Однажды в 97м

©Юркины байки

Однажды в 97м.....
  После окончания института довелось работать на Стахановском заводе металлоизделий.
  В советское время работал он, , на оборонку ,а когда я туда пришел,выживали уже,хватаясь за всякое.
  Мне повезло. По папиной протекции, оказался я в коммерческой службе экспериментального 57го цеха. Под руководством Юрия Якубовича Набиулина. Замечательный Человек, спасибо ему за всё, чему меня научил!
  Вторым замечательным товарищем оказался Ромка Багашев, мой одногодка, с которым мы и трудились в славной коммерческой службе. Его брат-близнец Тарас работал вместе с мамой на производстве навесных замков в этом же цеху.
  Как их (Тараса и Ромку) можно было спутать, не знаю. Я их различал с первого дня. Особенностью братьев была очень тихая речь. Надо было прислушиваться. Потом привык.
  Завод наш находился на отшибе, за городом. Не зря же, , на оборонку, ,трудился когда-то. Добраться туда и обратно было проблемой. Кто жил поближе — ходили пешком, кто на своих автомашинах ездил, а остальных возил заводской Икарус-гармошка. Ну, помните такие, со сдвоенным кузовом.Он делал два рейса утром и два — вечером. Втиснуться в него было той еще задачкой.
  Дорога проходила через лесопосадку, спуски — подъемы.
  Однажды, 23го февраля, вечером собрались домой. Холод свинячий. О том, чтобы идти пешком — нет и мысли.
  Натрамбовались в тот автобус, едем.
На одном из подъемов, на скользкой дороге, автобус заносит и разворачивает поперек дороги. Пройдена четверть пути. Все бубнят, что водила бестолковый.
  А шофер всячески и безуспешно старается выправить ситуацию. С полным салоном народа. Никак.
  Гармошка складывается и ситуация только ухудшается. Под колесами фактически лёд.
  Я очень хочу домой. Очень-очень.
И выдвигаю инициативу:
  — Мужики, давайте подтолкнем!
  На меня смотрят, как на малолетнего дебила и молчат. Это коллективное молчание… По спине бежит тонкая подлая липкая струйка пота, но я не унимаюсь:
  — Народ, мы здесь до утра простоим, не вытягивает машина! Давайте выйдем, и салон облегчим, и подтолкнем! А женщины пусть в тепле сидят, только все в переднем салоне сгруппируются.
  Не знаю, то ли убедительно говорил, то ли никто правда не захотел куковать или пешком по морозу, да по снежной дороге топать, только согласились мужики. Вышли мы из автобуса, сообща растолкали его, , , хвост, , выровняли. Водила метнулся, на обочине куча шлака была на такой случай кем-то припасена, он этого шлака под колеса подкинул. Мы автобус тот на дороге выровняли, подтолкнули, да и выехали …

  В нашем цеху занимались изготовлением бытовых газовых горелок (для отопления частных домов), сейфов и навесных замков. Именно там я узнал некоторые секреты о замках. Именно там я познакомился с бартерными схемами.

