Жизель

               

  Было это давно. Перестройка закончилась крахом Великой Страны. Ожесточённо и «свято» строили дикий капитализм под девизом: «Грабь, пока тебя не ограбили и не пристрелили!».
  Обычные люди работали в поте лица и не успевали за ценами. Было всё, но денег хватало только на коммуналку и на еду. Беспробудность и беспросветность каждый день и постоянный страх за детей. Они ещё ходили в садик, но и там цены росли так прытко, что мы думали забирать их оттуда под крыло бабушки.
  Бабушка и дачка – вот наши Ангелы-хранители в «святые 90-е».
   Кусок земли неподалёку от Москвы не давал пропасть с голоду, питая нас с огорода и сада. Плюс ко всему маленький домик 14 квадратных метров обеспечивал возможность  удрать из душной Москвы на лето и надышаться свежим воздухом, а также закалиться в спартанских условиях.
  Собранный урожай давал возможность сэкономить и купить детям колготки и обувь, это были траты, которые постоянно подрывали наш бюджет и от которых мы не могли отказаться, а маленькие ножки очень резво росли.
  Остальную одежду мы вязали и перешивали из старой, благо запасов в доме хватало, и имелась швейная машинка.
 Я была молодая, дети маленькие. Сыну едва исполнилось пять, дочери три.  Наша бабушка, после отъезда с дачи и вывоза банок, бутылок с соками, гирлянд сушеных яблок и грибов из близлежащего леска, отбыла к подруге в Тульскую область.
  Подруга, выйдя на пенсию, как и она, неожиданно вышла замуж за фермера и уехала из Москвы, разводить всякую живность, не забыв при этом выгодно сдать свою квартиру в Москве.
  Они как раз собирались закалывать телёнка.
  Наша бабушка  тут же подхватилась и покатила на зов лучшей подруги. С собой она повезла своё фирменное варенье из антоновки с черноплодкой, сок из китайки-бельфлёр, а также какую-то мудрёную рассаду клубники, полученную от сердобольной соседки, с удивительно крупными и сладкими ягодами. Ещё в качестве подарка она сшила ей модную куртку из старого плаща - болоньи, по-моему, дедушкиного, очень напоминающую телогрейку, и мной связанный шарф.
  Деньги она тоже взяла, дружба дружбой, а скотину кормить нужно, сено нынче дорого!
 Всё равно в деревне мясо дешевле, чем в Москве, и если мы забьём морозилку, то сумеем протянуть до весны.  Да и повидаться с задушевной подругой хочется, обстановку сменить.
 У меня витала подспудно мысль, что, может, и она найдёт себе какого-нибудь фермера и устроит личную жизнь, а то она одна и я одна, какая-то нехорошая тенденция складывается!
  Она уехала, на меня свалилось всё сразу – детский сад, готовка, стирка, магазины. Была ещё работа, на которой постоянно задерживали зарплату и пытались выжать все силы, налагая всё
новые и новые обязанности. И ещё нужно было заниматься с детьми, выполнять задания с сыном, учить стишки.
   Не успела бабушка уехать, я стала отмечать на календаре дни, с нетерпением ожидая её возвращения, жизнь в беличьем колесе настолько угнетала беспросветностью, что я была готова выть на Луну, если бы на это оставались силы.
   И вдруг среди нервотрёпки и рутины случилось чудо – мне предложили билеты в Кремлёвский дворец на классический балет. Бесплатно!
  Одна моя коллега, не обременённая семьёй и детьми, обратилась ко мне в перерыве,-
- У меня есть два билета на Жизель, а я иду в ночной клуб. Не хотите сходить? Бесплатно.
Её слова прозвучали  ангельской музыкой,-
- Балет! Жизель! Бесплатно!
   Кто бы устоял? Я –нет! Искушение непреодолимое! Обожаю классику, обожаю балет. Жизель – вообще боготворю!  Бог есть, и он послал мне дар!
