Глава 6. Мать Татьяна
Чтобы понять мать Татьяну, мне понадобилось почти двадцать лет! И всё потому, что образ м.Татьяны навязывался батюшкой как положительный. Мало того, отец В внушал мне, что мы с ней похожи как две капли воды и внешне, и внутренне. Это очень сбило меня с толку надолго. Я пыталась с ней наладить отношения. Это было моей ошибкой. Потом (по настоянию отца В) начала ей подражать, это было ещё большей ошибкой. Но обо всем расскажу по порядку.
В первые месяцы проживания в монастыре мне стало плохо на службе от недосыпа, и мать Наталья, медсестра, отпустила меня отдохнуть. Померила давление: 120/100. Но после службы ко мне в келью зашла мать Татьяна. Я проснулась от её шепелявого голоса: «Что, болеешь? Спишь? А мать Елена с больным горлом петь пришла. Сейчас на трапезе читать будет. Ну, лежи, лежи!» У меня забилось сердце, я встала и пошла на послушания.
Мать Татьяну назначили благочинной почти сразу после пострига. Как пришло в голову отцу В благословить её на такую должность, непонятно. Мать Татьяна, оказалось, давно была постоянным клиентом психиатра и глубоко больным человеком. Говорю «была», потому что в нашей жизни её, слава Богу, больше нет, хотя она жива и здорова. Она страдала анорексией, энурезом, бессонницей, дерматитами, вспышками агрессии, депрессией. Все ногти у неё были обгрызены вместе с кончиками пальцев.
Она юродствовала перед всеми, вызывая то щемящее чувство жалости, то волну гнева. То она была смешной и комичной, то грозной, язвительной, жестокой, ревнивой. Все это как-то не вязалось в одном человеке. У неё, по всей видимости, было расстройство личности. Она выводила людей на эмоции очень жёстко, хамила, могла орать в оскорбительном тоне даже на архиереев. Ей было всегда море по колено. Авторитетов для неё не существовало.
Но самое страшное было не в ней. А в том, что отец В представлял её нам как живую страдающую душу, искреннюю и преданную ему. Он многократно призывал нас всех вести себя также как мать Татьяна, умереть за идею, ничего не бояться и БЫТЬ ПРЕДАННЫМИ ЕМУ.
Никто не понимал, что хорошего в поведении ин.Татьяны. Но некоторые старались слепо копировать её. Лично я тоже начала повторять её хамские выходки и много пострадала потом за это. Старшим по возрасту сёстрам вообще было сложно вместить, что мать Татьяна - герой, идущий против системы. Её геройство было показным и на публику. Как говорится на миру и смерть красна. Она была на высоте, пока её покрывал и поддерживал батюшка.
Расскажу коротко, как происходила «борьба за идею». В монастыре кроме отца В служили еще два молодых батюшки. Один выпускник МДА отец Александр, а второй выпускник КДС отец Иван. Отец Александр пел в хоре архим. Матфея Мормыля. Представляю, что он думал о нашем пении, которое невозможно было назвать пением. «Скулёж» или «завывание» подходит больше. На Литургии отец Александр имел обыкновение читать Евангелие с добавлением слов и фраз на русском языке для лучшего усвоения прихожанами. Мать Татьяна решила, что в её компетенции решать эти вопросы и диктовать священникам, как им служить. Отец В поддержал её в этом, видимо, этот подковёрный конфликт тешил и его самолюбие.
После нескольких предупреждений устных и письменных отец Александр продолжил вставлять русские слова и предложения в богослужебные чтения Евангелия. На престольный праздник Влахернской иконы Божией Матери 20го июля 2003 года при стечении народа мать Татьяна только и ждала чтения Евангелия. А услышав ненавистные ей русские слова, она запретила певчим петь. Весь хор стоял на клиросе молча до конца службы. Отец Александр стал сам петь Литургию до конца и служить одновременно. Потому что прерывать Литургию нельзя. Слава Богу, он был не один, а с отцом Иваном.
Отец В говорил, что если начинается пожар или теракт, священник и певчие не имеют права покидать свое место и дослуживают Литургию до конца. Но перевод Евангелия на русский язык оказался хуже пожара и теракта. Это было очень страшное зрелище. Многие соблазнились в тот раз поведением сестёр. Валентина Павловна перестала после этого ездить в Деденево. Начались разбирательства и проверки на высшем уровне. И священноначалие естественно напряглось по отношению к порядкам, царящим у нас в монастыре. Мать благочинная исполняла свою роль артистично, даже маленько переигрывала. У нее было множество масок на все случаи жизни, она тонко и метко подбирала каждую эмоцию под любую ситуацию.
http://proza.ru/2022/11/16/282
Фото ин.Татьяны на фоне храма Нечаянная Радость (из личного архива)
Свидетельство о публикации №222111600229
Продолжаю чтение. Хоть я и бесконечно далёк от того мира, который здесь описан, но читаю с большим интересом.
Святость святостью, а человеческие отношения не лучше, чем у простых мирян и неверующих людей.
Я думал, что в монастырях служат только священники-монахи. Думал, что младший по чину не должен перечить старшему. Как в армии.
Я вот ещё, о чём подумал: тут много специальных терминов, которые надо бы объяснить простому читателю. Чем отличаются различные постриги? Что такое благочинная и прочее. Для лучшего понимания.
С уважением,
Григорий Рейнгольд 14.09.2025 12:34 Заявить о нарушении
1. Святости, честно говоря, не было. Была игра в святость. Под святостью я имею ввиду не святошество или юродство, а реальное состояние благоговения перед Богом и такое же бережное и трепетное отношение к ближним, за которых Христос умер на кресте. И прежде всего ближние - это сестры во Христе. Но на практике мы погрязли в эгоизме, зависти и ревности.
2. Должны, конечно, в женских монастырях служить монахи в возрасте, но за неимением их назначали женатых. Для совершения служб это не принципиально. Но вот для духовного окормления нужен монах, который прошел на своей шкуре этот путь. Отец В был неподходящей кандидатурой на эту роль.
3. Благочинная должна отвечать за порядок, благообразие и чин. Например, пресекать опоздания на молитву и послушания, следить за мирянами-паломниками, чтоб никто не нарушал устав, не кушал тайно, не слушал музыку, не ругался, не выходил с территории монастыря. Благочинная должна следить, чтобы все делалось по благословению батюшки или матушки-игумении.
4. Постриги отличаются по строгости жития и по степени ответственности человека за свои грехи. Как, например, офицер несет совершенно иную ответственность в отличие от рядового срочника. Иноческий постриг подразумевает безбрачие, но обеты вслух не произносятся. Мантийный(монашеский) постриг уже несет множество страшных обетов: девство, послушание всем братьям, нестяжание(нищета ради Христа), пребывание в монастыре до смерти.
Третий очень редкий постриг - великая схима. Он сопровождается еще более страшными обетами. И обычно совершается над очень больными людьми, которые скоро покинут мир, или над очень пожилыми, немощными людьми.
Насчет того, что перечить не должны, это верно. Но здесь ситуация была немного другая. Монастырь только организовался, духовного опыта было ноль, а чинами всех наградили авансом, поэтому просто необходимо было старшим заслужить настоящее доверие младших. Ведь это не казарма, и в идеале все должно быть по любви и согласию. Как и сам Христос говорил "кто хочет быть старшим, да будет всем слуга". И "пастырь добрый душу полагает за овцы".
С уважением,
Эмилия Лионская 15.09.2025 00:30 Заявить о нарушении