Юркины байки. Про, , Сайгон, ,

©Юркины байки.           Ю. Мачикин
    Про "Сайгон"

   В процессе записывания своих воспоминаний понял, что все, в итоге, про еду. В разных условиях, в большей или меньшей степени, но про еду. Ну, никуда не денешься, одна из базовых потребностей человека. Получайте еще один рассказ.
 
    Эта история про то, как в нашем славном, ордена Трудового Красного Знамени, городе Стаханове новое производство, "Сайгон", запускали и о моем скромном участии в этом процессе.
   Год 1998.
   Хозяин стахановского мукомольного комплекса съездил на отдых в гостеприимный жаркий Таиланд, где познакомился с вьетнамцами, которые, узнав, что у него 4 мельницы, предложили ему выпускать вермишель быстрого приготовления.
     А что, говорят, у вас в Харькове сын нашего министра обороны, , Мивину, ,(аналог Роллтона, Доширака) выпускает, а ты чем хуже?
    Призадумался Олег Николаевич.
И правда, мельницы есть, мука есть, крупорушка есть, пекарня есть, а тут еще, эка, чего замаячило!
   Да, может, еще и солнышко припекло, размягчило.
   А вьеты за своё: мы тебе и оборудование поставим, и специалистов-наладчиков пришлем, и будет тебе небо в алмазах!
   Небо в алмазах, прикинул Анатольевич, будет обязательно. Надо будет еще возврат налогов замутить и заявиться градообразующим предприятием, а там и до поста мэра недалеко, а уж там…
   В общем, пришли они к консенсусу.
   Вернулся Анатольевич в родной город.       
   Преисполнен творческими планами и надеждами. Заразил всех вокруг энтузиазмом творческим.
    Оно, конечно, и до этого энтузиазма было, хоть отбавляй — ежели что не так, за ворота! А тут вообще все весело, в едином, так сказать, порыве!
   Принялись за подготовительные работы.
   Первым делом что? Первым делом территория, помещение требуется. Да, желательно, с водоснабжением, канализацией, энергоснабжением, да путями подъездными. А если еще и с железнодорожными…И чтоб на строительство поменьше тратиться.
Подешевле чтоб.
   Нереально? Отчего же нереально, ежели ооочень хочется.
   Нашлось такое помещение.
   В середине 80-х на окраине нашего города специально обученные польские товарищи строили овощебазу. Со снабжением в промышленном шахтерском городе тогда было все отлично и построили огромное овощехранилище.    
    Параллельно поляки фарцевали всякой мелочевкой, (именно тогда я попробовал первую, , западную, , , не прибалтийскую жвачку, которая почему то оказалась с каким-то скипидарным вкусом). Домой к себе поляки везли советские утюги и телевизоры.
   База была построена, поляки уехали.
   Не знаю, успела ли она поработать по назначению, когда мы туда пришли, я не помню там никаких следов овощехранилища ( ни луковой шелухи, ни гнилой картошки, ни овощных ящиков).   
   Огромные высокие помещения, великолепные бытовки, туалеты, система кондиционирования, освещения и канализации, отличные крытые пандусы для погрузки автомашин, своя огороженная территория и даже собственная весовая для взвешивания автомашин с продукцией. А супер-мегабонус — проложенная в аккурат к складам ветка железнодорожная .
   Как это всё не было разворовано и не было разрушено — для меня до сих пор необъяснимая загадка.
   Так же мне неведомо, кого и как пришлось умасливать Николаевичу, чтобы это все великолепие ему досталось.
  Думаю, что город от этого передела в казну получил сущие крохи. Даже не крохи, а их отражение. Крохи куда надо ушли.
   Да речь не об этом.
   Пришли на базу, огляделись. Там подшаманить, там чуток подремонтировать, колючую проволоку немедля! по всему переметру натянуть! и охрану посадить!
   Сказано- сделано! Сразу начали и копейку получать, взвешивая сторонние машины на своей, теперь уже, автовесовой. В город шел поток зерна, из города — металлолом рекой. На взвешивании этих машин зарабатывались первые деньги на базе.
