Глава 5. Виола Рочестер

В маленькой гостиной на втором этаже у окна сидела на подлокотнике дивана Виола Рочестер. Она смотрела в окно, опершись локтем о подоконник и нервно катала между ладонями алебастровый шарик. Сегодня Виола была в чёрном с синим отливом шёлковом платье. Светлую волну её искусно уложенных волос украшала бирюзовая заколка. В гостиную вошёл Пуаро. Виола вскочила и сделала шаг навстречу.

– О, мсье Пуаро! Я хотела вас найти, чтобы сообщить нечто важное. Мне раньше не пришло в голову... – Виола говорила быстро, взахлёб.

– Да, да, мадмуазель, я слушаю вас. Давайте присядем.

– Дело в том, что я знаю, откуда взялся цианид. Точнее, я предполагаю, что он оттуда.

– Я весь внимание, мисс Рочестер.

– Да... – Виола нахмурила брови и сделала небольшую паузу, – Мы с мисс Норидж недели две назад заходили к мисс Флитвуд. Нужно было обговорить несколько вопросов связанных с празднованием Рождества и пожертвованиями для церкви. Мисс Норидж не было в доме, и мы прошли в сад. В сарайчике в дальнем углу сада была открыта дверь, мы с мисс Норидж заглянули, решив, что хозяйка там. Но и там её не оказалось. Я успела увидеть на полке в сарае банку с надписью "Цианид". Там рядом лежали мышеловки, и я подумала, что мисс Флитвуд использует его, как крысиный яд. Потом оказалось, что мисс Флитвуд просто напросто спускалась в погреб и не слышала нас. А я совершенно забыла про всё это до сегодняшнего дня.

– Мадмуазель, а в каких отношениях были мисс Норидж и мисс Флитвуд?

– Я бы вообще не сказала, что они были в каких-то отношениях, но, тем не менее, мисс Норидж приглашала её на все семейные праздники. Пожалуй, мисс Флитвуд считала мисс Норидж подругой, но вот было ли это взаимно... вообще, мисс Флитвуд с этими её спиритическими сеансами, как бы это сказать... кажется, немного "того"...  Боже упаси, – мисс Рочестер спохватилась, всплеснула руками и прижала на мгновение изящные руки к щекам, - я ни на минуту не сомневаюсь, что бедная мисс Нора и мухи не обидит, а уж причинить вред единственному человеку, который хоть как-то её привечает. Правда, однажды я слышала, как они жарко о чём- то спорили, почти до крика. Меня это так удивило! Ведь трудно представить себе повод, по которому милейшая мисс Норидж могла так выйти из себя. И, кстати, не только я могла видеть у мисс Флитвуд цианид. Любой мог пробраться к ней в сарай и отсыпать порошка.

– А что насчёт Розы? Это Роза приносит мисс Норидж молоко на ночь?

– Да, мсье. Не могу себе представить, зачем Розе подсыпать цианид. Она всю жизнь была предана мисс Норидж. И никакой выгоды от её смерти не получит. Разве что небольшую сумму по завещанию. Но ведь мисс Норидж не отравили?

– Значит, Роза хорошая женщина?

– Можно и так сказать. Меня иногда пугает... она порой так на меня смотрит... таким долгим и серьёзным взглядом, что мурашки по коже. Как будто она знает про меня что-то, что я и сама не знаю.

– А в ночь убийства вы не слышали ничего необычного?

– Нет, я крепко сплю. Да и комната моя расположена в другой части дома.

– Мисс Рочестер, вы сказали "милейшая мисс Норидж". Расскажите о ней, пожалуйста.

– О, мисс Норидж была, - подбородок Виолы задрожал, она промокнула уголком белоснежного платочка глаза, – мисс Норидж была ангелом. С моей матерью они были очень близки. Мамы не стало семь лет назад. И я словно бы заменила мать в сердце мисс Норидж. Последнее время она как будто с новой силой стала меня опекать. Пожалуй, даже чересчур. Хотела меня удержать при себе? Или испытывала какую-то вину? Может быть я не знаю всего об их отношениях с моей матерью? Трудно сказать... А, когда на Рождество она объявила об изменении в завещании, она посмотрела в мою сторону. Или, может, мне показалось... я теперь вспоминаю и мне страшно. Что же она хотела изменить? А главное, кто её убил, мсье Пуаро? Боже мой, ведь этот кто-то влез в дом? Не может же быть, чтобы... – мисс Рочестер замерла, прикрыла рот рукой, словно останавливая слова, которые собиралась произнести, глаза её были почти круглыми от ужаса, как у неопытной актрисы, которая немного переигрывает, – мсье Пуаро, неужели?..