  Получив заветные билеты, я была на седьмом небе. Мир волшебно переменился и заиграл яркими красками.  В меня будто вдохнули жизнь и наполнили живительной энергией.
  Билеты были на вечер субботы, пока ещё выходной. Я читала и перечитывала, как волшебное заклинание,-
- Кремлёвский дворец, 19.00, балкон, первый ряд, 18, 19 места! Это в середине, видно будет отлично!
   Не забегая в магазин, я рысью прибежала  в детский сад забирать детей, немало удивив воспитательницу, привыкшую, что я постоянно задерживаюсь.
  Увидев мою сияющую физиономию, она даже жаловаться не стала как обычно, -
- Ел плохо, одевался медленно, днём не спал!
 Дочка, к счастью, была примером : и спала, и ела, и одевалась быстро.
 Мы даже немного погуляли во дворе, покачались на качелях. Спокойный семейный вечер.
 Ужинали, не жалуясь, что в каше комочки, и после прочтения книжки, быстро уснули.
 Позвонила бабушка, рассказала, как хорошо ей тут отдыхается,-
- Представляешь, как на даче, воздух, лес, но дом тёплый и со всеми удобствами! И душ, и ванна, и туалет, и горячая вода! Телятки такие хорошенькие! Вчера зарезали, Люба нам такой кусок мякоти дала! До марта хватит!
 Ну, зачем она сказала о телёнке! Воображение сразу же нарисовало милое рыжее создание и всплыло стихотворение Есенина «Корова», из глаз брызнули слёзы, горло перехватило.
- Ты когда приедешь?
- Не знаю, а что? Заболели?
- Нет, тьфу-тьфу, здоровы.
- А ты?
- Тоже.
- А с голосом что?
- Устала.
- На дачу завтра поедите?
- Нет, холодно уже, да и дорого.
- Правильно, лучше в Измайловский парк сходите или во дворе погуляйте. А здесь воздух какой! Первые дни, как пьяная была! Дети спят?
- Да, мы во дворе погуляли, быстро уснули.
- И ты ложись, выспись.
- Мне ещё стирать, за неделю накопилось.
- Завтра постираешь!
-На завтра у меня билеты в театр. На балет!
- Детский?
-Жизель! Вечером.
- А как же ты пойдёшь? С кем детей оставишь? Они же маленькие, их не пустят?
- Лару попрошу посидеть, я с её мальчишками в прошлое воскресенье сидела.
- А пойдёшь с кем?
- Ни с кем! Один билет продам, в буфет схожу.
- Ну что ж, хорошего вечера! Детишек поцелуй, скажи, бабушка приедет, подарки привезёт!
 
    Утро в субботу началось рано, дети встали  посвежевшие и отдохнувшие, но проголодавшиеся.
Подъём, завтрак, посуда. Обед  ждал  в холодильнике, приготовленный заранее.
- Вы пока поиграйте, а я постираю.
- А гулять пойдём?
 Я прикинула, если справлюсь со стиркой до обеда, после обеда можно будет часок или полтора прихватить, потом  полдник и с ужином к Ларе в гости.
  Однако наученная горьким опытом, я поостереглась давать обещания и постаралась уйти от прямого ответа,-
- Сынок, если я успею, ты же видишь, я стараюсь!-
я яростно тёрла  их вещи на стиральной доске, машинка-автомат была непозволительной роскошью, да и не вынесла бы она хозяйственного мыла. Из-за аллергии детей  мне приходилось стирать всё, что соприкасалось с ними, хозяйственным мылом и вручную, включая пододеяльники и простыни.
   Пока сливалась вода в ванне, решила позвонить Ларе. Неудобно, конечно, не предупредив заранее, но кто ж знал, что обрету билеты? И она  привела своих ребят две недели назад, тоже не предупреждая, позвонила, втолкнула их в дверь, следом протянула пакет с едой и запасными вещами, памперсы были не по карману, выпалила,-
- Будь другом, выручи! У Кольки машину на шрафстоянку забрали, еду выручать! Посиди!
