Нейрографика как метод самопознания

Быкова Г.Д., Горенская Т.В.

Аннотация: Статья посвящена результатам исследования практического применения метода нейрографики в процессе самопознания, в частности для выявления стереотипов поведения на этапе осознанного самопознания. Сделан вывод о том, что нейрографика как одна из систем общих и общенаучных методов исследования позволяет эффективно выявлять стереотипы поведения и через их переосмысление формировать собственный путь решения возникающих проблем.

Ключевые слова: Самопознание, методы исследования, нейрографика, рефлексия.

НЕЙРОГРАФИКА КАК МЕТОД САМОПОЗНАНИЯ

В современном мире всё больше людей осознанно задаётся вопросами «Кто я?», «Где я?», «Что я здесь делаю?», «Зачем я это делаю?». Самопознание как процесс поиска ответов на поставленные вопросы позволяет человеку приближаться к пониманию собственного существования в мире. Процесс самопознания имеет огромное значении в жизни человека и в жизни человечества в целом, оказывая влияние на формирование всё более разумной и комфортной среды для раскрытия творческого потенциала каждого человека. Для реализации творческого потенциала человеку важно знать методы самопознания и уметь ими пользоваться. Мы считаем, что одним из наиболее перспективных современных методов самопознания является метод «Нейрографика». В статье приводятся результаты использования метода в процессе самопознания группой участников, исследующих тему «Нейрографика как метод самопознания».

Проблема познания человеком самого себя обсуждалась во все времена. С древности до настоящего времени не потеряло своей актуальности изречение «Познай самого себя». «Кто знает себя, – утверждал Сократ, – тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живёт счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий» [6 IV. 2. 26].

В научной литературе, посвящённой проблематике самопознания, утверждается важность познания человеком не только внешнего мира, но и самого себя. В статье В.В. Байлук "О природе самопознания" [3] приведены некоторые определения понятия "самопознание", которые помогут увидеть обширность изучаемого современными учёными материала.  А.С. Спиркина рассматривает самопознание с точки зрения целостной оценки «самого себя и своего места в жизни». У В.Г. Маралова «самопознание – это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми». С.А. Минюрова определяет самопознание как процесс, посредством которого человек получает знания о себе. Г.К. Чернявская природу самопознания раскрывает в взаимосвязи с самим человеком, с тем как реализуются процессы самопознания и самореализации личности в его жизни.

В этих определениях понятие "самопознание" соотносится с разными проявлениями человека в процессе самопознания. С учётом того, что самопознание является неотъемлемой частью процесса познания как такового, наиболее общее определение понятия «самопознание» формулируется как «такое познание, в котором субъектом и объектом является отдельный индивид» [3 с.29]. В таком контексте вышеприведённые определения понятия «самопознание» являются содержанием самопознания как «отражение индивидом самого себя и формирование определённого образа своего «я» [там же].

На основе этого образа своего «я» человек строит собственную жизнь, взаимодействуя с природой, с собой, с другими людьми, с окружающим пространством, реализуя себя в деятельности. Д.Г. Трунов в статье «Этапы и стратегии самопознания» [9] справедливо отмечает, что «самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности» [9 с.78], которая соответствующим образом проявляет себя в деятельности. Опыт реализации себя в деятельности формирует понимание "Какой я?", что является основой для осознанного ответа на вопросы «Где я?», «Что я здесь делаю?», «Зачем я это делаю?».

Самопознание, как и всякая познавательная человеческая деятельность, связано с таким понятием как "метод". О методе научного исследования в учебном пособии для студентов сказано, что "это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определённую последовательность действий, приёмов, операций» [13 с.41].

В статье Едроновой В. Н., Овчарова А. О. «Система методов в научных исследованиях» [5] даются ответы на вопросы, «что включает в себя система методов научного исследования, каково содержание каждого из научных методов, чем эмпирические методы научного исследования отличаются от теоретических методов» [5 с.33]. Выделяются три типа методов исследования. Во-первых, методы общие для познания как такового: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Во-вторых, общенаучные методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, и методы теоретического исследования: идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования. В-третьих, методы исследования, характерные только для научного познания и использующиеся конкретной наукой.