  Наряду со всеми работниками цеха, каждое утро на работу спешил пёс Тобик. Небольшая дворняга трехцветного окраса с очень умными глазами. Каждое утро он крутился на проходной и шел через территорию завода вместе с выгрузившимися из автобуса заводчанами. Своей прямой обязанностью Тобик считал проскользнуть между множества ног и первым радостно ворваться в цех. И Тобик всегда был последним, кто выходил из цеха в конце рабочнго дня. В течение дня у него могли быть свои дела и заботы, но ритуал входа-выхода он соблюдал четко.
  Вторым обязательным ритуалом у нашего цехового пса был обед. Как только останавливались станки и переставали стучать молотки сборщиков замков, Тобик начинал обход. Он оббегал сначала токарей и сварщиков, затем поднимался к сборщикам замков и бежал (уже изрядно потяжелевший) к ИТРовцам.
Везде у него стояли его собственные миски. Как в него помещалось стооолько еды, не знаю. При этом Тобик совершенно не страдал ожирением, был строен, подтянут и спортивен.
  Но однажды у него случился прокол по всем статьям. Дело было в пятницу.
До обеда ничего не предвещало беды, день был безоблачен и светел. Пришло время обеда и Тобик приступил к обычному обходу.
На втором этаже, в соседнем с нами кабинете, бухгалтеры отмечали день рождения. Отмечали негромко, но весело
 Занесли и нам с Романом по куску торта и по стакану выпивки (не помню уже, что было там налито). Мы с Романом поблагодарили, но пить не стали., , Для Атоса это слишком много, а для графа Де ла Фер слишком мало, , , решили мы. А тут как раз и послышался радостный визг Тобика, которого угощали неподалеку.
  В, , светлую голову, , Романа пришла, , отличная, , идея : А давай Тобика напоим?
  — Как Ты собираешься это делать? Силой заливать сквозь сжатые клыки?
  — Зачем? Замутим тюрю, он сам всё слопает.
  Два дебила — это сила!
  В Тобикову миску отправилось предложенное нам спиртное, добавился хлеб, для маскировки-немного колбасы. Все это размялось — перемешалось и было выставлено выражающему нетерпение псу. Никакой подлости Тобик, несомненно, не ожидал и, сбитый с толку колбасой, радостно приступил к трапезе.
  Я думал, что, учуяв запах спиртного, он презрительно фыркнет и уйдёт, но не тут то было. В один прием, молниеносно, пёс очистил свою миску, ещё и вылизав её до блеска. И…через пару минут свалился в углу.
  — Дышит?
  — Сопиииит…
  Где-то через час пёс встал, пошатываясь, попытался выйти из кабинета. Неудача. Заснул у двери.
  Еще через пару часов он всё-таки вышел. Лестница вниз далась ему нелегко, но он справился. Так же сложно ему далась открытая дверь цеховых ворот. Не с первого раза он в неё попал, но всё же вышел.
  Утро понедельника. Идем к цеху от проходной. Тобика нет.
  -Как так?, Где пёс?, Прогул поставим!, — слышится в толпе.
  Подходим к цеху. Открывают дверь и из неё выскакивает наша собака. Радостно гавкает и, не даваясь никому гладить, отбегает на несколько метров и с наслаждением пИсает. С тааакой счастливой мордой!
  Просидел все выходные в цеху и нигде не напачкал.
  Оказался умнее двух, , молодых специалистов, , .
 
  А, , специалистам, , предстояло еще одно Дело.