   Но Юрий Николаевич, конечно, не был бы собой, если бы ограничился этим доходом., ,  Мысли он всегда масштабно, талант имел организатора и бизнесмена . "Под развитие" и "под строительство" оформлялись кредиты, выбивались налоговые льготы, пошел разговор о том, чтобы сделать наш городок, , Зоной свободного развития и предпринимательства, , …
   Возвращаемся на базу
   По предоставленной вьетнамскими товарищами технологии, в производственном цеху необходим совершенно ровный пол. Наше решение: если ровный — то мраморный!
   Из Крыма (тогда еще он был украинским) выписываются три вагона мраморной крошки. Приезжают в наш город. Вот только почему то не к нам на базу, а на пункт выгрузки водоканала (они там обычно соль выгружали). Почему не сразу на свою базу? Возможно, чтобы смогли заработать начальник водоканала и директор (хозяин) атп, предоставивший КамАЗы самосвалы для перевозки.
   Там недалеко, километров 10. Но, как говорится, движение — жизнь!
   Вагоны приехали, стали на выгрузку. Выгрузка дело не минутное. Надо вагоны ночью охранять, а площадка фактически на голом пустыре. Пустырь пустырем, а неподалеку хутор с пронырливыми жителями.
  Не захотел Николаевич, чтобы хуторские дворы оделись в великолепный мрамор, охрану выставил.   
   Да какую!
   Вызвался охранять вагоны Саня. Даже САНЯ. Человек-силищщща. Рост 180. Ширина плеч 200. Работал грузчиком, работал мельником, работал охранником. Добрейшей души человек! На спор на вытянутых руках нёс пять(!) мешков с мукой. 5х50=250кг. Нёс легко. Не знаю, может, и побольше вес брал. Что запомнил, о том рассказываю.
   Ездил этот Саня на белоснежном ушастом, , Запорожце, , . Как он в ту машинку утрамбовывался и как из неё выбирался, было отдельным шоу. И вот на этом, , Запорожце, , Саня две ночи караулил мрамор.
   Было прохладно, он попросил денег на бензин для сугреву и получил высочайшее, , добро, , на 5 капель. Приехал засветло, показался хуторянам и лег спать со спокойной душой. Никто не взял ни килограмма.
   Самосвалы, как муравьи трудолюбивые, перетащили груз на базу и был залит пол в производственном цеху. Это было сделано очень качественно. Через равные промежутки укладывались, , на ребро, , медные полосы в качестве компенсационных швов, всё по технологии.
   А медь в то время уже активно, , уплывала, , из города, обогащая причастных. Вытягивалась из закрываемых угольных шахт, куда в советское время она шла без счету в составе электрооборудования и т.п. Счастливчики разделывали медные кабели, толщиной с руку, несли их на точки приема цветного лома.
   Самое яркое, самое беспринципное событие в городе того времени — решение горсовета о нецелесообразности использования городского электротранспорта. Было закрыто трамвайно-троллейбусное управление. Вагоны сдали на металлолом. Троллеи (медные провода по которым запитывается электротранспорт) по всему городу демонтировались при непосредственном участии будущего, , Почетного гражданина города, , …
   А наши работники закатывали медные полосы в мраморный пол овощебазы, обильно поливая его скупыми мужскими слезами.
   Закатали, отшлифовали.
— Вьетнамцы, везите конвейер!
   По договору, вьеты поставляли оборудование со своими наладчиками.
   Приехали. 5 человек. Специалисты. Поселены были в снятой для них 3хкомнатной квартире. По богатому! А чего? Все расходы- на налоги, все отлично. На базу их специально выделенная машина возила. ВАЗ 2106. С охраной.
   На передних сиденьях водитель и охранник, на заднем — они впятером.
   Двое говорят по… Правильно, по английски. А у нас? А на техническом?
   А и ладно, нам язык без надобности! Вы нам железяки покажите, сами разберемся! Ежели совсем в не туда тыкать начнем, остановите. Ежели успеете!
   Показали они свои железяки. Наши мужики за головы схватились. Как так то? Конвейер! Многометровый! Приводится в движение велосипедной цепью с велосипедными шестеренками и звездочками!.. Да это же… какой-то…Позор?!
   Немедленно наш машиностроительный завод,   точнее, то, что от него тогда оставалось ( это раньше он эскалаторы для всего СССР делал, включая метро московское), получает заказ на изготовление, , путёвых, , цепей и шестерней и прочих железяк, по мере необходимости. Сегодня я думаю, что процентов на 70 тот конвейер из стахановских деталей к моменту запуска состоял . А заплачены за него были деньги американские…Во Вьетнам…Наверное…
   Стахановские мужики, , занедорого, , справились. Им то за что платить? Вешчь заграничная, цены немалой!