Важно отметить, что методы используются не отдельно друг от друга, а в некой системе, отвечающей поставленной исследовательской задаче. В психологии и педагогике для исследования процесса познания человеком самого себя применяются общие и общенаучные методы исследования, которые зачастую объединяются в системы методов, начинающихся с части "само-" (самообразование, самовоспитание, самосознание, самоопределение, самоуправление и др.).

Процесс познавательной человеческой деятельности постоянно открывает новые стороны бытия, требующие для их научного исследования новых систем методов, новых приёмов и способов, включающих при этом в себя уже известные. Особенно это проявляется в наш стремительно развивающийся информационный век, который остро обозначил проблемы в области принятия решений для всякой сферы человеческой деятельности, как производственной и общественной, так и личной. В каждой из этих сфер деятельности результативность зависит от компетенции того (тех), кто принимает решение, т.е. от конкретных людей, от их качеств и от их уровня компетенций. Научное исследование проблем в области принятия решений явилось причиной для поиска метода, помогающего человеку найти оптимальное решение возникшей задачи. Результатом стала разработка метода «Нейрографика», о чём идёт речь в статье П.М. Пискарёва «Предпосылки формирования метода «Нейрографика» [7].

В самых общих чертах суть метода «Нейрографика» в том, что «метод использует графические приёмы, заданные изначально и направленные на преобразование свободно сформированной репрезентации с помощью них» [7 с.341]. С точки зрения проблемы принятия решения нейрографика - это метод, который «основан на практике рисования, сопряжённого с актуальными задачами рисующего» [8 с.6], т.е. «объектом рисования в нейрографике является субъект» [там же с.80]. Такое определение метода «Нейрографика» делает правомочным отнесение его к методам самопознания, которое определяется как такое познание, в котором субъектом и объектом является отдельный индивид, о чём в статье речь шла выше.

Результаты практического применения нейрографики, опубликованные в научных статьях, подтверждают эффективность метода в сфере деятельности психологов [10], [11] в практике управления коммуникациями [1], в обучающем процессе в вузе и школе [4], [12], в медицинской практике [2] и др.

Выбранная для исследования область практического применения нейрографики в самопознании основано на том, что процесс самопознания имеет свою логику развития и, соответственно, определённые этапы, связанные с особенностью развития человека. Он начинается с детства как «первичное самопознание – знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей» [9 с.79]. Такое самопознание происходит через безусловное восприятие мнения окружающих и создание своего «я», которое полностью формируется другими. На этапе первичного самопознания (детство, подростковый возраст, юность) происходит закрепление в своём «я» стереотипов поведения, транслируемых другими.

По мере того, как накапливается противоречие между стереотипным представлением о своём «я» и опытом собственной жизни, возникает потребность в переосмыслении представлений человека о себе самом, что соответствует новому этапу как «осознанному самопознанию» [9 с.80], когда человек способен определять себя не на основе мнения и стереотипов поведения других, а исходя из своих представлений о самом себе. На этапе осознанного самопознания начинает проявляться критическое отношение человека к событиям в своей жизни, к его отношениям с другими, к проявлениям собственных эмоций, к своей деятельности, что вызывает внутренний дискомфорт как ощущение что «со мной что-то не так», что «утрачена внутренняя гармония» как понимает её сам человек. 

Изучить возможность с помощью нейрографики выявить стереотипы первичного самопознания, через их переосмысление увидеть свой собственный путь решения возникающих запросов, тем самым способствуя восстановлению внутренней гармонии – такова цель исследования темы «Нейрографика как метод самопознания».

Группа участников исследования первоначально состояла из 16 человек, которые до начала занятий встречались, обмениваясь опытом самопознания. В составе группы учителя, воспитатели, логопед. визажисты, бухгалтер, предприниматели, пенсионеры. Возраст участников от 35 до 63 лет. На протяжение 6 месяцев проводились групповых занятий один раз в неделю по 3 часа. Кроме того, для желающих проводились индивидуальные занятия (6 – 7) по 1 – 1,5 часа.