 Выручала она Кольку и машину до полуночи. Пришлось мне всех детей укладывать спать поперёк моего дивана, а самой устраиваться на диванчике сына с подставной табуреткой.
  Бабушкину кровать, несмотря на то, что она была на даче, я не трогала, чтобы не слушать в очередной раз,-
- Кто валялся на моей кровати и смял её?
Набрала телефон Лары и бодро начала,-
- Привет! Как дела? Уже встали?
- Встали,-
уныло ответила подруга.
- Что невесёлая? Рано разбудили?-
продолжала я с наигранным оптимизмом. ,-
- Можешь сегодня с моими посидеть часа три вечером? С 18 до 21?
Лара вздохнула,-
- Я бы рада, но не могу. У моих ветрянка. Сегодня ночью температурили, скорую вызывали, утром обсыпало. Сидим в карантине, давай в другой раз.
- Аааа, выздоравливайте!


 Что же делать? К кому обратиться? К соседям? Из старых остался только один – тихий алкоголик, но если не напьётся, может с детьми посидеть. Один раз сидел, когда я бабушку в больницу возила. Нормальный  мужик, добрый, и дети его знают.
  Я вышла из квартиры и решительно нажала на звонок соседней двери. Дверь открылась: из клубов дыма вывалился сосед, сильно поддатый. Из комнаты нёсся шум весёлой компании, можно было уходить.
- Извините,-
промямлила я.
Сосед, покачиваясь, поздоровался, вежливый, чертяка, хоть и пьяница!
- Мы, что, громко? Шумим? Эй- вы- там- потише! –
раздельно и чётко произнёс, как скомандовал, а потом гаркнул,-
- Тихо! Дети спят!-
повернулся и пошёл к застывшим собутыльникам, не закрыв дверь.
Я прикрыла её  и убралась к себе,-
- И тут облом! Куда ж податься? Звонить бывшей свекрови? Просить, упирая на бабушкины чувства? Нет, умирать буду, этой змее не позвоню! Да и что ей внуки? Ей на сына плевать, а на меня  - тем более! 
  Мозг лихорадочно работал, перебирая всевозможные варианты пристройства детей, но ни один из них не был достаточно надёжен. Оставался последний, самый неприятный после свекрови, звонить бывшему. Но, как говаривал один известный  человек,-
- Других вариантов у меня для Вас нет!
 Сунув распищавшуюся гордость в карман, набрала номер. Опять дрогнуло сердце, услышав знакомый голос,-
- Алло!-
и тут же   в трубке  следом женский смех. Сердце сразу же встало на место. Официально и сухо поздоровалась,-
- Доброе утро! –
чуть помедлила, дала ему прочухаться,-
- Ты не мог бы приехать сегодня вечером?
 Он обрадовался,-
- Конечно, приеду! Даже сейчас могу!
Бывший муж, пожив на своих хлебах, демонстрировал непреодолимое желание « начать всё с начала».
 - Ну, уж дудки! Хватит с меня этих «начал»! Даже ради детей не хочу терпеть этого ветреника и изменщика, хватит, натерпелась! Сколько раз прощала, и какой результат? Я и дети сами по себе, он сам по себе. Зачем  мне этот камень на шею? От него ни помощи, ни денег, только одни расстройства. Был бы отцом, я бы потерпела, но дети, это только предлог замириться и снова сесть  и ножки свесить. Зачем мне этот третий ребёнок, избалованный, эгоистичный и ревнивый?      
  Ревновать к собственным детям, это уметь надо! Где были мои глаза, когда встречалась с ним? Что было в нём такого, что пошла за ним «на край света»? Хорошо, вовремя остановилась и не грохнулась вниз.
- Хочешь, приезжай. Дети соскучились. Погуляешь с ними, пока я стираю. Потом пообедаем.
