27. Орцхо Мальсагов сменяет штык на перо

ГЛАВА П.2.ШТЫК НА ПЕРО
                ГЛАВА П. 2. 1   
                ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО

С установлением Советской власти развернулись работы по изучению Чечни, Ингушетии, и её народов. По мнению З.К.Джамбулатовой (См.: Из истории научно-исследовательской работы в Чечено-Ингушетии /1920-1941 годы.  //Сборник статей ЧИНИИИЯЛ. Т.1Х. Грозный, 1964. – С.112-128 /, значительные работы проводились в Ингушетии в связи с тем, Владикавказ /Орджоникидзе/ как бывший центр Терской области имел кадры по гуманитарным наукам. /В.Б.Виноградов, И.Е.Лосев, А.А. Саламов. Чечено-Ингушетия в советской исторической науке. Труды ЧИНИИИЯЛ, Т.УШ, выа.1. Грозный, 1963. – С.15-32/.
У центральных и краевых научно-исследовательских учреждений возрос интерес к истории, этнографии и археологии кавказских народов. Это способствовало развитию научно-исследовательской работы на местах.
В 1924 году в Ингушетии создаётся Литературное общество, занимавшееся и вопросами краеведения. /Известия ИНИИ Краеведения. Владикавказ, 1925. – С.438/. 
Ингушский музей Краеведения был организован в 1924 году и первые годы тесно сотрудничал   с Осетинским музеем. За короткий промежуток времени научный музей Ингушетии проделал значительную работу, постоянно участвуя в экспедициях и культурно-просветительской деятельности. Музей оборудовал интересную и содержательную экспозицию, «представляющую огромную ценность, при малой изученности революционного движения на Северном Кавказе». /Цит.: «Новый Восток», 1925, № 1, с. 304/. 
Квалифицированные кадры по гуманитарным наукам готовились Горским педагогическим институтом, находившимся во Владикавказе.
В декабре 1926 года на базе бывшего Северокавказского института краеведения и реорганизованного Ингушского литературного общества решением Наркомпроса РСФСР был создан Ингушский научно-исследовательский институт Краеведения. /ЦГА ЧИАССР, ф.310, оп.1, ед. хр.2, л.35/.
Директором института и музея был утверждён О.С.Ахриев – заведующий Ингушским областным отделом народного образования.
 Директором института и музея был утверждён О.С.Ахриев – заведующий Ингушским областным отделом народного образования, Г.К.Мартиросиан – заместитель директора, Л.П.Семёнов – учёный секретарь; проф. В.Ф.Раздорский, Л.Б.Беме, А.К.Вильямс, Х.Б.Ахриев, почётный член института – академик М.Я.Марр. Члены корреспонденты: И.Н.Бороздин (Москва), проф. С.П.Гатуев (Ленинград), Б.К.Далгат (Махачкала), проф. А.А.Захаров (Москва), А.Н.Кириченко (Ленинград).
Актив института состоял из З.К.Мальсагова, Т.Д.Бекова, А.-Г.Гойгова, Л.Ахриева, М.Я.Немировского, В.А.Васильева, А.В.Аушева, О.А.Мальсагова, М.Ф.Аушева, Ф.К.Мальсаговой, Д.Д.Мальсагова, С.Альдиева и других.  (См.: Из истории научно-исследовательской работы в Чечено-Ингушетии /1920-1941 годы.  //Сборник статей ЧИНИИИЯЛ. Т.1Х. Грозный, 1964. – С.112-128 /.
Составитель и ответственный редактор Б.М.-Г.Харсиев в статье «Из истории Инг НИИ ГН им Ч.Ахриева», посвященную 85-летию Ингушскому НИИ, описывая весь состав, запамятовал упомянуть имя Орцхо Артагановича Мальсагова непонятно по каким причинам. /См.: 85 лет ИНИ ГН им. Ч.Ахриева.Назрань, 2011. – С.7/.
Вокруг Научно-исследовательского института проходила концентрация немногочисленных научных сил. Его организация рассматривалась как важнейший шаг «в области выявления разработки элементов национальной культуры». /85-лет ИНИ ГН. – С.9/.
