Надпись там страшная - нет памяти Как это?

-«Отче, как отличить вежливость от человекоугодничества?»
«Как определить пределы гостеприимства?».



На днях позвонил мне родственник из Москвы и попенял, что я не отвечаю на его звонки, и с обидой добавил:
-«Я звонил несколько раз, и ты ни разу не ответила.
А если бы мне нужна была твоя помощь?».

Какая, - за тысячу километров?
- Но ему нужно было внимание от близкого «человека».
-  Выговориться, - поговорить за жизнь…
Прав ли родственник?
Да -, конечно, прав.
Но я, - не ношу с собой телефон, и пользуюсь им только по необходимости.
А ближние обижаются, и постепенно перестают звонить …, говоря:
-«Она не отвечает, что толку ей звонить!».
Или держать при себе телефон постоянно, как все?
Да, - а…
Сегодня пожилые люди с телефоном вовсе не расстаются: и в магазин, и в аптеку, и в церковь…
Верно боятся остаться один на один со своей душой?
Но как раздражают людей те, которые во время Литургии никак не могут отыскать в своих сумках, звонящие персоники, настроенные на самую высокую громкость.
- И, что поразительно?
 Ведь, в самый ответственный момент службы, вдруг загремит музыка в двух – трех сумках, и как на смех, - либо из американских фильмов, либо песни типа «Золотые купола» из тюремного фольклора.
В наше цифровое время все, от стара до млада, привыкли к этим удобным средствам общения.
Ведь, не надо теперь писать письма, а к праздникам не надо покупать открытки и самим сочинять добрые пожелания друзьям и близким.
Стало так просто:
-«Скинь, от «доброты» своей, - в телефоны пожилых… картинки с Инета в формате gif и image, и из тик – тока с десяток роликов про кошечек!
И вот бредут старики в офисы Цифры с просьбой:
- «Помоги, сынок, - не работает телефон. А он мне та - - ак нужен, - я же без него никуда!
Вдруг мне будет плохо, а я ведь одна…
Там надпись еще, что памяти у меня нет… Как это?».

И как мы обходились без этих электронных коробочек и десять, и тридцать лет назад?
Надо, конечно, звонить, и общаться с людьми, если письма теперь не пишем.
Да и по-христиански, проявлять внимание надо к ближним.
Но что делать с таким распространенным грехом как многословие, завуалированное под маску дружбы и отношений?

На днях звоню родственнице, чтобы поздравить её с круглой датой, а телефон занят и час, и два.
Дозвонилась только к вечеру и спрашиваю:
- «Что у тебя с телефоном?
  -  С утра не могу дозвониться».
Ответ пожилой женщины меня удивил:
- «Ой, а я с сестрой долго разговаривала. У ней много минут осталось, вот мы, - … о – бо - всем, и переговорили с ней…».
Ну «висит» женщина на телефоне.  И, что тут такого, она же общается?
Это её жизнь, - и она вольна распоряжаться временем своей жизни!
Но, чтобы дружить с людьми, с ними же нужно разговаривать, – правда?
И как тут не перейти границу человеческого общения, чтобы не впасть в грех, - пустословия?
- «Пустословие — это порок, который вредит и душе человека, и его психическому состоянию. Это опасная сила», - сказал патриарх Кирилл.
Выслушать ближнего, и дать ему выговориться, — это же любовь к ближнему?
Но что делать той стороне, которая принуждена слушать часами словоохотливых людей?
- Сразу же приходит на ум: «Прояви христианское смирение».
Да?

Рядом с нами, лет десять назад, жила со своей семьёй приятная женщина по имени Нина.
Стала она заходить к нам в гости…, - по делу и без дела.
Просто так, как принято у «простых» людей…, - за морковкой, за солью…
А в моем народе есть обычай: принять и угостить гостя, по принципу:
- «Что есть в печи, все на стол мечи…».
Работа у меня интеллектуальная, а придя домой надо еще стоять у «мартена», - и стирать, и убираться, как хозяйке дома.
- А тут сидит «милая» соседка, - пьет чай, и рассказывает историю за историей из своей жизни.
Мне, из-за ложного чувства вежливости, неудобно было сказать гостье, что у меня есть дела, и что надо ещё кормить семью, и лясы точить мне, действительно - некогда.
Мой муж возмутился этими вечерними посиделками, и грозно предупредил меня:
- «Я просто выгоню её, если она придет ещё раз.
Ты же пришла с работы и не отдыхала, а тебе уроки еще готовить надо. Эта женщина злоупотребляет твоим гостеприимством, и разоряет мир в нашем доме!».
Как поступить я не знала!
Ведь, соседка пришла, чтобы я её выслушала и за чашкой чая отогреть свою душу в гостеприимном доме?
Я решила обратиться к батюшке за советом:
-«Отче, как отличить смирение от человекоугодничества?
Как определить пределы гостеприимства?».
И вкратце рассказала ему свою проблему.
Священнику некогда было вести со мной долгие беседы, из-за большого количества исповедующихся, и он дал мне ссылку на книгу Оптинского старца, и при этом добавил:
- «Там есть эпизод про ваш случай».
Когда я открыла указанную книгу в интернете, то была очень удивлена.
Оказывается, и до революции были похожие ситуации.
- Сей духоносный старец дал наставление своей духовной дочери, которая жаловалась ему на то, что не хватает времени даже на исполнение правила, по причине посещения словоохотливых женщин, любящих поговорить на душевные темы за чашкой чая.
А совет был такой:

- «Попытайся говорить с ними о Господе, поощряя их к любви и добрым делам. Если спросили духовный совет, и ты разъяснила им все по делу, а тебя не слушают, то дальше скажи:

- «Как хорошо, что ты пришла.
Я сейчас акафист Богородице собралась читать к празднику.
 А ты, ведь, восьмой глас красиво берешь?
 Вот ирмосы и пой, а я читать буду.  Вместе прославим Матерь Божию.

- Знай, сестра, что все праздные посетительницы, любящие ходить в гости «поболтать», исчезнут из твоего дома навсегда».

Только я прочитала этот совет старца, и тут как тут, пришла моя визави.

Напоила я её чаем, как повелось, и завела она в который раз, опять «песнь» о своем горьком житии.
Я предложила ей прочитать акафист Николаю Чудотворцу, пояснив, что он помогает всем, кто в трудных обстоятельствах находится, и показала ей книжечку с образом святителя.
Я поступила с гостьей, как учил апостол Павел: «При общении будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и к добрым делам.» (Евр.10:24-25)
Но словоохотливая соседка, вдруг вспомнила какое-то неотложное дело, и быстренько ушла.
Я же, с велией радостью, пропела все сама, благодаря святого за добрый совет, и за то, что избежала скандала в доме. Ведь, муж пообещался выгнать женщину с позором, если еще раз увидит её на нашей кухне.
Но радость моя была недолгой.
Она пришла на другой день с очередной новостью, не терпящей, по ее словам, отлагательства…
И я, один в один, повторила совет старца, - но в своем варианте.
На мое предложение помолиться после застолья, - соседка ответила: 
-«Ой, мне сейчас так некогда, - я в следующий раз зайду к вам, и тогда расскажу эту дивную новость о ……», -
и выскочила из дома, едва не сбив хозяина.
Удивительно, - увидев меня на улице, она переходила теперь, почему-то на другую сторону.
Верно, - обиделась?
 На что?
И на «поговорить», - больше не заходила.
Нашла другой объект общения.
- Сестра рассказала мне, что наша общая знакомая часами простаивает теперь в её магазине, передавая последние новости …
На мой совет, как отвадить женщину, сестра сказала:
- «Да - пусть выговорится. Ей не с кем общаться, хотя и вырастила четверых детей. Про религию пробовала с ней говорить, но она сразу замыкается и уходит. Иногда вся беда человека состоит в том, что ему не с кем поделиться своей болью. И от одного только того, что кто-то выслушал, ей становится легче ненадолго. А сказать, - «Да будет воля Твоя» — это непросто, это требует большой веры, а её то у неё нет. А пустая душа тоскует, поэтому и успокаивает её она многословием».
- Вскоре соседка наша умерла от рака.
Как соседи, мы с мужем предложили свою помощь в отпевании по-христиански.
Но дети похоронили свою маму по языческим обычаям сказав, что она была некрещеная.
Преподобные Отцы Варсонофий Великий и Иоанн Пророк говорили о том, что не только давать советы, но и предлагать свою помощь нужно до трех раз, а затем отходить.

А для себя я сделала главный вывод из сказанного:
- Всё в жизни надо делать искренне, памятуя о заповедях Божиих.

Белова О.В.
2012 год.


PS:
«Умно отдаляйся от пустых встреч, чтоб прекрасно покоился внутренний человек». (прп. Ефрем Сирин).
Священномученик Серафим (Чичагов) писал о том, как долгие, пустые беседы могут нанести духовный вред человеку: и тому, кто говорит, и тому, кто вынужден тратить свое время, чтобы из ложного смирения слушать часами.
Тем более, когда долгий разговор касается вещей маловажных, то превращается в   пусторечие, от которого происходит бесконечное зло».


Рецензии