 Он сразу поскучнел, дети, стирка – проза жизни! Затягивающий в болото быт! А он человек-праздник, прекрасный принц в поисках высоких смыслов, однако и Золушку не забывает, нуждается.  Интересно, как его «принцессы», готовят ему,  стирают? А может и не делают ничего?
 Нет, кто-то да убирается,  он чистоплюй, ему каждое утро новую рубашку и чистые носки подавай. Кто же стирает? Неужто САМ? При встрече обязательно спрошу.
  Бывший муж замялся,-
- Я только проснулся, ещё не завтракал, опять же дела…
- Когда перезвонить?
- Я сам позвоню!
  Разговор с бывшим меня расстроил. Исчезло праздничное настроение, снова всплыли старые обиды и постоянная ложь, ложь, ложь!
- И, зачем, спрашивается, звонила? Попросила помощи. И, как, помог?-
подгоняемая ехидными подколками вылезшей и оправившейся гордости, я отправилась стирать.
 В маленькой ванне имени Хрущёва душно. Открываю дверь в коридор. Тут же подходит сын,-
- Мама, а Вера у меня солдатика отняла.
Я старательно тру на доске и делаю вид, что не слышу.
- Мама, она его проглотила!
- Как!!????
Бросаю стирку и бегу в комнату. Вера сидит на ковре, что-то бормочет. В руках кукла, она её баюкает.
- Верочка, открой ротик!-
Она улыбается, разевает рот, думает, дам конфету. Во рту пусто.
- Верочка, а ты солдатика не кушала?
Она вертит головкой,-
- Неть!
- А Серёжа говорит, что ты его солдатика проглотила.
Она срывается с места, бежит к бабушкиной кровати, встаёт на четвереньки и лезет под  неё. Через секунду вылезает обратно с солдатиком в кулачке. И она, и солдатик в пыли.
- Нужно пропылесосить! Когда я убиралась после отъезда бабушки? Уж и забыла. Вернётся, увидит пыль – будет скандал,-
думаю, отряхивая дочку.
- Вот твой солдатик!
- Мам, а мы гулять пойдём?
  сын за своё!
-Пойдём, но не сейчас! Я стираю!
Наконец стирка закончена, вещички развешаны, время обеда. О театре не думаю, разогреваю обед  и соображаю,-
- Если дети после еды поспят, можно будет подъехать к Кремлю,  продать билеты, а потом погулять в Александровском саду и на Красной площади.
  Накрываю стол, зову обедать.  Едят плохо, капризничают.
 Звонит телефон, пока не сняла трубку, пугаю,-
- Соседи пожаловались, что не едите. Сейчас милиция приедет, заберёт вас!
 Хватаются за ложки, начинают есть. Сын испуганно,-
- Мамочка, не отдавай нас!
- Хорошо, но чтоб тарелки были чистые!
Снимаю трубку,-
- Алло!
- Это я! Ты просила перезвонить,-
бывший муж мурлыкает в трубку, ну чисто кот! Опять кольнуло что-то справа. Там нет сердца, там печень.
  Сухо и официально информирую,-
- Можешь сегодня вечером приехать?
- Мааоогу.
Мне послышалось мяуканье. Так и просит почесать его за ушком.
- А ужином накооормишь?
- Да. Поужинаешь с детьми.
- Как с детьми? Накорми их ужином, уложи. Я приедууу.
 - Нафиг ты мне сдался, так поздно? Ужином тебя кормить и слушать твою белиберду?-
а вслух полуофициально,-
- Мне нужно, чтобы ты посидел с детьми вечером. С шести до половины десятого.
- А ты уходишь?-
в голосе тревожные нотки.
- Что, дружок, побудешь в моей шкуре? Попереживаешь, куда это и с кем бывшая намылилась?
Пытаюсь успокоить,-
- На работе культмероприятие, дали билеты в театр на балет.
- А с кем ты идёшь?
- Фи, как некрасиво! Я его не расспрашивала с кем он шлялся, будучи моим мужем.