– Мадмуазель, прошу вас. Вы так молоды и столкнулись неожиданно с жестоким преступлением, злодейством. Это трудно принять. Но, нужно проявить стойкость. Мне необходима ваша помощь. Я хотел бы задать вам ещё несколько вопросов.
Виола сидела на диване у окна, а Пуаро напротив, на стуле с высокой спинкой, что стоял у двери. Он так приветливо смотрел на Виолу, всем своим видом излучал такую доброжелательность и спокойствие, что она понемногу пришла в себя. Она села ровнее, подняла голову выше, вся как-то подобралась.

– Скажите, мадмуазель, вы знали, что у мисс Норидж имелся револьвер?

– Конечно знала. Об этом все в доме знали.

– А вы когда-нибудь держали его в руках?

– Нет, – слишком громко ответила Виола и сразу опустила глаза.

– А где она его хранила?

– Я его и не видела никогда. Но, мне кажется, что хранила она его в запертом ящичке, в столе. Значит, получается, если никто не влезал в дом, это кто-то из своих мне его подбросил? О ужас! Я припоминаю... я недавно, случайно, проходя мимо кабинета мисс Норидж, увидела там Эльзу. Она тут же вышла оттуда и сказала, что везде разыскивает тётушку. Но я готова биться об заклад, что она пыталась открыть ящик стола. Может быть тот, в котором револьвер? Впрочем, всё это догадки. На самом деле Эльза потрясающая. Вы не слышали, как она рассказывает об археологических открытиях, о гробницах и пирамидах. Пожалуй, только мистер Гастингс рассказывает более увлекательно о своих путешествиях, - глаза Виолы восхищённо блеснули, - Ах, как бы и я хотела... но, впрочем, я обещала вам помочь в расследовании. О чём мы?..  Ах, Эльза! Эльза всегда найдёт тему для разговора с кем угодно, где угодно, когда угодно, всегда придумает, как выйти из трудной ситуации, всегда всё сделает к месту и ко времени, и всегда одевается, как королева. Мистер Олден не мог найти себе пары более подходящей. Таких идеальных жён просто не бывает!

– А мистер Олден, судя по всему, был очень обеспокоен тем, что его тётушка решила переписать завещание?

– Да, мистер Олден всерьёз забеспокоился. Но, вы знаете, мсье Пуаро, он очень порядочный человек, кристально честный. Он, конечно, с огромным уважением принял бы волю тётушки, что бы она не решила. Но в тот вечер он и вправду очень настаивал, просил её внести ясность. Эльза быстро успокоила его. Я же говорю, она из любой, совершенно любой ситуации найдёт наилучший выход.

– Судя по всему, мистер Олден действительно очень любит жену. Видимо, он верный муж и даже не взглянет на другую женщину.

Виола покраснела и опустила глаза.

– На самом деле, я замечала, что нравлюсь мистеру Олдену. Вы ведь это имели в виду? Наверное, Нора Флитвуд вам наплела разных небылиц. Она это умеет. Мистер Олден при случае оказывает мне различные знаки внимания. Но, повторяю, он очень порядочный человек. Он никогда бы не переступил границ дозволенного, в отличие от доктора, - произнесла Виола и поджала губы.

– А что, доктор Линкольн, переступает границы? Какие, если не секрет?

– Мсье, я даже не знаю, вероятно, всё это мои домыслы. А может и фантазии.

Доктор очень заботился о мисс Норидж. Он очень хороший врач, лечил её от сердечной недостаточности, со всеми на короткой ноге, такой общительный, душа компании. Без него тут было бы скучно, и мисс Норидж первая заскучала бы. Но было в их отношениях последнее время что-то... какая-то напряжённость. Мисс Норидж неоднократно намекала мне за последние несколько месяцев, что доктор не так хорош и надёжен, как кажется. Речь явно шла о каких-то тёмных делишках, но вот, что именно?.. К тому же мистер Линкольн навязчиво ухаживает. Это не приятно.

– Мадмуазель, последний вопрос. За какие такие заслуги мисс Норидж выделила стипендию мистеру Майклу Уэстону.

– О, Майкл – милейший человек. Если бы он только не был таким занудой. Если бы ему где-то заполучить немножко обаяния и приятную наружность... Он хотел бы очаровать меня, но не тут-то было, он вместо этого совершенно очаровал мисс Норидж. А все эти открытия, эти окаменевшие растения. Знали бы вы, какие он делает замечательные зарисовки! Трудно всем этим не увлечься. Вот мисс Норидж и решила поучаствовать в увлекательном приключении. Речь даже шла об издании альбома. Но, увы. Теперь-то уж конечно ни о каком альбоме речи быть не может.