Ингушский НИИ готовил кадры для молодой республики, создавал музеи и библиотеки, издавал труды по истории ингушей. Общеобразовательные учреждения Ингушетии, находившиеся во Владикавказе, стали настоящей кузницей кадров для научно-образовательного развития ингушского народа. (85-лет. – С.9).
Уже на первых порах своего существования Ингушский НИИ провёл ряд научных экспедиций с целью изучения Ингушетии в естественно-историческом, экономическом, этнографическом отношениях. Одна из них была проведена в 1927 -1928 годах в Джераховский и Мецхальский районы. В ней принимали участие научные сотрудники Л.П.Семёнов /археолог-этнограф/, И.П.Щеблыкин /архитектор/, З.К.Мальсагов – лингвист, Х.Б.Ахриев – художник, член Президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения профессор И.Н.Бороздин. Исследованию были подвергнуты горные аулы Джераховского и Мецхальского общества: Мецхал, Морч, Лежг, Фуртоуг, Эрзи и др. /З.К.Дж. – С.116/.
Комплексный характер экспедиции позволил разнообразить исследовательскую работу.
С каждым годом работы экспедиции углублялись. Круг научных сотрудников, принимавших участие в полевых изысканиях, увеличивался. В экспедициях 1928 – 1929 годов участвовали Л.Б.Беме /зоолог/, Г.К.Мартиросиан / экономист/, профессор Г.Д.Потапов /зоотехник/, В.Ф.Раздорский /ботаник/, молодой студент МГУ археолог Е.И.Крупнов.
Сохранилось фото научной экспедиции в горах Ингушетии. Слева направо: на переднем плане полулежат О.А.Мальсагов, неизвестный мальчик, И.П.Щеблыкин, Л.П.Семёнов; на заднем плане Е.И.Крупнов и М.М.Базоркин. 1928. 
Начиная с 15 мая 1925 года после побега старшего брата Созерко с Соловецкого лагеря, на Орцхо был наложено вето /запрет/. Его произведения не издавали, не печатали, и даже фото не выкладывали. Это же самое произошло и в данном случае. Имя Орцхо Мальсагова не упоминается об участии в экспедиции, фото является подтверждением того, что Орцхо Артаганович принимал участие в экспедиции.
Развернувшаяся научно-исследовательская работа в Ингушетии ставила на повестку дня подготовку квалифицированных кадров. Активы, созданные при институте, не могли полностью удовлетворить потребность в специалистах. Горский педагогический институт осуществлял подготовку национальных кадров.
При Ингушском научно-исследовательском институте была с 1931 года учреждена трёхгодичная аспирантура, где учёный секретарь института Дошлуко Дохович Мальсагов заведовал аспирантской подготовкой.
Орцхо в числе первых является аспирантом Ингушского НИИ по кафедре литература.
В течение первых трёх лет своего существования аспирантура подготовила молодых специалистов из коренной национальности – Х.М.Куркиеву, Н.Ч.Ахриеву, М.Х.Кодзоеву, М.Ф.Аушева и др.
В научной деятельности появилось большое число женщин-горянок.
Будучи аспирантом 2 курса СКПИ по кафедре литературы                Орцхо Артаганович издаёт «Библиографический справочник по ингушской художественной литературе». /Наследие Таргима. Книга П. Нальчик, 2008. – С.112-132/. 
 Под влиянием пролетарских писателей перестраиваются колеблющиеся. Переходит на пролетарские позиции один из виднейших ингушских писателей старшего поколения - Тембот Беков. Выделяется группа критиков – Хаджи-Бекир Муталиев, М.Ф.Аушев, А.М.Шадиев, Х.Д.Осмиев, Заурбек и Орцхо Мальсаговы."В роду бы уже определилась закономерность: из рода Мальсаговых выходят военные и словотворцы. Им бы чётко выбирать престижную военную карьеру, а они ударяются  в науку и творчество. Кто по части грамматики, кто по литературе, а у кого интерес к фольклору.И у всех Мальсаговых заметна тяга к почвенности- углубление в своё, исконное".*
У истоков ингушской советской литературы стоят имена выдающихся деятелей и просветителей 3аурбека Куразовича Мальсагова /3 июня 1894 г.- 14 мая 1935 г./ Тембота Дордагановича Бекова /27 декабря 1873 г. - 10 февраля 1938 (по другим данным — 1939 г./ Абдул- Гамида Гойгова 2.02.1904 г. -  ???