Отвечаю,-
- С коллегами-бухгалтерами. Дамы преклонного возраста. Отпустишь?
Мнётся.
- В моих словах сомневается? Думает, что иду на свиданку? По себе ровняет?
Перехожу к делу, беру быка за рога,-
- Так приедешь посидеть с детьми?
- Видишь ли, я бы рад…,-
Он что-то бормочет в трубку.
- Всё ясно. Не приедет. Сидеть с детьми? Не царское это дело! Вот поужинать, поныть, возможно, переспать с бывшей женой, осчастливить, так сказать, бедную Золушку.  Отпустить на бал? Вот ещё! Перебьётся!
  Меня захлёстывает ярость, но я спокойна, даже усмехаюсь.
- А чего я ждала от него? Что он примчится, этот Нарцисс? Так приедет пожрать да покрасоваться, что ему дети? Только надоедливая помеха, мешающая манипулировать мною. Его интересы превыше всего, я, что, не знала? Или думала, что он изменится? Нет! Имеем, что имеем! И не надо себя обманывать, скорее протрезвеет мой сосед, чтобы помочь  моим детям, нежели их отец вспомнит о них.
Сухо заканчиваю,-
- До свидания! Мне пора укладывать детей!
Вешаю трубку.
- Как будто камень в гору катила, какое счастье, что мы развелись!
 Дети, пока я разговаривала, занялись игрой. Веруша клюёт носом.
- Спать! Пора спать, как в детском саду!
Подхватываю дочку, несу в кроватку. Она не сопротивляется.  Помогаю раздеться, укрываю одеялом, уже спит! Молодец, Верунчик!
  С сыном сложнее, не спит после обеда.
- Серёжа, раздевайся. Ложись!
- Сын робко просит,-
- Мама, почитай мне!
Глажу его по головке,-
- Завтра почитаю. Сейчас спи! Поспишь, поедем вечером гулять на Красную площадь. Помнишь, там на башне часы били? Куранты.
 Сын ёрзает, но всё же засыпает. Мне самой хочется спать, но нужно собрать вещи на «прогулку», дети маленькие, мало ли что? Полдником я их покормлю дома, но на улице проголодаются, ещё кругом всякие шаурмячные-чебуречные пахнут, значит нужно собрать с собой еды и воды.
 Вода на улице замёрзнет, будет холодной. Такую им нельзя, иначе сядем с ангиной. Наберу в маленький термос кипятка, буду разбавлять.
 Печенье «Юбилейное» и конфеты «Коровка», шоколадные нельзя – диатез! Бутерброды, сок, яблоки. Приличная сумочка получилась! Половину  вещей впихиваю в «дамскую» сумку. Туда же носовые платки и маленькую аптечку.
- К походу готова!
 Чем же накормить детей на полдник посытнее, чтобы не сразу проголодались? Блины испечь? Возни много! Сделаю сырники! От борща сметана осталась ни два, ни полтора, а с сырниками съедят за милую душу!
 Бужу их чуть позже, мне тоже нужна пауза. Заварила кофе, сижу, смакую божественный напиток  и заедаю  кусочком  шоколадки,  несостоявшийся  День  Театра.
 - Вставайте! Полдничаем и едем гулять!
Хочу подъехать к кассам пораньше, продать билеты, потом погулять.
 Детей не нужно просить дважды, быстро вскакивают, одеваются, едят. Даже на добавку согласились!
  Нужно одеть их потеплее, но красиво. Всё же самый Центр столицы! Иностранцы там толкуться, нужно выглядеть достойно!
 Одеть детей – проблемы нет! Шьём и вяжем в четыре руки по зарубежным журналам. Они одеты не просто красиво – модно! Вот про себя  этого сказать не могу – сапожник ходит без сапог, да и куда я хожу?  Для прогулок с детьми – спортивный костюм, удобно и тепло, на дачу езжу в старых потёртых джинсах,  на работу хожу в юбке – то передом назад, то задом наперёд.  Для разнообразия  строгие блузки из старых рубашек бывшего и  классические  джемперочки, которые ещё в школе носила. Выбор небогатый.