   Установили.
   Конвейер — конвейером, а его чем то загружать надо. Ладно, мука собственного производства. Но каждый, кто, , Мивину, , , , , Роллтон, , или там, , Доширак, , открывал, непременно там пакетики со специями видел.
   Начали, , рыть, , специи.
   Выяснилось, что необходимы сушеный лук, морковь, глутамат натрия и пальмовое масло. Где брать — неизвестно.
   Искали — искали…
   Это сейчас интернет всезнающий и всемогущий.   
   А тогда, напомню, 1999 год, факсами переписывались и мобилы были у 20 человек на весь город. Но нашли. И овощи сушеные нашли ( в Житомире) и пальмовое масло с глютаматом (в Киеве). А, ну да, еще ведь скотч необходим, коробки с готовой продукцией запечатывать и скотчепистолеты к нему.
   Это сейчас не понятно, ну, и в чем проблема?
   Проблема в том, что ни глютамата, ни масла этого  окаянного никто в глаза не видывал. Какое оно, масло это?
   В пачках, или в бочках? Вес в килограммах, вроде. А по объему оно всё какое?
   Итак, вводная задача: я отправляюсь в творческую командировку на Запад Украины. С водителем на автомобиле ГАЗ 53. Цель: вернуться живыми и доставить сколько то килограмм сушеного лука и моркови из Житомира, сколько то килограмм пальмового масла и глютамата из Киева. Ну, и скотч в Киеве купить.
   Собрались, сели, поехали.
   , , Газон, , — отличная машина. Прекрасная. Для города.
   Я к тому времени уже разбаловался — на своих легковых накатался, на, , дальняк, , за грузами — на КамАЗах привык. На грузовиках экспедитором путешествовал.
   А там ведь как? Заправились дома, полторы тонны солярки влили и, , вперед! аглы! ура!, ,
Расход 40-45 литров на сотню. Без ЧП — сиди себе, дремай, ноги вытянувши, а хочешь, сзади полка -, , спальник, , , ложись, да сопи. На обратном пути, с товаром, уже все время начеку. Чтобы никто по пути не потерялся, а часто катались караванами по 5-15 машин. Да чтобы всем кентам — ментам по дороге, , за проход, , заплатить, никого не обидеть, чтобы не задерживали. Оно ведь,  там перегруз, там машина не в идеале… Заплатил таксу и езжай себе спокойно до следующего поста…
   Ну,  свои приключения были. Как-нибудь, может, сподоблюсь…
   Даааа…Сели мы в тот Газон, поехали. Только уселся, только колени за ушами приладил, тоолько дремать начал…
   Водила : Заправка нужна!
— Какая заправка? Только выехали!
— Заканчивается бензин-то.
— Каак так?!
— Да что я его, сливаю по пути, что ли? У нас бак 40 литров…
   Блииин, точно, это ж не КамАЗюка…
   Заправились.
   Через три часа, опять.
   И снова…
   Ехать около 1000 километров.
— Василий, а Василий…
— Чего?
— Может, я Тебе денег дам, будешь сам заправляться? В этой бибике ехать можно или за рулём, а меня туда не пускают, или без сознания. Во сне то есть. Я сейчас быстренько сознание потеряю, а в Житомире Ты меня разбуди.
— Не, до Житомира я не согласен. И поесть надо, и поспать…
— Ну, про поесть, это Ты убедительно. Но заправлять — сам заправляйся, только чеки собирай.
   Так и поехали. Где-то остановились, он пару часов вздремнул и в путь.
   Житомир. Какой-то невнятный двухэтажный барак. Воняет луком, понимаю, что на месте. Второй этаж., , Офис, , .
, , ГрОшы прывЭзлы?, , (Деньги привезли?)
, , А як жэ!, , (конечно).
, , Давай, , капусту"!"
" Та ни, сначала вы морковку!"
   Загрузились, мешков 20 всего, едем в Киев.