Так, в конце 20-х годов он был избран членом правления Ингушского литературного общества, а затем и Ингушской ассоциации пролетарских писателей. В стихах он призывал ещё сильнее любить жизнь, добиваться её совершенства, крепить мир и братство между народами.
Вся их жизнь без остатка была посвящена народу, его процветанию и просвещению. В памяти благодарных потомков они навсегда останутся великими просветителями и большими людьми. Наследия, оставленные этими замечательными и писателями, поэтами, учителями, педагогами поистине неисчерпаемы. Высказывание А.С. Макаренко «У человека должна быть единственная специальность - он должен быть большим человеком, настоящим человеком». Нужно сказать, что все они в полном объёме овладели этой специальностью, и всеми силами помогали овладеть ею другим.
Это один из первых ингушских коммунистов, соратник Г. К. Орджоникидзе и А. Шерипова, участник гражданской войны на Северном Кавказе и видный советский деятель.
По окончанию гражданской войны на Северном Кавказе Орцхо Мальсагов принял самое активное участие в культурном и хозяйственном строительстве «новой жизни» на Северном Кавказе в целом и в Ингушетии, в частности. Педагог, оригинальный автор, литературный критик, организатор народного образования… 
М Горький, говоря о принципиально новом явлении в молодой советской литературе, отмечал о приходе в неё из народной гущи бывалых людей, несущих свой острый и своеобразный взгляд на действительность.
 С 1920 по 1924 годы Орцхо работает управляющим отделом Северокавказского потребительского общества.
Последующее его служение в мирное время на благо своего народа после окончания пединститутом учёбы, доказано, что он «пером владеет не хуже, чем штыком». /Мадина Мальсагова. Братья Мальсаговы. Жизнь во славу царя, Отечества и своего народ Нальчик, 1997. - с. 179/.
Основным печатным органом 20-х годов явилась газета «Сердало». В ней стали появляться стишки, высмеивающие разные недостатки /разделы «Ингокрокодил», «Раешник»/.
В газете стали появляться стихотворения анонимных авторов на русском языке. Позиции авторской поэзии на ингушском языке начинали только складываться. Как объяснял старейший поэт С.Озиев, в те года молодёжь стеснялась публиковать свои поэтические пробы. Но длилось такое положение недолго. Сначала 1928 года в «Сердало» стали регулярно публиковаться «литературные страницы», в которых активно выступали и начинающие поэты. По поводу их публикаций первый литературный критик О. Мальсагов отмечал: "Мы видим стихи, написанные на родном языке, мы видим, что наш язык музыкален, ритмичен при соответствующем сочетании слов. Мы видим, что в нашем языке блестяще можно подобрать как смежные, так и перекрестные рифмы. Как видно, автор не выражает восхищение первыми пробами письменной поэзии, но с восхищением отмечает потенциальные возможности родного языка стихотворстве. И действительно, среди первых проб встречались в художественном отношении слабые стихи, которые, скорее, похожи на прозаические лозунги с некоторой поэтической окраской. Но такое положение было временным и не имело массового характера. В скором времени профессиональная поэзия сразу же заняла свои лидирующие позиции в лице первых поэтов Тембота Бекова, Салмана Озиева, Ахмета Озиева, Хаджи-Бекира Муталиева. Их стихи и различались по математике, по своеобразию видения мира». /О.А.Мальсагов. Библиографический справочник по ингушской художественной литературе. /……….. История народа. Коллективная монография. /Ответ. ред.Н.Д. Кодзоев. - 4 изд. Ростов-на-Дону. Южный издательский дом, 2013. - 462/.