  В результате одной из сделок, председатель колхоза километрах в 100 от нас стал счастливым обладателем пары великолепных сейфов нашего производства. Взамен, вместо денег, он прислал 3 тонны репчатого лука, который сгрузили в малярном ангаре. Зачем лук? Чтобы раздать, , под зарплату, , , денег нет.
  , , Под зарплату, , в то время можно было получить замки, чтобы сдать их за полцены на рынок торгашам-перекупам. Туда же несли бытовые отопительные газовые горелки УГОП П 16.
  Сам я, , тарился, , УГОПами и мы возили их в Белгородскую область, в Россию, пока граница была полупрозрачной и на этом можно было как то обналичиться.
  Зарплату не платили. Люди держались за рабочее место, но с деньгами была беда. Директор завода, Александр Анатольевич Дурман, как-то собрал всех, имеющих отношение к выплате зарплаты, к бартерным, , операциям, , и на полном серъёзе начал такой разговор:
  — Все мы заходим на территорию завода через одну проходную, так?
  — Так.
  — Все вы видите шикарную абрикосу, что растет возле проходной?
  — Видим.
  — Все вы знаете, что на территории завода есть столовая, в которой сейчас арендуют место под пекарню?
  — Знаем.
  — А какие шикарные плоды сыпятся с этой абрикосы? Ваша задача — собрать абрикосы, отнести на пекарню, там с ними напекут пирожков, пирожки раздадим, , под зарплату, , рабочим! Вот что, я должен обо всём думать?
  — …
  Абрикосы, конечно, собирать не стали, а вот лук привезли. Оказывается, лук легкий, а 3 тонны — хорошая такая себе куча.
   Юрий ЯкУбович вызывает нас с Романом и говорит, что мы теперь -, , почетные распространители лука под зарплату, ,
  Партия сказала надо, комсомол ответил — будет!
Стали мы луковыми королями. В малярном цеху были установлены весы — площадка и на проволоку-катанку подвешен кантер.
  Мы получили зарплатные ведомости на наших работников и приступили к дележу.
  Народ прослышав, что дают что-то съедобное, ломанулся в ангар. Мы сдерживали натиск.
  Набирали в пакеты лук, взвешивали, записывали, давали расписаться, отдавали пакет. Очередь, гвалт.
  — Ромочка, с того края набери!
  — Ромочка, мне покрупнее!
  — Ромочка, мне средненького!
  — Ромочка, Ромочка, Ромочка!..
  В конце концов Ромочка не выдерживает и, поднимая громкость своего голоса до нашего с вами обычного негромкого разговора, говорит:
  — Да вы достали, оттуда, отсюда! Вот куча, ползайте по ней сами и выбирайте, кому что нравится!
  Народ перепугался.
  — Ромочка, успокойся! Всё хорошо! Ромочка, не нервничай! Ромочка, не кричи!
  А громкость ромочкина, повторюсь, на уровне нашего с вами негромкого разговора.

  Раздавали, раздавали лук зарплатный… Все вроде как набрались, а лук остаётся. Куда его, пока он гнить не начал?
  Правильно, на рынок! И там, если не получится спекулянтам оптом сдать, самим торговать по цене чуть ниже рыночной, дабы поскорее избавиться.
  Предложили нам, , Урал, , заводской для транспортировки. Мы прикинули, сколько бюрократических барьеров придется преодолеть, чтобы он за ворота с нашим луком выехал, да и управимся ли за один день? А там по новой оформлять выезд. Да ну его!
  На моей легковой справимся.
  Отправились на рынок. Лука полно.
  Оборзевшие перекупы такую цену предлагают, что проще тот лук закопать!
   Будем сами торговать! Всяко лучше, чем в душном кабинете! Всяко веселее!
   И пошло веселье безудержное. Берем у меня дома дедушкины весы-уточки, загружаем лука килограмм сколько- то и на рынок. Сунулись на Центральный. Там за место заплати, ветеринарная экспертиза, милиция рыночная, да еще торгаши волком смотрят. Грустно, не уютно.
  — А давай на новый, квартальский, там ближе, да и не такой он зажравшийся!
  Сказано- сделано!
  Приезжаем на тот рынок. Он, по сути, полустихийный. Торговля с земли. Нашли место, расположились — выложились и даааавай торговать.
  С шутками да прибаутками, с песнями да присвистом! Пошла торговля!
  Распродали, то что брали, за второй партией поехали. Рынок до вечера работал, до вечера и мы там.
  На утро уже время не стали терять, сразу сюда, на место прикормленное.
  Идут люди! Вокруг район спальный. Сработало, , сарафанное радио, , . Торгуем.
  Подходит охрана рынка.
  — Всё хорошо? А что это вокруг у вас шелухи луковой столько?
  — Так мы ж торгуем!
  — Торговать — торгуйте. Чистоту соблюдайте!
  Что делать?
  Метнулись, купили копеечных фасовочных пакетов. Собрали в них шелуху разлетевшуюся. Пакеты эти возле весов поставили. Подходит бабка какая-то:
  — Почем шелуха?
  — ?
  И тут до нас доходит, что дело-то происходит накануне Пасхи православной. Народ по-старинке яйца красит луковой шелухой!
  Обозначили цену, расширили ассортимент!
  За три дня расторговались и встречали Пасху с карманами, полными денег.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2022/10/27/458 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   19.11.2022 10:23     Заявить о нарушении