Самые частые запросы (проблемы), с которыми обращались участники, это проработка страхов и неуверенности; потеря смысла жизни; эмоциональная нестабильность; внутреннее напряжение; поиск внутренней гармонии; отсутствие любви к себе; поиск себя; поиск направления движения в жизни; поиск смысла жизни – запросы, которые характерны для осознанного самопознания.

В качестве оценки состояния внутреннего равновесия (эмоциональное состояние) использовалась 10 бальная шкала. На занятиях для отслеживания эффективности применения метода нейрографики участникам предлагалось регулярно фиксировать своё внутреннее равновесие. На первых занятиях внутреннее равновесие у 80% участников группы не превышало 2-3 балла. Все участники имели набор «травмирующего опыта прошлого», которое, по их мнению, мешает полноценно развиваться и жить в радости.

В течение первых двух месяцев проходила кропотливая работа освоения приёмов и техник нейрографики и особенностей их применения. Постепенно процесс стабилизировался.

Исследование нейрографики как метода самопознания проводилось на основе алгоритма снятия ограничений (АСО) [8]. Каждый пункт алгоритма имеет своё название.

Первый пункт – Тема 1.0.  «Тема – это та задача, которую вы хотели бы решить с помощью нейрографической работы» [8 с.102]. Каждый участник из своего внутреннего ощущения выбирает проблему (запрос), что беспокоит лично его, и с которой ему важно разобраться на данный момент времени. Актуализация темы происходит через запись на листе бумаги в течение двух минут всех слов, что приходят на ум как связанные с проблемой, затем их анализ. На этом этапе у двух участников поднималось сильнейшее внутреннее сопротивление, эмоциональная реакция и прекращение работы. По мере приобретения опыта сосредотачиваться на проблеме и отслеживать связанные с ней слова, все участники освоили данный пункт.

Второй пункт – Композиция/Выброс. «Не отрывая маркер от бумаги, в течение трёх секунд делайте быстрый «выброс» эмоций» [там же с.102]. Каждому участнику, сосредоточив внимание на эмоциональном состоянии, связанном с проблемой, необходимо с помощью маркера на белом листе бумаги быстро и резко начертить фигуру выброса, тем самым сбросив своё внутреннее накопившееся напряжение (личные переживания). На начальном этапе занятий 80% участников не позволяли себе (не могли) сделать выброс, считая чем-то постыдным (по их отзывам) проявление своих зажатых внутри эмоций. Постепенно все научились проявлять своё эмоциональное состояние на бумаге, даже если возникало внутреннее сопротивление.

Третий пункт – Сопряжение (округление). «На вашем рисунке будет много углов, ведь, как мы говорили, любые две линии при пересечении образуют четыре угла. Ваша задача — скруглить их все» [там же с.104]. Каждый участник, полностью погружаясь в себя, округлял все углы на пересечениях линий, образующих фигуру выброса. На этом этапе 30% участников категорически не могли начать выполнять округление, 50% округляли с жёстким внутренним сопротивлением, 20 % спокойно выполняли округление. Регулярная практика округления постепенно сняла барьер самого процесса округления маркером, позволяя при этом участнику наблюдать своё внутреннее сопротивление.

Четвёртый пункт – Интеграция. «Существуют две формы объединения, два шага, каждый из которых даёт свой эффект» [там же с.108]. Первая форма интеграции – фигура и фон. «В нейрографике фон — это внешний мир, а наш выброс — это мы сами. …Возьмите маркер и дорисуйте дополнительные линии, стараясь гармонизировать уровень напряжения снаружи и внутри фигуры. Линии должны быть связаны между собой, пересекаться и выходить за край бумаги, как если бы плоскость листа не имела границ» [там же с109]. Каждый участник с помощью нейрографических линий и фигур объединял на рисунке всё в единое целое, тем самым вписывая себя в пространство социума, формируя гармоничные взаимоотношения с окружающими. На этом этапе у 20% участников сопротивление проявлялось в том, что участник не мог (не хотел) проводить линии в пространство социума. Регулярное проговаривание простых очевидных фактов о единстве всего пространства, где каждый человек есть его часть, и каждый миг он с кем-то или с чем-то взаимодействует, даже если не осознаёт этого, постепенно снимало напряжение. Эту форму интеграции освоили все участники. Вторая форма интеграции – Большие фигуры (архетипирование). «Посмотрите на вашу работу. Возьмите цветные карандаши и объедините цветом несколько фрагментов одним движением. Получилась большая цветная фигура» [там же с.111]. Каждый участник с помощью цветных карандашей раскрашивал группу фрагментов одним цветом, другую группу – другим цветом так, как ему хотелось. Сопротивление на этом этапе проявилось у трёх участников, один из которых не смог его преодолеть и покинул группу. Два других участника постепенно справились с сопротивлением.