/Вновь свела Орцхо со старшим братом кадетов Котиевых Умалат-Беком /12.01.1900 г./ и Селимом /4.06.1902/, Бердом. Орцхо был очень дружен с мальсаговскими племянниками. Два брата поступили в Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус позже Орцхо. Умалат-Бек поступил на три года позже Орцхо, в 1911 году, а Селим - младший из братьев, - в 1914 году. Первые месяцы Селиму было тяжело, сказывалось плохое зрение, носил очки, был близоруким. Авторитетом для всех был Созерко, который выпустился из кадетского корпуса в 1912 году.
В семье Котиева Арслан-бека 4 сыновей: Берд, рождения 23 02.1896 года, Умалат-Бек, рождения 12.01.1900, Селим – 4.06.1902 года, Султан-Межид – 16.01.1907 года. Послужной список подписан временно командующим полком подполковником Мальсаговым. Этот полк стоял в Темир-Хан-Шуре.
Сын Умалат-Бек был зачислен в кадетский корпус с 16 августа 1911 года. К сожалению, полного курса он не окончил, по причине расформирования корпуса ... документ, выданный Умалат-Беку Арсланбековичу Котиеву, подтверждает, что он прошёл полный курс 6 класса и может пользоваться служебным преимуществом. Данная бумага шла за подписью директора гимназии Белогорского и инспектора классов Ленёва от 17 августа 1918 года.
 Свидетельство не было вручено. В деле сохранились оценочные ведомости, характеристика, поощрения, взыскания Умалат-Бека.
Старший брат Берд Котиев имел самое непосредственное отношение и к рождению ингушской газеты «Сердало». В редколлегию газеты вошли Мальсагов Заурбек - редактор, Гойгов Абдул-Гамид и Котиев Берд.
По мнению Бюро Ингушской автономной области, газета должна быть популярной и обслуживать крестьянское население. Было решено издавать «Сердало» еженедельно как орган организационного бюро и ревкома на ингушском и русском языках.
 «1 мая 1923 года вышел на родном языке первый номер газеты «Сердало» («Свет») - орган Ингушского окружного комитета РКП(б) и Ингушского окрисполкома. Газета издавалась во Владикавказе, вначале небольшим тиражом, в 500 экземпляров». /См.: А.И. Станько «Публицистика Дона и Северного Кавказа», Ростов-на-Дону, 1979 г./.
«Сегодня вышел первый номер нашей родной газеты на ингушском языке. Так будем же ценить значение этого дня. Теперь перед нами лежит светлый путь, путь разума. Необъяснимо велика в этом деле роль газеты, выходящей на родном языке. Изучайте нашу письменность, читайте нашу газету!» Трудовая Ингушетия /Газ. «Сердало», 1 мая 1923 г./.
С 1924 года достойное место занимал и корреспондент газеты "Сердало" Мухтар Мустабиевич Мальсагов, с 1928 года выдвинутый в аппарат издательства "Сердало".
Мухтар Мустабиевич снесён Орцхо Мальсаговым в "Библиографический справочник по ингушской художественной литературе"" (С.116-117).

                МАЛЬСАГОВ МУХТАР МУСТАБИЕВИЧ

Мальсагов Мухтар Мустабиевич родился в 1904 году. Образование среднее. Социальное происхождение - крестьянин.
С 1924 года М.Мальсагов состоит корреспондентом газеты "Сердало".
Мухтар Мустабиевич пишет главным образом фельетоны, очерки. Занимается переводами. Ему и Хамзату Осмиеву принадлежит главная часть фельетонов, написанных в газет . Газета "Сердало" в разное время под псевдонимом "Temargha".
1. Мальсагов М. "Уда "Сердало", 19рный колхоз" ("Udarni kolxoz"). Очерк. "Литсборник" от 5 ноября 1931 г., стр.8-12. Псевдоним ("Tembot Markov").
2. Его же."Жизнь нацкаввзвода". ("Ghami dozloj vzvoda vaxar"). Очерк. Газета "Сердало", 1929, № 12/
3. Его же."Пятидетка дыбом" ("Pxe sera     "). Очерк. Газета "Сердало", 1930, 12 мая № 43.
4. Его же. "Ингушский детский городок". Очерк. Газета "Сердало", 1930 г., 9 июня, № 53. 