– Мадмуазель, как вы думаете, кто убил мисс Норидж?

Вопрос застал Виолу врасплох. На мгновение простодушное выражение слетело с её лица. Она вдруг посмотрела на сыщика внимательным и цепким взглядом. Но, в ту же секунду облик наивной простушки вернулся к ней, и она вновь затараторила.
– О, мсье, все в этом доме любили и уважали мисс Норидж. Я даже и помыслить не могу... но если уж выбирать из всех, то это доктор. Должно быть мисс Норидж узнала о нём что-то ужасное. Других вариантов мне просто не приходит в голову.

– Мисс Рочестер, это очень серьёзно, то что вы сказали. Вы должны понимать, что нужны веские основания, чтобы так говорить.

– Но вы же сами мне сказали выбрать, кто мог убить!

– Нет, мадмуазель. Я не предлагал вам выбирать. Я спросил вас, кто, по вашему мнению убил.
 
– О! Я не знаю, не знаю! – Виола снова залилась краской и расстроенно покачала головой, – Бедный доктор, наверное, он совершенно не при чём! А я... Мсье Пуаро! Я верю, что вы обязательно выведете злодея на чистую воду! Вы такой талантливый, такой знаменитый, такой уважаемый сыщик! Наверное, лучший в мире!

– Мадмуазель, вы слишком добры, – ответил польщённый и даже слегка
раскрасневшийся Пуаро, – но я уверен, что убийца будет схвачен.

– Ко всему прочему, ваша мудрость и жизненный опыт наверняка сыграют большую роль в расследовании.

– Благодарю вас, мадмуазель за беседу, – подытожил, возвращаясь с небес на землю и поднимаясь со стула Пуаро, – вы безусловно очень помогли.

Когда Пуаро откланялся и вышел, Виола положила алебастровый шарик в каменную пиалу у зеркала, аккуратно сложила носовой платок в кармашек и уверенным деловым шагом направилась в свою комнату.


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222101601190
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Мария Шпинель
Рецензии
Написать рецензию
В этой главе Виола предстаёт двуличной. Что-то скрывает. Играет перед Пуаро роль простушки, но сквозь напускную искренность проскальзывает совсем другой образ - жесткой, расчетливой особы. Пуаро как будто поверил ей. Даже был смущён её комплиментами. Интересно, что убийцей она выбрала доктора. Почему? Эльзу хвалит неумеренно, да и все остальные "милейшие". О пистолете знала только понаслышке, не представляет, кто мог его подбросить.
Не хотелось бы, чтобы убийцей оказалась она, и трудно подобрать мотив. Но что-то с ней не так, подозрение падает на неё сильное.
Роуз.

Шпинель   18.10.2022 15:43   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Хорошо сделан этот отрывок. Очень тонко, буквально одними намеками (мимолетный острый взгляд, деловая походка, алебастровый шарик) автор дает понять, что,перед нами очень умная, расчетливая молодая особа, а вовсе не невинный мотылек, коим она старается казаться. Это достойная соперница Эльзе Олдем, причем, более преуспевающая не только по части мужчин, но и по части наследования. Автор мастерски чуть приподнял ее маску. Жаль, что осталось непонятным, как Виола отнеслась к известию, что она дочь мисс Норидж, да и вообще, знала ли она об этом. Но эта глава дает основание сильно подозревать Виолу. Думаю, это входило в планы автора. Пожалуй, на этой главе я более всего задумалась и даже начала о чем-то догадываться. Отлично написано!

Агата.

Воинственный Читатель   19.10.2022 10:30   Заявить о нарушении
Виола вся такая особенная, нарядная. И зачем она так нарядилась? Так-с. Слишком стремительная. Из тех прекрасных женщин, которые сперва похвалят, а потом выльют ковшик грязи на человека. Короче говоря. она затмила Пуаро и выдала симпатичную деталюшку про Розу. Беру в работу. А шарик? Прочитав, я постоянно думаю о шарике. Мне нужна правда! Если бы Виола взяла шарик после появление Пуаро, мне бы всё было понятно и это было бы сигналом, на который надо обратить внимание. Но нет! До того. Зачем? Вот в чём вопрос.
Джеймс

Воинственный Читатель   19.10.2022 20:33   Заявить о нарушении
А, может, она выбирает, кого из кавалеров ей предпочтительнее выбрать для своей дальнейшей жизни - для этого и крутит шарик? Но очень уж тайная и расчетливая дама...

Дятел

Воинственный Читатель   19.10.2022 21:58   Заявить о нарушении
+ добавить замечания


Рецензии