   В Киеве контора, торгующая маслом и глютаматом арендует офис в каком-то научном институте. Все вокруг красивые, в белых халатах… Глянул на себя в зеркало — как с гор спустился. Небритый, затёртый весь какой-то. Неудобно в таком виде К Людям идти.
   Через дорогу — небольшой рынок. Метнулся туда, купил пену для бритья, станок одноразовый.    
   Подхожу к охраннику института. Так мол и так, в порядок привестись надо. Где туалет?
   Хмыкнул, но пропустил, показал. Захожу, зеркало во всю стену, то, что надо. Располагаюсь, начинаю морду шкрябать.
    Открывается дверь. Девчушка. Увидела, Ой! Убежала. Вторая… Следом дама лет 50…
— Молодой человек, это женский!
   Ёоооооо… попал! А куда с наполовину выбритой физиономией? И стыдно, и неловко…
— Проходите, пожалуйста, Вы мне не мешаете…

   Пошел, оформил документы, а масло с приправой на таможенном складе, не здесь. Зато склад со скотчем по пути. Поехали. Нашли.
— Вам какого и сколько?
— А он что, разный бывает?..Дайте, Христа ради, в мою контору позвонить. Не дай Бог, не то привезу!
Дозваниваюсь.
— Он бывает тонкий и толстый. Ты вези тот, в котором метров больше!
— Да откуда ж я знаю, сколько в нем метров !
— Продавцов спроси!
— Да не знают они!
— Купи один и меряй!..
   Каааппец… как дебил… покупаю рулон скотча… отмеряем метр, второй метр… … …
   Спасибо тем парням, что на меня билеты не продавали. Сейчас не спрашивайте меня, сколько в рулоне метров? Тонкий и толстый!..
   И скотчпистолеты я тогда впервые увидел.
   Все оплатил, загрузил, продолжаем движение.
   Подьезжаем.
   Фуры стоЯт, одна другой краше. Man, Volvo, Scania… И мы на своем сереньком Газончике…Как бедные родственники…Еще и на всю будку нашлёпка, , Оазис, , …(название нашего предприятия)… Почувствовал себя Кисой Воробьяниновым в ресторане. В старомодных баронских сапогах и штанах, отвисших на заду мешочком…
   А фуры, как лебеди…С запахом заморских дорог и настоящих путешествий…
   Пошел масло получать. С облегчением увидел, что оно в обычных картонных коробках, как весовое сливочное масло времен СССР. Килограмм по 20. Я ждал бочек и боялся, что не влезут. Загрузили.
    Глутамат натрия. Мешки. 25 кг.
— Много его. Как грузить-то?
— Мы же масло вам грузчиками загрузили? А это погрузчик сейчас закинет.
   Едет погрузчик, палета мешков. Один падает и рвётся. Кристаллический порошок.
— Не переживайте, сейчас заменим.
   А я не переживаю, мне интересно. Он же как, , усилитель вкуса, , проходит. А какой он сам на вкус? Беру на кончик пальца и на язык… Какое же оно…
Не повторяйте, в общем.
   По пути из Киева обедали в придорожном кафе в Полтавской области. Вкуснее я ничего в жизни не пробовал. То ли проголодался крепко к тому моменту, то ли, , усилитель, , сработал…
Только вот глютамат этот с тех пор в любом продукте чую…
   Домой добрались без приключений.

   Трудились-старались вьетнамские товарищи, да не успели всё закончить.С нашими то капризами. Подошла их виза к концу. Договор это предусматривает. На смену летят еще пятеро. Принимают все дела. Первые улетают, вторые остаются заканчивать.
   Тут один из первых взмолился : — -Отпустите меня домой! Надо мне очень! Не могу я вашу водку пить, у меня папа умирать собрался!
— Что мы, не люди? Всё понимаем. Вот твои денежки, поезжай с миром!
Как поезжай, куда приезжай?
   Тут снова на арену выходит Ваш скромный слуга.
   Вызывает меня Юрий Николаевич, да и говорит:
— Надобно этого малыша на родину отправить. С киевского аэродрома. Чтобы туда попасть, сядете пораньше в наш ВАЗ 2106, довезет он вас до аэропорта донецкого (130км). Там оформишь билеты себе и, , малышу, , до Киева и сразу утром оформляй билеты на прилетающих в Киев пятерых специалистов до Донецка. Этого проведешь, с теми вернешься. ВАЗ дождется, всех вас привезет.