  Решила надеть юбку. Придётся помёрзнуть, но красота требует жертв!
 Едем в метро. Настроение приподнятое, не каждый день мы из своего спального района едем гулять в Центр.
- Мама, а мы Царь-пушку увидим?
- Нет, Серёжа, она в Кремле. В Кремль просто так не пускают, нужно билет на экскурсию брать.
- Ааа!
Сын разочарованно замолкает. Он маленький, но уже понимает, что «брать билет» – это платить деньги, а с деньгами негусто.
- Зато ты увидишь Спасскую башню и куранты послушаешь, посмотришь на храм Василия Блаженного, Мавзолей! В Александровский сад пойдём к Вечному Огню!
- А с горки прокатимся?
- Нет, снега нет. Как ты кататься вздумал?
  Мы смеёмся, Верушка заразительно вторит и хлопает в  ладошки.  Пассажиры смотрят на нас с улыбкой.
    Выходим в подземный переход и встаём у касс. Я пытаюсь продать билеты, доставшиеся мне даром.
 Но желающих нет.
 Стоим, рискуя нарваться на муниципалов. Сын канючит,-
- Пойдём к башне часики слушать!
 Мне тоже неловко. Решаюсь,-
- Пойдём! Ты хотел Царь-пушку увидеть? Будет тебе Царь-пушка и Царь-колокол в придачу!
 Раз билеты никто не покупает, почему бы не использовать их для прохода в Кремль? Хоть ребёнка порадую!
  О чудо! По театральным билетам нас пропускают! Сумку, всё же, проверили, взрывчатых веществ не нашли,-
- Проходите!
 До спектакля ещё сорок минут, осматриваем всех Царей. Сын в восхищении, Верушка тоже топает рядом, держась за ручку. Впитывает новые впечатления.  Нагулялись, идём к выходу мимо Дворца. Он сияет огнями. Наряженная публика неспешно проходит внутрь.
   Я на минутку остановилась, любуюсь недоступным  праздником жизни.
  Сыну всё интересно,-
- Мама, а что в этом домике?
  - Ничего себе домик!
 Терпеливо объясняю для чего и когда построили этот Дворец,-
- Там сейчас начнётся представление. Балет «Жизель».
- А что такое Жизель?
- Это звали одну тётю так. Она очень хорошо танцевала.
- А пойдём, посмотрим, как она танцует!
 - Устами младенца глаголет истина! Всё одно, или пан, или пропал!
 -   Пойдём, сынок, но если не пустят, не плачь. Ты же мужчина! Держи марку!
- Как это, держать марку? Это  как бабушка, когда  наклеивает на конверт, языком  облизывает?
- Потом объясню! Ты молчи, веди себя незаметно!
 Направляемся к входу. Строгая билетёрша задерживает пару с мальчиком намного выше и старше моего Серёжи, о Вере молчу, она где-то  у меня в ногах. Серёжа молчит и спрятался за спину.
- Детям на вечерние спектакли нельзя!-
срывающимся голосом повторяет билетёрша.
- Но у нас мальчик учиться в музыкальной школе! Ему по программе нужно!
- С детьми нельзя!
Родители срываются и требуют администратора, в возникшей кутерьме мы проскальзываем незаметно. Бежим в гардероб, там без вопросов забирают ворох наших одёжек и выдают номерок. Потом  в женский туалет. Там огромная очередь, но меня с детьми пропускают.
  Вымыв руки, бежим на балкон, спектакль вот-вот начнётся. Но в зал нас не пускает капельдинер. Она искренне удивлена,-
- Как Вас пропустили с маленькими детьми?
- Понимаете, их одних не оставишь, а так хочется в театр! Билеты на работе дали. Они воспитанные, музыку любят.
