Имяславие

В последнее время некоторым проповедниками распространяется мнение о том, что Святейший правительствующий синод в 1913 году похулил имя Божие и без всяких оснований устроил гонение на ревнителей Православия, делателей Иисусовой молитвы, называвших себя имяславцами.

Вот несколько цитат из книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа», которая и положила начало всей истории с имяславием:

«И так, Святейшее имя Иисус, принесенное Архангелом Гавриилом на землю, как имя Бога Слова, сохранялось от вечности в тайне Троичного Божества. В вечности на небесах Единый Бог: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый; и если там пребывало имя Иисус, то стало быть ОНО И ЕСТЬ БОГ, потому что там ничто тварное быть не может».

«На каком же основании мы будем имя Иисус Христово отделять от Его Божеского естества и не воздавать Ему чести, КАК САМОМУ БОГУ И СЫНУ БОЖИЮ – если оно вечно пребывало в недоведомых пучинах Божественного присносущества, по этому же самому, что ОНО БОГ, принадлежит ему и всемогущая сила, которая производит дела великие и преславные, даже независимо от святости жизни тех людей, кои его произносят».

«– Ну, а как Евангелие?
Оно роднит с Иисусовою молитвою. Но всю свою силу, несравненное значение, преимущественную важность пред всеми другими книгами и могущественное действование на сердца человеческие получает именно от имени Иисус Христова, еже паче всякого имени – так что если отнять это имя от Евангелия, тогда оное будет как и всякая ОБЫКНОВЕННАЯ КНИГА ума человеческого».
Что это, как не хула на Евангелие?

«…по мере проникновения в духовность, или вернее, по мере соединения его с духом, он (человек – прим.) все более входит в единство и, наконец, объединяется с именем Божиим в нераздельную единичность».

Как видно их этих цитат, помимо многих хороших и правильных слов об Иисусовой молитве, которые действительно в книге есть, она содержит яркие образцы «народного богословия», некорректные утверждения догматического характера. А именно - обожествление имени Иисус и почитание его НАРЯДУ с Сыном Божиим. Что означает почитание НАРЯДУ с Сыном Божиим, который суть Одна из Ипостасей Святой Троицы? Ответ очевиден - Имя почитать нужно в ряду других ипостасей, как ипостась. Следовательно почитать следует Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго и Бога Имя Иисус. То есть, вводится понятие четвертой ипостаси Бога. Имяславцы сами открыто говорили о новом догмате.

Именно в таком грубом и неприкрытом виде имябожническая ересь была осуждена Константинопольским патриархатом и Синодом Русской Церкви.

На всех,  не согласных с их ересью, имябожники навешивали (и делают это до сих пор) ярлык имяборцев и хулителей. В то время как хвалить и почитать имя Господне вполне православно.

Нужно также отметить, что имябожники устроили избиение монахов Андреевского скита на Афоне, не принявших их еретическое учение, и силой захватили скит.


Рецензии