Пятый пункт – Линии поля. «Линии поля — это сквозные линии, проходящие через весь рисунок, в некоторых местах по уже существующим линиям. Они встраиваются в изображение путём скругления углов, которые образуются на пересечениях. Линии поля подхватывают вашу тему и несут решение в пространство» [там же с.117]. Проводя линии поля, каждый участник старался внутренне настроиться на взаимодействие со всем пространством, гармонизируя себя с ним для решения своей проблемы. Сопротивление на этом этапе возникало у 30% участников группы, был страх провести не так линию (вдруг я всё испорчу), либо после проведения линии появлялось раздражение, рисунок переставал нравиться, было желание порвать его, или совсем прервать занятие. Через проговаривание того, каким образом проявляется ощущение сопротивления на этом этапе, постепенно приводило участника к пониманию, что отсутствует доверие. Само понимание причины сопротивления помогло справиться с сопротивлением.

Шестой пункт – Фиксация. «Фиксация – это выделение самой значимой фигуры. Посмотрите на свой рисунок. Какую фигуру вы считаете самой важной? Какая из фигур кажется вам идеальной для решения поставленной задачи в заданной вами теме? Выделите эту фигуру черным или другим темным маркером» [там же с.118]. Каждый участник, доверяя своей интуиции, выделял фигуру, которая придавала ему уверенность в решении его проблемы. «Фиксация – это принятие решения. Фиксация — это завершение работы. Если работа не нравится, нет никакого удовлетворения и впечатление даже негативное – фиксацию можно не делать. Потому что фиксацией мы как бы закрепляем свое новое состояние в этой теме» [там же с.120]. На этом этапе сопротивления ни у кого из участников не было.

Седьмой пункт – Стилизация. Каждый участник на этом этапе доводит работу до состояния, когда она самому нравится, когда он получает эстетическое наслаждение от работы, которое автоматически запускает процесс осмысление по новому своей проблемы. На этом этапе у участников сопротивления не было.

Восьмой пункт – Тема 2.0 (Переосмысление темы). «Теперь, когда весь алгоритм пройден, настало время подвести итоги вашей работы. Вспомните свою тему. Каков образ вашей ситуации сейчас? Прислушайтесь к своим ощущениям. Что вы думаете о своей задаче теперь? Запишите на листе бумаги свои осознания (инсайты), свои размышления и комментарии по поводу этой задачи. Запланируйте действия, которые приведут вас к результату, или просто насладитесь созерцанием своей работы и ощущением от процесса» [там же с.120]. По окончании процесса рисования каждый участник озвучил полученный эффект от проработки проблемы, результат её переосмысления, осознание источника её возникновения и понимание дальнейших шагов. На этом этапе сопротивления ни у кого из участников не было.

Для успешного прохождения всех пунктов алгоритма важно было использование рефлексии. Под рефлексией понимается «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний на основе жизненного опыта» [3 с.29]. При прохождении каждого пункта алгоритма в процессе создания нейрографического рисунка участникам необходимо было отслеживать своё психическое состояние по четырём точкам внимания: видение, эмоции/чувства, ощущения, смыслы/ мысли.

Видение. Каждый участник каждый момент времени видел свою картину внешнюю как то, что рисовал на листе бумаги при прохождении алгоритма, в то же время видел картину внутреннюю как изменение своего сознания в процессе рисования.

Эмоции, чувства. Во время работы каждый участник на каждом этапе проживал свои личные чувства и эмоции, которые постоянно менялись в зависимости от этапа алгоритма.