мне хочется вспомнить некоторые этапы в развитии нашей культуры, рассказать молодёжи, с чего начинался наш сегодняшний день, какие были первые шаги по пути прогресса.
Богатое устное творчество, великолепная архитектура башен, украшения и орнамент на жилищах и предметах домашнего обихода – всё говорило о богатстве духовной культуры ингушского народа. Но в обстановке экономического гнёта в период колонизаторской политики россии о культурном возрождении народа не могло быть и речи. Народ погибал в нищете, в темноте и невежестве.
Вот почему ингуши всем сердцем восприняли идеи большевизма, грудью встали на защиту Октября. С победой пролетарской революции всё изменилось. Молодой советской власти трудового народа понадобилось всего лишь два года, чтобы свершить невиданный в истории горцев скачок в развитии национальной культуры. 1 мая 1923 года народ получил из рук партии свою национальную газету на родном языке с символичным названием «Сердало», то есть «Свет». Это было великое торжество национальной политики – поистине свет, открывающийся взору народа.
Кто же непосредственно работал над претворением в жизни этого огромного для нас культурного мероприятия? Это был коммунист Заурбек Куразович Мальсагов. Он создал первый ингушский алфавит на латинской основе, он был назначен первым редактором газеты «Сердало», он в том же 1923 году написал первый букварь для взрослых. «Наьна мотт» / «Родной язык» он сам преподавал по нему учителям». /Идрис Базоркин. «Несущая свет».  //Газ. «Грозненский рабочий» от 5 мая 1963 г., № 105/.
По составлению алфавита работала целая группа учёных, знатоков ингушского языка. Это Тембот Беков, Салман Озиев, Орцхо Мальсагов, Дошлуко Мальсагов, Цокиев Мурцал, Аюп Бузуртанов, Берд Котиев и многие другие.  «В 1927 году в «Сердало» выпустили литературную страничку. Это было первым коллективным выступлением наших писателей, объединённых тогда в литературную ассоциацию.
С этой и последующей литстраниц начали свою активную литературную жизнь многие современные ингушские писатели. На страницах «Сердало» печатались З.Мальсагов, Тембот Беков, Салман и Ахмет Озиевы, А.-Х.С. Гойгов, Хамзат Осмиев, Багаудин Зязиков, Дошлуко и Орцхо Мальсаговы, Хажбикар Муталиев и многие другие. У истоков ингушской советской литературы перед именами 3. К. Мальсагова и Т. Д. Бекова стоит имя писателя А.-Г. С. Гойгова. Это один из первых ингушских коммунистов, соратник Г. К. Орджоникидзе и А. Шерипова, участник гражданской войны на Северном Кавказе и видный советский деятель.

В том же в 1928 году в «Сердало» появилась и первая критическая статья Орцхо Мальсагова «Молодые побеги», которая говорила об успехах зарождающейся литературы». /Идрис Базоркин. «Несущая свет».  //Газ. «Грозненский рабочий» от 5 мая 1963 г., № 105/ /См.: Идрис Базоркин. СС в 6 т. Т.5. Очерки. Статьи, выступления. Магас, 2002. – С.1262-163/.

В 1924 году Берд Котиев становится представителем Ингушской Автономной области при Президиуме ВЦИКа. Его деятельность на этом ответственном посту продолжается вплоть до 1928 года. К этому периоду относится письмо Б. Котиева в Президиум ВЦИКа, датированное 29 октября 1927 года, с просьбой отметить жителей ингушских селений Сурхохи и Экажево. «Селения Сурхохи и Экажево, - писал он, - в 1919 г. во время господства Деникина на Юге России подняли вооружённое восстание против добровольческой армии и отвлекли на подавление такового с белого фронта до 15000 войск. Восстание сорвало мобилизацию частей добровольческой армии в Ингушетии, хотя и закончилось полным разгромом означенных селений, понёсших также крупные потери людьми...» После этого ходатайства, 4 ноября 1927 года, жителям героических селений Ингушетии была направлена Благодарственная грамота ВЦИКа.
В 1928 году множество ингушей были представлены к награде - ордену Красного Знамени. Орцхо Мальсагов был в этом списке, Хизир Орцханов и другие.