— Яволь!
   Итого по плану предстоит веселенький денек: ранним утром на Жиге из Стаханова в Донецк,  утренний перелет Донецк-Жуляны (Киев), там переезд в международный аэропорт Борисполь.
Одного отправить, пятерых встретить.
Переехать с ними в Жуляны. Вечерний перелет Жуляны-Донецк. И рывок на авто Донецк — Стаханов.
   Всё бы ничего. Да летал последний раз я в 3 года. И телевизор не смотрел — не смотрел, а тут включил: там самолет совершил аварийную посадку, там разбился…
   Ну, делать нечего. Настал ТОТ день…
   Дали мне ксерокопии паспортов прилетающих, взял под отчет улетающего, поехали. Декабрь, холодно. Приезжаем в Донецкий аэропорт.Подаю девчушке документы, чтобы билеты вьетнамским товарищам оформить. Она посмотрела, зарделась. Можно, говорит, я на испанском оформлю, перед девчонками в Киеве неудобно.
 - А что не так?
 Да вот, показывает. Имя одного из них  Huy E;.
  -Да мне всё равно.Главное, чтобы в самолёт пустили...

   Прилетаем в Жуляны, переезжаем в Борисполь. До регистрации 4 часа. Холод. Металлические перфорированные кресла зала ожидания. Ледяные.
   Иду, покупаю десяток газет, протягиваю половину своему, , малышу, ,
— Ноу, донт рашн джорнал
-Йес, just follow my lead (просто делай, как я)
   Кладу газеты на холодное кресло, сажусь. Кайф…
У вьета тоже блаженное лицо.
   Видели бы вы, как он помчался, едва объявили регистрацию на его рейс…
   Дожидаюсь рейса Москва-Киев. Ребята вьетнамские, чтобы сэкономить, летели от себя в Швейцарию, оттуда в Москву и на Киев…Рейса дождался, а пассажиров моих нет. Нет вьетнамских товарищей. Ни одного.
Как? Что? Почему?
    Бегу к представителям Аэрофлота.
— Они были на борту. Их не пустили.
-?
— Вопросы к пограничникам.
   Бегу. Сидит таможенник.
— Помоги!
— Дорого.
— Сколько?
— Столько.
— Давай, в Жуляны опаздываем, билеты пропадут!
   Ушел. Я, как на иголках. Мечусь, как белый медведь в жаркую погоду. Минута, две, вечность…
Подходит пограничник. На украинском:
— Хто тут з Оазису?
— Я
— Согласно статьи…, кодекса…, положения…, решения…, граждане Вьетнама не будут допущены на территорию Украины.
    Оттарабанил, развернулся на каблуках и, , Добрый вечер, , …
Бляяяя…
   Возвращается таможенник.
— Денег даешь?
— На
— Вот только их все равно не пустят. У них виза гостевая, а они сказали, что на работу приехали. Попытка обхода законодательства. Возвращаются в Москву. Они вам очень нужны? Можно попробовать поездом или на машине…
(Так, кстати, потом они и приехали, поездом)
   Звоню Николаевичу. Так, мол, и так.
— Решай вопрос!
-А каким средствОм решать? Я почти все средства отдал, чтобы узнать, где они и что.
— Не решить?
— Не решить.
— Ты свободен! Мне не нужен работник, вопросов не решающий!
   И так стало мне печально…зло, тоскливо и печально…три года…верой…не скажу, , правдой, , — были грешки мелкие, но все же…как так-то?
   Да и ладно! Сдаем билеты, гуляем на все деньги!
Билеты сдал. Сняли комиссию какую-то…А гулять- не гуляется. И пытаться не хочется. Уволен…, , Убит…к чему теперь страданья, пустой толпы надменный ор, и жалкий лепет оправданья, Судьбы свершился приговор…, ,
   Но не все дела, на меня возложенные, закончены и внутренние высокие морально-этические принципы не позволяют всё бросить и уйти.
   Есть еще календари и буклеты…
   Календари и буклеты были запланированы к открытию . В Киеве нашли полиграфическую фирму, предлагающую услуги дизайнера. И заслали меня туда в творческую командировку, где то за месяц до покатушек с вьетами. Выдали мобилу. Одну из трех в нашем, , Оазисе, , . О том, что у меня, хоть когда-то, может быть личный мобильник, я тогда и мечтать не смел. Итак, дали нокию, билет на паровоз, вперед, к творческим свершениям!      