Ощущения. У каждого участника были свои личные ощущения и переживания (тактильные ощущения, сенсорные реакции тела, реакции на запахи и на звуки, динамика движения…). Тело человека является самым честным индикатор того, что происходит с нами.

Смыслы/мысли. Каждый участник находил лично для себя смысл происходящего с ним, при этом отслеживая мысли, приходящие в его голову. В зависимости от того, какой смысл человек придавал тому, как менялось его состояние, и какие мысли у него появлялись в данный момент времени, возникало новое видение решения запроса.

Через три месяца все участники научились чувствовать и отслеживать малейшие изменения, происходящие с ними во время занятий.

По окончании исследования в группе осталось 13 человек. Тестирование показало, что внутреннее равновесие у 80% участников группы составляет стабильные 7 баллов.

В результате шести месяцев занятий нейрографикой каждый участник увидел и осознанно прожил психологические травмы, страхи, негативные чувства и эмоции – последствия проявления стереотипов этапа первичного самопознания. В процессе наблюдения за собой каждый участник научился лучше понимать себя, принимать себя, осознавать происходящее с ним и в нём, проживать жизнь в соответствии со своим «я». Такова полученная обратная связь участников.

На основании полученных результатов исследования темы «Нейрографика как метод самопознания» можно констатировать следующее:

1. Метод "Нейрографика" как одна из систем общих и общенаучных методов исследования позволяет выявить стереотипы первичного самопознания, через их переосмысление увидеть свой собственный путь решения возникающих проблем (запросов), тем самым способствуя восстановлению внутренней гармонии как понимает её сам человек;

2. Структура алгоритма нейрографики способствует человеку глубже погружаться внутрь себя, больше и лучше понимать, принимать и осознавать себя, свой потенциал, свои возможности;

3. По мере накопления опыта в освоении алгоритма человек знакомится с собой, обращая внимание на своё тело, как в нём через ощущения проявляют себя чувства, эмоции, образы, мысли.

Познавая себя, человек познает мир, а приводя себя в гармоничное состояние, человек творит гармоничный мир.
 
Литература
 
1. Абрамова Л.Ю. Управление коммуникациями с помощью нейрографики // Восточно-Европейский научный журнал. – 2021. – № 12-4 (76). – С. 51-54
2. Ананьева Е.П. Нейрографика, как арт-терапевтический метод сопровождения онкопациенток в стрессовой ситуации химиотерапии //
 Психология и психотехника. – 2018. – № 3. – С. 101-112.
3. Байлук В. В. О природе самопознания // Педагогическое образование в России. –2018. – № 5. – С. 27-34
4. Данилевич Т.А. Нейрографика как метод снятия эмоционального напряжения в адаптации первоклассника к школе // В сборнике: Культурно-образовательное пространство современного города: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Под редакцией Э.И. Медведь, Г.В. Ганьшиной. – Москва, – 2022. – С. 242-245.
5. Едронова В. Н., Овчаров А. О. Система методов в научных исследованиях // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. –№ 10 (313). – С. 33-47
6. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М.: Наука, ИФ РАН, 1993. – 379с.
7. Пискарёв ПМ Предпосылки формирования метода "нейрографика» //
 Методология современной психологии. – 2016. – № 6. – С. 335-343
8. Пискарёв П.М., Нейрографика: алгоритм снятия ограничений / – М.: ЭКСМО, – 2020, –224с
9. Трунов Д.Г. Этапы и стратегии самопознания // Развитие личности. – 2009. – № 1. – С. 78-85
10. Симонов П.А. Применение нейрографики как метода интегративной психологии в антикризисной работе // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2022. – № 1 (43). – С. 165-172.
11. Усатых Г.Н. Коррекция тревоги и профилактика панических атак методом нейрографики // Молодой учёный. – 2020. – № 22 (312). – С. 485-490.
12. Чушикина Е.Ю., Винарчик Е.А. Нейрографика как способ борьбы со стрессовыми ситуациями в обучении в вузе // Ярославский психологический вестник. – 2021. – № 1 (49). – С. 70-74.
13. Методы и средства научных исследований: учебное пособие / Екатеринбург. – 2017. – С.152

Красноярск 2022


Рецензии