Золотая осень Золотой Орды. Правление Узбека
Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира. (Ибн Баттута)
Благочестивый царевич Узбек, сын Тоглука, сына Токтая, сына Менгу-Тимура, обладающий божественной верой и царским блеском. (Вассаф аль-Хазрет)
Как следует из сообщений восточных источников, личность Узбека вызывала уважение не только у благожелательно настроенных "нейтралов" (Ибн Баттута), а и у недоброжелателей, к числу которых, без сомнения, принадлежал придворный летописец ильханов Вассаф аль-Хазрет. Более чем уважительно относятся к Узбеку русские летописи. В них хан предстает жестоким и расчетливым политиком, безжалостно расправляющимся не только с отдельными князьями, но и с целыми княжествами. Именно на время правления Узбека приходится наибольшее количество казней русских князей в ханской ставке. Кроме трех тверских князей и княжича Федора, там закончили свой земной путь Иван Ярославич Рязанский, Александр Семенович Новосильский, Федор Иванович Стародубский. (К гибели последнего, по мнению А. В. Экземплярского, также причастен Иван Калита1.)
Но, возможно, эти дифирамбы мусульманских авторов и сдержанное уважение русских летописцев связаны не с реальным укреплением государства Джучидов, а лишь с введением Узбеком ислама в качестве государственной религии и жестокими казнями провинившихся князей?
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Если, конечно, не опираться в своих исследованиях на сомнительные источники (сразу скажем, что мы говорим о "Чингиз-наме") и не искать умозрительные аналогии с соседними государствами Хулагуидов и Чагатаидов, что, например, сделал А. Ю. Якубовский в своей работе "Золотая Орда и ее падение."2 (Среди наших современников к методу аналогий прибегает С. А. Нефедов, отстаивающий, безусловно, интересную, но не имеющую под собой надежной доказательной базы, теорию "культурных кругов"3. По его мнению Узбек скопировал в Улусе Джучи проведенные ильханом Газаном реформы.) Тем не менее в мире исторической науки господствует мнение, что правление Узбека - время наивысшего могущества золотоордынского государства4. К достижениям нового хана историки относят:
1. Введение монотеистической религии.
2. Расцвет городов.
3. Расцвет экономики.
4. Укрепление центральной власти и прекращение усобиц.
5. Административную реформу, в результате которой. Золотая Орда из федерации полунезависимых владений потомков Джучи превратилась в централизованное бюрократическое государство5.
Справедливы ли такие высокие оценки? Или же перед нами очередной исторический миф? Чтобы ответить (вернее, попытаться с достаточно большой долей вероятности найти ответ!) на этот вопрос нам придется вновь заняться "перекрестным допросом" средневековых авторов, сверяя их "свидетельские показания" с данным археологических исследований. А также абстрагироваться от малосущественных для "макро" истории Золотой Орды вопросов: был ли Узбек племянником Тохты, потомком Орды-Эджена (о чем сообщает "Аноним Искандера") или вообще самозванцем, как, например, считал В. П. Юдин6, и каким именно путем он достиг власти.
Начнем с принятия ислама. Здесь все ясно, за исключением частного вопроса был ли Узбек мусульманином, когда пришел к власти или стал им позже. (Согласно "Чингиз-наме", причиной принятия Узбеком ислама было откровение от Аллаха Всевышнего, снизошедшее "на четырех святых"7, однако все же логичнее рассматривать введение ислама в Золотой Орде, как один из завершающих этапов победы монотеизма над старыми культами.) Не вызывает сомнений и существование оппозиции в лице сторонников "степной традиции" и приверженцев старых культов – с подобными проблемами сталкивались все религиозные реформаторы, начиная с египетского фараона Эхнатона.
О расцвете золотоордынских городов и процветании экономики свидетельствуют результаты археологических исследований8, а вот о внутреннем устройстве государства следует поговорить подробнее. Оно состояло как бы из двух частей – городов Болгара, Нижней Волги, Северного Причерноморья и Ургенча и бескрайнего Дешт-и-кипчака. И эти части были по определению враждебных друг другу. На традиционную борьбу "города и деревни" (каждая из сторон была заинтересована в повышении цен на свою продукцию, и, соответственно, снижению цен на продукцию "противника") накладывался гораздо более глубокий антагонизм между номадами и оседлым населением. И все же во время правления Узбека в Орде царил внутриполитический мир. (Во всяком случае, у нас нет оснований не доверять красноречивому умалчиванию о каких-либо внутренних возмущениях в этот период всех без исключения письменных источников.)
А вот якобы проведенная Узбеком" административная реформа" вызывает немало вопросов. Согласно устоявшемуся среди историков мнению, в ее результате Узбек лишил всех родственников (за исключением потомков Орды и Шибана) их улусов9, а сам разделил власть с лидерами четырех сильнейших племен Дешт-и-Кипчак – Карачи-бегами.