  Верочка смотрит на неё огромными голубыми глазами и улыбается.  Устоять перед её улыбкой невозможно, капельдинер улыбается в ответ,-
- Хорошо, раз уж вас пропустили, проходите. Но учтите, если дети будут мешать окружающим, я вас попрошу покинуть зал!
- Мы не будем мешать! –
робко вступает сын,-
- Мы только посмотрим!
 На наши места уже кто-то сел, но увидев меня с детьми, ретировался наверх. Гаснет свет. Устраиваемся, я шепчу сыну на ухо содержание первого действия. Он внимательно слушает. Не всё понял, но не переспрашивает, боится, что попросят из зала.
  Дирижёр встаёт за пюпитр, поднимает руки. Оркестр его приветствует. Мы тоже аплодируем. Он раскланивается. Опять поворачивается к оркестру, взмах палочкой! Музыка! Звучит увертюра.
  Сын смотрит во все глаза и слушает не то, что ушами, сердцем. Вера тоже, устроилась у меня на руках, полузакрыла глаза, ей хорошо.
  Отъехал занавес. Сцена, залитая светом. Сказка началась!
  Я до сих пор не верю, что исполнилось  моё желание – я с детьми попала в театр. Восторг, изумление, бурная радость захлестнули и вознесли на седьмое небо. Я в Храме, я молюсь, ловлю каждой клеточкой музыку и движение танцоров.
  Видно отлично! И мне, и Веруше, и Серёже. Он внимательно следит за происходящим на сцене, соотнося действо с моими словами.
  Не менее внимательно за нами следит капельдинер, даже села на приставной стульчик наверху, чтобы мы были у неё  перед  глаза
 В зале тишина, прерываемая  только аплодисментами после очередного  па-де-де. Сын тоже хлопает, он увлечён и музыкой, и танцем.
   Первое действие закончилось.  Народ торопиться в буфет. Я колеблюсь, -
 -Идти или нет в фойе? Вдруг на кого-нибудь нарвёмся? Однако детей нужно и покормить, и отвести в туалет, чтобы не было конфуза.
  Капельдинер, взяв над нами шефство, выводит в фойе и показывает, где туалет,-
- Вот туда, за портьеру. И вниз бежать не нужно!
  Мы занимаем столик, и я скармливаю им яблоки, печенье, бутерброды. Они выпивают сок и воду из бутылки
. Моя сумка уменьшается в объёмах, и становиться легче. 
  Звонок. Направляемся в зал. По дороге пытаюсь пересказать сыну либретто второго действия.
Пытаюсь осторожно объяснить ему, почему тётя умрёт.
 Он волнуется, переживает, пытается осознать  неравенство, предательство и смерть, до последней минуты надеется, что Жизель останется жива и всё произойдёт понарошку.
  Капельдинер ушла по  каким-то своим делам, понадеявшись, что мои воспитанные дети не выкинут никакого коленца.
   Поначалу всё было спокойно, Верушка вообще задремала, сын с напряжением следил за происходящим.
   Лесничего танцевал необыкновенно талантливый паренёк, но, природа, наделив его несомненным талантом, не дала ему достаточного роста, что, однако, не мешало ему летать в прыжке и срывать заслуженные овации.
  Сыну тоже понравилось,-
- Мама, мама, смотри! Дядя так прыгает, сейчас  стол перепрыгнет!-
в восторге прокомментировал он прыжки в шпагате.
 Рядом с нами раздались смешки.
Я зашептала,-
- Тише! Иначе нас выведут из зала, и не увидишь, как Жизель танцевать будет!
 По-моему, балерина, исполнявшая партию Жизели, вызвала у моего сына первое эротическое влечение – неосознанное и возвышен
 Он замолчал,  неотступно следя за перипетиями  судьбы несчастной девушки, полюбившей и обманутой.
 Я видела  оттенки  чувств на его лице, от восхищения и любви до горечи и непонимания,-
- За что?