   Приехал, заселился в гостиницу, пошел фирму искать. Походил, полюбовался прекрасным старинным городом, нашел замечательное кафе с великолепным кофе…Ну, и фирму, в итоге, тоже нашел. Скрывались они тогда в какой-то квартире в обычном жилом доме. Но квартира произвела тогда на меня яркое впечатление. Была она построена по концепции, , ореn air, , , стен между комнатами нет, а те, что есть — стеклянные.
   Познакомились с дизайнером, принялись творить. Творили долго. Необходимо было показать индивидуальность, шарм юго-восточной Азии, простоту и элегантность. Поэтому всякие восточные пагоды были отброшены сразу, вместе с неведомо что означающими иероглифами.
После долгих и мучительных стараний, к концу второго дня, пришли к дейстительно элегантному варианту.
   На подложке, имитирующей нежно-розовую рисовую бумагу, цвела нежная веточка сакуры. Логотип, , Сайгон, , был выполнен гармонично и великолепно.
   В едином стиле были выполнены календарь-плакат на следующий год, буклеты и листовки. Причем буклеты, при складывании, образовывали бесподобный, четко подогнанный рисунок.
   ПОБЕДА!
   Отправляем наш шедевр по электронке Николаевичу, предвкушая, как минимум, премию.
Звонок.
   — И вы на это … два дня потратили? Давайте еще варианты!
   Было у нас еще два запасных варианта.
   — Не то! Вы тупые?
    Психанув, дизайнер отправляет пагоду на черном фоне и логотип первым попашимся шрифтом. Что называется, , , на отъе.ись, ,
— Ну вот, совсем другое дело, запускайте в печать!
   Так и висели потом по всей стране унылые плакаты.
   А привез я их в Стаханов как раз после того, как меня Юрий Николаевич, , выгнал, , во время неудачной встречи второй партии вьетнамских специалистов.
   По возвращении из Киева без вьетов, зато с плакатами, я какое то время еще работал в, , Оазисе, , в качестве экспедитора и закупщика зерна, а потом, вспомнив, что, , у советских собственная гордость, , и получив новое интересное предложение, покинул это великолепное предприятие.
   А, , Сайгон, , какое-то время производили. Долго не могли добиться равномерного смешивания специй. Долго не могли добиться требуемой консистенции самой вермишели.
    За время экспериментов сотни килограммов неудачных мучных изделий были сброшены в яму в углу двора. Узнав, что на, , польской базе, , выбрасывают вермишель, к Николаевичу поспешили гонцы с соседних улиц с просьбой продавать им эти отходы по приемлемой цене для корма скота.
На что Юрий Николаевич гордо ответил : Ещё я цыганских свиней не кормил…
И вермишель продолжали сбрасывать в зловонную яму.
   Не дожидаясь выхода продукции на необходимый качественный уровень, было решено приступать к реализации. Двор, , польской базы, , наполнили красавицы — фуры. Их загрузили коробками готовой продукции и они, как лебеди, разлетелись по всей Украине. Ясное дело, что в район Харькова, ареал знаменитой, , Мивины, , никто не рискнул соваться.
   Но другие регионы увидели наш шедевр. Как рассказал мой товарищ, вытащили его из будки охранника и сказали: Теперь ты торговый представитель! Езжай в Винницу, будешь там, , Сайгоном, , торговать!
   Всплакнул, собрался и отправился за 1000 километров…Начинает свою торговлю.
— Вот, смотрите, как, , Мивина, , , только лучше! И вкуснее, и заваривается за секунды!
— Ну, давай заварим, попробуем.
   И сидят они над кипящей кастрюлей, в которой, , Сайгон, , полчаса плавает, а завариваться не хочет…
   Но, тем не менее, какое-то количество было продано.
   После начались возвраты-рекламации, прочие скучные дела… Охладел Николаевич к своему детищу, а полученную прибыль вложил в строительство ночного клуба в Северодонецке. Там и, , небо в алмазах, ,
   А конвейер постоял — постоял, попылился, да и уступил место мельнице -, , пятисотке, ,
   И было всё хорошо, а потом война началась…


Рецензии