Однако институт четырех карачи-бегов отнюдь не был управленческой инновацией Узбека – его ввел еще сам Батый. Кроме того ни один источник прямо не сообщает ни о лишении членов золотого рода их законных прав. И только в тексте все того же "Чингиз-наме" можно найти указания на то, что потомки младших сыновей Джучи лишились своих улусов, правда, и там ни о какой административной реформе не говорится. По сообщению "Чингиз-наме" став ханом, Узбек отдал всех Джучидов и их нукеров Кыйат Исатаю, наследник которого Тенгиз-Буга решил заняться «трудовым воспитанием» огланов: "Быть им строителями»,– и всю работу [по возведению] мавзолея поручил им, никого больше не привлекая. Даже воду подносить, делать кирпичи и подносить кирпичи приходилось им. Много мук приняли они: у одних спина превратилась в рану, у других – грудь, у третьих истерзаны были ноги. [Так] рассказывают. А впрочем, Аллах лучше ведает!" Как видим, даже сам автор "Чингиз-наме" сомневается, что с членами Золотого рода могли обращаться подобным образом. Но дальше он повествует о новых унижениях отправленных на "перековку" Джучидов: "...Ежедневно утром приходили огланы эти и сидели в кругу перед дверьми [юрты Тенгиз-Буги]. Всякий раз, когда устраивал он прием, играли музыканты хвалебный кюй, как только доходила до него чаша. [Так и] узнавали, что дошла чаша до бека, едва начинали в юрте играть хвалебный кюй. Снимали [тогда] огланы эти шапки свои, опускались на колени и стояли до тех пор, пока не выпивал он чашу и не прекращали играть мелодию. После того надевали они шапки свои.
Рассказывают. Устроил однажды этот злосчастный прием зимой, в лютую стужу. Вдруг послышались звуки мелодии. Скинули огланы эти, в соответствии с повседневным требованием, шапки свои и опустились на колени. Стоял мороз. [У того из них], кого звали Хусайн-оглан, [а] был он из родичей отцов Тимур-Кутлук-хана [и] Урус-хана, обморозились уши и более чем до половины отвалились. С тех пор стали называть его Корноухий Хусайн (Чонак Хусайн) ".10 (После прочтения этого отрывка из "Чингиз-наме" у читателей невольно может возникнуть сравнения с описанием издевательств над заключенными в гитлеровских или сталинских концлагерях.)
Подведем итоги. Не вдаваясь в споры специалистов по истории Золотой Орды по частным вопросам, можно согласиться с общепринятым мнением, согласно которому правление Узбека явилось вершиной ее могущества. Был наведен порядок внутри государства – во всей империи, а не только во Владимиро-Суздальской земле, наступила «великая тишина». (Традиционно это считается заслугой Ивана Калиты, но на самом деле это был общеимперский «тренд».)
В то же время успехи во внутренней политике не смогли перевесить то обстоятельство, что Узбек, как и его предшественники Телебуга и Тохта, не смог организовать ни одного по-настоящему успешного масштабного военного похода против соседей – единственного фактора, способного сплотить и удержать в рамках единой державы вечно враждующих друг с другом номадов Великой Степи. Походы на Тверь, Смоленск, Польшу были несопоставимы по размерам захваченной добычи с походами основателей государства. Что же касается богатого Ирана, то войны 1316\1317 и 1335 годов в очередной раз подтвердили примерное равенство сил – и в том и в другом случае войскам Узбека не удалось форсировать Куру11.
1. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. Т2. Санкт-Петербург. 1891 год. Типография Императорской Академии наук. С.180
Экземплярский А. В. (1846 – 1900) – российский историк, исследователь генеалогии Рюриковичей, автор двухтомной монографии "Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период".
2. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй золотой орды. Московский университет, 1973 год. С 21.
Якубовский А. Ю. (1886 – 1953) – советский историк-востоковед, член-корреспондент АН СССР,
3. Нефедов С. А.
4. Существуют и противоположные точки зрения на роль Узбека в истории Золотой Орды. Например, Л. Н. Гумилев считал, что именно приход к власти ориентированного на ислам нового хана привел к нарушению установленных еще Батыем и Александром Невским русско-татарских отношений, называемых им «симбиозом», а сама Орда из мульти конфессиональной империи превратилась в исламский султанат. Аналогичную оценку религиозной политики Узбека дает современный российский историк А. Ш. Кадырбаев: «…Воцарившись на золотоордынском троне, юный Узбек-хан с фанатизмом новообращенного мусульманина и с пылом молодости, подогреваемой наветами и проповедью своего мусульманского окружения, провозгласил ислам господствующей религией, истребил своих знатных родичей, пытавшихся воспротивиться столь вопиющему нарушению старомонгольских обычаев». (Кадырбаев А. Золотая Орда как предтеча Российской империи.
5. Нефедов С. А
6. Комментарии к "Чингиз-наме".
7. Утемиш-Хаджи ибн Маулана Моххамад Дости "Чингиз-наме"
8. Они подтверждают сообщения Ибн-Баттуты.
9. Сабитов Ж. М. Генеалогия Торе. Алматы. 2008. С 15-17.
Ж. М. Сабитов высказывает предположение, о том, что владения репрессированных Джучидов достались, по-видимому, самому Узбеку. (Сабитов Ж. М. Клановая система улуса Джучи основные этапы развития http://www.proza.ru/2013/04/22/688)
10. Утемиш-Хаджи ибн Маулана Моххамад Дости "Чингиз-наме"
11. Хамдаллах Казвини.
Согласно Казвини одной из причин неудачи похода 1335 года явилось известие о смерти беклярбека Кутлуг-Тимура, "на котором держалось государство Узбека".
Свидетельство о публикации №222111600112