Берд Котиев явился видным деятелем киноискусства Советского Союза. Принимал активное участие в развитии киноиндустрии СССР, стоял у истоков создания звуковых фильмов и организации их проката, член правления «Восток кино» СССР (1928).
1937 году Берснаком Газиковым найдены отрывки из рецензии А.  Мартиросова на рукопись книги Берда Арсланбековича Котиева «Через две войны» (в девятнадцать авторских листов, т. е. почти 500 страниц), подтверждающие незаурядные литературные способности Берда Котиева.
«Ингушский роман как жанр, возможно, начал свой путь не в 60-е годы, а на тридцать лет раньше, - пишет по этому поводу в своей исследовательской работе «Ингушская Атлантида: Шамиль Ахушков» Марьям Яндиева. - Судя по рецензии (вернее, её отрывкам), роман Котиева представлял собой типичный образчик соцреалистического эпопейного текста (в плане образа главного героя и исторического движения горцев-бедняков из пресловутой «тьмы веков» к не менее, а даже более пресловутой «заре коммунизма») с несомненно интересными и оригинальными в своей ингушской фактуре этнографическими зарисовками горской жизни во всех её перипетиях в апокалиптическую эпоху начала XX века».
О гибели Б.А. Котиева в застенках НКВД нет опубликованных данных. Но в тот период Берд Котиев принимает активное участие для восстановления республики.
С начала 1953 года и до сентября 1954 года Орцхо состоял на штатной должности культорга подразделения. С июля 1954 года по август 1955 года Орцхо работал учителем в школе по ликвидации неграмотности и малограмотности, состоял   лекторском бюро.
 В творческом процессе Орцхо чувствовал себя легко и свободно. В нём ощущалась острая жажда и бурное эмоциональное возбуждение. И только после этого наступало душевное удовлетворение.
В 1919 году сражался в боях под селением Кантышево и Долаково.
После разгрома нашего селения Сурхохи 22 июня 1919 года пришлось подчиниться Деникинской банде, после боя и были выставлены всадники, я избежал этой мобилизации на фронт, так как непримиримой была вражда к Деникину.
С 1920 года с первых же дней опять начал работу по народному образованию в селении Сурхохи.
Вплоть до 1925 года, неся помимо учительской работы и других общественных нагрузок: революционной комиссии с/совета и коопераций и по работе ликвидации неграмотности.
В 1926 году был назначен инспектором родного языка.
С 1938 года работаю в Алиюртовской начальной школе. Датирована 11 мая 1938 года».
Автобиографию Цокиева Мурцалла Магометовича мне любезно предоставил внук Алихан Цокиев.
Мурцал Магома-Газиевич отчество стал писать Магомет. Орцхо вместе с Мурцалом сражались в боях под селением Кантышево и Долаково. Много общее было у них в биографии. Мурцал, окончивший школу прапорщиков и воевавший в 111 пехотном полку, был подвергнут репрессии. Мурцалу пришлось бежать и скрываться в селении Галашки у родственников. В 1939 году Мурцал сильно заболел, организм ослаб, и в 1940 году Мурцал Цокиев умер». Дала гешта дойла цог1. Вийрзза моттиг даькъала хайла!
Мурцал гордился своими предками, особенно его дед, в составе делации к царю Николаю П., любил рассказывать эту историю. «Опять вы Мальсаговы впереди нас, - любил в полушутливом тоне повторять Мурцал Цокиев Орцхо Мальсагову, и тут нас в Москву сопровождает моего деда Альти Мальсагов!»
Из Воспоминаний бывшего директора Сурхохинской средней школы, заслуженного учителя РФ, кавалера ордена «За заслуги» Медова Якуба о гражданской войне в селении Сурхохи: «Всё селение Сурхохи было разгромлено, население выходило в другие населённые пункты. Всё село было сожжено. В селе остался только единственный дом Нальгиева Мандре с матерью, который в течение 9 дней защищал своё жилище. Об этом пишет Зязиков Багаудин в своём произведении под названием «Девять дней из жизни героя».