Возможно, он вспоминал наш развод с мужем. Как не старалась я скрыть от него, что в нашей семье происходит недоброе, всё же жестокая правда просочилась и ранила его детскую душу.
 Танцовщица так правдоподобно передала смерть , что сын вскрикнул в отчаянии,-
- Тётя умерла?
Я прижала его к себе и стала утешать,-
- Не насовсем. Это же сказка.
 Окружающие заинтересовано прислушивались к нашей беседе.
 Не в силах совладать с эмоциями, мой ребёнок громко спросил, волнуясь,-
- А тётю в могилку насовсем  закопают? Как же она тогда танцевать будет? Она что, из могилки вылезет?
Опять по рядам прокатился смешок. Я зашикала,-
- Тише! Не мешай другим! Слушай и смотри, что дальше будет!
 А дальше было следущее, если мне не изменяет память: на сцене появилась могилка Жизели, куда пришёл неутешный Принц или кто там, не помню, возложить цветы.
 Танцует он, такой безутешный, а исполнительница Жизели вышла из кулис и прячется за ёлочку. И всё это отлично видно с нашего балкона.
   То ли из мужской солидарности, то ли ещё по какой причине, но сын решил утешить Принца, упавшего на импровизированную могилку, и заорал, что было сил,-
- Дядя! Тётя не умерла! Она за ёлочкой прячется!
Балкон грохнул, амфитеатр его поддержал. Я чуть не умерла от стыда и смеха, просто зажала сыну рот рукой, благо Веруша не проснулась.
  Слава Богу, оставшуюся часть балета сын, успокоившись, что Жизель жива и ей не пришлось, раскапываясь, вылезать из могилы, сын досматривал спокойно, без комментариев.
  Когда музыка смолкла, артисты вышли на поклон, мы долго и громко хлопали. Даже Веруша проснулась и похлопала, приговаривая,-
- Ладушки! Ладушки!

  Я старалась выйти после всех, во-первых, детей нужно было опять отвести в туалет, во-вторых,  не хотелось толкаться в гардеробе.
   Капельдинер, провожая нас, спросила,-
- Сколько же Вашему мальчику лет?
 Дело в том, что сын у меня рослый, весь в отца.
- Пять!
 Она была потрясена, к счастью, не слышала его комментарии, вызвавшие смех в зале.
 - Это его первый выход  на взрослый балет, до этого ходили только на детские спектакли.
- Видно, что настоящий театрал!  Будем ждать Вас, молодой человек, но немного подростите!
На память она подарила Серёже программку и потрепала его по голове.
  Мы ещё погуляли в Александровском саду, полюбовались звёздами и луной. Посмотрели на рубиновые звёзды башен Кремля, постояли у Вечного  Огня.
   Сын молчал, думая о чём-то.  В метро всё же спросил,-
- Мама, а от несчастной любви все тёти умирают?
- Нет, не все.
- А ты не умрёшь?
- Нет, не умру. Как я вас оставлю?
- А почему Жизель умерла?
 На этот вопрос  я ответить не смогла, но как-то выкрутилась.
 

 


 
 
-


-


 




 


Рецензии
Как славно всё получилось по милости Божией. Говорят же «Что ни делается, всё к лучшему.» Для сына впечатлений хватит на всю жизнь. Понравился рассказ, всё жизненно. Очень хотелось, чтобы замученная, уставшая от быта женщина воспрянула, отдохнула, окунулась в былой, прекрасный, незабываемый мир. Эм, спасибо за лёгкий, добрый рассказ, за настроение. С теплом и наилучшими пожеланиями,

Людмила Алексеева 3   07.02.2024 20:46     Заявить о нарушении
Спасибо, что Вы так хорошо поняли рассказ! Театр действительно храм,где отрешаешься от бега в беличьем колесе. Для детей очень важно первое знакомство с театром, их самый первый спектакль.

Эм Филатова   08.02.2024 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.