Так говорила бабушка

Как пудожский дед-буквовед и автор кривоведения приветствую очень полезное и важное начинание Пудожской районной газеты «Пудожский уезд».Она начала очень очень хорошее и даже замечательное дело.Теперь дело только за тем,чтобы грамотно и эффективно его продолжить дальше. А лучше всего - перевести в длительную кампанию.

В №46, от 15 ноября 2022 года, в газете опубликована подборка народных слов из интернета под названием «Пока чай фурандала,пароход зА губу усвистал».Тем самым стихийному мероприятию придаётся организационно- плановое начало и официальное общественное внимание.Очень хорошо,что газета не прошла мимо такого серьёзного социального явления,которое стихийно зародилось в социальных сетях и требует к себе пристального и профессионального подхода.И правильно,что оно не осталось на уровне бытового сознания,обыденного сознания,а смело шагнуло на страницы публичного периодического издания.

Несомненно, такая нужная и очень важная для нашего времени, и тем более будущего, практическая и теоретическая языковая работа должна обязательно развиваться и набирать стремительные обороты.Для этой цели,в частности,предлагаю открыть и вести постоянную рубрику «Так говорила бабашка».Как сказал один из главных героев классической пьесы А.М.Горького «На дне»: всё-сказки. А я бы к этому ещё добавил:бабушкины сказки.Кто из нас в детстве их не слышал.А великий народный русский поэт А.С.Пушкин даже создал из них свою литературу,которая официально вошла в школьные программы.И мы сегодня не представляем себе общественной жизни без этих народных сказок.Не случайно именно А.С.Пушкин стоял у истоков русского народного языка и литературного русского языка.Поэтического языка.Языка поэзии.

Время безжалостно уносит носителей древнего народного русского языка русского крестьянства.А для нас - северного крестьянства.Много в этом плане сделал наш северный земляк с Вологодской земли,писатель Василий Белов.Он оставил нам такую богатую и бесценную сокровищницу русского народного языка крестьян севера,как «Лад».Доброе слово надо сказать и о писателе Ф.Абрамове.Из карельских писателей северного крестьянского быта я бы назвал В.Пулькина.Богат народным языком и наш древний исторический северный Пудожский край.Край былин.песен и сказок.Об этом ярко свидетельствует и подборка газеты «Пудожский уезд» «Пока чай фурандала , пароход зА губу усвистал».Этот факт также обнадёживает,что сохранилась преемственность в народном языке и между поколениями.И чем больше мы будем дальше развивать эту преемственность,надеюсь газета этим займётся всерьёз и надолго,тем крепче будет языковая нить связывать нас с прошлым и будущим.

Мы -русские-живы,пока жив наш русский язык.Пока жива наша речь.Сегодня коллективный Запад ведёт подрывную работу с русским языком,чтобы вместе с ним уничтожить и русский народ.Русский мир.Русский,право,славный мир.

Если задача газеты,по-новому открывать русский,российский народный язык.то задача музея перейти от одного направления работы,связанного с хранением предметов материальной культуры,к другому,не менее важному,хранению духовной культуры.И таковой является - язык.Народный язык.

У нас есть некоторая система сохранения литературного языка,частью которой является-образование,как школьное среднее,так и высшее.Но у нас нет отработанной и чётко слаженной системы сохранения народного языка.

А теперь несколько слов конкретно о подборке газеты.Конечно,она не должна остаться разовой.Данная языковая подборка и последующие публикации потребуют серьёзного профессионального исследования и профессионального изучения.А главное в этой работе найти связь народного языка с литературным языком и .разумеется,с самой жизнью,отражением которой и является язык.

Вот как, примерно, должно это делаться.

Взять слово «дельница».Мне,в Пудоже,с детства оно знакомо с гласной «я» - дяльница. Кстати,дельница имеет синоним - варежка.Но из того ж народного языка известно следующее выражение:закрой варежку!Здесь варежка уже выступает в значении - рот. «Нормальным» умом трудно связать варежку и рот.Где варежка и где рот.Но из песни.как говорится,слово не выкинуть.А,в свою очередь,у слова «рот» есть свои синонимы:хлебальник,матюгальник.И, как мы видим,язык живёт по своим каким-то особенным законам,которые нам необходимо и предстоит открыть,чтобы мирно и дружно жить с нашим же языком.И чтобы он нам был не только врагом,но и другом.

Как показывает жизненная практика и языковая теория,слово «дельница» как бы по ошибке зачислено в ранг народного языка.Его ошибочно считать народным словом.И вот по какой причине.Оно просто-напросто является частью сложного слова: рук - о - дел -ь -ница.В ходе исторического развития человечества и языка данное сложное слово распалось на два «простых»:рука и дельница.Обратите внимание,переместилось и ударение на женский суффикс «ниц».Например,учительница,ученица,работница.модница и т.д.

Русское ударение - особая тема и головная боль не только для родных носителей русского языка.Оно -разноместное.И его,как солнечный зайчик,нельзя прикнопить раз и навсего.Как,например,в слове Кижи/первый слог/.И всё!И точка!

Да и само слово «дельница»,с учётом того,что оно -часть сложного слова,не такое уж и простое.Видит око,да зуб неймёт.Достаточно изменить только форму,как изменится и содержание.Рукодельничать.И где же женский суффикс «ниц»?Куда он вдруг исчез?А вспомним антоним-бездельничать,то есть сидеть,прохлаждаться…без дела.Ничего не делать.Филонить.Лодырничать.Словом,дурака валять.А может,ваньку?А может,и вовсе не валять а…ваять?

Не буду вас больше утомлять.

У меня к читателям газеты только один вопрос:какое отношение к теме нашего языкового разговора и к слову «дельница» имеет железнодорожная станция Вичка в соседнем с нами Медвежьегорском районе?


Рецензии