Мать в ходе боёв убита снарядом и похоронена во дворе своего дома. Со своим отрядом пришёл на помощь кавалер 4 Георгиевских крестов, командир красной армии Хизир Орцханов и Мандре ушёл вместе с отрядом». Есть рассказ Султана Аушева «Мандре», в котором подчеркивается мужество героя: «Смерть преследовала Мандре, подобно зверю, по пятам которого идёт охотник, однако. Он презирал её. Видимо, и ей, смерти, надоело преследовать его, она оставила его в покое. Месть врагу для Мандре была смыслом его жизни».
Закончились боевые действия в Сурхохах. Мандре очень переживал за сожжённое деникинцами село. Он был уверен, что Советская власть поможет им восстановить разрушенное село. Его надежды вскоре оправдались. Советская власть выдала по сто рублей за каждый разрушенный дом и по пять метров ткани на душу населения. В это трудное время это действительно была большая помощь для каждого односельчанина.
Построили новое село Сурхахи. Советская власть оказала помощь и жителям других сёл. Не обошла вниманием и национальных героев гражданской войны. Нальгиев Мандре в 1928 году был приглашён в Москву, … была вручена высокая награда - орден Красного Знамени. В те годы это была высокая награда государства.
«Союзкино» выпустил кинофильм, рассказывающий о подвигах
Мандре, который в течение девяти дней мужественно сражался за своё село. Сейчас этот фильм находится в архиве Госфильмофонда.   
Подвиг Мандре односельчанами не забыт, он живёт в их сердцах как пример для подражания. …Ингуш, герой гражданской войны Мандре Нальгиев вошёл в историю своей республики как достойный сын своего народа». /С. Аушев «Мандре». //Газ.  «Сердало». /Возвращение к истокам. История Ингушетии в лицах и фактах. Саратов, 2000. – С.296 – 299/.
Такая же участь постигла сёла Экажево, Плиево, Долаково, Кантышево, Базоркино и другие.
«Мой отец Чахкиев Магомет Дзаурбекович был участником гражданской войны в селении Базоркино. Я помню в школе на стенде «Герои гражданской войны» висело фото отца. После моего замужества отец был прикован к постели, и он диктовал младшей сестре фамилии всех ингушей - участников сопротивления в селении Базоркино в ходе гражданской войны. Но во время боевых действий в Чечне, родительский дом был разрушен, от тетради ничего не осталось. Остались горькие сожаления, что не была своевременно проделана соответствующая работа. 
 За боевые заслуги и проявленное мужество жители селений Сурхохи и Экажево были отмечены правительственными наградами. По селению Альтиево к ордену Красного Знамени был представлен и Орцхо Артаганович Мальсагов. К ордену Красного Знамени был представлен и Хизир Орцханов.
Своим интеллектуальным и духовным превосходством О.Мальсагов юридически сумел изменить и свою собственную зэковскую судьбу. Прошения, обращения, жалобы его лично и   Казбулата пробили железобетон тоталитарной судебно-исполнительной и политической системы. 60-летний старик, измученный туберкулёзом, не сломленный духом, через пять лет заключения в Тайшетском лагере был полностью реабилитирован в 1955 году». /Мальсагов О.А.Избранное. – Нальчик, «Эль-фа», 1998. - С. 323 - 325/.
До конца своей жизни, даже будучи старцем, он оставался романтиком. Это его свойство прослеживается во всех его письмах и в творчестве.
 В деятельности Орцхо раскрывается богатство его духовной жизни, глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
"Созданная 7 июля 1924 года Ингушская автономная область за 10 лет своего существования получила по тем временам мощное развитие. Однако, с конца 20-х и, особенно, с начала 30-х годов активной стала политика, направленная на ликвидацию ингушской государственности.
Сначала ингуши лишились своей столицы - правобережья Владикавказа, а с 1934 года перестала существовать Ингушская автономная область. Таким образом, были подорваны корни, способствовавшие ингушскому народу развиваться в социальном, экономическом, культурном плане..." (Тимурлан Муталиев.//Газ. "Сердало" 11 июля 1992 года.)

Продолжение следует.

С уважением Айшат Мальсагова,
Орцхо Мальсагов.


Рецензии