - баранов эдаких.
Не понимающих.
А за частую и не желающих понимать - благодатное слово, НЕЛЬЗЯ!
Таящее в себе основу, СПАСЕНИЯ!..
От многих, если не всех проблем в жизни нашей. На Им созданной Земле!.. 
Вот по этому, я и боюсь с людей, деньги брать - за свои картины.
НЕЛЬЗЯ МНЕ!..
С этими словами, развернул Калистратыч мольберт, со своей - только что написанной картиной.
А на ней!..   
Детский садик наш! Сто десятенкий! На площадке которого мы сидели.
Он, будто влитой в единую панОраму улиц; Клары-Цеткин, Пушкина. И космонавтки Терешковой! Представал передо мной, с позиции птичьего полёта!..
В двух шагах от парка, простирающегося в плоть. До самой трамвайной линии.
Которая могла катануть (меня),вниз. К железнодорожному вокзалу.
Или, увезти в верх. Петляя на поворотах. "Увозя" к самой плотине ГЭС.
О, существовании которой, я тогда,мог себе только вообразить по наслышке. Наблюдая иногда в новостной телевизионной программе "Приангарье". Какое это грандиозное сооружение!..
Ошущая эту электрическую мощь!
Когда у нас в доме.
По всей квартире.
Разливался (свет)!..    
Включался, телевизор!
И создавался тихий, спокойный уют! Что аж слюнки текли - от: Аппетитного скворчания жареной картошечки на кухне. Которой управляла Мама!
С шуршанием газет, читаемых папой на диване. Отдыхающим после работы.
И, мурлыканием кота Федьки. На чисто вымывающего грусть. Связанную с отсутствием хозяев. В дневное время суток...
- Ну,как?!
 Гожусь я, в художники?!.
 Подражая задорному кличу Леонида Кмидта, исполнившему роль "Петьки" в фильме "Чапаев".
Прерывал мой восторг перед картиной, дед Макар.
- Годишься Деда!..
  Ой! Как годишься!..
Я, сейчас будто в воробьишку превратясь! В одно мгновение,весь этот кусочек земли облетел!..
Который ты, на рисовал тут!..
 
- В том то и дело Витенька! Что не рисовал я ничего сам.
Моей рукой, водила та. Животворная Сила! О которой я тебе и рассказывал, всю дорогу нашего разговора.
Вот она какая! Даже, из простого меня, мОгущая сделать - живописца!
А знаешь почему?
Потому, что - я хочу её благодати! И делаю многое, что бы она, нисходила на мою душу...
Я дарю тебе эту работу. Чтобы и тебя Она знала.
С одним условием. Дари людям то, что Она даст тебе, на всём протяжении твоей жизни.

...- Давно я не живу на той улице.
  И к сожалению давненько уже помер, дед Макар.
Но память о нём живёт во мне. И я хочу чтобы и Вы сей час узнали. Что, жил некогда в Иркутске такой человек.
Без которого жизнь изменилась настолько, насколько меняется полутёмная комната когда в ней гаснет свеча...
  Возжегая новую!
И так, должно быть всегда! И повсеместно!..
  Чтобы темень - хренушки! Нас накрыла детушки!.. 


Рецензии